Введение 3
Глава I. Обогащение представлений об окружающем мире как психолого-педагогическая проблема 8
1.1. Особенности представлений об окружающем мире детей дошкольного
возраста 8
1.2. Особенности представлений об окружающем мире у дошкольников с
задержкой психического развития 16
1.3. Педагогические условия обогащения представлений об окружающем
мире у детей дошкольного возраста с ЗПР в детском саду 24
Глава 2. Организация обогащения представлений об окружающем мире в индивидуальной работе с дошкольниками с задержкой психического развития 34
2.1. Изучение особенностей развития представлений об окружающем
мире 34
2.2. Индивидуальная работа психолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР
по обогащению представлений об окружающем мире 49
2.3 Разработка специальной программы по развитию представлений об
окружающем мире для воспитателей и родителей 56
2.4 Вторичная диагностика представлений об окружающем мире у детей с
задержкой психического развития 63
Заключение 74
Библиография 76
Приложения А 88
Приложение Б
Представление об окружающем мире активно формируются в дошкольном возрасте. Знания о животных, растениях, неживой природе, а также правилах взаимодействия с ними расширяются и обогащаются в дошкольном возрасте. Полноценные знания об окружающем мире необходимы для развития личности детей, обучения их в школе, а также для обеспечения успешной дальнейшей социализации. Дети накапливают знания об окружающем мире в повседневной жизни: в быту, в разных видах деятельности дома, на улице во время прогулок, на занятиях в детском саду. Ознакомление дошкольников с окружающим миром происходит путем накопления знаний в виде чувственных образов. Для детей дошкольного возраста большое значение имеет знакомство с живой природой: домашними и дикими животными, растениями. Их внешним видом, условиями жизни, уходом за ними. Приобретенные знания об окружающем мире у дошкольников создают костяк для дальнейшего успешного обучения в школе. Дети с задержкой психического развития приходят в школу с очень маленьким, ограниченным запасом знаний об окружающем его мире. Работа по обогащению представлений об окружающем мире - одна из наиважнейших способов повышения общего уровня развития ребенка и его дальнейшей успеваемости в школьном обучении.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в себя обязательную образовательную область в работе с детьми дошкольного возраста - познавательное развитие, которое включает в себя:
• развитие любознательности, мотивацию к познавательной деятельности;
• формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;
• формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и разных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе
Изучение окружающего мира в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии ребенка. Во-первых, знания об окружающем мире помогает понимать мир в целом, помогает сформировать картинку мира, помогает понимать, что происходит вокруг него. Ребенок учится наблюдать и анализировать события, а также делать выводы на основе своих наблюдений. Во-вторых, это подготовка к школе. Изучение окружающего мира в дошкольном возрасте также помогает готовить ребенка к школьной программе, ребенок учится не только наблюдать и анализировать, но и учится запоминать информацию, что в будущем будет полезно для обучения. В-третьих, развивает креативность. Изучение окружающего мира также стимулирует креативность ребенка, ребенок начинает задавать вопросы, находить нестандартные решения проблем и проявлять фантазию. В- четвертых, изучение окружающего мира связано со здоровым образом жизни. Дети, которые знают о хороших привычках, о здоровом питании, о заботе об окружающей среде, склонны придерживаться этих принципов в будущем.
В целом, изучение окружающего мира в дошкольном возрасте является важным этапом в развитии ребенка и позволяет ему понимать некоторые закономерности окружающего мира.
Развивать знания об окружающем мире так важно в детском возрасте, поэтому их включают во все образовательные программы дошкольных учреждений. Однако, детям с особенностями в развитии таких образовательных программ недостаточно. Во время работы с такими детьми важно не только перечислять все имеющиеся знания о предмете или явлении, но и развивать любознательность, умение рассматривать объекты и изучать их, выделять их существенные признаки и отличительные особенности, делать выводы на основе своих наблюдений.
Исследование обогащения представлений об окружающем мире детей с задержкой психического развития является очень актуальным, так как данная категория детей является очень уязвимой и нуждается в особо тщательном индивидуальном подходе. Дети с задержкой психического развития имеют нарушения в различных сферах психического развития, что затрудняет им ориентироваться в окружающем мире и понимать его. В связи с этим важно провести исследование, которое поможет определить, каким образом можно обогатить представления детей с задержкой психического развития об окружающем мире.
Результаты данного исследования позволят разработать программы и методики, которые будут способствовать успешному обучению и адаптации данной категории детей в социуме. Кроме того, данное исследование может способствовать повышению квалификации педагогов и повышению их компетентности в работе с детьми с задержкой психического развития.
Проследить проблему формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития можно в работах таких исследователей, как Власова Т.А., Певзнер М.С., Лубовский В.И, Переслени Л.И., Калмыковой З.И., Давыдова В.В., Шевченко С.Г., Домашкевич С.А., Кукушкина О.И. и др.
Проблема нашего исследования обусловлена противоречием между необходимостью обогащения представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью теории, и комплексной практики.
Цель - организовать научно-обоснованный процесс обогащения представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития
Задачи:
1. Проанализировать индивидуальные особенности психического развития детей с задержкой психического развития
2. Выявить имеющиеся представления об окружающем мире у детей с задержкой психического развития
3. Разработать программу с целью обогащения представлений об окружающем мире для детей с задержкой психического развития
4. Реализовать программу в индивидуальных занятиях с детьми с задержкой психического развития и проанализировать результаты
Объект - познавательная деятельность детей
Предмет - обогащение представлений об окружающем мире детей с задержкой психического развития в индивидуальной работе
Гипотеза
Обогащению представлений об окружающем мире будет способствовать создание следующих педагогических условий:
2) диагностическое изучение особенностей сформированности представлений об окружающем мире 2) разработка и реализация программы обогащения представлений об окружающем мире, основанная на таких принципах как:
• создание специального дидактического материала, позволяющего включать ребенка в индивидуальную и групповую работу;
• организация консультативного сопровождения для родителей;
• включение воспитателей в тренинговые занятия с целью обмена опытом положительного взаимодействия с детьми с зпр
Методы и методики исследования: для проведения диагностического исследования, направленной на выявление актуального уровня представлений об окружающем мире были использованы и адаптированы методики Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой:
1) Методика «Многообразие животных», направленная на определение степени развития представлений об особенностях животных, птиц и насекомых.
2) Методика «Мир растений», направленная на определение степени развития представлений об характерных особенностях растительного мира.
3) Методика «Неживая природа», направленная на определение степени развития представлений о характерных признаках неживой природы.
4) Методика «Времена года», направленная на определение степени развития у детей представлений о временах года.
Практическая и теоретическая значимость исследования: уточнено понятие «представление об окружающем мире»; разработана таблица на основе адаптированной программы «От рождения до школы», в которой показано в каком возрасте целесообразно изучать темы окружающего мира; разработана программа по развитию представлений об окружающем мире для детей с ЗПР, разработан дидактический материал для программы; разработана программа тренинговых занятий с педагогами; разработана программа консультирования родителей по вопросам развития представлений об окружающем мире, а также разработан блокнот-памятка как средство консультирования родителей по вопросам обогащения представлений об окружающем мире у детей.
В результате анализа научной литературы мы выявили особенности психического развития у детей с задержкой психического развития. Всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания и работоспособности, снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, у них отмечается низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания, таким детям сложно быстро переключаться на другую деятельность, при этом они часто отвлекаются на посторонние стимулы, основная проблема дошкольников с задержкой психического развития в том, что их опыт долго не закрепляется в слове, поэтому они часто ошибаются при названии признаков цвета, величины и формы. Данные особенности являются препятствием для развития представлений об окружающем мире. В процессе стихийного обучения, то есть в процессе повседневной жизни, у детей не накапливаются и не систематизируются знания об окружающем. Таким образом, для таких детей необходимо создавать специальное обучение, в ходе которого они смогут развивать свои представления и формировать адекватную картину мира.
В своем исследовании в практической части вначале мы провели диагностику для того, чтобы узнать актуальный уровень развития представлений об окружающем мире. В диагностике приняли участие 5 детей с зпр в возрасте 5-6 лет. Мы использовали диагностический комплекс методик: Т.С Комаровой и О.А. Соломенниковой (Методика «Животные», методика «Мир растений», методика «Неживая природа» и методика «Времена года». Мы получили такие результаты: 3 ребенка имеют низкий уровень представлений, 2 детей - средний уровень. Наиболее низкие показатели мы получили по таким областям как: времена года и растения.
Для обогащения представлений об окружающем мире мы разработали: программу для индивидуальных занятий, программу тренингов для воспитателей и программу консультаций для родителей. Таким образом, в своем исследовании мы взаимодействовали с тремя субъектами дошкольного образования: дети с ЗПР, воспитатели и родители. С каждой категорией проводилась определенная работа. Дети, имеющие задержку психического развития, проходили диагностику на выявление актуального уровня представлений об окружающем мире, по результатам исследования с детьми проводилась индивидуальная работа по развитию данных представлений. Воспитатели участвовали в тренингах по развитию педагогической компетенции. Для родителей детей с задержкой психического развития были организованы консультационные встречи.
Для того, чтобы сделать вывод о результативности проделанной работы, мы провели итоговую диагностику по тем же методикам, и она показала, что у одного ребенка высокий уровень представлений, у троих детей - средний уровень и у одного ребенка представления находятся на низком уровне. Таким образом мы заметили положительную динамику в развитии представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития, представления детей стали более обширные, осознанные, дети стали соотносить со своим пережитым опытом, эмоционально отзываются на те или иные объекты окружающего мира.
В результате можно сделать вывод, что представления об окружающем мире у большинства детей с задержкой психического развития находятся на среднем уровне. В связи с этим мы считаем необходимым продолжить коррекционно-развивающую работу с детьми, воспитателями и родителями в обогащении представлений об окружающем мире для более успешного развития дефицитных областей представления.
1. Акулова О. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019. 352 с.
2. Алабина Т. В. Формирование основ экологической культуры у
умственно отсталых дошкольников на современном этапе // Специальное образование. 2020. № 2 (58). С. 5-16. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-ekologicheskoy-kultury-u- umstvenno-otstalyh-doshkolnikov-na-sovremennom-etape
3. Алабина Т. В., Шевырева Т. В. Развитие представлений о растительном мире у дошкольников с нарушениями интеллекта // Наука и школа. 2019. № 5. С. 123-130. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- predstavleniy-o-rastitelnom-mire-u-doshkolnikov-s-narusheniyami-intellekta
4. Амет-Уста З. Р. Экспериментальная работа по формированию
природоведческих представлений у дошкольников посредством экологической сказки // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1. С. 18-20 URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnaya-rabota-po-formirovaniyu- prirodovedcheskih-predstavleniy-u-doshkolnikov-posredstvom-ekologicheskoy- skazki(дата обращения:)
5. Арсенюк А., Гольдфельд И. Л. Конструктивная деятельность как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 41. С. 35-39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruktivnaya-deyatelnost-kak- sredstvo-formirovaniya-prostranstvennyh-predstavleniy-u-detey-starshego- doshkolnogo-vozrasta-s(дата обращения: 03.02.2023)
6. Баклагина, Г. В. Формирование представлений об окружающем мире у дошкольника через дидактическую игру / Г. В. Баклагина, Е. В. Ташлыкова.
— Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 113-114. — URL: https://moluch.ru/archive/199/48926/(дата обращения: 16.04.2023 (дата обращения: 03.02.2023)
7. Баряева Л. Б., Творогова А. В. Изучение сенсорно-перцептивного развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Специальное образование. 2022. № 1 (65). С. 6-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sensomo-pertseptivnogo-razvitiya- detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (датаобращения: 03.02.2023)
8. Батурова О. В. Особенности представлений об окружающем мире у
детей с задержкой психического развития // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020. № 1. С. 129-133. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-predstavleniy-ob-okruzhayuschem- mire-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения:
19.01.2023)
9. Бойкова О. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся
с задержкой психического развития / Бойкова О. В., Гвоздева О. В., Мухина З. А. // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-
soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 25.05.2022).
10. Борокина В. А., Ханова Т. Г. Особенности формирования
познавательного отношения детей к природе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 28-31. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-poznavatelnogo- otnosheniya-detey-k-prirode(дата обращения: 19.01.2023)
11. Борякова Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР. // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2004. - №1 - с. 10- 17
12. Бочкина Е. В. Особенности детей с задержкой психического развития
(ЗПР) в период дошкольного детства // Эпоха науки. 2022. № 32. С. 188-194. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detey-s-zaderzhkoy-
psihicheskogo-razvitiya-zpr-v-period-doshkolnogo-detstva (дата обращения:
19.01.2023)
13. Васильева Л. Н. К вопросу изучения представлений детей с задержкой психического развития об окружающем мире // Вестник магистратуры. 2014. № 11-1 (38). С. 172-174. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu- izucheniya-predstavleniy-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-ob- okruzhayuschem-mire(дата обращения: 19.01.2023)
14. Веракса Н.Е. от рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
15. Власова Т. А. Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей / Власова Т. А., Лубовский В. И., Никашина Н. А. М. : Просвещение, 1981. 117 с.].
16. Волоцкая А. С., Медникова Л. С. Особенности представлений об окружающем мире дошкольников с ЗПР (на материале сюжетно-ролевой игры) // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2015. № 2. С. 47¬50.
17. Габеркорн И. И.Формирование экологических знаний у старших
дошкольников в процессе организации наблюдений // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskih-znaniy-u-starshih- doshkolnikov-v-protsesse-organizatsii-nablyudeniy(дата обращения: 16.04.2023
18. Гончарова, Л. И. Развитие познавательной активности у дошкольников через опыты и эксперименты / Л. И. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66600/(дата обращения: 16.04.2023).
19. Девлетшаева Э. Н. Состояние сформированное™ представлений о
животном мире у старших дошкольников с нарушением интеллекта // Форум молодых ученых. 2017. № 10 (14). С. 252-255. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-sformirovannosti-predstavleniy-o- zhivotnom-mire-u-starshih-doshkolnikov-s-narusheniem-intellekta (дата
обращения: 14.12.22)
20. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. 77 с.
21. Додзина О. Б. Особенности образа мира старших дошкольников с
задержкой психического развития // Казанский педагогический журнал. 2022. № 1 (150). С. 198-204. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obraza- mira-starshih-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата
обращения: 14.12.22)
22. Дубровина И. В., Данилина Е. Е., Прихожан А. М. Психология. М., 2004. 464 с
23. Дыбина О. В. Педагогические условия формирования у старших
дошкольников творческих умений в процессе ознакомления со связями природного и рукотворного мира // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 232-236. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-u- starshih-doshkolnikov-tvorcheskih-umeniy-v-protsesse-oznakomleniya-so- svyazyami-prirodnogo-i(дата обращения: 14.12.22)
24. Егорова Т. А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с задержкой психического развития : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Егорова Татьяна Алексеевна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т Ком. образования Правительства Москвы]. - Санкт-Петербург, 2006. - 24 с. https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-pomoshch-roditelyam-v-
formirovanii-otnosheniya-k-miru-u-starshikh-doshkolni (дата обращения:
14.12.22)
25. Екжанова Е. А., Назарова Л. Л. Особенности восприятия величины предметов детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Специальное образование. 2021. № 3 (63). С. 53-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-velichiny- predmetov-detmi-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo- razvitiya(дата обращения: 05.11.22)
26. Еник О. А. Современный подход к вопросу о формировании естественно-научных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О. А. Еник, Е. Н. Илларионова // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 581—583.)
27. Зиновенко О. А. Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста / О. А. Зиновенко, О. В. Новосельцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35628/(дата обращения: 16.04.2023).
28. Зинченко В. П. От потока к структуре сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 2.
29. Илюшина И. В., Рогова Е. В., Новикова О. В., Илюшина Н. А. Формирование представлений о себе и окружающем мире у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами информационно-коммуникационных технологий // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2017. № 1 (71). С. 67-70.
30. Карева В. Н. Особенности представлений о природе у старших дошкольников с ДЦП и ЗПР (комплексными нарушениями развития) // European social science journal. 2012. № 8 (24). С. 102-112.
31. Кириллова А. С. К вопросу об использовании системно¬деятельностного подхода при формировании мыслительных операций у старших дошкольников с задержкой психического развития // Поволжский педагогический вестник. 2022. Т. 10. № 3 (36). С. 55-60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ispolzovanii-sistemno- deyatelnostnogo-podhoda-pri-formirovanii-myslitelnyh-operatsiy-u-starshih- doshkolnikov-s(дата обращения: 05.11.22)
32. Козина Е. Ф. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в схемах и таблицах : учеб, пособие для вузов. М., 2014. 230 с.
33. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте : учебник для вузов / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 454 с.
34. Комарова Т. С., Соломенникова О. А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаикасинтез, 2011. 96 с.
35. Коротовских Т. В., Григорьева Е. М., Купцова Ю. Н.
Экспериментальное изучение особенностей развития мыслительных операций у дошкольников с задержкой психического развития // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 3. С. 38. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-izuchenie-osobennostey- razvitiya-myslitelnyh-operatsiy-u-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo- razvitiya(дата обращения: 04.04.2022)
36. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта. Ж «Дефектология»-2006 -№5.
37. Кудрина С.В. Коррекционная педагогика. М.: Владос, 2013. г.
38. Левжинская Н. Н., Земская И. А. Методические рекомендации по
организации образовательной среды в работе с детьми с ЗПР // Проблемы педагогики. 2020. № 6 (51). С. 99-104. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii- obrazovatelnoy-sredy-v-rabote-s-detmi-s-zpr(дата обращения: 04.04.2022)
39. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность : учебное пособие / А.Н. Леонтьев. - Москва : Издательство политической литературы, 1975. - 304 с.
40. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М.: Издательство «Педагогика», 1978. - 224 с.
41. Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд детей в природе . - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1976. - 206 с.
42. Макарова Л. Н., Смолярчук И. В., Исаева С. Н. Педагогическое сотрудничество как условие познавательного развития дошкольников с ОВЗ в инклюзивном образовании // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 191. С. 130-136. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-sotrudnichestvo-kak-uslovie- poznavatelnogo-razvitiya-doshkolnikov-s-ovz-v-inklyuzivnom-obrazovanii
43. Матвеева Е. А. Особенности представлений о временах года у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Символ науки. 2020. № 1-2. С. 77-79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti- predstavleniy-o-vremenah-goda-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy- psihicheskogo-razvitiya(дата обращения: 04.04.2022)
44. Матвеева М. М. Дидактические условия формирования естественнонаучных представлений об окружающем мире в начальной школе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Матвеева Мария Михайловна; [Место защиты: Ульян. гос. ун-т]]. - Ульяновск, 2011. - 30 с. https://www.dissercat.com/content/didakticheskie-usloviya-formirovaniya- estestvennonauchnykh-predstavlenii-ob-okruzhayushchem-(дата обращения: 04.04.2022)
45. Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. Изучение способности к обобщению
дошкольников с задержкой психического развития в экспериментальной наглядно-практической деятельности // Проблемы современного
педагогического образования. 2021. № 70-3. С. 60-62. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sposobnosti-k-obobscheniyu- doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-eksperimentalnoy- naglyadno-prakticheskoy(дата обращения: 04.04.2022)
46. Медникова Л. С., Пекишева Е. В. Особенности вербализации представлений об окружающем у дошкольников с задержкой психического развития (на примере вербального ассоциирования) // Дефектология. 2013. № 1. С. 40-48.
47. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 5-е ИЗД., стереотип. — М., 2000.)
48. Ольхина Е. А., Воронкова К. В. Особенности развития познавательного
интереса как компонента школьной готовности старших дошкольников с зпр // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 254-257. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-
poznavatelnogo-interesa-kak-komponenta-shkolnoy-gotovnosti-starshih- doshkolnikov-s-zpr (дата обращения: 21.03.22)
49. Остапец А. А., Кирилина О. И., Трубачева М. Е., Приз Л. Д. "Ребенок и окружающий мир" - программа ТКД дошкольников // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2018. № 2. С. 155-161. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rebenok-i-okruzhayuschiy-mir-programma-tkd- doshkolnikov(дата обращения: 21.03.22)
50. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. № 3.С. 47- 55.
51. Полякова О. Ю. Формирование у детей 6-7 лет основ миропонимания в
процессе ознакомления с явлениями окружающего мира : на материале астрономии : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Полякова Ольга Юрьевна; [Место защиты: Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова]. - Ульяновск, 2012. - 25 с.
http s:// www.dissercat.com/content/formirovanie-u-detei-6-7 -let-osnov- miroponimaniya-v-protsesse-oznakomleniya-s-yavleniyami-ok (дата обращения: 21.03.22)
52. Рожкова П. В. Диагностика ознакомления старших дошкольников с задержкой психического развития с окружающим миром // Инклюзия в
образовании. 2021. № 3 (23). С. 91-110. URL:
https://www.tisbi.ru/files/prod/home/nauka/gurnal-inklyuziya-v-
obrazovanii/c5d44cf76a7296462d840b7688b6612d.pdf#page=91 (дата
обращения: 21.03.22)
53. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие для сту- дентов вузов / Е. Е. Сапогова. — М.: Аспект Пресс, 2005.
54. Сеченов, И. М. Избранные философские и психологические произведения [Текст] / И. М. Сеченов. - М.: Госполитиздат, 1947. - 560 с
55. Сироткина З. А. Изучение сформированности временных
представлений детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в контексте народного календаря // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2013. Т. 20. № 27 (170). С. 238-243. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sformirovannosti-vremennyh-
predstavleniy-deteys-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-starshego-doshkolnogo- vozrasta-v (дата обращения: 21.03.22)
56. Скалина, О. В. Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста / О. В. Скалина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2164/(дата обращения: 30.04.2023).
57. Смирнова К. И., Шмакова И. Г. Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2022. № XIX. С. 85-88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-kak- sredstvo-formirovaniya-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-u-detey- doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy(дата обращения: 21.03.22)
58. Степанова А. А. Ознакомление с окружающим миром дошкольников с задержанным психическим развитием в ДОУ компенсирующего вида // Специальное образование. 2015. Т. I. № XI. С. 246-250. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oznakomlenie-s-okruzhayuschim-mirom- doshkolnikov-s-zaderzhannym-psihicheskim-razvitiem-v-dou- kompensiruyuschego-vida(дата обращения: 19.02.2022)
59. Сунагатуллина И. И., Александрова И. А. Психолого-педагогическая
коррекция и развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. Т. 6. № 1. С. 99-102. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-
pedagogicheskaya-korrektsiya-i-razvitie-poznavatelnoy-sfery-detey-doshkolnogo- vozrasta-s-zpr (дата обращения: 19.02.2022)
60. Тверитина Е.Н., Барсукова Л.С. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) / Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; под ред. М. А. Васильевой. М.:Просвещение, 1986. 112 с
61. Теплова И. С. Методическая разработка "Формирование познавательной активности у дошкольников с ЗПР на занятиях по окружающему миру" // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. № 1 (1). С. 37-46.
62. Фатихова Л. Ф. Дифференциальная диагностика наглядных форм
мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями // Специальное образование. 2012. № 4. С. 72-80. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/differentsialnaya-diagnostika-naglyadnyh-form- myshleniya-doshkolnikov-s-intellektualnymi-narusheniyami(дата обращения: 19.02.2022)
63. Хайдарпашич М. Р. Компьютерные инструменты выявления и анализа
феноменологии развития представлений о мире у детей дошкольного возраста : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Хайдарпашич Мария Руслановна; [Место защиты: Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования]. - Москва, 2013. - 24 с.
https://www.dissercat.com/content/kompyuternye-instrumenty-vyyavleniya-i- analiza-fenomenologii-razvitiya-predstavlenii-o-mire- (дата обращения:
19.02.2022)
64. Цыплакова Н. В., Андреева А. А. Развитие представлений об
окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития посредством внедрения компьютерных технологий // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 40. С. 135-138. URL:
http://sociosphera.com/files/conference/2014/k-06_03_14.pdf#page=135 (дата
обращения: 19.02.2022)
65. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. М.: Школьная Пресса, 2005. 80 с.
66. Шипилова Е. В., Алексеева М. Н., Егорушина М. Г. Особенности
развития познания окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3. . 289-292. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-poznaniya- okruzhayuschego-mira-u-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya(дата обращения: 19.02.2022)
67. Шмойлов А. И. Формирование представлений младших школьников об окружающем мире средствами народного декоративного искусства : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Шмойлов Анатолий Иванович; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2004. - 22 с. https://www.dissercat.com/content/formirovanie-predstavlenii-mladshikh- shkolnikov-ob-okruzhayushchem-mire-sredstvami-narodnogo(дата обращения: 19.02.2022)
68. Bergeron R., Floyd R. G. Broad cognitive abilities of children with mental retardation: An analysis of group and individual profiles // American Journal on Mental Retardation. 2006. Vol. 111. N. 6. P. 417-432. URL: https://www.researchgate.net/profile/Renee-Bergeron- 3/publication/6764680_Broad_Cognitive_Abilities_of_Children_With_Mental_Re tardation_An_Analysis_of_Group_and_Individual_Profiles/links/0c9605196adc92 1f71000000/Broad-Cognitive-Abilities-of-Children-With-Mental-Retardation-An- Analysis-of-Group-and-Individual-Profiles.pdf (дата обращения: 19.02.2022)
69. Dykens E. M. Toward a positive psychology of mental retardation // American journal of orthopsychiatry. 2006. Vol. 76. N. 2. P. 185-193. URL: https://www.researchgate.net/profile/Elisabeth-
Dykens/publication/7062295_Toward_a_positive_psychology_of_mental_retardati on/links/00b4952862ac55ffe8000000/Toward-a-positive-psychology-of-mental- retardation.pdf (дата обращения: 19.02.2022)
70. Freeman S. F. N., Alkin M. C. Academic and social attainments of children with mental retardation in general education and special education settings // Remedial and special education. 2000. Vol. 21. N. 1. P. 3-26. URL: https://escholarship.org/content/qt4xn3c91s/qt4xn3c91s.pdf
71. Haywood H. C., Brooks P., Burns S. Stimulating cognitive development at developmental level: A tested, non-remedial preschool curriculum for preschoolers and older retarded children // Special Services in the Schools. 1985. Vol. 3. N. 1-2. P. 127-147. URL: https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1300/J008v03n01_08(дата обращения: 19.02.2022)
72. Lichtenberger E. O. General measures of cognition for the preschool child // Mental retardation and developmental disabilities research reviews. 2005. Vol. 11.
N. 3. P. 197-208. URL:
https://citeseerx.ist.psu.edu/document?repid=rep1&type=pdf&doi=094d110aea3e5 66f2bf695d6fa94d64ebe189c96 (дата обращения: 19.02.2022)