Невербальный театр как эффективный способ развития коммуникации дошкольников с расстройствами аутистического спектра
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра 9
1.1. Развитие коммуникативных способностей в онтогенезе 9
1.2. Особенности формирования коммуникативного поведения детей с расстройствами аутистического спектра 18
1.3. Театр как особая форма межличностной коммуникации 25
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Содержание экспериментального исследования
коммуникативных особенностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра 35
2.1. Обоснование выборки и методов исследования 35
2.2. Анализ коммуникативных особенностей дошкольников с расстройствами
аутистического спектра 40
Выводы по второй главе 44
Глава 3. Экспериментальное обоснование развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра 45
3.1. Технология развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра
3.2. Динамика развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра
Выводы по третьей главе 61
Заключение 62
Список литературы 64
Приложения
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра 9
1.1. Развитие коммуникативных способностей в онтогенезе 9
1.2. Особенности формирования коммуникативного поведения детей с расстройствами аутистического спектра 18
1.3. Театр как особая форма межличностной коммуникации 25
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Содержание экспериментального исследования
коммуникативных особенностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра 35
2.1. Обоснование выборки и методов исследования 35
2.2. Анализ коммуникативных особенностей дошкольников с расстройствами
аутистического спектра 40
Выводы по второй главе 44
Глава 3. Экспериментальное обоснование развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра 45
3.1. Технология развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра
3.2. Динамика развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра
Выводы по третьей главе 61
Заключение 62
Список литературы 64
Приложения
Актуальность исследования. В последние десятилетия у исследователей возрос интерес к проблеме коммуникации и стали детально изучаться такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых коммуникативные навыки человека приобретает особую значимость. Коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных взаимоотношений как со сверстниками, так и со взрослыми (Дьяченко О. М., Кравцова Е.Е., Лисина М.И., Репина Т.А. и др.). Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка, что отражено в Законе «Об образовании», «Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования» и др.
В настоящее время коммуникацию можно считать одним из необходимых условий жизнедеятельности человека и фундаментальной основой существования общества. Начиная с первых дней своей жизни, в процессе эмоционального общения с матерью, дети принимают паттерны социального поведения, осваивают коммуникативные эталоны и способы социального реагирования. Посредством общения ребенок проходит инкультурацию и социализацию, учится соотносить свое поведение с действиями других людей.
Современными отечественными и зарубежными исследователями (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, С.А. Морозов, Р Джордан, Е. Шоплер, Г. Месибов и др.) подчеркивается, что нарушения коммуникативных навыков являются одним из главных недостатков, препятствующих успешной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра, препятствуя освоению моделей коммуникативного поведения и ограничивая возможности ребенка в способах переживания социального опыта.
Анализ исследований, посвященных проблемам развития детей с расстройствами аутистического спектра, показывает, что нарушения коммуникации при аутистических расстройствах проявляются еще в раннем детском возрасте и сохраняются на протяжении всей жизни человека. Диапазон нарушений коммуникативного развития при расстройствах аутистического спектра очень широк. Как правило, наблюдаются повреждения в формировании коммуникативных умений, они не владеют средствами коммуникации и темами актуальных интересов сверстников, кроме того, общение с людьми не мотивирует их к установлению контакта, поддержанию длительности взаимодействия.
Все вышеописанное актуализирует поиск реальных источников формирования коммуникативных навыков дошкольников, позволяющих помочь дошкольникам с расстройствами аутистического спектра и их семьям найти способы коммуникаций с внешним миром.
Анализ психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме позволил нам выявить противоречия между заинтересованностью специалистов к специфике развития детей с расстройствами аутистического спектра, оказанию им комплексной помощи и недостаточно разработанными условиями и конкретными приемами практической работы по формированию коммуникативной деятельности у таких детей.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: будет ли невербальный театр являться эффективным средством развития коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра? А также выбрана тема настоящего исследования: «Невербальный театр как эффективный способ развития коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании процесса формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра.
Объектом исследования выступает процесс формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предметом исследования является невербальный театр как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
В основу исследования положена гипотеза, предполагающая, что невербальная театрализованная деятельность может повысить уровень сформированности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра при условии реализации всех этапов модели.
В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и обосновать специфику формирования коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра.
2. Разработать и экспериментально апробировать модель формирования коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра на основе использования средств невербального театра.
3. Подобрать методики диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
4. Экспериментально проверить эффективность предложенной модели.
Методы исследования включают теоретический анализ психолого-педагогической и медицинской литературы; психолого-педагогическое исследование; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; математическую обработку данных.
Теоретической основой для разработки исследования стали теории коммуникативной лингвистики (Н.Д. Арутюнова, Ван Дейк, И.А. Зимняя, Е.В. Клюев, Р. Мэй, Дж. Остин, Дж. Серль, A.A. Потебня и др.); особенности и закономерности психического развития у детей с аутистическим спектром (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, М.М. Либлинг, Л. Винг, Л. Каннер, Г. Аспергер и др.); особенности формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (М.Л. Семенович, Н.Г. Манелис, А.В. Хаустов, А.И. Козорез, Е.В. Морозова и др.).
Для выявления уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра мы использовали следующие диагностические методики:
1. Методика экспертной оценки невербальной коммуникации А.М. Кузнецовой;
2. Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра А.В. Хаустова.
Практической базой исследования стал научно-практический центр «Клиника современных когнитивных и реабилитационных технологий» г. Красноярска. В исследовании приняло участие 25 дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «коммуникативные навыки», отграничении его от схожих понятий, между которыми установлена взаимосвязь, описании онтогенеза определенных областей коммуникативных навыков, раскрытии специфики особенностей коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра и выявлении сущностной характеристики и специфики формирования коммуникативных навыков средствами невербального театра.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс формирования коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Научная новизна заключается в следующем:
- раскрыта специфика формирования коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербальной театрализованной деятельности, где дети используют различные символические средства (мимика, пантомима, пластика и т.п.) в межличностных отношениях с окружающими;
- разработана модель формирования коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра, способствующая социализации и адаптации в обществе.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2017 г. по 2019 г. и включало следующие этапы:
Первый этап - поисково-аналитический (2017 - 2018 гг.). В течение данного этапа осуществлялся анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработки исследуемой проблемы, составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата.
Второй этап - экспериментальный (2018 - 2019 гг.). Разработка и апробация условий, направленных на формирование коммуникативной деятельности дошкольников с расстройствами аутистического спектра; обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (2019 г.). Данный этап предполагал анализ, обобщение и систематизацию результатов экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Структура и объём магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 102 источников, включает 7 таблиц, 11 рисунков, 3 приложения.
Автором лично проведен: сбор материалов, подобраны методики диагностики, выявлен уровень сформированности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра, проанализированы результаты констатирующего эксперимента, разработана модель развития коммуникативных навыков посредством невербального театра и проведен сравнительный срез, отражающий положительную динамику проведенной работы.
В настоящее время коммуникацию можно считать одним из необходимых условий жизнедеятельности человека и фундаментальной основой существования общества. Начиная с первых дней своей жизни, в процессе эмоционального общения с матерью, дети принимают паттерны социального поведения, осваивают коммуникативные эталоны и способы социального реагирования. Посредством общения ребенок проходит инкультурацию и социализацию, учится соотносить свое поведение с действиями других людей.
Современными отечественными и зарубежными исследователями (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, С.А. Морозов, Р Джордан, Е. Шоплер, Г. Месибов и др.) подчеркивается, что нарушения коммуникативных навыков являются одним из главных недостатков, препятствующих успешной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра, препятствуя освоению моделей коммуникативного поведения и ограничивая возможности ребенка в способах переживания социального опыта.
Анализ исследований, посвященных проблемам развития детей с расстройствами аутистического спектра, показывает, что нарушения коммуникации при аутистических расстройствах проявляются еще в раннем детском возрасте и сохраняются на протяжении всей жизни человека. Диапазон нарушений коммуникативного развития при расстройствах аутистического спектра очень широк. Как правило, наблюдаются повреждения в формировании коммуникативных умений, они не владеют средствами коммуникации и темами актуальных интересов сверстников, кроме того, общение с людьми не мотивирует их к установлению контакта, поддержанию длительности взаимодействия.
Все вышеописанное актуализирует поиск реальных источников формирования коммуникативных навыков дошкольников, позволяющих помочь дошкольникам с расстройствами аутистического спектра и их семьям найти способы коммуникаций с внешним миром.
Анализ психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме позволил нам выявить противоречия между заинтересованностью специалистов к специфике развития детей с расстройствами аутистического спектра, оказанию им комплексной помощи и недостаточно разработанными условиями и конкретными приемами практической работы по формированию коммуникативной деятельности у таких детей.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: будет ли невербальный театр являться эффективным средством развития коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра? А также выбрана тема настоящего исследования: «Невербальный театр как эффективный способ развития коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании процесса формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра.
Объектом исследования выступает процесс формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предметом исследования является невербальный театр как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
В основу исследования положена гипотеза, предполагающая, что невербальная театрализованная деятельность может повысить уровень сформированности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра при условии реализации всех этапов модели.
В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и обосновать специфику формирования коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра.
2. Разработать и экспериментально апробировать модель формирования коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра на основе использования средств невербального театра.
3. Подобрать методики диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
4. Экспериментально проверить эффективность предложенной модели.
Методы исследования включают теоретический анализ психолого-педагогической и медицинской литературы; психолого-педагогическое исследование; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; математическую обработку данных.
Теоретической основой для разработки исследования стали теории коммуникативной лингвистики (Н.Д. Арутюнова, Ван Дейк, И.А. Зимняя, Е.В. Клюев, Р. Мэй, Дж. Остин, Дж. Серль, A.A. Потебня и др.); особенности и закономерности психического развития у детей с аутистическим спектром (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, М.М. Либлинг, Л. Винг, Л. Каннер, Г. Аспергер и др.); особенности формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (М.Л. Семенович, Н.Г. Манелис, А.В. Хаустов, А.И. Козорез, Е.В. Морозова и др.).
Для выявления уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра мы использовали следующие диагностические методики:
1. Методика экспертной оценки невербальной коммуникации А.М. Кузнецовой;
2. Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра А.В. Хаустова.
Практической базой исследования стал научно-практический центр «Клиника современных когнитивных и реабилитационных технологий» г. Красноярска. В исследовании приняло участие 25 дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «коммуникативные навыки», отграничении его от схожих понятий, между которыми установлена взаимосвязь, описании онтогенеза определенных областей коммуникативных навыков, раскрытии специфики особенностей коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра и выявлении сущностной характеристики и специфики формирования коммуникативных навыков средствами невербального театра.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно осуществлять процесс формирования коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Научная новизна заключается в следующем:
- раскрыта специфика формирования коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербальной театрализованной деятельности, где дети используют различные символические средства (мимика, пантомима, пластика и т.п.) в межличностных отношениях с окружающими;
- разработана модель формирования коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра, способствующая социализации и адаптации в обществе.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2017 г. по 2019 г. и включало следующие этапы:
Первый этап - поисково-аналитический (2017 - 2018 гг.). В течение данного этапа осуществлялся анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработки исследуемой проблемы, составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата.
Второй этап - экспериментальный (2018 - 2019 гг.). Разработка и апробация условий, направленных на формирование коммуникативной деятельности дошкольников с расстройствами аутистического спектра; обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (2019 г.). Данный этап предполагал анализ, обобщение и систематизацию результатов экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Структура и объём магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 102 источников, включает 7 таблиц, 11 рисунков, 3 приложения.
Автором лично проведен: сбор материалов, подобраны методики диагностики, выявлен уровень сформированности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра, проанализированы результаты констатирующего эксперимента, разработана модель развития коммуникативных навыков посредством невербального театра и проведен сравнительный срез, отражающий положительную динамику проведенной работы.
В настоящее время развитие коммуникативных навыков является одной из приоритетных задач в рамках работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра.
Рассмотрев развитие коммуникативных способностей в онтогенезе и выявив основные клинические характеристики дошкольников с аутистическими расстройствами, мы составили точное представление об их коммуникативных особенностях. Общеизвестно, что для детей с расстройствами аутистического спектра использование традиционных способов осуществления коммуникации с окружающими крайне затруднено или невозможно, что указывает на необходимость применения нестандартных методов, позволяющих развивать их коммуникативные навыки. Одним из таких нестандартных методов является невербальный театр, разработанный Р. Хэйхау совместно с командой Open Theatre.
В связи с этим целью нашего исследования стало теоретическое обоснование процесса формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра. Для достижения данной цели нами был решен ряд задач, направленных на исследование особенностей коммуникации дошкольников, разработке модели формирования коммуникативных навыков, а также проведении сравнительного анализа с целью отражения эффективности проделанной нами работы. В рамках эмпирической части работы был проведен констатирующий эксперимент, заключающийся в диагностическом обследовании коммуникативных особенностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Выбранные нами диагностические методики позволили выявить недостаточный уровень сформированности невербальных средств общения. В ходе анализа полученных данных мы отметили полное или частичное выпадение таких умений, как: выражение собственных эмоций и чувства; выражение просьб и требований; привлечение внимания, что позволило разработать технологию развития коммуникативных способностей дошкольников с аутистическими расстройствами средствами невербального театра.
Важно отметить, что после проведенной коррекционной работы и анализа данных, полученных по итогам проведения контрольного среза мы обнаружили что у детей наблюдалось значительное повышение уровня развития перцептивно-коммуникативных возможностей, а именно: расширился невербальный репертуар, дети стали лучше воспринимать изменения в мимике и поведении окружающих, некоторые дошкольники старались подстроиться под настроение собеседника. У детей с аутистическими расстройствами стали инициировать контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. У них сформировались невербальные умения выражать просьбы и требования, появилась социально-ответная реакция, улучшились навыки социального, а также они стали лучше выражать собственные эмоции и чувства.
По результатам верификации мы установили, что данная модель является эффективной и может быть рекомендована для апробации в образовательных учреждениях.
Таким образом, задачи исследования решены, поставленная цель достигнута. Гипотеза о том, что невербальная театрализованная деятельность может повысить уровень сформированности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра при условии реализации всех этапов модели подтверждена.
Рассмотрев развитие коммуникативных способностей в онтогенезе и выявив основные клинические характеристики дошкольников с аутистическими расстройствами, мы составили точное представление об их коммуникативных особенностях. Общеизвестно, что для детей с расстройствами аутистического спектра использование традиционных способов осуществления коммуникации с окружающими крайне затруднено или невозможно, что указывает на необходимость применения нестандартных методов, позволяющих развивать их коммуникативные навыки. Одним из таких нестандартных методов является невербальный театр, разработанный Р. Хэйхау совместно с командой Open Theatre.
В связи с этим целью нашего исследования стало теоретическое обоснование процесса формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами невербального театра. Для достижения данной цели нами был решен ряд задач, направленных на исследование особенностей коммуникации дошкольников, разработке модели формирования коммуникативных навыков, а также проведении сравнительного анализа с целью отражения эффективности проделанной нами работы. В рамках эмпирической части работы был проведен констатирующий эксперимент, заключающийся в диагностическом обследовании коммуникативных особенностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Выбранные нами диагностические методики позволили выявить недостаточный уровень сформированности невербальных средств общения. В ходе анализа полученных данных мы отметили полное или частичное выпадение таких умений, как: выражение собственных эмоций и чувства; выражение просьб и требований; привлечение внимания, что позволило разработать технологию развития коммуникативных способностей дошкольников с аутистическими расстройствами средствами невербального театра.
Важно отметить, что после проведенной коррекционной работы и анализа данных, полученных по итогам проведения контрольного среза мы обнаружили что у детей наблюдалось значительное повышение уровня развития перцептивно-коммуникативных возможностей, а именно: расширился невербальный репертуар, дети стали лучше воспринимать изменения в мимике и поведении окружающих, некоторые дошкольники старались подстроиться под настроение собеседника. У детей с аутистическими расстройствами стали инициировать контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. У них сформировались невербальные умения выражать просьбы и требования, появилась социально-ответная реакция, улучшились навыки социального, а также они стали лучше выражать собственные эмоции и чувства.
По результатам верификации мы установили, что данная модель является эффективной и может быть рекомендована для апробации в образовательных учреждениях.
Таким образом, задачи исследования решены, поставленная цель достигнута. Гипотеза о том, что невербальная театрализованная деятельность может повысить уровень сформированности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра при условии реализации всех этапов модели подтверждена.
Подобные работы
- Альтернативная дополнительная коммуникация в развитии коммуникативных навыков младших школьников с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С
РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2015



