Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Невербальный театр как эффективный способ развития коммуникации дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Работа №157231

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра 9
1.1. Развитие коммуникативных способностей в онтогенезе 9
1.2. Особенности формирования коммуникативного поведения детей с расстройствами аутистического спектра 18
1.3. Театр как особая форма межличностной коммуникации 25
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Содержание экспериментального исследования
коммуникативных особенностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра 35
2.1. Обоснование выборки и методов исследования 35
2.2. Анализ коммуникативных особенностей дошкольников с расстройствами
аутистического спектра 40
Выводы по второй главе 44
Глава 3. Экспериментальное обоснование развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра 45
3.1. Технология развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра
3.2. Динамика развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра
Выводы по третьей главе 61
Заключение 62
Список литературы 64
Приложения


Актуальность исследования. В последние десятилетия у исследователей возрос интерес к проблеме коммуникации и стали детально изучаться такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых коммуникативные навыки человека приобретает особую значимость. Коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных взаимоотношений как со сверстниками, так и со взрослыми (Дьяченко О. М., Кравцова Е.Е., Лисина М.И., Репина Т.А. и др.). Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка, что отражено в Законе «Об образовании», «Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования» и др.
В настоящее время коммуникацию можно считать одним из необходимых условий жизнедеятельности человека и фундаментальной основой существования общества. Начиная с первых дней своей жизни, в процессе эмоционального общения с матерью, дети принимают паттерны социального поведения, осваивают коммуникативные эталоны и способы социального реагирования. Посредством общения ребенок проходит инкультурацию и социализацию, учится соотносить свое поведение с действиями других людей.
Современными отечественными и зарубежными исследователями (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, С.А. Морозов, Р Джордан, Е. Шоплер, Г. Месибов и др.) подчеркивается, что нарушения коммуникативных навыков являются одним из главных недостатков, препятствующих успешной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра, препятствуя освоению моделей коммуникативного поведения и ограничивая возможности ребенка в способах переживания социального опыта.
Анализ исследований, посвященных проблемам развития детей с расстройствами аутистического спектра, показывает, что нарушения коммуникации при аутистических расстройствах проявляются еще в раннем детском возрасте и сохраняются на протяжении всей жизни человека. Диапазон нарушений коммуникативного развития при расстройствах аутистического спектра очень широк. Как правило, наблюдаются повреждения в формировании коммуникативных умений, они не владеют средствами коммуникации и темами актуальных интересов сверстников, кроме того, общение с людьми не мотивирует их к установлению контакта, поддержанию длительности взаимодействия.
Все вышеописанное актуализирует поиск реальных источников формирования коммуникативных навыков дошкольников, позволяющих помочь дошкольникам с расстройствами аутистического спектра и их семьям найти способы коммуникаций с внешним миром.
Анализ психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме позволил нам выявить противоречия между заинтересованностью специалистов к специфике развития детей с расстройствами аутистического спектра, оказанию им комплексной помощи и недостаточно разработанными условиями и конкретными приемами практической работы по формированию коммуникативной деятельности у таких детей.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: будет ли невербальный театр являться эффективным средством развития коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра? А также выбрана тема настоящего исследования: «Невербальный театр как эффективный способ развития коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании процесса формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра.
Объектом исследования выступает процесс формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предметом исследования является невербальный театр как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
В основу исследования положена гипотеза, предполагающая, что невербальная театрализованная деятельность может повысить уровень сформированности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра при условии реализации всех этапов модели.
В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и обосновать специфику формирования коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра.
2. Разработать и экспериментально апробировать модель формирования коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра на основе использования средств невербального театра.
3. Подобрать методики диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
4. Экспериментально проверить эффективность предложенной модели.
Методы исследования включают теоретический анализ психолого-педагогической и медицинской литературы; психолого-педагогическое исследование; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; математическую обработку данных.
Теоретической основой для разработки исследования стали теории коммуникативной лингвистики (Н.Д. Арутюнова, Ван Дейк, И.А. Зимняя, Е.В. Клюев, Р. Мэй, Дж. Остин, Дж. Серль, A.A. Потебня и др.); особенности и закономерности психического развития у детей с аутистическим спектром (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, М.М. Либлинг, Л. Винг, Л. Каннер, Г. Аспергер и др.); особенности формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (М.Л. Семенович, Н.Г. Манелис, А.В. Хаустов, А.И. Козорез, Е.В. Морозова и др.).
Для выявления уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра мы использовали следующие диагностические методики:
1. Методика экспертной оценки невербальной коммуникации А.М. Кузнецовой;
2. Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра А.В. Хаустова.
Практической базой исследования стал научно-практический центр «Клиника современных когнитивных и реабилитационных технологий» г. Красноярска. В исследовании приняло участие 25 дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «коммуникативные навыки», отграничении его от схожих понятий, между которыми установлена взаимосвязь, описании онтогенеза определенных областей коммуникативных навыков, раскрытии специфики особенностей коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра и выявлении сущностной характеристики и специфики формирования коммуникативных навыков средствами невербального театра.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс формирования коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Научная новизна заключается в следующем:
- раскрыта специфика формирования коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербальной театрализованной деятельности, где дети используют различные символические средства (мимика, пантомима, пластика и т.п.) в межличностных отношениях с окружающими;
- разработана модель формирования коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра, способствующая социализации и адаптации в обществе.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2017 г. по 2019 г. и включало следующие этапы:
Первый этап - поисково-аналитический (2017 - 2018 гг.). В течение данного этапа осуществлялся анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработки исследуемой проблемы, составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата.
Второй этап - экспериментальный (2018 - 2019 гг.). Разработка и апробация условий, направленных на формирование коммуникативной деятельности дошкольников с расстройствами аутистического спектра; обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (2019 г.). Данный этап предполагал анализ, обобщение и систематизацию результатов экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Структура и объём магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 102 источников, включает 7 таблиц, 11 рисунков, 3 приложения.
Автором лично проведен: сбор материалов, подобраны методики диагностики, выявлен уровень сформированности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра, проанализированы результаты констатирующего эксперимента, разработана модель развития коммуникативных навыков посредством невербального театра и проведен сравнительный срез, отражающий положительную динамику проведенной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время развитие коммуникативных навыков является одной из приоритетных задач в рамках работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра.
Рассмотрев развитие коммуникативных способностей в онтогенезе и выявив основные клинические характеристики дошкольников с аутистическими расстройствами, мы составили точное представление об их коммуникативных особенностях. Общеизвестно, что для детей с расстройствами аутистического спектра использование традиционных способов осуществления коммуникации с окружающими крайне затруднено или невозможно, что указывает на необходимость применения нестандартных методов, позволяющих развивать их коммуникативные навыки. Одним из таких нестандартных методов является невербальный театр, разработанный Р. Хэйхау совместно с командой Open Theatre.
В связи с этим целью нашего исследования стало теоретическое обоснование процесса формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра. Для достижения данной цели нами был решен ряд задач, направленных на исследование особенностей коммуникации дошкольников, разработке модели формирования коммуникативных навыков, а также проведении сравнительного анализа с целью отражения эффективности проделанной нами работы. В рамках эмпирической части работы был проведен констатирующий эксперимент, заключающийся в диагностическом обследовании коммуникативных особенностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Выбранные нами диагностические методики позволили выявить недостаточный уровень сформированности невербальных средств общения. В ходе анализа полученных данных мы отметили полное или частичное выпадение таких умений, как: выражение собственных эмоций и чувства; выражение просьб и требований; привлечение внимания, что позволило разработать технологию развития коммуникативных способностей дошкольников с аутистическими расстройствами средствами невербального театра.
Важно отметить, что после проведенной коррекционной работы и анализа данных, полученных по итогам проведения контрольного среза мы обнаружили что у детей наблюдалось значительное повышение уровня развития перцептивно-коммуникативных возможностей, а именно: расширился невербальный репертуар, дети стали лучше воспринимать изменения в мимике и поведении окружающих, некоторые дошкольники старались подстроиться под настроение собеседника. У детей с аутистическими расстройствами стали инициировать контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. У них сформировались невербальные умения выражать просьбы и требования, появилась социально-ответная реакция, улучшились навыки социального, а также они стали лучше выражать собственные эмоции и чувства.
По результатам верификации мы установили, что данная модель является эффективной и может быть рекомендована для апробации в образовательных учреждениях.
Таким образом, задачи исследования решены, поставленная цель достигнута. Гипотеза о том, что невербальная театрализованная деятельность может повысить уровень сформированности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра при условии реализации всех этапов модели подтверждена.



1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. — М. : Наука, 1977. — 379 с.
2. Анатомия биологических терминов. Тезаурус биолога: (лексический максимум для студентов) / Н.А. Сетков.- Красноярск: СФУ, 2014. - 673 с.
3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. - М.: Сфера, 2003 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). - 120 с.
4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: методика организации и проведения в детском саду игр-драматизаций, настольного, теневого и пальчикового театра. - М.: Просвещение, 1991. - 126 с.
5. Басин Е.Я. Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). - М.: МОНФ, 1999. - 240 с.
6. Башина В.М. Общие нарушения психического развития. Атипичные аутистические расстройства // Детский аутизм: исследования и практика. - С. 75-93.
7. Богдашина О. Аутизм: стать профессиональным родителем: изучение сенсорного мира аутизма. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2019. - 157 с.
8. Богдашина О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. - 247 с.
9. Богдашина О. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие. - Красноярск, 2018. - 178 с.
10. Большой энциклопедический словарь медико-биологических терминов Н.А. Сеткова и Г.Э. Карапетяна. Т. 1. - Красноярск: Буква Статейнова, 2020. - 727 с.
11. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. - М, Воронеж, 1996. - 187 с.
12. Брутян. Л.Г. Улыбка в контексте межкультурной коммуникации // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики, 2016. С. 70¬76.
13. Воронцова М.А. Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста и необходимость их развития средствами игры / М.А. Воронцова, Ш.С. Абдрахманова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - № 3. - С. 107-112.
14. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л. Гнатюк. — 2-е изд., стер. — М.: Кнорус, 2012. - 256 с.
15. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 4-е изд. - М.: Либроком, 2009. - 112 с.
16. Гуляев Д.Ю. Коммуникация как тип социальной связи: к вопросу о теоретической идентификации // Вестник Воронежского государственного университета, 2008. - С. 274-280.
17. Ермолаева Е. В., Сизова Л. Н. Развитие коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра средствами театральной деятельности. // Молодой ученый. — 2018. — №27. — С. 137-140. — URL https://moluch.ru/archive/213/51954.
18. Жиркова И.Г., Щербакова Н.В. Альтернативная дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии (из опыта работы с реабилитантами на базе реабилитационного центра УСО ПНИ-10) // Проблемы современной науки иобразования, 2014.
19. Защепкина В.В. Театр как особый тип коммуникации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. №84(10). 2012. - С. 1-10.
20. Золотовицкий Р Больные аутизмом: право на диагноз [Электронный ресурс] // Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ). URL: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20121221/265866280.html.
21. Иванов В.В.. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.7. Из истории науки. Кн. 2. - Спб.: Знак, 2011. - 496 с.
22. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. - М., 1988. - 315 с.
23. Каращук Л.Н., Разживина М.И. Проблема аутизма в современном мире // Здоровье, адаптация, развитие. 1 (4), 2014. - С. 29-35.
24. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М.: Рипол Классик, 2002. - 320 с.
25. Козлова С.А., Куликова Т.А.. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
26. Краткий психологический словарь / Абраменкова В.В., Аванесов В.С., Агеев В.С. и др. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
27. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. - М.: Новое лит. обозрение, 2004. - 581 с.
28. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. - М.: Издательский центр Российского гос. гуманитарного университета (РГГУ), 2013 . - 314 с.
29. Лехтман-Абрамович Р.Я. Этапы развития игры и действие с предметами в раннем детстве. - М.: Медгиз, 1949. - 70 с.
30. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
31. Липатова Т.В. Вербальные и невербальные средства коммуникации и их место в системе языка (системно-типологический подход) // ВестникРоссийского университета дружбы народов, 2015. С. 115-124.
32. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
33. Мальтинская Н. А. История развития учения об аутизме // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - 0,6 п. л. - URL: http: / / e-koncept.ru/2017/470137.htm.
34. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений.- М.: Academia, 2001. - 246 c.
35. Мерзлякова С. И. Театрализованные игры: методическое пособие. - М.: Обруч, 2012. - 151 с.
36. Мирошников Ю.И. Социокультурный смысл коммуникации // Антиномия, 2002. - С. 29-53.
37. Мирошниченко А.А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство. - М.: Книжный мир, 2008. -. 384 с.
38. Морозов С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра. — М.: Добрый век, 2014. - 448 с.
39. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.
40. Никольская О.С. Аутизм дома и в школе // Школьный психолог. - 2002. - No7. - С. 11.
41. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Теревинф, 1997. - 227 с.
42. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: разработкизанятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная пресса, 2000. - 128 с.
43. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: МГУ,1989. - 216с.
44. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
45. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 с.
46. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - 2-е изд., стер. — М.: Смарт Бук, 2009. — 651 с.
47. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
48. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. — СПб.: Питер,
2008. — 272 с.
49. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова.— М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.— 624 с.
50. Развитие общения у дошкольников: характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет / ред.: А. В. Запорожец, М. И. Лисина. - М.: Педагогика, 1974. - 288 с.
51. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие. — М.: КИОРУС, 2014. — 254 с.
52. Смирнова Е.О. Возрастные и индивидуальные особенности отношения дошкольников к сверстникам (лекция) // Вопросы психическогоздоровья детей и подростков. Т.17 №2. - 2017. - С. 107-116.
53. Смирнова Е.О., Рахимова У. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - С.76-79.
54. Социальная психология. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 364 с.
55. Социальная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.
56. Стоянова А.И., Артемова Е.Э. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с РАС // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14-16 декабря 2016 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова, 2016. - С. 110-114.
57. Технологии оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройством аутистического спектра и семьям, их воспитывающим: методические рекомендации / сост.: Г.И. Сагитова; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования». - Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2018. - 47 с.
58. Тиганов А.С. Патология психического развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.drlev.ru/book/tiganov4.pdf
59. Томчикова С.Н. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Магнитогорск, 2002. - 211 с.
60. Учим детей общению: характер, коммуникабельность: Попул. пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 237 с.
61. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.--метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
62. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. 490 с.
63. Филиппова Н.В., Кормилицина А.С. Мозговой нейротрофический фактор как биомаркер расстройств аутистического спектра // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. Т. 5. № 12, 2015. - С. 1700-1701.
64. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Нейрохимические аспекты этиопатогенеза расстройств аутистического спектра // Сибирский медицинский вестник. 2013. 8. - С. 11-15.
65. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему // Социальная и клиническая психиатрия. Т. 24, № 3. - 2014. - С. 96-101.
66. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх. В кн.: Художественное творчество и ребенок / Под ред. H.A. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972.- С. 87-99.
67. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. - М.: ЦПМССДиП. - 87 с.
68. Хэйхау Р., Спиридонова М.С. Опыт использования метода невербальной коммуникации, разработанного в Open Theatre Company, для инициирования контакта у детей c РАС // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14-16 декабря 2016 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова, 2016. - С. 117-119.
69. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - М., 2002. - 165 с.
70. Юрьева А.В. Роль театра в жизни современного школьника // Электронный научный архив УрФУ, 2015. - С. 608-614.
71. Arndt T.L., Stodgell C.J., Rodier P.M. The teratology of autism // Int. J. Dev. Neurosci. 2005. Vol. 23, N 2-3. P. 189-199.
72. Chakrabarti S., Fombonne E. Pervasive developmental disorders in preschool children // JAMA. 2001. Vol. 285, N 24. P. 3093-3099.
73. Creative Partnerships (2012) About Creative Partnerships [online at http://www.creative-partnerships.com/about-creative-partnerships/].
74. Freitag C.M. The genetics of autistic disorders and its clinical relevance: a review of the literature // Mol. Psychiatry. 2007. Vol. 12, N 1. P. 2-22.
75. Garcia J.M., Leahy N., Rivera P. et al. (2019) Brief Report: Preliminary Efficacy of a Judo Program to Promote Participation in Physical Activity in Youth with Autism Spectrum Disorder. J Autism Dev Disord. doi:10.1007/s10803-019- 04338-w.
76. Gardener H., Spiegelman D., Buka S.L. Prenatal risk factors for autism: comprehensive meta-analysis // Br. J. Psychiatry. 2009. Vol. 195, N 1. P. 7-14.
77. Goldin-Meadow, S. 2014. How Gesture Works to Change or Our Minds. Trends in Neuroscience and Education 3 (1): 4-6.
78. Gutstein, S., Burgess, A., Montfort, M. Evaluation of the Relationship Development Intervention Program/ S. Gutstein, A. Burgess, M. Montfort // Autism: The International Journal of Research and Practice - 2007. - №5. - P. 397-411.
79. Jacob, H., B. Kreifelts, C. Bruck, S. Nizielski, A. Schu " tz, and D. Wildgruber. 2013. Nonverbal Signals Speak Up: Association Between Perceptual Nonverbal Dominance and Emotional Intelligence. Cognition and Emotion 27 (5): 783-799. doi:10.1080/02699931.2012.739999.
80. Klin A., Lin D.J., Gorrindo P., Ramsay G., Jones W. Two-year-olds with autism orient to non-social contingencies rather than biological motion. Nature. 2009;459(7244):257-61.
81. Levisohn P.M. The autism-epilepsy connection // Epilepsia. 2007. Vol. 48, Suppl. 9. P. 33-35.
82. Newschaffer C.J., Croen L.A., Daniels J. et al. The epidemiology of autism spectrum disorders // Ann. Rev. Public Health. 2007. Vol. 28. P. 235-258.
83. Norbury, C. F., J. Brock, L. Cragg, S. Einav, H. Griffiths, and K. Nation.
2009. Eye-movement Patterns are Associated with Communicative Competence in Autistic Spectrum Disorders. Journal of Child Psychology and Psychiatry 50: 834¬842. doi:10.1111/j.1469-7610.2009.02073.x.
84. Oishi, S., M. Krochik, and S. Akimoto. 2010. Felt Understanding as a Bridge Between Close Relationships and Subjective Well-Being: Antecedents and Consequences Across Individuals and Cultures. Social and Personality Psychology Compass 4 (6): 403-416. doi:10.1111/j.1751-9004.2010.00264.x.
85. Partington J.W. The Assessment of Basic Language and Learning Skills- Revised (The ABLLS-R).Scoring Instructions and IEP Development Guide(The ABLLS-R Guide). -Behavior Analysts, Inc., 2006. 148 p.
86. Posserud, M., Lundervold, A. J., Lie, S. A., & Gillberg, C. (2010). The prevalence of autism spectrum disorders: Impact of diagnostic instrument and non-response bias. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, 45, 319-327.
87. Prendergast M., Saxton J. (2010) Applied Theatre: international case studies and challenges for practice. London: Routledge.
88. Remschmidt H (2003) Autismus. In: Herpertz-Dahlmann B, Resch F, Schulte-Markwort M, Warnke A (Hrsg) Entwicklungspsychiatrie. Schattauer, Stuttgart.
89. Rogers, S. & Vismara, L. (2008) ‘Evidence-based comprehensive treatments for early autism’, Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, 37 (1), 8-38.
90. Rutter M. Incidence of autism spectrum disorders: changes over time and their meaning // Acta Paediatr. 2005. Vol. 94, N 1. P. 2-15.
91. Skinner B.F. Verbal Behavior, 1957. - 193 p.
92. Srinivasan S., Pescatello L., Bhat A. (2014). Current perspectives on physical activity and exercise recommendations for children and adolescents with autism spectrum disorders. Physical Therapy, 94(6), 875-890.
93. Sundberg M.L. (2008) VB-MAPP Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program: A Language and Social Skills Assessment Program for Children with Autism or Other Developmental Disabilities. Guide, AVB Press. 239 p.
94. Timimi, S., N. Gardner, and B. McCabe. 2011. The Myth of Autism: Medicalising Men’s and Boys’ Social and Emotional Competence. Basingstoke: Palgrave Macmillan.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ