ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
ПРОФИЛАКТИКИ ГЭМБЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 15-16 ЛЕТ 6
1.1. Сущностная характеристика а «гэмблинг» 6
1.2. Социально-психологическая характеристика подростков 15-16 лет 11
1.3. Профилактика гэмблинга среди подростков 15-16 лет 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. АПРОБИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ ГЭМБЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 15-16 ЛЕТ 26
2.1. Программа мероприятий, направленных на профилактику гэмблинга
среди подростков 15-16 лет 26
2.2. Апробация и проведение программы 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Существенным признаком современности является значительное развитие в обществе негативных явлений, среди которых главное место занимает игромания (гэмблинг-зависимость).
Множество людей, не только в России, но и во всем мире увлекаются компьютерными играми. Игровая зависимость, т.е. гэмблинг является психологической зависимостью. А любая зависимость при воздействии на личность человека имеет негативные последствия.
Данная проблема нуждается в изучении со стороны ряда наук и в первую очередь, в психологии. Особенно часто попадают под влияние экватор данной зависимости старшие подростки.
Актуальность. Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества компьютеров и «гаджетов», которые могут стать причиной большинства проблем, самая опасная из которых - игровая зависимость. В настоящее время существуют теоретические данные изучения проблемы игромании, но мало практических материалов по этой проблеме, поэтому необходимо ее изучение и поиски методов и способов профилактики данного феномена.
Проблема исследования. Проблемы, которые связаны с гэмблингом (компьютерная, игровая зависимость), привлекают особое внимание ученых и постоянно рассматриваются в отечественных и зарубежных научных работах. Но необходимо констатировать недостаток работ, которые были бы посвящены именно профилактике гэмблинга среди подростков 15-16 лет.
Цель исследования: апробировать программу мероприятий, направленных на профилактику гэмблинга среди подростков 15-16 лет.
Объект исследования: гэмблинг.
Предмет исследования: профилактика гэмблинга среди подростков 15- 16 лет.
Проектная идея состоит в предположении, что выявленная у подростков зависимость от компьютерных игр может быть уменьшена с помощью научно-обоснованной комплексной программы профилактики гэмблинга.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы гэмблинга в психологической литературе.
2. Выявить экспериментальным путем, определить степень гэмблинга среди подростков 15-16 лет.
3. Апробировать и провести программу занятий по профилактике гэмблинга среди подростков 15-16 лет.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: тестирование.
Методики:
1. Тест Такера, тест на интернет - аддикцию для подростков (Т. А. Никитина, А. Ю. Егоров);
2. Тест «Определение зависимости от компьютерных игр» А. В. Котлярова.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе понятия и характеристики гэмблинга, выявлении существующих представлений со стороны различных авторов о данной зависимости, определении социально-психологических характеристик исследуемого возраста (15-16 лет), определении подходов и методов по профилактике игровой зависимости у подростков 15-16 лет.
Практическая значимость исследования заключается в апробации и внедрении программы профилактики гэмблинга среди подростков 15-16 лет, направленной на укрепление личностных ресурсов и развитие эффективных стратегий поведения, препятствующих формированию и развитию зависимости.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит библиографию из 52 источников.
В ключе выпускной квалификационной работы нами была проанализирована проблема гэмблинга (привязанности к компьютерным играм) и реализован план мероприятий по ее недопущению у лиц в возрасте от 15 до 16 лет.
Мы проанализировали понятие гэмблинг, рассмотрели социальные и психологические особенности развития молодых людей в возрасте от 15 до 16 лет. Большинство зарубежных и отечественных авторов под гэмблингом понимают тип деструктивного, девиантного поведения, вид психологической зависимости, проявляющуюся в паталогическом увлечении компьютерными играми, обусловленной склонностью к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.
В результате научных изысканий мы пришли к выводу, что наиболее подверженными возникновению гэмблинга в силу специфических возрастных особенностей являются подростки. Так в результате теоретического исследования у сформировалась рабочая гипотеза, состоящая в предположении, что зависимость от компьютерных игр может быть уменьшена с помощью научно-обоснованной комплексной программы профилактики гэмблинга.
Исходя из различных теорий и подходов к профилактике гэмблинга у подростков, нами была апробирована и проведена программа по профилактике гэмблинга среди подростков 15-16 лет. Ее целью было развитие информационной культуры и формирование в рамках профилактики благоприятных условий для развития социально - адаптивных личностных качеств и повышение уровня самооценки, способствующих коммуникативной компетентности молодых людей и предупреждению возникновения привыкания. Проведенный по результатам эксперимента анализ полученных данных позволил сделать вывод о положительных результатах реализованного плана по недопущению появления привыкания у молодых людей к компьютерным играм.
Подводя итоги, следует сказать о результативности проведенной программы, а, следовательно, о подтверждении выдвинутой гипотезы. В итоге исследования были получены данные, на основе которых можем прийти к заключению о положительных результатах программы, направленной на профилактику гэмблинга среди подростков 15-16 лет.
Из перечисленного следует заключение, что осуществленная нами работа по профилактике гэмблинга привела к важным переменам и способствовала минимизации числа подростков, склонных к данной зависимости.
1. Агибалова Н. И., Данилова М. В. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков. Молодой учёный. 2014. № 20 (79). С. 547-549.
2. Асеева А. Д. Социально - психологические аспекты зависимого поведения в межличностных отношениях в юношеском возрасте - Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Курск. 2014. 210 с.
3. Багдасарян А.А., Саргсян М.Э. Влияние компьютеров и интернета на школьников. 2019. №1. С. 78-81.
4. Баева Л. В. Виртуализация жизненного пространства человека и проблемы интернет -игровой зависимости (IGD) // Виртуальное пространство и жизненные миры человека. 2016. № 1 (11). С. 8-19.
5. Блясова И. Ю. Социально - педагогическое предупреждение компьютерной игровой зависимости подростков // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 26 -28.
6. Бубнова А.Н. Взаимодействие семьи и школы в профилактике аддиктивного поведения обучающихся. 2018. С. 14-20.
7. Васильева Ю. Е., Ивашина И. А., Попов П. П., Рыжов И. Г. К вопросу о проблеме интернет - зависимости в современном обществе // Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии. 2014. № 16. С. 48-51.
8. Владимирова Н. Борьба с интернет-зависимостью. 2018. №1. с. 25-31.
9. Воеводскова Е. Е. Зависимость о компьютерной виртуальной реальности // Проблемы педагогики. 2015. № 27. С. 1-2.
10. Воронов Д. И. Социально -психологические детерминанты компьютерной зависимости и ее профилактика средствами физической рекреации психокоррекции. Санкт -Петербург. 2016. 266 с.
11. Вотякова Е. Ю., Яковлева Н. В. Негативное влияние кибераддикции на жизнестойкость подростков // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». 2019. URL: www.humjournal.rzgmu.ru(дата обращения: 15.02.2023).
12. Гоман В. А., Гефнер О. В. Современная молодежь и компьютерная зависимость // Электронный научно - методический журнал Омского ГАУ. 2018. Спецвыпуск № 5. С. 1-4.
13. Горшенина А. Н. Компьютерная зависимость у детей и подростков. Научный центр «Диспут». Вологда. 2014. С. 82-83.
14. Груздева К.Н. Ценностные ориентации подростков, склонных к аддиктивному поведению. М. 2018. С. 488-491.
15. Гурин Г.Г. Интернет-зависимость, проблемы интерпретации в условиях бурного развития электронных технологий. М. 2019. С. 28-33.
16. Давтян В. Г, Бердин Р. Д. Адаптивные возможности у лиц с виртуальной аддикцией // Наука, техника и образование. 2015. № 7. С. 1-2.
17. Денисов А. А. Психология интернет - зависимости // Развитие личности.
2014. № 1. С. 190-202.
18. Емельяненко В. Д. Мировоззрение и игровая компьютерная
зависимость: поиск взаимосвязи // Философские проблемы
информационных технологий и киберпространства. 2016. № 1 (11). с. 45- 64.
19.3акаблукова А. А., Смирнова Т. А., Капустина Л. П., Чуйкова М. А. Психолого - педагогическая профилактика компьютерной игромании у обучающихся // Белгородский региональный центр психолого - медико - социального сопровождения. 2018. 117 с.
20.3альмунин К. Ю. Сравнительная оценка психопатологических и патопсихологических феноменов и синдромов у пациентов с наркотической и игровой зависимостью / Практическая медицина. 2015. № 5 (90). С. 56-58.
21. Иванова И.В., Бирюкова Н.В. Методические рекомендации педагогов- психологов по диагностике компьютерной зависимости детей и подростков. 2019, С. 11-12.
22. Игдырова С. В., Чикляукова Е. В., Мукминов Р. Р. Социальная работа с подростками, склонными к кибераддикции // Димитровградский инженерно - технологический институт «МИФИ», Россия, г. Димитровград. 2014. № 1 (3). С. 149-157.
23. Кардашян Р. А. Психосоматические расстройства при компьютерной игровой зависимости у учащихся общеобразовательных учреждений // Архивъ внутренней медицины. Спец, выпуск. 2016. С. 12-13.
24. Кащеева М. А. Психотерапевтические методы при лечении гемблинга // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие», 2018. 6 с.
25. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом. 2014. № 13.
26. Корнилова А.В. Психологическое консультирование педагогов по организации профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях СОШ. М. 2019. С. 295-299.
27. Коробкина Е. С. Поведенческая специфика социализации подростка / Достижения вузовской науки. 2014. № 8. с. 144-150.
28. Лабковский Б. Опасные игры с играми. Психология зависимости. Минск-Харвест. 2005, 224 с.
29. Литвинова О.Н. Игровая зависимость (гэмблинг). 2013. 12 с.
30. Лифанов А.Д., Антонов В.А., Гейко Г.Д., Ахметвалеева Т.Э., Петров А.В. Особенности личностных ценностей студентов с разной степенью компьютерной зависимости. 2018. С. 395-399.
31. Лопеш Э. де А., Передерий Н. А. Исследование интернет - зависимости среди школьников // Бюллетень медицинских Интернет - конференций. 2014. Т. №4. (11). С. 1243.
32. Малиновская М.А. Потенциальные риски для детей и подростков в интернет среде: анализ проблематики и профилактика интернет- аддикций. ИНФО, 2018. №5. С. 31-34.
33. Матусевич А. М. Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи // Молодой учёный. 2016. № 13 (117). С. 827-829.
34. Набойченко Е. С., Окунева Л. И. Психологические аспекты кибераддикции подростков // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 82-87.
35. Набойченко Е. С., Окунева Л. И. Типология подростков, склонных к кибераддикции // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. С. 94-98.
36. Нальгиева Ц. Я. Психолого - акмеологические факторы профилактики компьютерной зависимости учащихся средних и старших классов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 291-293.
37. Неустроева О. В. Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Эльконина Фельдштейна. 2015. № 6 (7) С. 35-36.
38. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? 2003. № 9. С. 13-18.
39. Окунева Л. И. Социально - психологические склонности к кибераддикции в подростковой среде // Педагогическое образование в России. 2018. № 1. С. 188-191.
40. Окунева Л. И., Набойченко Е. С. Детерминанты кибераддикции у социально депривированного подростка // Педиатрический вестник Южного Урала. 2016. № 1. С. 33-36.
41. Остапова А. В. Психологические особенности подросткового возраста. Евразийский научный журнал. 2015. № 7. С. 189-191.
42. Романцова И. И. Профилактика интернет -зависимого поведения у подростков посредством формирования навыков межличностного конструктивного общения. 2017. 193 с.
43. Тазетдинова Ю.М. Теоретические предпосылки исследования
особенностей агрессивного поведения у подростков-мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости. 2018. №9. С. 43-48.
44. Филатова Т.П. Программа психологической коррекции компьютерного аддикта. 2020. 12 с.
45. Фоменко А. И., Семенцова И. А. Профилактика кибераддикции как основа предотвращения преступного поведения подростков с пограничным состоянием психики // Общественные науки. 2015. № 2. С. 113-117.
46. Хилько О. В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у подростков. Научно -методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 56-60.
47. Щепель Ю.В. Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе. М. 2019. 192 с.
48. Щербакова Н.Б. Стратегические основы деятельности родителей по организации работы школьников на компьютере в домашних условиях. 2018. С. 78-88.
49.Черникова И. В. современные подходы к профилактике кибераддикции // В сборнике: Проблемы полиэтничного региона: социально - политические и психологические контексты материалы одноименной подсекции 3 ежегодной НПК СКФУ. ФГАОУ ВПО «СКФУ». Ставрополь.
2015. С. 106-112.
50. Щербакова Н. Б. Стратегические основы деятельности родителей по организации работы школьников на компьютере в домашних условиях. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. N 3. С. 78-88.
51. Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. 2006. 195 с.
52. Якушина Е.В. Подростки в интернете. 2001. С. 55-57.