Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Этнопедагогические условия приобщения младших школьников к традиционной культуре

Работа №15722

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
909
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы этнопедагогических условий приобщения младших школьников к традиционной культуре 8
1.1 Приобщение младших школьников к народной культуре 8
1.2 Этнокультурное содержание образования в Республике Тыва 14
1.3 Терминология "Педагогические условия" 23
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по приобщению младших школьников национальной школы к культуре тувинского народа 42
2.1 Уровень сформированности знаний младших школьников национальной школы о тувинской национальной культуре 42
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по приобщению младших школьников 54
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 60
Заключение 66
Список использованной литературы 71
Приложения

Актуальность темы исследования. Усиливающиеся интеграционные процессы межкультурного взаимодействия стран и народов, увеличение количества конфликтов на этнической и религиозной почве определяют актуальность приобщения подрастающего поколения к культуре народов ближайшего окружения и в целом всей страны.
Наиболее актуальна двуединая задача воспитания национального самосознания и межэтнической толерантности в многонациональных регионах России, каковым является и Республика Тыва. Полиэтническая структура общества, следовательно, и подрастающего поколения, создает специфические условия этнического воспитания, требует оригинальных методов и подходов к воспитанию личности. Возникает социальная потребность в организации целенаправленной работы по межнациональному воспитанию детей, молодежи, взрослого населения. Предметом решения данной проблемы в значительной мере выступают национальные культуры, несущие в себе ценности и традиции. В обеспечении здорового взаимодействия и самих национальных культур, и всех, кто связан с ними на генетическом уровне, особая роль принадлежит образованию.
На социально-педагогическом уровне актуальность вопросов сохранения и развития культуры каждого народа определяется многоэтничностью российских регионов. Близкое общение людей разных национальностей в многонациональных коллективах, увеличение интернациональных семей способствует тесному взаимодействию народов, создают условия для уважения их национальных культур. Особое значение приобретает поиск эффективных путей воспитания уважительного отношения к людям независимо от их национальной принадлежности в современных условиях обучения в национальной школе. В Российской
Федерации реализуются меры, направленные на возрождение и развитие национальной культуры, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей.
В учебные дисциплины внедряется национально-региональный компонент, с тем чтобы связать обучение и воспитание с потребностями регионально-этнической среды, в частности, через использование традиций народной педагогики.
Степень изученности. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по приобщению детей к культуре народов своего региона исходит из неразработанности проблемы реализации межнационального воспитания в национальной школе, недостаточной научной обоснованности педагогических условий формирования представлений о культуре разных народов.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что наблюдается недостаточная научная разработанность системы приобщения детей к культуре разных народов в условиях обучения в национальной школе, несмотря на то, что в последние годы проблема возрождения и развития национальной школы стала предметом пристального изучения, что обусловлено общей тенденцией развития современного российского образования в направлении углубления его регионализации. В исследовании З.Т. Шарафутдинова изучалась проблема исторической преемственности национального образования тувинского народа, А.Б. Григорян, обобщая педагогический опыт работы национальных школ, раскрывает средства и методы формирования нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях хантов и манси. Н.А. Содоноков посвятил исследование этнокультурным традициям воспитания в алтайской национальной школе. Р.А. Сахипова на материалах национальных школ и гимназий освещает работу по воспитанию заботливого отношения к людям у школьников. В диссертации М.Х. Гатауллиной рассматриваются ведущие тенденции развития тувинцевской национальной школы. Эти работы помогли нам раскрыть общие и конкретные вопросы обновления и возрождения национальной школы, национальной культуры, этнопедагогизации воспитательного процесса. В них освещается научное обоснование воспитания детей средствами народной педагогики, рассматривается история развития национальной школы, даются педагогические рекомендации по использованию народных традиций в национальной школе.
Развитию педагогической мысли и образования в Туве; исследованиям народной педагогики тувинцев в нравственном, экологическом, трудовом воспитании; поликультурному образованию посвящены работы Л.П.Салчак [34].
В 80-90-е годы появляются новые этнопедагогические исследования О.Ч.Ондара, Х.Д.-Н. Ооржака, Т.Т. Мунзук, Г.Д. Сундуй, А.С. Шаалы [18].
В исследовании «Начальная подготовка борцов вольного стиля на основе приемов национальных видов борьбы (на примере борьбы хуреш)» О.Ч.Ондар показал историю становления и развития борьбы хуреш как средства традиционной физической культуры [18].
Х.Д.-Н.Ооржак своей докторской диссертацией обосновал теоретико-методологическое обеспечение педагогического содержания физической культуры народов Южной Сибири .
Т.Т. Мунзук выявлены, проанализированы и обобщены содержание, задачи и опыт тувинской народной педагогики в нравственном и трудовом воспитании в семье .
Предметом научной деятельности Г.Д.Сундуй являются: воссоздание целостной картины многовековой духовно-нравственной культуры кочевников; содержание, формы и методы нравственного воспитания учащихся тувинской школы; внедрение в практику общего среднего образования всего богатства традиционной нравственной культуры тувинцев [46].
Проблеме этнопедагогической подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы посвящена работа А.С.Шаалы, разработаны ее содержание, структура и методика
Цель исследования - определить и обосновать педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре тувинского народа.
Объект исследования - процесс приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов своего региона.
Предмет исследования - педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре тувинского народа.
Гипотеза исследования заключается в том, что у детей младшего школьного возраста возможно сформировать первоначальные знания об истории и культуре своего народа и народов ближайшего национального окружения, этому может способствовать постепенное, целенаправленное введение детей в мир национальных культур народов своего региона.
Методологическую основу исследования составляют философские идеи о сущности гуманизма, морали, культуры, сохраняющихся в обществе как элементы социально-культурного наследия народов в течение длительного времени; современные философские представления об общественных отношениях и общественном сознании; социологические теории обусловленности развития личности социальными факторами, характером деятельности и общения.
Теоретическую основу исследования составляют научно-теоретические принципы и положения:
- о нравственности и нравственном воспитании (А.Р. Батыршина, Ф.Г. Газизова, А.Б. Григорян, К. Насыри, Ш.Ш. Залялиев);
- о роли эмоционального фактора в формировании личности ребенка младшего школьного возраста; о влиянии социальной среды на формирование личности (Т.Г. Тимошина, А.Б. Хузина, А.Н.Хузиахметов);
- о развитии национального самосознания и межнационального восприятия у детей различных возрастных категорий (Н.М. Гизатуллина, В.Н. Минсабирова, И.З. Хабибулина, Ф.Ф. Харисов, Г.Ф. Хасанова);
- о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого в этнопедагогике (Г.А. Арсланова, М.И. Богомолова, Р.Ш. Маликов, К.И. Султанбаева, С.А. Харитонова);
- современные исследования в области поликультурного образования (Т.Н. Волков, З.Т. Гасанов, Г.Ж. Даутова, Н.В. Кагуй, Е.В. Махова, Г.В. Палаткина, Р.Н. Сафина, Э.К. Суслова, А.В. Шафикова).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования: методы теоретического анализа философской, историко-педагогической, психологической, этнографической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме; сравнительно-сопоставительный анализ фактов, программных документов Российской Федерации, Республики Тыва в области образования; анализ учебных планов, программ, учебников для национальных школ и гимназий; обобщение педагогического опыта.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Приобщение учащихся к культурным ценностям народов становится неотъемлемой частью гуманитаризации образования. Образование выступает гарантом развития социальной сферы, формируя у подрастающего поколения правильное отношение к здоровью, знаниям и культуре, создавая вокруг детей сферу гуманитарной безопасности.
Для управления процессом приобщения младших школьников национальной школы к культуре тувинского народа нами была разработана целостная модель, включающая в себя единство целевого, организационно-педагогического, содержательно-деятельностного компонентов: цель, задачи, педагогические условия, содержание, деятельность и прогнозируемый результат.
Практическая реализация предложенной модели заключается в создании педагогических условий (отбор содержания и включение взаимосвязанных компонентов национальных культур в педагогический процесс; целенаправленное руководство изучением культуры народов своего края, осуществление системы воспитательных воздействий в процессе познавательной, развлекательно-познавательной, практической и творческой деятельности в области национальной культуры; создание тувинско-русской языковой среды; организация эффективных форм непосредственного и опосредованного общения учащихся с детьми других национальностей; вовлечение родителей в активные формы совместной деятельности с детьми), разработке программы «Путешествие в мир национальных культур» и плана совместной деятельности семьи и школы, направленные на решение задач национального и межнационального воспитания младших школьников национальной школы.
На основе теоретического анализа литературы и экспериментальной работы мы определили критерии сформированности знаний младших школьников национальной школы о культуре тувинского народа: полнота представлений у детей о жизни своего и других народов, наличие интереса к их трудовым традициям и культуре; сформированность эмоционально¬ценностного отношения к представителям своей и других национальностей; поступки учащихся в соответствии с приобретенными знаниями, их отношение к детям разных национальностей. Каждому из этих критериев соответствуют показатели (целостность знаний о национальной культуре, уважение к человеку независимо от национальности, межнациональная толерантность, дружелюбие), по степени проявления которых можно судить об уровнях сформированности знаний младших школьников национальной школы о культуре тувинского народа: низком, среднем, высоком.
Использование диагностической методики позволило определить результативность приобщения младших школьников к культуре тувинского народа по каждому критерию и установить положительные сдвиги по всем диагностическим показателям. Анализ количественных и качественных данных подтвердил эффективность модели приобщения младших школьников национальной школы к культуре тувинского народа.
За время приобщения учащихся к культуре тувинского народа по программе «Путешествие в мир национальных культур», внедрения компонентов культуры народов родного края в учебный процесс, а также реализации плана совместной деятельности семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию произошли количественные и качественные положительные изменения, которые были выявлены исходя из анализа результатов анкет, бесед, наблюдений, изучения продуктов детской деятельности. Положительные изменения находят выражение в сформированности знаний детей о своей национальной принадлежности, малой и большой Родине, труде, быте, искусстве, традициях народов своей республики; в наличии интереса к образу жизни и труду своего и других народов; в проявлении осознанного, положительного отношения к себе как к представителю определенной национальности, к родному языку, уважительного отношения к человеку независимо от национальности; в сформированности таких положительных качеств, как внимание, чуткость, симпатия по отношению к сверстникам другой национальности, в стремлении к личной дружбе с отдельными из них, совместному познанию культуры народов.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы::
1. Опираясь на теоретико-методологические исследования. исходя из дели научной работы и сути таких понятий как «национальная культура» и «приобщение к национальной культуре», мы определили органически взаимосвязанные и взаимообусловленные критерии сформированности знаний младших школьников о культуре тувинского (полнота представлений у детей о жизни своего и других народов, наличие интереса к их трудовым традициям и культуре; сформированность эмоционально-ценностного отношения к представителям своей и других национальностей; поступки учащихся в соответствии с приобретенными знаниями, их отношение к детям других национальностей), что явилось важным основанием для проведения педагогического эксперимента по апробированию модели. Каждому из представленных критериев соответствовали определенные показатели, по наличию и совокупности которых можно было судить об уровнях сформированности знаний младших школьников о культуре тувинского народа: низком, среднем и высоком.
2. Для определения исходного уровня сформированности знаний младших школьников о культуре тувинского народа с опорой на выделенные в работе критерии и показатели использовалась специально разработанная диагностическая методика. Результаты констатирующего эксперимента показали, что младшие школьники не имеют, а если имеют, то бедные по содержанию знания о народах своей республики и в целом страны. Они не проявляют особого интереса к культуре своего и других народов, не выражают положительных чувств к людям разных национальностей, отношение к сверстникам другой национальности пассивное, нейтральное. Такое положение объясняется отсутствием целенаправленной работы в школе по национальному и межнациональному воспитанию детей, недостаточной осведомленностью родителей в области национальной культуры народов родного края, слабой связью школы с семьей.
3. Для управления учебно-воспитательным процессом младших школьников национальной школы нами была спроектирована модель процесса приобщения учащихся к культуре тувинского народа, что и позволило реально использовать потенциал национальных культур и традиций в воспитании и обучении. Важной частью этой модели были педагогические условия, которые обеспечивали эффективность национального и межнационального воспитания, формирование знаний учащихся о культуре своего и других народов родного края.
4. Экспериментальная проверка программы «Путешествие в мир национальных культур» и плана совместной деятельности семьи и школы показала целесообразность работы по формированию личности младшего школьника в процессе его приобщения к культуре народов своей республики.
5. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что формирование знаний и представлений о культуре народов своей республики связано с развитием всех сторон личности младшего школьника. Изучая национальные особенности, материальную и духовную культуру разных народов, учащиеся научились творчески мыслить, принимать продуманные решения, общаться с разными людьми. Дети младшего школьного возраста способны осознанно относиться с уважением и терпением к взрослым ближайшего национального окружения, проявлять дружеские чувства к детям разных национальностей.
5. Экспериментальная работа показала возможность и необходимость приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов ближайшего национального окружения путем создания необходимых педагогических условий и разработанной программы «Путешествие в мир национальных культур» и перспективного плана совместной деятельности семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию детей.



1. Алексеев Н.А. Верования тюркоязычных народов Сибири. - СПб.: Питер, 1999. - 204 с.
2. Аранчын, Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму / Ю.Л. Аранчын. - Новосибирск, 1982. - С. 30.
3. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. - Нальчик.: Эльбрус, 1978. - 159 с.
4. Бумбажай, А. «Урянхайский вопрос» в пользу России / А. Бумбажай // Тувинская правда. - 1999. - №90. - С. 2.
5. Вайнштейн, С.И. Род и кочевая община у восточных тувинцев (XIX - н. XX в.) // Советская этнография. - 1999. - №6. - С. 80-86.
6. Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары: Чувашское книж.изд., 1989. --331 с.
7. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость, этикет. - М.: МГУ, 1992. - 115 с.
8. Гребнева, В.А. География Тувинской АССР / В.А. Гребнева, К.О. Шактаржик. - Кызыл, 1989. - С. 16, 28.
9. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край / Г.Е. Грумм-Гржимайло. - Л., 1996. - С. 157.
10. Дацыщен, В.Г. Саянский узел: Усинско-Урянхайский край и российско-тувинские отношения в 1914-1921 гг. / В.Г. Дацыщен, Г.А. Ондар. - Монголия-Кызыл, 2003. - 278 с.
П.Доржу, З.Ю. К общим вопросам кочевой общины тувинцев на рубеже 19-20 вв. / З.Ю. Доржу, А.Ч. Ашак-оол // Природные условия, история и культура западной Монголии и сопредельных регионов. - Томск,
2001. - С. Ш-ПО.
12. Дулов, В.И. Сюциалыюажономическия история Тувы (XIX ( начало XX в.) / В.И. Дулов. - М., 1956. - 608 с.
13. Дьяконова, В. П. (1996) Ламаизм и бытовая культура тувинцев// Традиционное мировоззрение народов Сибири. М. С. 13-34.
14. Ермолаев, А.П. Урянхайский край: (материалы для характеристики Урянхайского края в торговом отношении) / А.П. Ермолаев. - Минусинск,2001. -26 с.
15. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. - М.: Наука, 1988. - 195 с.
16. Иконников, И.П. От Тувы феодальной - к Туве социалистической (цифровые факты) / И.П. Иконников // Ученые записки. Вып. 12. - Кызыл, 1907.
17. История далекая и близкая: [о Тыва 1912-1914 гг.] // Содействие. - 1994. - 18-25 авг. - С. 4.
18. История Тувы: В 3 т. Т. 2. / под общ. ред. В.А. Ламина. - Новосибирск: Наука, 2007. - 430 с.
19. Кабо, Р.М Очерки истории и экономики Тувы. 4.1. Дореволюционная Тува. / Р. Кабо. - Л.: Еослитиздат, 2004. - 202 с.
20. Каруновская Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком // Сборник МАО. - Т. 6. - 1987.
21. Кужугет, А.К. Шагаа// Круг знания. Вып. 1. Кызыл, 1998. - с. 44-51.
22. Курбатский Е.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - М.: Высшая школа,2002. - 207 с.
23. Курбатский, Е.Н. (1973) Тувинские праздники (историко-этнографический очерк). Кызыл: Тувкнигоиздат, 2003. -210 с.
24. Кустова Ю.Е. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. - СПб., 2000. - С. 52.
25. Кыргыс, З.К. Тувинские праздники / З.К. Кыргыс // Музыка и время, 2005, № 9,- С. 28-30.
26. Ламатаа, И.К. Тува между прошлым и будущим / И.К. Ламатаа. - М., 2009. - 206 с.
27. Маннай-оол, М.Х. История Тувы: учеб, пособие для 9 кл. / М.Х. Маннай-оол, И.А. Достай. - 2-е изд. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2004. - 206 с.
28. Маннай-оол, М.Х. Тува в эпоху феодализма / Х.М. Маннай-оол. - Кызыл, 1986. - 193 с.
29. Март-оол, В. «Урянхайский вопрос» - путь к русскому протекторату // Сокровища культуры Тувы. - М., 2006. - С. 186-187.
30. Материалы по истории Тувы (дореволюционный период). Выписки из Иркутского Госархива. - Кызыл, 1959. - 92 с.
31. Милулова, К. Далекий край. Путешествие по Урянхайской земле... / К. Милулова. - Кызыл, 1993. - 128 с.
32. Моллеров, И.М. Истоки братства: исторический очерк / И.М.. Моллеров. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1989. - 144 с.
33. Моллеров, И.М. История советско-тувинских отношений (1917¬1944): монография / И.М. Моллеров. - М., 2005. - 326 с.
34. Монгуш K.-JI. Б. Тыва улустун эт-херекселдери // Бакшы. - № 1 (7). - Кызыл, 1994. - С. 64.
35. Монгуш М.В. Основы тувинского этикета // Башкы, 1993. - № 3. - С. 54-66.
36. Монгуш, М. В. История буддизма в Туве (вторая половина VI - конец XX в.). Новосибирск: Наука, 2001.
37. Москаленко, И.П. Этнополитическая история Тувы в XX веке / И.П. Москаленко. - М.: Наука, 2004. - 222 с.
38. Об объявлении Шагаа народным праздником Тувинской АССР (1991). Постановление Верховного совета Тув. АССР от 08.02.91 г. // Тувинская правда. 12 февраля.
39. Ондар, О.Н. Духовная жизнь Тувы / О.Н. Ондар // Ученые записки. Вып. 19. - Кызыл, 2011. - С. 31-40.
40. План праздничных мероприятий, посвященных «Шагаа-2006» (2006) // Тувинская правда. №9 (16191). 28 января. С. 12.
41. Потапов Л.П., Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы XIX - начала XX в. // Советская этнография. - 1957. - №3. - С. 199-202.
42. Потапов, Л.П. Некоторые вопросы изучения истории Тувы / Л.П. Потапов. - Кызыл, 1964. - 44 с.
43. Рассказы об историческом прошлом Тувы. - Кызыл, 1946. - 18 с.
44. Региональная целевая программа «Русский язык в Республике Тыва на 2002-2005 годы». - Постановление Правительства РТ от 19 июня 2001 г. № 808. - С. 8.
45. Сафьянов, И.Г. Статьи и материалы по истории Тувы / И.Г. Сафьянов. - Кызыл, 1945. - 102 с.
46. Сейфуллин, Х.М. Дореволюционная Тува (краткий исторический очерк) / Х.М. Сейфуллин. - Кызыл, 1949. - 54 с.
47. Сердобов, Н.А. История формирования тувинской нации / Н.А. Сердобов. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1971. - 473 с.
48. Синлян, Хэ. Первые шаги в изучении религиозных верований алтайских урянхайцев / Хэ Синлян. - Кызыл, 1986. - 31 с.
49. Толстова, Н.И. Документальные источники по тувинской историографии // Ученые записки. - Вып. XV. - 1971. - С. 280-287.
50. Тува XX век: народная летопись / сост. Н. Богдановская. - Кызыл: Респ. тип., 2001. - 309 с.
51. Тутатчиков, П.К. История Тувы (1900-1922) / П.К. Тутатчиков. - Кызыл, 1973. - 109 с.
52. Федеральный закон о культурной автономии // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25.-17 июня. - С. 6161-6172.
53. Этнокультурный фактор совершенствования системы образования Республики Татарстан // Материалы межрегиональной научно-практической конференции,- Казань: Школа, 2000,- 172 с.
54. Цивьян Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1965. - Т. 2. - 144 с.
55. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. - М., 1993. - С. 35.
56. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. - М., 2011.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ