Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки обеспечения здоровьесбережения на занятиях баскетболом в системе дополнительного образования 9
1.1. Анализ теоретических подходов к обеспечению здоровьесбережения в
системе дополнительного образования 9
1.2. Особенности физического воспитания детей 7-10 лет 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогического обеспечения
здоровьесбережения на занятиях баскетболом детей 7-10 лет в системе дополнительного образования 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обеспечению
здоровьесбережения на занятиях баскетболом детей 7-10 лет в системе дополнительного
образования 27
2.1. Изучение состояния здоровьесбережения на диагностическом этапе
опытно-экспериментальной работы 27
2.2. Реализация педагогических условий обеспечения здоровьесбережения
детей 7-10 лет на занятиях баскетболом в системе дополнительного образования 28
Выводы по второй главе 39
Глава 3. Анализ результатов исследования по обеспечению здоровьесбережения детей 7-10 лет на занятиях по баскетболу в системе дополнительного образования 40
3.1. Тренировочная программа по обеспечению здоровьесбережния детей 7-10
лет на занятиях баскетболом в системе дополнительного образования 40
3.2. Анализ результатов исследования по обеспечению здоровьесбережения
детей 7-10 лет на занятиях баскетболом в системе дополнительного
образования 51
Выводы по третьей главе 62
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложение А 75
Приложение Б 80
Приложение В
Актуальность исследования. В последние годы особое внимание уделяется вопросу сохранения и укрепления здоровья детей. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок» - успешный ребенок», невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Баскетбол - одна из самых популярных и интересных игр с мячом, являющаяся прекрасным средством укрепления здоровья. Игровой процесс здесь включает бег, прыжки, броски и многие другие виды двигательной активности, способствующие приобщению школьников к здоровому образу жизни, укреплению психического и физического здоровья детей. Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны, но в действительности возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса может быть, и будет воплощен только усилиями отдельных школ и учреждениями дополнительного образования.
Проблема здоровьесберегающего сопровождения подрастающего поколения в процессе физического воспитания является сложной и многогранной. Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; реализация системы просветительской работы с обучающимися по формированию у них культуры отношения к своему здоровью; повышение уровня образованности в области физической культуры, в баскетболе и здорового образа жизни;
Степень научной разработанности темы исследования. В исследовании проблемы формирования здорового образа жизни имеется несколько направлений:
- медико-гигиеническое (Н.А. Агаджанян - «Основы физиологии человека»; Н.М. Амосов, «Алгоритм здоровья»; В.Е. Апарин - «Босиком для здоровья»; И.И. Брехман - «Введение в валеологию - науку о здоровье»; И.В. Давыдовский - «О здоровье, болезнях и долголетии»; Ю.Л. Лисицын - «Слово о здоровье»; В.П. Петленко - «Основы валеологии» и др.);
- психолого-педагогическое (М.Я. Виленский - «Физическая культура»; П.А. Виноградов - «Физическая культура и здоровый образ жизни»; Т.А. Ильина - «Педагогика»; В.А. Сластенин - «Психология и педагогика» и др.).
- исследования в области здоровьесбережения и занятий баскетболом (Д.И. Нестеровский, Е.Н. Литвинов, Ю.М. Портнов, М.Я. Виленский, Б.И. Туркунов, Ю.Д. Железняк,).
Анализ состояния разработанности проблемы в научных исследованиях и в практике позволил выявить противоречия между:
- социальным заказом общества на реализацию функций, связанных с формированием активной личности, ведущей здоровый образ жизни, и существующими в системе дополнительного образования традиционными подходами, недостаточно обеспечивающими должный уровень формирование бережного отношения к своему здоровью у детей;
- необходимостью формирования у дошкольников бережного отношения к своему здоровью и недостаточностью разработанных и обоснованных педагогических условий для обеспечения этого процесса;
- необходимостью внедрения новых программ по обеспечению здоровьесбережения на занятиях по баскетболу и слабым методическим обеспечением данного процесса.
Актуальность проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы исследования «Обеспечение здоровьесбережения на занятиях баскетболом детей 7-10 лет в системе дополнительного образования».
Проблема исследования. Каким образом можно актуализировать здоровьесберегающий потенциал занятий баскетболом в системе дополнительного образования?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить педагогические условия обеспечения здоровьесбережения детей 7-10 лет посредством приобщения их к регулярным занятиям баскетболом.
Объект исследования: тренировочный процесс на занятиях секций по баскетболу детей 7-10 лет в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: педагогические условия обеспечения здоровьесбережения на занятиях баскетболом детей 7-10 лет в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: Обеспечение здоровьесбережения на занятиях баскетболом детей 7-10 лет в условиях спортивной секции по баскетболу будет результативным если:
- выявлены теоретические предпосылки обеспечения
здоровьесбережения на занятиях баскетболом детей 7-10 летнего возраста в системе дополнительного образования;
- в тренировочном процессе реализованы следующие педагогические условия: актуализация мотивационной сферы детей 7-10 лет на основе ценностного отношения к здоровью; разработка комплекса упражнений здоровьесберегающей направленности; наличие диагностических процедур по выявлению здоровьесберегающего потенциала занятий баскетболом.
Исходя из цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме здоровьесбережения на занятиях по баскетболу.
2. Теоретически обосновать педагогические условия обеспечения здоровьесбережения детей 7-10 лет на занятиях баскетболом.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность реализации педагогических условий обеспечения здоровьесбережения детей 7-10 лет на занятиях по баскетболу.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды (Н.М, Амосов, М.Я. Виленский, Г.К. Зайцев, С.В. Попов, В.С. Кукушин, Л.Г. Татарникова, О.Л. Трещева, А.У. Усачев, П.К. Петров, Л.П.Матвеев, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин ии др.).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ и обобщение, тестирование, эмпирическое исследование, методы математической статистики (средней арифметической величины),
Опытно-экспериментальная база исследования - Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат «Аскизский лицей- интернат» им. М.И. Чебодаева. Республика Хакасия Аскизский район с. Аскиз. В исследовании приняло участие 20 детей 7-10 лет. И тренер по баскетболу.
Организация и этапы исследования. Исследование проходило в три этапа.
На первом этапе (январь-март 2022 года) нами были проанализированы источники по вопросам обеспечения здоровьесбережения в системе дополнительного образования. Также описаны педагогические основы занятий баскетболом в системе дополнительного образования и упражнения для обеспечения здоровьесбережения. Описаны возрастные особенности детей 7-10 лет. Сформирована цель и задачи исследования.
На втором этапе (апрель-сентябрь 2022 года) нами было проведено исходное тестирование детей 7-10 лет. Также были предложена разработанная тренировочная программа, направленная на обеспечение здоровьесбережения на занятиях по баскетболу.
На третьем этапе (октябрь-декабрь 2022 года) нами было проведено повторное тестирование детей 7-10 лет. Также формировались выводы и оформлялась работа.
Научная новизна результатов исследования заключается в конкретизации сущности и содержания понятия «обеспечение здоровьесбережения на занятиях баскетболом детей 7-10 лет»; обосновании педагогических условий обеспечения здоровьесбережения детей 7-10 лет на занятиях баскетболом в системе дополнительного образования; разработке тренировочной программы, направленной на обеспечение здоровьесбережения на занятиях по баскетболу.
Теоретическая значимость исследования заключается в научно-теоретическом обосновании проблемы обеспечения здоровьесбережения на занятиях по баскетболу в системе дополнительного образования. Представлены особенности педагогического обеспечения здоровьесбережения на занятиях баскетболом детей 7-10 лет в системе дополнительного образования.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и тренерами по обеспечению здоровьесбережения детей 7-10 лет на занятиях по баскетболу.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обеспечение здоровьесбережения на занятиях баскетболом детей 7¬10 лет представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность, обеспечивающую получение знаний о сущности здорового образа жизни, приобретение опыта здоровьесбережения и выработку ценностного отношения к здоровью в процессе занятий баскетболом.
2. Педагогическими условиями обеспечения здоровьесбережения на занятиях баскетболом детей 7-10 лет в системе дополнительного образования выступают:
- актуализация мотивационной сферы детей 7-10 лет на основе ценностного отношения к здоровью;
- разработка тренировочной Программы, включающей комплекс упражнений здоровьесберегающей направленности;
- наличие диагностических процедур по выявлению здоровьесберегающего потенциала занятий баскетболом.
3. Тренировочная Программа включает комплекс здоровьесберегающих упражнений, на основе дифференцированного подбора педагогических средств и методов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Объем и структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, использовано 59 литературных источника. Текст иллюстрирован 4 таблицами, 14 рисунками. Объем текста выпускной квалификационной работы 80 страниц.
В ходе проведенного исследования с целью выявления, теоретического обоснования и экспериментальной проверки педагогических условий обеспечения здоровьесбережения на занятиях баскетболом детей 7-10 лет в системе дополнительного образования, решены педагогические задачи, подтверждены основные положения гипотезы и получены значимые результаты.
На основании полученных в ходе теоретико-экспериментального исследования данных были сформулированы следующие общие выводы:
1. Конкретизирована сущность понятия «обеспечение здоровьесбережения на занятиях баскетболом детей 7-10 лет в системе дополнительного образования», которое представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность, обеспечивающую получение знаний о сущности здорового образа жизни, приобретение опыта здоровьесбережения и выработку ценностного отношения к здоровью в процессе занятий баскетболом.
2. Обоснованы и реализованы педагогические условия обеспечения здоровьесбереджения:
Обеспечение здоровьесбережения на занятиях баскетболом детей 7-10 лет представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность, обеспечивающую получение знаний о сущности здорового образа жизни, приобретение опыта здоровьесбережения и выработку ценностного отношения к здоровью в процессе занятий баскетболом.
Педагогическими условиями обеспечения здоровьесбережения на занятиях баскетболом детей 7-10 лет в системе дополнительного образования выступают:
- актуализация мотивационной сферы детей 7-10 лет на основе ценностного отношения к здоровью;
- разработка тренировочной Программы, включающей комплекс упражнений здоровьесберегающей направленности;
- наличие диагностических процедур по выявлению здоровьесберегающего потенциала занятий баскетболом.
Тренировочная программа включает комплекс здоровьесберегающих упражнений, на основе дифференцированного подбора педагогических средств и методов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3. Доказана результативность педагогических условий обеспечения здоровьесбережения на занятиях баскетболом детей 7-10 лет в системе дополнительного образования: на начало опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что показатели экспериментальной и контрольной групп не имеют значимых различий. Это говорит о том, что у двух групп примерно одинаковой уровень физической подготовленности.
После проведения занятий с использованием предложенной программы нами было проведено повторное тестирование уровня физической подготовленности у детей 7-10 лет. В тесте «бег 30 м (сек)» в контрольной группе средний результат с 6,57±0,43 сек., улучшился до 6,14±0,41 сек. В экспериментальной группе детей средний результат с 7,03±0,37 сек., улучшился до 6,01±0,41 сек. В тесте «Прыжок в длину с места (см)» в контрольной группе детей 7-10 лет средний результат с 120±4,15 см., улучшился до 123±3,54 см. В экспериментальной группе средний результат с 115±4,87 см., улучшился до 125±3,57 см. В тесте «Бросок теннисного мяча (м)» в контрольной группе детей средний результат с 9,44±1,11 м., улучшился до 10,11±1,51 м. В экспериментальной группе детей 7-10 лет средний результат с 9,12±1,54 м., улучшился 12,25±2,04 м. В тесте
«Челночный бег 3х10 (сек)» в контрольной группе детей средний результат с 13,16±1,54 сек., улучшился до 13,05±1,58 сек. В экспериментальной группе средний результата с 14,26±2,56 сек., улучшился до 12,54±3,16 сек. В тесте «Подбрасывание и ловля мяча (кол-во раз)» в контрольной группе средний результат с 4±0,44 раз., улучшился до 5±0,72 раз. В экспериментальной группе детей 7-10 лет средний результат с 4±0,32 раза улучшился до 7±0,76 раза. В тесте «Наклон вперед из положения сидя ноги врозь (см)» средний результат детей с 14,58±3,76 см., улучшился до 15,22±3,99 см. В экспериментальной группе средний результат с 12,54±4,11 см., улучшился до 16,11±3,76 см. В тесте «Подъем туловища (кол-во раз)» средний результат в контрольной группе с 7,5±0,76 раз., улучшился до 8,0 ±0,75 раз. В экспериментальной группе детей средний результат с 5,5±0,36 раз., улучшился до 9,5±0,65 раз. То есть, после проведения занятий по предложенной программе результаты экспериментальной группы значительно превышают результаты контрольной группы. Что позволяет говорить о том, что обоснованные педагогические условия оказали позитивное влияние на повышение уровня физической подготовленности и здоровьесбережения у детей 7-10 лет на занятиях баскетболом в системе дополнительного образования.
1. Абаев А.М. Здоровьесберегающий подход в развитии педагогических моделей образовательной среды // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - № 2(06). - С. 101-103.
2. Адольф В.А., Янова М.Г., Голубничая Е.В. Педагогическое сопровождение обучающихся в практике дополнительного образования: монография. Красноярск, 2021. 188 с.
3. Адольф В.А., Туранова Л.М., Стюгин А.А., Трусей И.В. Проектирование системы мониторинга цифровой образовательной среды в дополнительном образовании детей // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 5. С. 7-16.
4. Айзман Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании 2¬е изд., испр. и доп. 2010 г. Учебное пособие для академического бакалавриата. с.24 5. Андрианова О.П. Здоровьсберегающие технологии в начальной школе // Евразийский научный журнал. - 2016. - №5. - С.14-15.
5. Айзман, Р.И. Скрининг-диагностика здоровья субъектов
образовательного процесса. Здоровьесберегающее образование в инновационных условиях: теория, методология, практика и опыт:
коллективная монография / Р.И. Айзман. - Обнинск: МАН «Интеллект будущего», 2013. - 280 с.
6. Андреева, И. Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников - актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг- 2011.-№3.-С.15-19.
7. Антипова, Л. П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, Л. П. Антипова/Начальная школа. - 2011 №8 с 106-108.
8. Аскерова М.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2015. - Т.10. - №1. - С. 120-123.
9. Баранов A.A. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Педиатрия. - 2013. - № 1. - С. 5-8.
10. Барчуков, И.С. Физическая культура / И.С. Барчуков. - М.: Academia, 2017. - 304 c.
11. Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического обучения (для бакалавров) / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2018. - 62 с.
12. Белявцева Н.М., Белявцева С.Н. Факторы, влияющие на
формирование культуры здоровья младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. -
№49(2). - С.68-72.
13. Бондаревский Е. Я. Методология построения должных норм физической подготовленности: методические рекомендации / Е. Я. Бондаревский, М. В. Стародубцев, Ю. Е. Качарян. - ВНИИФК. - М., 2015. - 33 с.
14. Бондарчук И. Ю. Влияние спортивной тренировки на функциональные возможности юных бегунов / И. Ю. Бондарчук // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 2. - С. 30-31.
15. Вавилова Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2015. - 245 с.
16. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков.- Ростов н/д : Феникс, 2018. - 381 с.
17. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2018. - 256 с.
18. Вишневский. В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). - М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2002. - 270 с.
19. Воронков Е.Г, Воронкова Е.Г. Аудит здоровьесберегающих технологий в начальном школьном образовании // Мир науки, культуры и образования. - 2020. - №5(84). - С. 218-221.
20. Воронков Е.Г., Воронкова Е.Г., Велиляева Э.С., Лямкин А.Н., Потешкина И.В., Ярославцева М.В. Стандарты физического развития для детского, подросткового и юношеского этапов онтогенеза Республики Алтай: методические рекомендации, Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015. - 65 с.
21. Гаджимурадова Р.Т. Педагогические условия проектирования и реализации здоровьеформирующей технологии физического воспитания младших школьников: автореф. дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 2012. — 24 с.
22. Глущенко О. Н. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 2. - С. 52.
23. Горохова Н. А. Организация здоровьесбережения в школе // ОБЖ. - 2010. - № 7. - С. 33-38.
24. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 276 с.
25. Гурьев А.В. Внутришкольная работа по сохранению здоровья участников образовательного процесса // Педагогика. — 2011. — № 5. — С. 61—66.
26. Дзержинская Л.Б., Попова Е.В., Родионова Н.А. Создание здоровьесберегающей среды в образовательной структуре «Гимназия» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - №3. - С. 1-7.
27. Дзятковская Е. Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии: новые акценты // Психология здоровья и личностного роста: Научно-методический журнал. - 2010. - № 1 - С. 62-93.
28. Ефимова В.М. Современные тенденции в подготовке будущего учителя начальной школы к профессиональной деятельности // Гуманитарные науки. - 2015. - №4. - С. 83-90.
29. Жданова Е. П. Создание здоровьесберегающей среды в условиях
современной школы // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». - 2017. - № S9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2017/470115.htm.
30. Журавлева О.П., Михалева Л.П. Воспитательный потенциал учебно-познавательной деятельности обучающихся: монография/КГПУ им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014.- 224 с.
31. Журавлева О.П., Михалева Л.П. Ж 911 Образовательный процесс: от проектирования до мониторинга результатов: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - 228 с.
32. Зайцева В.В. Методология индивидуального подходы в
оздоровительной физической культуре на основе современных
оздоровительных технологий/Автореф. док. пед. Наук- М.: 2015. - 47 с.
33. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: в редакции от 21 июля 2014 г. URL: Ьй:р://минобрнауки.рф.
34. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. - М.: Советский спорт, 2019. - С. 32 - 77.
35. Крюкова Т.А. Здоровьесберегающие технологии в
общеобразовательной школе (на примере РИП) // Известия ВГПУ. - 2017. - №8(121). - С.64-67.
36. Лесовских Н.П. Законодательство российской федерации в сфере молодежной политики // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2014. - № 3(36). - С. 33-35.
37. Малейченко, Е.А. Физическая культура. Лекции: Учебное пособие / Е.А. Малейченко и др. - М.: Юнити, 2016. - 208 с.
38. Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 271с.
39. Мереченкова И.В., Купряшева Л.А. Здоровьесберегающие технологии в школе // Здоровье и образование в XXI веке. - 2008. - Т.10. - №1. - С. 77-78.
40. Мереченкова И.В., Купряшева Л.А. Здоровьесберегающие технологии в школе // Вестник РУДН. - 2008. - №8. - С. 443-445.
41. Никитушкин В.Г. Морфофункциональные показатели и физическая подготовленность детей разного возраста, пола и состояния здоровья / В.Г. Никитушкин, В.К. Спирин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 4. - С. 13-18.
42. Никифорова Т.Ю., Аношкина Н.Л., Назирова А.А. К вопросу обеспечения здоровьесберегающих условий в системе общего образования // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2019. - №4. - С. 41-48.
43. Османов Р. З., Гунажоков И. К. Принципы построения процесса физического воспитания в общеобразовательной школе // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2013. - Вып. 2. - С. 128-134.
44. Ратенко С. Е., Тищенко Н. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75124. - 0,2 п. л. - URL:http://e-koncept.ru/2015/75124.htm.
45. Сизов А.В. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы // Образование и педагогика. - 2017. - №3(35). - С. 41-45.
46. Сураев И.Ю., Ровенских В.А. Формирование
здоровьесберегающей среды учащихся общеобразовательного учреждения (тезисы)/ И.Ю. Сураев, В.А.Ровенских //: сборник статей и тезисов. Том 3 // Составители: Е.В. Страмнова, С.А. Лепешкин. - М.: ПАРАДИГМА, 2021. - 446 с., С.207-209.
47. Сураев И.Ю., Ровенских В.А. Образовательный процесс и здоровьесбережение (научная статья) / И.Ю. Сураев, В.А.Ровенских // Общество, экономика и право: вызовы современности и тенденции развития: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции, 24 декабря 2020 года. - Волжский: Изд-во ВИЭПП, 2020. - 376 с., С.276-279.
48. Тихомирова Л.Ф., Макеева Т.В. Современные подходы к формированию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №6. - С. 19-24.
49. Тихомирова, Л. Ф. Школа - территория здоровья [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 144 с.
50. Третьякова Н.В. Здоровьесберегающая деятельность
образовательных учреждений: современное состояние и проблемы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - № 1. - С. 29-36.
51. Федеральный государственный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. URL: http://stan- dart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688 (дата обращения: 05.12.2021).
52. Фортова Л.К., Финашина Г.В. Научные подходы к обоснованию педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков // Молодой ученый. - 2015. - № 14. - С. 538-542.
53. Чертыгашева Е.С., Журавлева О.П. К проблеме развития физических качеств детей дошкольного возраста в условиях спортивной секции баскетбола // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. -Нижний-Новгород, 2022.- 40 с.
54. Чертыгашева Е.С., Журавлева О.П. Развитие физических качеств у детей среднего школьного возраста в дистанционной форме через платформу ZOOM // II Международная научно-практическая конференция подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации: отечественный и зарубежный опыт в рамках Осенней научной сессии. - Красноярск, 2022.- находится в печати.
55. Шаповалов А.В., Гунажоков И.К., Хазова С.А., Бегидова С.Н.
Организационно-содержательные основы совершенствования
здоровьесберегающей деятельности общеобразовательной организации // Вестник АГУ. - 2016. - №1(173). - С. 151-157.
56. Шаповалов А.В., Хазова С.А., Клименко А.А. Содержание здоровьесберегающей педагогической деятельности общеобразовательной организации. - Гуманитарные науки. - 2016. - №3. - С.76-82.
57. Шарипова Д.Д., Шахмурова Г.А., Шарипов А.Д. Здоровьесберегающая направленность образования - один из важных векторов непрерывного образования. - 2015. - №1. - С. 489-492.
58. Adams W.C., McHenry M.M., Bernauer E.M. Long-term.physiologic adaptations to exercise with special reference to performance and cardiorespiratory function in health and disease //Amer. J.Cardiol. - 1974. - Vol. 33. - № 3. - P. 765-775.
59. Hirtz, P. Koordinative Fahigkeiten im Schulsport / P. Hirtz. - Berlin: Volk und Wissen, 1985. - 152 s.