Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты использования технологии витагенного обучения на уроках геометрии 7
1.1. Особенности организации процесса обучения в условиях реализации
требований ФГОС 7
1.2. Характеристика технологии витагенного обучения 15
1.3. Педагогические условия реализации технологии витагенного обучения
на уроках геометрии в 8 классе 25
Вывод по первой главе 31
Глава 2. Методика реализации технологии витагенного обучения на уроках геометрии в 8 классе 33
2.1. Содержание обучения геометрии в 8 классе на основе технологии
витагенного обучения 33
2.2. Организация обучения геометрии в 8 классе на основе технологии
витагенного обучения 43
2.3. Описание организации и результатов экспериментальной работы 52
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложения 68
Приложение А. Комплекс заданий в контексте технологии витагенного обучения 68
Приложение Б. Технологические карты уроков 76
Приложение В. Контрольные работы 104
Приложение Г. Спецификация для контрольных работ 106
Приложение Д. Диагностика мотивации к школьному обучению 107
Актуальность исследования. Изменения, которым подвергается система российского образования, определяют цели и задачи общего образования на современном этапе. В настоящее время возникает необходимость в пересмотре направления образования: главным вектором является получение не только предметных навыков, а развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей. Для этого требуется создание соответствующей образовательной среды, которая способствует эмоционально-ценностному, социально-личностному и познавательному развитию самого обучающегося, но при этом должна сохраняться индивидуальность ученика. Созданию соответствующей среды в процессе обучения математики способствует использование технологии витагенного обучения. В отличие от других технологий, которые используют жизненный опыт обучающегося, как вспомогательный материал, технология витагенного обучения позволяет выстроить процесс с основой на накопленную витагенную информацию в процессе жизни обучающегося, что позволяет обучающемуся более осмысленно изучать новый материал. Также обучение на основе данной технологии формирует навыки использования полученных знаний на практике в дальнейшей жизни обучающегося.
Исследования в области процесса обучения по технологии витагенного обучения имеют давний и многогранный характер. Основоположником данной технологии является А.С. Белкин, которую он представил в работе «Теория и практика витагенного обучения. Голографический подход» в 1999 году. Но в отечественной науке еще не до конца изучили данный вопрос, поэтому данная технология применяется в процессе обучения лишь контекстно, не опираясь на нее. Несмотря на это некоторые ученые занимались этим вопросом раннее и занимаются в настоящее время. Например, В.А. Кривенко рассматривает вопрос содержания технологии витагенного обучения. Некоторые ученые такие как Г.Ю. Дзюбо, Т.С. Шумейко, О.И. Ершова, И.В. Тимонина и другие исследуют применение данной технологии в высших учебных заведениях. М.А. Волкова рассматривает применение технологии витагенного обучения на уроках географии, Л.Л. Попова на уроках литературы, А.О. Серегина, К.Н. Колесникова, на уроках иностранного языка.
Анализ научной литературы показал, что достаточно подробно разработаны теоретические аспекты технологии витагенного обучения, а вот методические аспекты реализации данной технологии в процессе обучения конкретным предметам, в том числе геометрии, разработаны недостаточно.
В результате анализа теоретических исследований по обучению по технологии витагенного обучения в общеобразовательных учреждениях средствами предметной области «Геометрия» позволил определить ряд противоречий:
- между использованием жизненного опыта обучающегося как основы для проектирования содержания и организации процесса обучения в соответствие с требованиями ФГОС и использованием витагенной информации обучающихся как второстепенного фактора;
- между потенциальными возможностями технологии витагенного обучения в достижении образовательных результатов по геометрии в соответствии требованиям ФГОС и недостаточной разработанностью методических аспектов организации обучения геометрии в логике технологии витагенного обучения;
Потребность в разрешении вышеназванных противоречий обусловливает актуальность нашего исследования и определяет проблему, которая заключается в поиске результативных методических решений по использованию технологии витагенного обучения в процессе обучения геометрии в 8 классе.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в
общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: методика использования технологии
витагенного обучения на уроках геометрии в 8 классе
Цель исследования заключается в разработке методики обучения геометрии в 8 классе общеобразовательного учреждения, обеспечивающей результативность развития универсальных учебных действий.
В результате теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы нами были охарактеризованы особенности организации процесса обучения в условиях требований ФГОС. В качестве основных особенностей организации обучения выступают: изменение ролей субъектов, в современном образовании обучающийся выступает не объектом процесса обучения, а субъектом, роль обучающегося - ведущая, роль учителя - сопровождение обучающегося. Главным принципом при организации процесса обучения является самостоятельное получение знаний обучающимся, в следствие чего фронтальная форма организации обучения отходит на задний план, приоритетной является групповая и индивидуальная форма.
На основе теоретического анализа научной литературы были сформулированы основные цели, задачи и принципы технологии витагенного обучения. Технология витагенного обучения предполагает обучение основанное на жизненном опыте обучающегося. Важной категорией витагенного обучения является голографический метод проекций, который описывает индивидуальность обучающегося как точку соединения многочисленных векторов движения. Г олографический метод проекций - это система образовательных способов, технологий обучения, направленная на объемную многомерную подачу изучаемого материала, соответствующую особенностям многомерности восприятия окружающего мира и запаса жизненного опыта. Также нами были рассмотрены 9 приемов для реализации технологии голографического метода, которые позволяют сформировать социальный образ личности ученика.
Также нами была разработаны педагогические условия для обучения геометрии в 8 классе по технологии витагенного обучения: контекстность обучения, актуализация витагенного опыта обучающихся через включение практико-ориентированных заданий, развитие внутренней мотивации, создание проблемно-рефлексивного пространства обучения, создание положительного эмоционального фона и ситуации «успеха».
В процессе исследования были сформулированы требования к содержанию обучения геометрии в 8 классе на основе технологии витагенного обучения: содержание заданий должно быть основано на жизненном опыте обучающегося, содержание задания должно быть связано с различными дисциплинами, содержание заданий должно предполагать поиск обучающимися творческих и нестандартных способов и методов решения, задание должно быть представлено в виде ситуации успеха для создания положительного эмоционального фона.
Также были разработаны методические рекомендации для организации обучения геометрии в 8 классе на основе технологии витагенного обучения. Методические рекомендации представляют собой технологический алгоритм, состоящий из 7 этапов: подготовительный, информационно -
просветительский, исходная диагностика, содержательно-технологический, корректировка витагенного опыта, итоговая диагностика, планово-прогностический. Использование данного алгоритма вариативно, что предоставляет возможность использовать его на любом виде урока.
Эффективность разработанных методических рекомендаций проверили в ходе экспериментальной работы. Исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №8» Железнодорожного района г. Красноярска (8 «В» класс). На момент проведения экспериментальной работы в классе обучалось 26 человек, среди которых большой процент составляли неуспевающие ученики.
Полученные данные в ходе эксперимента позволяют утверждать, что уровень предметных навыков, запас витагенного опыта обучающихся, а также мотивация повысились.
Таким образом, все поставленные задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования достигнута.
Практическая ценность нашей работы заключается в том, что предложенные методические рекомендации и комплекс заданий может быть использовать в реальном процессе обучения геометрии 8 классов.
1. Абасов З. А. Формирование субъектной позиции ученика в учебной деятельности как средство повышения ее воспитательного потенциала // От советской школы к российской школе XXI века: вопросы воспитания. - 2021. - С. 153-156
2. Арюкова Е.А., Кривошеева В.С., Пирогова А.С. Исследование кейс- технологий в образовательном процессе на уроках естественно-научного цикла: обзор отечественных исследований // БГЖ. 2020. №4 (33).
3. Байдикова Т. В., Токмакова Ю. В. Мотивация студентов аграрного вуза принимать участие в обучении профессиональному иностранному языку на основе интегрированного предметно-языкового обучения //Державинский форум. - 2020. - Т. 4. - №. 14. - С. 145-153.
4. Белкин А. С. Теория и практика витагенного обучения. Голографический подход //Образование и наука. - 1999. - №. 2. - С. 2.
5. Белкина Ю. А. С. Юбилей АС Белкина //Образование. - 2010. - №. 9. - С. 77.
6. Бердникова М. Н., Прияткина Н. Ю. Проектная деятельность как способ формирования инновационной активности студентов // Успехи современного естествознания. - 2011. - №. 8. - С. 154-155
7. Бродский Я. С., Павлов А. Л. О роли обучения геометрии в развитии
универсальных учебных познавательных действий //Донецкие чтения 2021: образование, наука, инновации, культура и вызовы
современности. - 2021. - С. 8-10.
8. Ваганова О.И., Абрамова Н.С., Максимова К.А. Профессионально-ориентированные образовательные технологии // БГЖ. 2019. №4 (29).
9. Валеев И. И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции / И. И. Валеев // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 4(53). - С. 353-360.
10. Вербицкий А. Контекстное обучение в компетентностям подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11.
11. Виниченко Т. Н., Ковалева М. А., Свиридова Т. Н. Творческий потенциал студентов: критерии оценки и уровни сформированности // главный редактор. - 2021. - С. 25.
12. Ганиева М. А., Жумаева Ш. Х. Формирование методов групповой работы с учащимися общеобразовательных школ // Вопросы науки и образования. 2018. №10 (22)
13. Грушевая Д. Д., Герцог Е. М. Контекстные задачи в обучении физике // Студенческий форум. - 2022. - С. 16.
14. Гусинский Э.Н. Этапы обретения компетентности / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова; под ред. В.И. Белопольского, И.Н. Трофимовой. // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. Конф. - М.: Институт психологии РАН, 2018. - 47 с
15. Даутова О. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. - Litres, 2022...43