Население Красноярской агломерации: демографическое исследование. Возможности использования темы при работе с обучающимися, проявившими выдающиеся способности
|
Введение 6
Глава 1. Красноярская агломерация. Численность и половозрастная структура населения 17
1.1. Динамика численности и размещения населения 18
1.2. Половозрастная структура населения 24
Глава 2. Естественное и механическое движение населения 33
2.1. Рождаемость 33
2.2. Смертность 41
2.3. Миграция 48
Глава 3. Учебный курс по теме «Решение олимпиадных заданий по обществознанию» 52
3.1. Учебные курсы как инструмент профильного образования: определение,
классификация, рекомендации по составлению курсов 52
3.2. Программа учебного курса «Решение олимпиадных заданий по
обществознанию» для учащихся 10-11 х классов 54
3.3. Методологическая основа заданий по теме «Демографическая ситуация в
современной России» 61
3.4. Блок заданий по теме «Демографическая ситуация в современной России»
63 Заключение 69
Список использованной литературы и источников 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
Глава 1. Красноярская агломерация. Численность и половозрастная структура населения 17
1.1. Динамика численности и размещения населения 18
1.2. Половозрастная структура населения 24
Глава 2. Естественное и механическое движение населения 33
2.1. Рождаемость 33
2.2. Смертность 41
2.3. Миграция 48
Глава 3. Учебный курс по теме «Решение олимпиадных заданий по обществознанию» 52
3.1. Учебные курсы как инструмент профильного образования: определение,
классификация, рекомендации по составлению курсов 52
3.2. Программа учебного курса «Решение олимпиадных заданий по
обществознанию» для учащихся 10-11 х классов 54
3.3. Методологическая основа заданий по теме «Демографическая ситуация в
современной России» 61
3.4. Блок заданий по теме «Демографическая ситуация в современной России»
63 Заключение 69
Список использованной литературы и источников 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
Актуальность темы исследования. Демографический кризис в Российской Федерации длится настолько долго, что превратился в главную проблему страны. Проявлением этого кризиса можно считать депопуляцию населения России, продолжавшуюся с 1992 по 2012 годы, и возобновившуюся с 2016 года. Проблема сокращения численности населения страны очень остра и требует внимания со стороны каждого гражданина страны, включая школьников. Данное положение приводит нас к тому, что учителя должны быть осведомлены в особенностях развития демографических процессов страны и должны квалифицированно разъяснять их обучающимся не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
Изучение современной демографической ситуации и моделирование особенностей демографического процесса в ближайшем и отдаленном будущем необходимо производить на основе анализа процессов предыдущих лет. При общей направленности трендов демографического развития страны и мира нужно специально анализировать демографическое поведение разных групп населения, например, горожан и сельчан, жителей разных частей страны. В субъектах Российской Федерации, в которых крупные города-миллионеры соседствуют с мелкими поселениями, требуется изучение демографического потенциала населения отдельных муниципалитетов. В связи с этим особое значение имеет изучение демографического развития Красноярской агломерации как совокупности муниципальных образований, связанных между собой экономическими и транспортными взаимосвязями между Красноярском, городами Сосновоборск, Дивногорск, Железногорск, поселком Кедровый, Емельяновским, Березовским, Манским и Сухобузимским районами.
Темы, связанные с демографической ситуацией в современной России, присутствуют в учебно-методических комплексах по обществознанию. Вместе с тем мы можем отметить некоторые особенности: данные аспекты лишь в незначительной степени затронуты в спецификации и кодификаторе к Единому государственному экзамену, являющимся основной формой государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования. В то же время указания на содержание и умения, связанные с данными темами, четко прописаны в основной образовательной программе. Выражает обеспокоенность также включение данных тем в программы для подготовки к олимпиадам, входящие в ежегодный перечень, утверждаемый Министерством просвещения. Таким образом, на наш взгляд, необходимо использовать потенциал региональных и локальных данных демографической статистики для развития универсальных учебных действий обучающихся, реализации личностных результатов, связанных с сопричастностью обучающегося к малой родине. Существует возможность (и потребность) использования данных статистики для развития функциональной грамотности обучающихся, подготовки к олимпиадам по социологии и обществознанию.
Вышеперечисленные обстоятельства способствовали определению темы, объекта и предмета, цели и задач данной магистерской диссертации.
Степень научной разработки проблемы. При теоретической разработке демографического аспекта работы необходимо обратить внимание на обобщающие публикации, позволяющие выявить общие принципы демографических исследований в современной России. Базовой работой является многотомная монография «Население России в ХХ в.», подготовленная Институтом российской истории РАН. В данном труде, особенно в книге 3 третьего тома, дан подробный анализ демографических тенденций в стране. Также к фундаментальным обобщающим работам стоит отнести монографию новосибирских исследователей «Демографическая история Западной Сибири», которая позволяет увидеть особенности протекания демографических процессов на территории отдельного макрорегиона страны, проследить тенденции на протяжении всего ХХ века.
Необходимо отметить работы о населении красноярских исследователей. В работах Л.Н. Славиной производится анализ демографических процессов города, деревни а также дана характеристика демографических процессов в крае в постсоветские десятилетия.
В работах И.В. Копылова, Я.Бегизардова, Н.В. Гониной и новосибирского исследователя О.Б. Дашинамжилова представлен анализ процесса урбанизации в Красноярском крае и Западной Сибири с 1959 года. Их работы важны для понимания основных тенденций развития городов и пригородных территорий в советский период6789.
Большую ценность представляют работы исследователей других предметных областей. В частности, в публикациях ученых Красноярского государственного медицинского университета им В.Ф. Войно-Ясенецеого И.П. Артюхова, А.В. Шульмина, И.В. Тихоновой, С.Е. Головенкина и др. содержатся данные о рождаемости и смертности в Красноярском крае, а также о мерах, прилагаемых системой здравоохранения Красноярья для борьбы с заболеваниями системы кровообращения, новообразованиями.
В работах географов, урбанистов, социологов, этнографов, к которым относятся П.М. Полян, Т.И. Селиванова, Г.М. Лаппо, Е.Н. Перцик, А.С. Бреславский, Л.А. Дорофеева, Е.В. Антропов можно найти информацию об особенностях развития современных агломераций России, специфику урбанизации и субурбанизации в современной России.
Демографами Н.В. Мкртчяном и др. рассматриваются особенности демографического развития городской и сельской местности Восточной Сибири в XXI в.
При рассмотрении учебно-методического аспекта использовались работы зарубежных2324 и отечественных дидактов252627, позволяющие раскрыть особенности работы с универсальными учебными действиями и способами измерения их сформированности.
Объектом исследования в данной работе является население Красноярской агломерации
Предметом исследования являются особенности рассмотрения демографических характеристик населения при работе с обучающимися, проявившими выдающиеся способности.
Цель работы - реконструировать основные демографические и миграционные процессы в Красноярской агломерации в избранный период и проиллюстрировать возможность использования полученных данных региональной демографической статистики в школьном обществоведческом образовании.
Выдвинутая цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать динамику численности населения Красноярской агломерации и отдельных муниципалитетов
-охарактеризовать основные тенденции развития рождаемости, смертности и установить их факторы;
- выявить основные направления миграции и особенности механического прироста населения
- сформировать блок заданий по теме исследования для использования на факультативных курсах.
- Хронологические рамки исследования охватывают период с 2008 года - создания Красноярской агломерации - до настоящего времени.
- Территориальные рамки исследования ограничены территорией городских округов Красноярск, Дивногорск, Сосновоборск, ЗАТО Железногорск, поселок Кедровый, муниципальных районов Емельяновский, Березовский, Манский, Сухобузимский.
Источниковая база работы. Данное исследование базируется на нескольких группах разнообразных источников.
Первую группу источников составляют законодательные акты федеральных и региональных органов власти. Основными документами, регламентирующими демографическую политику в РФ, являются «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», развивающая и уточняющая ее «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» , а также «Стратегия развития Красноярского края до 2030 года», детализирующая положения концепции на уровне региона.
При разработке педагогического аспекта применения демографической статистики и данных, для разработки факультативного курса в качестве источников использовался, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.
Вторую группу источников составили разные по характеру документы и материалы красноярских властей регионального и муниципального уровней. В процессе исследования были использованы доклады Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и Министерства здравоохранения Красноярского края, позволяющие оценить развитие экологической составляющей в столице края и ее влияние на здоровье горожан, а также состояние системы здравоохранения. Также большое внимание уделено изучению «Концепции комплексного развития территории Красноярской агломерации на период до 2020 года», позволяющей охарактеризовать потенциальные возможности расширения городского пространства и развития социально-экономических и территориальных взаимодействий между Красноярском, городами-спутниками и районами края.
Третья группа источников объединяет документы локального уровня, локальные акты, делопроизводственную документацию КГБОУ «Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат» .
Четвертая группа представлена статистическими источниками. Большую пользу в работе принесло использование материалов всеобщей переписи населения 2010 гг., позволивших увидеть комплексную характеристику населения в конкретный момент времени. Текущая статистика федерального, регионального и муниципального уровней позволила отследить демографические явления в межпереписные периоды. Специальные сборники «Заболеваемость населения Красноярского края», «Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельности службы охраны детства и родовспоможения в Красноярском крае» и т.п. позволили использовать данные Красноярского краевого медицинского информационно-аналитического центра. Также использовалась База данных показателей муниципальных образований, позволяющая проводить сравнительные исследования между различными муниципалитетами края.
Пятая группа источников - периодическая печать. Изучены пресс- выпуски Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Красстата), в которых основное внимание уделялось новостям демографического развития Красноярского края.
Методологическая основа работы: Исследование опирается на трехуровневую методологию проф. Л.Н. Славиной.
Рассматриваемые в работе конкретные демографические процессы рассматриваются на основе теории модернизации. Модернизация понимается как глобальный процесс перехода от традиционного общества к современному. То, что происходит в демографической сфере, принято оценивать как демографическая модернизация. Демографическую модернизацию теоретически обосновали и подробно показали на конкретном российском материале в своих работах А.Г Вишневский и его коллеги С.В. Захаров М.Б. Денисенко и др. Сущность демографической модернизации заключается в качественном изменении процесса воспроизводства населения - в переходе от традиционно высоких уровней рождаемости и смертности к низким уровням того и другого. Все демографические процессы рассматриваются как часть общего изменения жизни города. В данном случае это изменение трактуется как урбанизация. Под урбанизацией понимается рост населения городов и распространение там городского образа жизни.
То, что конкретно происходит в самом населении, объясняется теориями и концепциями методологии среднего - мезоуровня. Это теории первого, второго, третьего демографических переходов, концепция эпидемиологического перехода. В частности, согласно теории (первого) демографического перехода, рождаемость и смертность обусловлены социальными факторами, результаты которых проявляются в репродуктивном и витальном поведении индивидов и популяций. Также к среднему уровню относится концепция второго демографического перехода, признаки которого, зафиксированные в 1970-х гг. в развитых западных странах, просматриваются сейчас и на российской территории. Это, в частности, смещение начала сексуальных отношений в более ранние возраста, постарение браков и рождаемости, распространение фактических браков, рост внебрачных рождений. С точки зрения концепции эпидемиологического перехода суть происходящих изменений в причинах смертности заключается в замещении экзогенных (внешних) причин смерти эндогенными (внутренними) и т.д.
Для изучения миграции как фактора формирования городского населения используется концепция миграционного перехода, в частности рассматривающая переселение из села в город как универсальный и неизбежный процесс, важнейший признак и фактор урбанизации общества.
Микроуровень методологии объединяет подходы и методы исследования. Все использованные нами методы микроуровня можно разделить на общенаучные (анализ, синтез, дедукции, индукция и т.д.), и специально - научные (историзма, хронологический, критики исторического источника и проч.).
Научная новизна работы: впервые проведено комплексное междисциплинарное исследование современного демографического развития агломерации на примере Красноярской агломерации с использованием научного аппарата социально-исторических и демографических исследований.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования приведенного в нем материала и основных выводов при изучении истории региона, историко-краеведческой деятельности, в учебном процессе на уроках истории России и обществознания, подготовке воспитанниц к олимпиадной деятельности
Изучение современной демографической ситуации и моделирование особенностей демографического процесса в ближайшем и отдаленном будущем необходимо производить на основе анализа процессов предыдущих лет. При общей направленности трендов демографического развития страны и мира нужно специально анализировать демографическое поведение разных групп населения, например, горожан и сельчан, жителей разных частей страны. В субъектах Российской Федерации, в которых крупные города-миллионеры соседствуют с мелкими поселениями, требуется изучение демографического потенциала населения отдельных муниципалитетов. В связи с этим особое значение имеет изучение демографического развития Красноярской агломерации как совокупности муниципальных образований, связанных между собой экономическими и транспортными взаимосвязями между Красноярском, городами Сосновоборск, Дивногорск, Железногорск, поселком Кедровый, Емельяновским, Березовским, Манским и Сухобузимским районами.
Темы, связанные с демографической ситуацией в современной России, присутствуют в учебно-методических комплексах по обществознанию. Вместе с тем мы можем отметить некоторые особенности: данные аспекты лишь в незначительной степени затронуты в спецификации и кодификаторе к Единому государственному экзамену, являющимся основной формой государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования. В то же время указания на содержание и умения, связанные с данными темами, четко прописаны в основной образовательной программе. Выражает обеспокоенность также включение данных тем в программы для подготовки к олимпиадам, входящие в ежегодный перечень, утверждаемый Министерством просвещения. Таким образом, на наш взгляд, необходимо использовать потенциал региональных и локальных данных демографической статистики для развития универсальных учебных действий обучающихся, реализации личностных результатов, связанных с сопричастностью обучающегося к малой родине. Существует возможность (и потребность) использования данных статистики для развития функциональной грамотности обучающихся, подготовки к олимпиадам по социологии и обществознанию.
Вышеперечисленные обстоятельства способствовали определению темы, объекта и предмета, цели и задач данной магистерской диссертации.
Степень научной разработки проблемы. При теоретической разработке демографического аспекта работы необходимо обратить внимание на обобщающие публикации, позволяющие выявить общие принципы демографических исследований в современной России. Базовой работой является многотомная монография «Население России в ХХ в.», подготовленная Институтом российской истории РАН. В данном труде, особенно в книге 3 третьего тома, дан подробный анализ демографических тенденций в стране. Также к фундаментальным обобщающим работам стоит отнести монографию новосибирских исследователей «Демографическая история Западной Сибири», которая позволяет увидеть особенности протекания демографических процессов на территории отдельного макрорегиона страны, проследить тенденции на протяжении всего ХХ века.
Необходимо отметить работы о населении красноярских исследователей. В работах Л.Н. Славиной производится анализ демографических процессов города, деревни а также дана характеристика демографических процессов в крае в постсоветские десятилетия.
В работах И.В. Копылова, Я.Бегизардова, Н.В. Гониной и новосибирского исследователя О.Б. Дашинамжилова представлен анализ процесса урбанизации в Красноярском крае и Западной Сибири с 1959 года. Их работы важны для понимания основных тенденций развития городов и пригородных территорий в советский период6789.
Большую ценность представляют работы исследователей других предметных областей. В частности, в публикациях ученых Красноярского государственного медицинского университета им В.Ф. Войно-Ясенецеого И.П. Артюхова, А.В. Шульмина, И.В. Тихоновой, С.Е. Головенкина и др. содержатся данные о рождаемости и смертности в Красноярском крае, а также о мерах, прилагаемых системой здравоохранения Красноярья для борьбы с заболеваниями системы кровообращения, новообразованиями.
В работах географов, урбанистов, социологов, этнографов, к которым относятся П.М. Полян, Т.И. Селиванова, Г.М. Лаппо, Е.Н. Перцик, А.С. Бреславский, Л.А. Дорофеева, Е.В. Антропов можно найти информацию об особенностях развития современных агломераций России, специфику урбанизации и субурбанизации в современной России.
Демографами Н.В. Мкртчяном и др. рассматриваются особенности демографического развития городской и сельской местности Восточной Сибири в XXI в.
При рассмотрении учебно-методического аспекта использовались работы зарубежных2324 и отечественных дидактов252627, позволяющие раскрыть особенности работы с универсальными учебными действиями и способами измерения их сформированности.
Объектом исследования в данной работе является население Красноярской агломерации
Предметом исследования являются особенности рассмотрения демографических характеристик населения при работе с обучающимися, проявившими выдающиеся способности.
Цель работы - реконструировать основные демографические и миграционные процессы в Красноярской агломерации в избранный период и проиллюстрировать возможность использования полученных данных региональной демографической статистики в школьном обществоведческом образовании.
Выдвинутая цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать динамику численности населения Красноярской агломерации и отдельных муниципалитетов
-охарактеризовать основные тенденции развития рождаемости, смертности и установить их факторы;
- выявить основные направления миграции и особенности механического прироста населения
- сформировать блок заданий по теме исследования для использования на факультативных курсах.
- Хронологические рамки исследования охватывают период с 2008 года - создания Красноярской агломерации - до настоящего времени.
- Территориальные рамки исследования ограничены территорией городских округов Красноярск, Дивногорск, Сосновоборск, ЗАТО Железногорск, поселок Кедровый, муниципальных районов Емельяновский, Березовский, Манский, Сухобузимский.
Источниковая база работы. Данное исследование базируется на нескольких группах разнообразных источников.
Первую группу источников составляют законодательные акты федеральных и региональных органов власти. Основными документами, регламентирующими демографическую политику в РФ, являются «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», развивающая и уточняющая ее «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» , а также «Стратегия развития Красноярского края до 2030 года», детализирующая положения концепции на уровне региона.
При разработке педагогического аспекта применения демографической статистики и данных, для разработки факультативного курса в качестве источников использовался, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.
Вторую группу источников составили разные по характеру документы и материалы красноярских властей регионального и муниципального уровней. В процессе исследования были использованы доклады Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и Министерства здравоохранения Красноярского края, позволяющие оценить развитие экологической составляющей в столице края и ее влияние на здоровье горожан, а также состояние системы здравоохранения. Также большое внимание уделено изучению «Концепции комплексного развития территории Красноярской агломерации на период до 2020 года», позволяющей охарактеризовать потенциальные возможности расширения городского пространства и развития социально-экономических и территориальных взаимодействий между Красноярском, городами-спутниками и районами края.
Третья группа источников объединяет документы локального уровня, локальные акты, делопроизводственную документацию КГБОУ «Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат» .
Четвертая группа представлена статистическими источниками. Большую пользу в работе принесло использование материалов всеобщей переписи населения 2010 гг., позволивших увидеть комплексную характеристику населения в конкретный момент времени. Текущая статистика федерального, регионального и муниципального уровней позволила отследить демографические явления в межпереписные периоды. Специальные сборники «Заболеваемость населения Красноярского края», «Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельности службы охраны детства и родовспоможения в Красноярском крае» и т.п. позволили использовать данные Красноярского краевого медицинского информационно-аналитического центра. Также использовалась База данных показателей муниципальных образований, позволяющая проводить сравнительные исследования между различными муниципалитетами края.
Пятая группа источников - периодическая печать. Изучены пресс- выпуски Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Красстата), в которых основное внимание уделялось новостям демографического развития Красноярского края.
Методологическая основа работы: Исследование опирается на трехуровневую методологию проф. Л.Н. Славиной.
Рассматриваемые в работе конкретные демографические процессы рассматриваются на основе теории модернизации. Модернизация понимается как глобальный процесс перехода от традиционного общества к современному. То, что происходит в демографической сфере, принято оценивать как демографическая модернизация. Демографическую модернизацию теоретически обосновали и подробно показали на конкретном российском материале в своих работах А.Г Вишневский и его коллеги С.В. Захаров М.Б. Денисенко и др. Сущность демографической модернизации заключается в качественном изменении процесса воспроизводства населения - в переходе от традиционно высоких уровней рождаемости и смертности к низким уровням того и другого. Все демографические процессы рассматриваются как часть общего изменения жизни города. В данном случае это изменение трактуется как урбанизация. Под урбанизацией понимается рост населения городов и распространение там городского образа жизни.
То, что конкретно происходит в самом населении, объясняется теориями и концепциями методологии среднего - мезоуровня. Это теории первого, второго, третьего демографических переходов, концепция эпидемиологического перехода. В частности, согласно теории (первого) демографического перехода, рождаемость и смертность обусловлены социальными факторами, результаты которых проявляются в репродуктивном и витальном поведении индивидов и популяций. Также к среднему уровню относится концепция второго демографического перехода, признаки которого, зафиксированные в 1970-х гг. в развитых западных странах, просматриваются сейчас и на российской территории. Это, в частности, смещение начала сексуальных отношений в более ранние возраста, постарение браков и рождаемости, распространение фактических браков, рост внебрачных рождений. С точки зрения концепции эпидемиологического перехода суть происходящих изменений в причинах смертности заключается в замещении экзогенных (внешних) причин смерти эндогенными (внутренними) и т.д.
Для изучения миграции как фактора формирования городского населения используется концепция миграционного перехода, в частности рассматривающая переселение из села в город как универсальный и неизбежный процесс, важнейший признак и фактор урбанизации общества.
Микроуровень методологии объединяет подходы и методы исследования. Все использованные нами методы микроуровня можно разделить на общенаучные (анализ, синтез, дедукции, индукция и т.д.), и специально - научные (историзма, хронологический, критики исторического источника и проч.).
Научная новизна работы: впервые проведено комплексное междисциплинарное исследование современного демографического развития агломерации на примере Красноярской агломерации с использованием научного аппарата социально-исторических и демографических исследований.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования приведенного в нем материала и основных выводов при изучении истории региона, историко-краеведческой деятельности, в учебном процессе на уроках истории России и обществознания, подготовке воспитанниц к олимпиадной деятельности
Реконструкция демографических и миграционных процессов на основе государственной статистики показала, что население Красноярской агломерации развивалось в рамках общемировых и общероссийских модернизационных трендов. Но оно демонстрировало и особенности развития. Главной отличительной чертой города было противостояние негативным тенденциям старения населения и сокращения рождаемости в крае. В результате миграции населения сложилась относительно гармоничная половозрастная структура, и концентрировалось население в трудоспособном, фертильном возрастах.
Поистиндустриальное развитие, проходящее уже на фоне отсутствия контроля государства над ценностями общества ускорило демографическую модернизацию, проявившуюся в дальнейшем снижении рождаемости. Необходимо выделить два периода в динамике модернизационных процессов в демографической сфере. Сделать это необходимо с оговоркой, так как сущностных изменений в эти десятилетия не происходило, количественные изменения не превращались в структурные. С 2008 по 2012 гг. основные показатели стабилизировались: увеличивается миграционный прирост, происходит увеличение числа рожденных, перемещение и концентрация максимального числа трудоспособного населения в столице края. С 2013 года наблюдаются кризисные тенденции в сокращении рождаемости всех муниципалитетов и потере популярности Красноярска для трудоустройства населением в младших когортах трудоспособного возраста.
Определяющими факторами модернизации естественного движения городского населения края являлись экзогенные факторы. Деиндустриализация других городов края, ускоренная урбанизация и субурбанизация агломерации, в свою очередь, обусловили интенсивность миграции и развитие социальной инфраструктуры. Вторичными факторами являлись особенности половозрастной структуры городского населения, система расселения и специфика репродуктивного поведения.
Образовательная миграция являлась самым противоречивым и многогранным фактором. С одной стороны, именно благодаря ей концентрировалось молодое население, обладавшее высоким демографическим потенциалом. В результате миграции существенно возросло население и произошла «перекачка» молодого населения из районов края в агломерацию. С другой стороны, благодаря ей сложилась «миграционная зависимость» города от сельской местность и малых городов, начался процесс обезлюдивания малых городов края.
Сложившаяся под воздействием внешних сил (прежде всего миграции) сравнительно сбалансированная демографическая структура городского населения не смогла стать определяющим фактором его естественного развития, т.к. не могла компенсировать снижение рождаемости.
Власть и общество оказались не готовыми к преобладанию в структуре смертности сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также росту числа погибших от несчастных случаев. В крае эпидемиологических переход протекал особенно болезненно. Требовалась дальнейшая модернизации системы здравоохранения, переориентация её на борьбу с сердечно - сосудистыми и онкологическими заболеваниями и, что немаловажно, формирования принципиально иного отношения горожан к здоровью как к социальной ценности.
Происходило дальнейшее ухудшение экологической ситуации и здоровья населения, которые дополнялись повсеместным распространением венерических болезней и алкоголизма. Алкоголизация городского населения привела к росту смертности от несчастных случаев. Таким образом, можно говорить о незавершенной модернизации естественного и механического движения населения Красноярской агломерации.
Изучение вопросов демографического развития страны и ее отдельных территорий входит в содержательную часть Примерной основной образовательной программы среднего образования, данные темы включены в программы для подготовки к олимпиадам из перечня Министерства Просвещения, что логично и вполне оправдано. Проблемы демографического развития страны признаны на самом высшем уровне российского руководства как самые актуальные и больные проблемы, требующие немедленного решения. Общеизвестны многочисленные меры, которые предлагаются для их решения в последние десятилетия, в том числе национальные демографические проекты. К этим проблемам постоянно подключено внимание общественности. Вместе с тем в школьном курсе обществознания им уделяется, на наш взгляд недостаточное количество времени. Была сделана попытка включения заданий демографического содержания в факультативный курс, реализуемый на базе КГБОУ «Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат», была усовершенствована методика оценки метапредметных результатов, сформирован банк заданий.
При дальнейшем изучении данной темы планируется создание и усовершенствование матрицы УУД к каждому заданию, внедрение заданий в программу изучения курса обществознания в 10-11 классах, через создание матрицы Блума-Андерсона-Кратволя, определяющей проверяемые УУД воспитанницы.
Поистиндустриальное развитие, проходящее уже на фоне отсутствия контроля государства над ценностями общества ускорило демографическую модернизацию, проявившуюся в дальнейшем снижении рождаемости. Необходимо выделить два периода в динамике модернизационных процессов в демографической сфере. Сделать это необходимо с оговоркой, так как сущностных изменений в эти десятилетия не происходило, количественные изменения не превращались в структурные. С 2008 по 2012 гг. основные показатели стабилизировались: увеличивается миграционный прирост, происходит увеличение числа рожденных, перемещение и концентрация максимального числа трудоспособного населения в столице края. С 2013 года наблюдаются кризисные тенденции в сокращении рождаемости всех муниципалитетов и потере популярности Красноярска для трудоустройства населением в младших когортах трудоспособного возраста.
Определяющими факторами модернизации естественного движения городского населения края являлись экзогенные факторы. Деиндустриализация других городов края, ускоренная урбанизация и субурбанизация агломерации, в свою очередь, обусловили интенсивность миграции и развитие социальной инфраструктуры. Вторичными факторами являлись особенности половозрастной структуры городского населения, система расселения и специфика репродуктивного поведения.
Образовательная миграция являлась самым противоречивым и многогранным фактором. С одной стороны, именно благодаря ей концентрировалось молодое население, обладавшее высоким демографическим потенциалом. В результате миграции существенно возросло население и произошла «перекачка» молодого населения из районов края в агломерацию. С другой стороны, благодаря ей сложилась «миграционная зависимость» города от сельской местность и малых городов, начался процесс обезлюдивания малых городов края.
Сложившаяся под воздействием внешних сил (прежде всего миграции) сравнительно сбалансированная демографическая структура городского населения не смогла стать определяющим фактором его естественного развития, т.к. не могла компенсировать снижение рождаемости.
Власть и общество оказались не готовыми к преобладанию в структуре смертности сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также росту числа погибших от несчастных случаев. В крае эпидемиологических переход протекал особенно болезненно. Требовалась дальнейшая модернизации системы здравоохранения, переориентация её на борьбу с сердечно - сосудистыми и онкологическими заболеваниями и, что немаловажно, формирования принципиально иного отношения горожан к здоровью как к социальной ценности.
Происходило дальнейшее ухудшение экологической ситуации и здоровья населения, которые дополнялись повсеместным распространением венерических болезней и алкоголизма. Алкоголизация городского населения привела к росту смертности от несчастных случаев. Таким образом, можно говорить о незавершенной модернизации естественного и механического движения населения Красноярской агломерации.
Изучение вопросов демографического развития страны и ее отдельных территорий входит в содержательную часть Примерной основной образовательной программы среднего образования, данные темы включены в программы для подготовки к олимпиадам из перечня Министерства Просвещения, что логично и вполне оправдано. Проблемы демографического развития страны признаны на самом высшем уровне российского руководства как самые актуальные и больные проблемы, требующие немедленного решения. Общеизвестны многочисленные меры, которые предлагаются для их решения в последние десятилетия, в том числе национальные демографические проекты. К этим проблемам постоянно подключено внимание общественности. Вместе с тем в школьном курсе обществознания им уделяется, на наш взгляд недостаточное количество времени. Была сделана попытка включения заданий демографического содержания в факультативный курс, реализуемый на базе КГБОУ «Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат», была усовершенствована методика оценки метапредметных результатов, сформирован банк заданий.
При дальнейшем изучении данной темы планируется создание и усовершенствование матрицы УУД к каждому заданию, внедрение заданий в программу изучения курса обществознания в 10-11 классах, через создание матрицы Блума-Андерсона-Кратволя, определяющей проверяемые УУД воспитанницы.



