Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мультимедийная визуализация как средство формирования иноязычных коммуникативных навыков на уроке английского языка в 5 классе

Работа №157240

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2019
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования иноязычного коммуникативного навыка в процессе обучения иностранному языку..10
1.1 Формирование иноязычных коммуникативных навыков 10
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающегося среднего
школьного возраста 19
1.3 Особенности использование принципа наглядности в процессе
формирования иноязычных коммуникативных навыков на уроке иностранного языка 25
Выводы по первой главе 34
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по формированию иноязычного коммуникативного навыка средствами мультимедийной визуализации на уроках иностранного языка 36
2.1 Мультимедийные средства в обучении иностранному языку 36
2.2 Анализ содержания учебно-методического комплекта (УМК) Spotlight
«Английский в фокусе» 5 класс 45
2.3 Разработка комплекса упражнений с использованием мультимедийной
наглядности в процессе формирования иноязычного коммуникативного навыка 50
2.4 Описание и результаты опытно - экспериментальной работы 56
Выводы по второй главе 76
Заключение 78
Библиографический список 81
Приложение А 87
Приложение Б 92
Приложение В 97
Приложение Г 98
Приложение Д 99
Приложение Е

Инновационные технологии проникают во все сферы жизни. Современный обучающийся живёт в мире электронной культуры. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с обучающимся. На сегодняшний день ни один урок не проходит без использования ИКТ. Использование новых информационных технологий на уроках английского языка способствует ускорению процесса обучения, повышает интерес обучающихся к предмету, улучшает качество усвоенного материала, позволяет индивидуализировать процесс обучения. Уроки иностранного языка с применением ИКТ отличаются разнообразием построения, эффективностью.
Речевое общение является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Очень трудно научить обучающихся говорить на изучаемом языке в условиях учебного процесса в школе. Для того, чтобы обучающийся мог высказаться, ему необходима потребность в высказывании. Мотивированность является главным условием для этого процесса. Создать мотивацию для возникновения коммуникации помогают мультимедийные средства наглядности, которые выступают в роли основы, на которых строится речь. Благодаря этим материалам создаются ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация, с помощью которой обучающиеся имеют возможность имитировать жизненные ситуации и реакции на эти ситуации.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что использование мультимедийной визуализации в иноязычном образовании только получает свое распространение. Как показывает практика иноязычного образования в России, принцип наглядности всегда был одним из основополагающих принципов обучения ИЯ. Использования визуализации характерно для всех этапов обучения, область ее применения постоянно расширяется.
Но проблема заключается в том, что, не смотря на значительное распространение мyльтимедийной визуализации, ее использование в процессе обучения зачастую игнорируется. В учебных заведениях преобладают традиционные уроки по учебнику, в которых наблюдается отсутствие достаточного количества упражнений для развития иноязычных коммуникативных навыков и недостаточность наглядной зрительной информации.
Все это определило выбор темы данного исследования: «Мультимедийная визуализация как средство формирования иноязычных коммуникативных навыков на уроке английского языка в 5 классе».
Объектом исследования является процесс формирования иноязычных коммуникативных навыков обучающихся 5 класса.
Предметом данного исследования является мyльтимедийная визуализация на уроке иностранного языка.
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности использования мyльтимедийной визуализации в процессе формирования иноязычных коммуникативных навыков обучающихся 5 класса на уроках иностранного языка.
Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
- конкретизировать понятие иноязычные коммуникативные навыки
- определить основные особенности обучения школьников среднего звена;
- рассмотреть виды и функции мyльтимедийной визуализации;
- описать процесс формирования иноязычных коммуникативных навыков посредством применения мyльтимедийной визуализации и определить эффективность ее использования на уроках иностранного языка;
- внедрить разработанный комплекс упражнений по формированию иноязычных коммуникативных навыков с применением мультимедийной визуализации на уроке иностранного языка;
- проверить опытно-экспериментальным путем результативность использования мультимедийной визуализации, способствующей формированию иноязычных коммуникативных навыков.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
-теоретические методы: анализ научно-методической, психолого-педагогической и методологической литературы, изучение нормативно-программной документации по теме исследования; обобщение результатов исследований.
-эмпирические методы: метод наблюдения, описания, мониторинг за учебным процессом с целью выявления индивидуальных особенностей, уровня сформированности иноязычных коммуникативных навыков обучающихся.
-диагностические методы: интерпретация и обобщение, сравнение, эксперимент по внедрению методической разработки к учебнику.
- методы статистической обработки данных опытного обучения.
Теоретическую основу исследования составили: нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам в средней школе; положения и выводы, содержащиеся в трудах по методике и психологии обучения иностранным языкам: Гальскова Н.Д., Занков Л.В., Зимняя И.А., Коменский Я.А., Пассов Е.И., Песталоции И. Г., Подласый И. П., Ушинский К.Д., Выготский Л.С., Щукин А. Н., Brumfit S. в области использования мультимедийной визуализации в процессе обучения иностранным языкам: Кащук С.М., Воген Т, Мохова А.С., Иоффе А.Н, Gilbert J.K., Prensky M.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что использование мyльтимедийной визуализации на уроках иностранного языка будет способствовать формированию иноязычных коммуникативных навыков обучающихся.
Результаты и их новизна:
Рассмотрены и конкретизированы понятия «иноязычные коммуникативные навыки», «мультимедиа», описаны психолого-педагогические особенности обучения обучающихся средней ступени обучения, в том числе формирование навыков общения у обучающихся на уроках иностранного языка, разработан комплекс упражнений с использованием мyльтимедийной визуализации на уроках иностранного языка, даны результаты диагностирования обучающихся 5 классов по окончании апробации эксперимента.
Научно-практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования при обучении английскому языку в средней школе. Возможно использование результатов исследования в курсе методики обучения иностранным языкам, при разработке учебно-методических пособий и курсов по иностранным языкам.
Сведения об апробации:
Апробация осуществлялась путем выступлений на следующих научно-практических конференциях: VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» в рамках VI Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (КГПУ им. В.П. Астафьева 2017).
Результаты исследования внедрены в образовательный процесс МАОУ "Красноярская университетская гимназия №1 Универс"(5 классы).
Также результаты исследования отражены в научных публикациях: «Мультимедийная визуализация наглядных материалов как средство формирования готовности учащихся к иноязычной коммуникации» (Приложение А), которая размещена в материалах сборника VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» (Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018) (РИНЦ); «Моделирование речевых ситуаций на основе мультимедийной визуализации наглядных материалов при обучении иностранному языку» (Приложение Б) в сборнике VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» в рамках VII Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева 2018) (РИНЦ).
Структура работы определена поставленными задачами. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы составляет 103 страницы машинописного текста.
Во введении дается обоснование выбора данной темы, ее актуальность, формулируются цели, задачи, объект и предмет работы, определяются методы и материал исследования.
В первой главе дается характеристика иноязычным коммуникативным навыкам, описывается процесс их формирования. Кроме того первая глава включает в себя психолого-педагогическую характеристику обучающихся среднего школьного возраста, а также рассматривается принцип наглядности, описываются его основные виды и функции.
Во второй главе описывается характеристика мультимедийной визуализации в обучении, а также процесс создания и описание этапов и экспериментальной проверки эффективности применения мультимедийной визуализации в процессе формирования иноязычных коммуникативных навыков на уроках иностранного языка в 5 классе.
В заключении обобщаются результаты исследования.
Библиографический список включает 63 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, а также справочные издания.
В Приложение включены материалы опытно - экспериментальной работы: упражнения с использованием мультимедийной визуализации

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение иностранного языка в современном мире - это один из самых важных составляющих аспектов современного, успешного человека. Знание хотя бы одного иностранного языка расширяет кругозор, позволяет узнать культуру и обычаи другого народа.
В постоянно меняющемся мире формирование иноязычных коммуникативных навыков в процессе обучения иностранному языку играет важную роль. Еще в прошлом столетии от обучающихся требовались отличные грамматические и лексические знания, а уже сегодня мы должны воспитать личность, готовую и способную осуществлять коммуникацию на иностранном языке. На первый план выходят коммуникативные навыки, уважение партнера по беседе, его культуры и страны. В первую очередь процесс общения строится на устной речи, однако для того чтобы достичь высокого уровня ее сформированности необходимо приложить много усилий.
Решение данной проблемы требует новых подходов к организации процесса обучения, совершенствованию его форм и методов, одним из которых является использование принципа наглядности в процессе обучения иностранному языку.
Мы рассмотрели мультимедийную визуализацию как средство обучения, виды наглядности, используемые на уроках иностранного языка, ее роль и пришли к выводу, что наглядность является важнейшим средством обучения в процессе формирования иноязычного коммуникативного навыка при обучении английскому языку в 5 классе.
В рамках данного исследования были рассмотрены такие понятия как «иноязычный коммуникативный навык», «мультимедиа», «визуализация». Были выявлены критерии сформированности иноязычных коммуникативных навыков обучающихся 5 класса.
По нашему мнению, мультимедийная визуализация в процессе формирования иноязычного коммуникативного навыка при обучении английскому языку в 5 классе, основана на психологических особенностях школьников среднего звена. Обучающиеся являются в больше мере визуалами, и воспринимают информацию через зрительные опоры. Мы считаем, именно поэтому мультимедиа является эффективным средством обучения.
Учебный материал воспринимается обучающимися легче, если они подкрепляются конкретными примерами и образами.
Также мы провели и описали опытно - экспериментальную работу, которая состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. Нами был разработан и апробирован комплекс упражнений с использованием мyльтимедийной наглядности на уроках английского языка в экспериментальной группе 5 класса.
На начальном этапе опытно - экспериментальной работы был выявлен уровень сформированности иноязычного коммуникативного навыка, который показал, что обучающихся недостаточно хорошо сформирован иноязычный коммуникативный навык, и многие из них не готовы осуществлять коммуникацию на иностранном языке.
На заключительном этапе опытно - экспериментальной работы нами был проделан сравнительный анализ успеваемости сформированности иноязычного коммуникативного навыка в экспериментальной и контрольной группах. Он показал, что уровень сформированности в экспериментальной группе выше, чем в контрольной..
Мы изучили и опытно - экспериментальным путем раскрыли положительное влияние мультимедийной визуализации на формирование иноязычного коммуникативного навыка при обучении английскому языку в 5 классе.
Разработанный нами комплекс упражнений с применением мультимедийной визуализации в обучении иностранным языкам имеет широкую область применения: введение и актуализация лексического, грамматического и страноведческого материалов, развитие умения строить монологические высказывания, формирование иноязычных коммуникативных навыков, работа с текстами. Преимущество мультимедийной организации учебного языкового материала заключается в возможности изложения и передачи обучающимся в максимально сжатой, доступной и легко усвояемой форме языковых и коммуникативных знаний, умений и навыков за счет интенсификации зрительного восприятия этого материала. Применение визуальных средств на занятиях по иностранному языку являются не только одним из средств обеспечения более качественным овладением языковых и речевых навыков, но также способствует повышению мотивации у обучающихся, активизации их учебной и познавательной деятельности, формированию и развитию критического мышления. Следовательно, активное внедрение и широкое применение комплекса визуальных средств в процесс обучения иностранным языкам приводит к формированию ряда компетенций, и является эффективным средством обеспечения высокого качества лингвистического образования.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, все поставленные задачи выполнены, положения гипотезы подтвердились.



1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]: учеб.-метод. пособие / Азимов Э. Г., Щукин А. Н. - М.: ИКАР, 2015. - 448 с.
2. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. / Н.В. Апатова - М.: «РАО», 2009. - 228с.
3. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе [Электронный ресурс] URL: https://helpiks.org/6-46474.html(дата обращения 2.08.19).
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Электронный
ресурс] URL: https://hum.edu-lib.com/szbrannoe/babanskiy-yu-k-
optimizatsiya-protsessa-obucheniya-onlayn (дата обращения 2.12.19).
5. Барановская Т.А. Особенности изучения иностранного языка
[Электронный ресурс] URL: https://www.top-
technologies.ru/ru/article/view?id=26617(дата обращения 20.11.19).
6. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. научных трудов. М.: ИНЭК, 2007. С. 156-163.
7. Бим, И.Л., Садомова, Л.В. Немецкий язык. 8 класс. Книга для учителя / И.Л. Бим, Л.В. Садомова. М.: Просвещение, 2014. 80 с.
8. Вельгушева С.Н., Селезнева И.П., Батура Т.Л., Майер И.А., Недбай В.В. Мультимедиа и межкультурная коммуникация в учебно¬образовательном процессе: теория и практика - Красноярск 2005,С. 73¬79.
9. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Владос, 1988. - 76 с.
10. Воген, Т. Самое полное руководство по созданию мультимедийных проектов. - НТ Пресс, 2006. - С. 520.
11. Выготский Л.С. Язык и мышление / Л. С. Выготский - М.: Изд-во «Лабиринт», 2014. - 350 с.
12. Галица, Е. В. Педагогические взгляды Я. А. Коменского и Ж. Ж. Руссо на феномен интереса / Е. В. Галица // Педагогика, психология, социология: концепции, подходы, технологии: материалы IV Международной заочной научно-практической конференции, 27 сентября 2013 г. - Чебоксары, 2013. - С. 22-25.
13. Гальскова, Н. Д. и др. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие [Текст] / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. - Москва : КНОРУС, 2018. - 390 с.
14. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. М.: Академия, 2009. - 333 с.
15. Гез, Н. И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. [Текст] / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, С.К. Фоломкина, С.Ф. Шатилов. М.: Высш. школа, 1982. - 373 с.
16. Гогун, Е.А. Графическая наглядность на уроках русского языка как средство развития младшего школьника // Начальная школа. - 2002. - №2. - 189с.
17. Гудилина С.И. Наглядность в медиаобразовательных технологиях. /
С.И. Гудилина. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.art.ioso.ru/vmuza/naglyadnost/naglyadnost.htm (дата
обращения: 02.11.2019).
18. Дистервег, Ф.А. Радость приобретенного знания: из кн. "Руководство к образованию немецких учителей" / Ф.А. Дистервег // Первое сентября. - 2008. - №13-14. - С. 30.
19.Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.: 2010. - 140с.
20.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007. - с. 192.
21.Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. [Текст] / И.А.
Зимняя. М.: Исследоват. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. 40 с.
22.Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность [Текст] / И.А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2004. №6. С. 13-14.
23.Зимняя И.А. Внешняя и внутренняя наглядность в обучении говорению / И.А. Зимняя. - М.: Наука, 2005. - 130с.
24.Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2014. - 383 с.
25. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - 233с.
26. Иоффе А.Н. Визуализация в истории и обществознании - способы и подходы // Преподавание в школе. 2012. №10. С. 3-6.
27. Кащук, С.М. Мультимедиа технологии в обучении французскому языку / С.М Кащук - М.: 2007.-с. 23.
28. Клевцова, Н. И. Методико-дидактические принципы создания мультимедийных презентаций и их использования в обучении иностранным языкам // Педагогический поиск: региональный научно-педагогический журнал. - Курск, 2000. - С. 163-166.
29. Клевцова Н. И. Этапы разработки мультимедийной учебной презентации по ИЯ // Ргионально-научный педагогический журнал. - Курск, 2002. - С. 25-27.
30. Кобзева Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2011. №3. С. 118-121.
31. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. М.: Учпедгиз, 1955.- 423с.
32. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: 2005. - 302с.
33. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 216 с.
34. Матюхина М. В., Патрина К. Т. Возрастные особенности школьников [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/414629/(дата обращения 21.11.19)
35. Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность [Текст]: монография / Миролюбов А. А. - Обнинск: Титул, 2015. - 464 с.
36. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2010.- 452 с.
37. Наглядность в обучении [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.iro.yar.ru(дата обращения: 02.11.2019).
38.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Россия, 2011. - 414 с.
39. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е. И. Пассов. - Москва: Просвещение, 2008. - 223 с.
40. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения
иноязычному общению [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Русский мир, 1991. — 276 с.
41. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка [Текст] / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - Ростов н/Д : Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. - 640 с.
42. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) / И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1981. - 750 с.
43. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 2002 г. - 203с.
44. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 542с.
45. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ М.: ВЛАДОС, 2004. С. 214-230.
46. Прокофьева, В.Л. Наглядность как средство создания
коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению // Иностранные языки в школе. - 2006. - №5. - 136с.
47. Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 2008. - 210с.
48. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М: Академия, 2007. - 480c.
49. Соломахина И.А., Малюкова Г.Н. Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку. / Мультимедийный сборник Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” - 2004-05 уч. год., разд. “Преподавание иностранных языков” - М.: Издательский дом “Первое сентября”, 2005.
50. Спецификация контрольных измерительных материалов для
проведения в 2019 году основного государственного экзамена по ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ [Электронный ресурс]. URL:
http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата
обращения: 02.11.2019).
51. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти томах. / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1990. Т.5. - 528с.
52. Ушинский, К.Д. Родное слово // Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 2005.-400с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 класс) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 08.11.2019).
54. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. - М.: Знание, 2010.-80с.
55. Халеева, И. И. Некоторые проблемы обучения межкультурной коммуникации на основе коммуникативного подхода [Текст] / Л.Г. Федоренко // Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание: Тезисы докл. X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - М., 1999. - 312 с.
56.Чебушев Г. С., Мохова А. С. Современные средства мультимедиа и их применение // Молодой ученый. — 2019. — №20. — С. 44-47.
57. Шакирова, Э.Р., Зайнагетдинова, Э.Р., Аюпова, Р.М. «Использование информационных технологий в обучении иностранному языку», статья из раздела // Преподавание иностранных языков. - 2005с. - 30с.
58. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов /. - М. : Филоматис, 2006. 416 с.
59.Электронная энциклопедия: Википедия. // Мультимедиа. URL: ййрз://ги.мтк1реб1а.огд/мтк1/Мультимедиа (дата обращения 11.11.2019).
60. Brumfit, S. The Communicative Approach to Language Teaching / S. Brumfit, K. Johnson. - Oxford, 2011, 234p.
61. Dudency G., Hockly N., How to teach English with Technology (with CDRom). Pearson - Longman, 2007. - 192 p.
62. Gilbert, J.K. Vizualization in Science Education / Gilbert, J.K, Springer, 2016 - 346p.
63. Marc Prensky. Digital Natives, Digital Immigrants. MCB University Press, Vol.9 No.5. October 2001. C. 1-6.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ