Обогащение представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения
|
Введение 3
Глава I. Обогащение представлений об окружающем мире как психолого-педагогическая проблема 8
1.1. Особенности представлений об окружающем мире детей дошкольного
возраста 8
1.2. Особенности представлений об окружающем мире у дошкольников с
задержкой психического развития 16
1.3. Педагогические условия обогащения представлений об окружающем
мире у детей дошкольного возраста с ЗПР в детском саду 24
Глава 2. Организация обогащения представлений об окружающем мире в индивидуальной работе с дошкольниками с задержкой психического развития 34
2.1. Изучение особенностей развития представлений об окружающем
мире 34
2.2. Индивидуальная работа психолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР
по обогащению представлений об окружающем мире 49
2.3 Разработка специальной программы по развитию представлений об
окружающем мире для воспитателей и родителей 56
2.4 Вторичная диагностика представлений об окружающем мире у детей с
задержкой психического развития 63
Заключение 74
Библиография 76
Приложения А 88
Приложение Б
Глава I. Обогащение представлений об окружающем мире как психолого-педагогическая проблема 8
1.1. Особенности представлений об окружающем мире детей дошкольного
возраста 8
1.2. Особенности представлений об окружающем мире у дошкольников с
задержкой психического развития 16
1.3. Педагогические условия обогащения представлений об окружающем
мире у детей дошкольного возраста с ЗПР в детском саду 24
Глава 2. Организация обогащения представлений об окружающем мире в индивидуальной работе с дошкольниками с задержкой психического развития 34
2.1. Изучение особенностей развития представлений об окружающем
мире 34
2.2. Индивидуальная работа психолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР
по обогащению представлений об окружающем мире 49
2.3 Разработка специальной программы по развитию представлений об
окружающем мире для воспитателей и родителей 56
2.4 Вторичная диагностика представлений об окружающем мире у детей с
задержкой психического развития 63
Заключение 74
Библиография 76
Приложения А 88
Приложение Б
Представление об окружающем мире активно формируются в дошкольном возрасте. Знания о животных, растениях, неживой природе, а также правилах взаимодействия с ними расширяются и обогащаются в дошкольном возрасте. Полноценные знания об окружающем мире необходимы для развития личности детей, обучения их в школе, а также для обеспечения успешной дальнейшей социализации. Дети накапливают знания об окружающем мире в повседневной жизни: в быту, в разных видах деятельности дома, на улице во время прогулок, на занятиях в детском саду. Ознакомление дошкольников с окружающим миром происходит путем накопления знаний в виде чувственных образов. Для детей дошкольного возраста большое значение имеет знакомство с живой природой: домашними и дикими животными, растениями. Их внешним видом, условиями жизни, уходом за ними. Приобретенные знания об окружающем мире у дошкольников создают костяк для дальнейшего успешного обучения в школе. Дети с задержкой психического развития приходят в школу с очень маленьким, ограниченным запасом знаний об окружающем его мире. Работа по обогащению представлений об окружающем мире - одна из наиважнейших способов повышения общего уровня развития ребенка и его дальнейшей успеваемости в школьном обучении.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в себя обязательную образовательную область в работе с детьми дошкольного возраста - познавательное развитие, которое включает в себя:
• развитие любознательности, мотивацию к познавательной деятельности;
• формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;
• формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и разных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе
Изучение окружающего мира в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии ребенка. Во-первых, знания об окружающем мире помогает понимать мир в целом, помогает сформировать картинку мира, помогает понимать, что происходит вокруг него. Ребенок учится наблюдать и анализировать события, а также делать выводы на основе своих наблюдений. Во-вторых, это подготовка к школе. Изучение окружающего мира в дошкольном возрасте также помогает готовить ребенка к школьной программе, ребенок учится не только наблюдать и анализировать, но и учится запоминать информацию, что в будущем будет полезно для обучения. В-третьих, развивает креативность. Изучение окружающего мира также стимулирует креативность ребенка, ребенок начинает задавать вопросы, находить нестандартные решения проблем и проявлять фантазию. В- четвертых, изучение окружающего мира связано со здоровым образом жизни. Дети, которые знают о хороших привычках, о здоровом питании, о заботе об окружающей среде, склонны придерживаться этих принципов в будущем.
В целом, изучение окружающего мира в дошкольном возрасте является важным этапом в развитии ребенка и позволяет ему понимать некоторые закономерности окружающего мира.
Развивать знания об окружающем мире так важно в детском возрасте, поэтому их включают во все образовательные программы дошкольных учреждений. Однако, детям с особенностями в развитии таких образовательных программ недостаточно. Во время работы с такими детьми важно не только перечислять все имеющиеся знания о предмете или явлении, но и развивать любознательность, умение рассматривать объекты и изучать их, выделять их существенные признаки и отличительные особенности, делать выводы на основе своих наблюдений.
Исследование обогащения представлений об окружающем мире детей с задержкой психического развития является очень актуальным, так как данная категория детей является очень уязвимой и нуждается в особо тщательном индивидуальном подходе. Дети с задержкой психического развития имеют нарушения в различных сферах психического развития, что затрудняет им ориентироваться в окружающем мире и понимать его. В связи с этим важно провести исследование, которое поможет определить, каким образом можно обогатить представления детей с задержкой психического развития об окружающем мире.
Результаты данного исследования позволят разработать программы и методики, которые будут способствовать успешному обучению и адаптации данной категории детей в социуме. Кроме того, данное исследование может способствовать повышению квалификации педагогов и повышению их компетентности в работе с детьми с задержкой психического развития.
Проследить проблему формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития можно в работах таких исследователей, как Власова Т.А., Певзнер М.С., Лубовский В.И, Переслени Л.И., Калмыковой З.И., Давыдова В.В., Шевченко С.Г., Домашкевич С.А., Кукушкина О.И. и др.
Проблема нашего исследования обусловлена противоречием между необходимостью обогащения представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью теории, и комплексной практики.
Цель - организовать научно-обоснованный процесс обогащения представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития
Задачи:
1. Проанализировать индивидуальные особенности психического развития детей с задержкой психического развития
2. Выявить имеющиеся представления об окружающем мире у детей с задержкой психического развития
3. Разработать программу с целью обогащения представлений об окружающем мире для детей с задержкой психического развития
4. Реализовать программу в индивидуальных занятиях с детьми с задержкой психического развития и проанализировать результаты
Объект - познавательная деятельность детей
Предмет - обогащение представлений об окружающем мире детей с задержкой психического развития в индивидуальной работе
Гипотеза
Обогащению представлений об окружающем мире будет способствовать создание следующих педагогических условий:
2) диагностическое изучение особенностей сформированности представлений об окружающем мире 2) разработка и реализация программы обогащения представлений об окружающем мире, основанная на таких принципах как:
• создание специального дидактического материала, позволяющего включать ребенка в индивидуальную и групповую работу;
• организация консультативного сопровождения для родителей;
• включение воспитателей в тренинговые занятия с целью обмена опытом положительного взаимодействия с детьми с зпр
Методы и методики исследования: для проведения диагностического исследования, направленной на выявление актуального уровня представлений об окружающем мире были использованы и адаптированы методики Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой:
1) Методика «Многообразие животных», направленная на определение степени развития представлений об особенностях животных, птиц и насекомых.
2) Методика «Мир растений», направленная на определение степени развития представлений об характерных особенностях растительного мира.
3) Методика «Неживая природа», направленная на определение степени развития представлений о характерных признаках неживой природы.
4) Методика «Времена года», направленная на определение степени развития у детей представлений о временах года.
Практическая и теоретическая значимость исследования: уточнено понятие «представление об окружающем мире»; разработана таблица на основе адаптированной программы «От рождения до школы», в которой показано в каком возрасте целесообразно изучать темы окружающего мира; разработана программа по развитию представлений об окружающем мире для детей с ЗПР, разработан дидактический материал для программы; разработана программа тренинговых занятий с педагогами; разработана программа консультирования родителей по вопросам развития представлений об окружающем мире, а также разработан блокнот-памятка как средство консультирования родителей по вопросам обогащения представлений об окружающем мире у детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в себя обязательную образовательную область в работе с детьми дошкольного возраста - познавательное развитие, которое включает в себя:
• развитие любознательности, мотивацию к познавательной деятельности;
• формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;
• формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и разных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе
Изучение окружающего мира в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии ребенка. Во-первых, знания об окружающем мире помогает понимать мир в целом, помогает сформировать картинку мира, помогает понимать, что происходит вокруг него. Ребенок учится наблюдать и анализировать события, а также делать выводы на основе своих наблюдений. Во-вторых, это подготовка к школе. Изучение окружающего мира в дошкольном возрасте также помогает готовить ребенка к школьной программе, ребенок учится не только наблюдать и анализировать, но и учится запоминать информацию, что в будущем будет полезно для обучения. В-третьих, развивает креативность. Изучение окружающего мира также стимулирует креативность ребенка, ребенок начинает задавать вопросы, находить нестандартные решения проблем и проявлять фантазию. В- четвертых, изучение окружающего мира связано со здоровым образом жизни. Дети, которые знают о хороших привычках, о здоровом питании, о заботе об окружающей среде, склонны придерживаться этих принципов в будущем.
В целом, изучение окружающего мира в дошкольном возрасте является важным этапом в развитии ребенка и позволяет ему понимать некоторые закономерности окружающего мира.
Развивать знания об окружающем мире так важно в детском возрасте, поэтому их включают во все образовательные программы дошкольных учреждений. Однако, детям с особенностями в развитии таких образовательных программ недостаточно. Во время работы с такими детьми важно не только перечислять все имеющиеся знания о предмете или явлении, но и развивать любознательность, умение рассматривать объекты и изучать их, выделять их существенные признаки и отличительные особенности, делать выводы на основе своих наблюдений.
Исследование обогащения представлений об окружающем мире детей с задержкой психического развития является очень актуальным, так как данная категория детей является очень уязвимой и нуждается в особо тщательном индивидуальном подходе. Дети с задержкой психического развития имеют нарушения в различных сферах психического развития, что затрудняет им ориентироваться в окружающем мире и понимать его. В связи с этим важно провести исследование, которое поможет определить, каким образом можно обогатить представления детей с задержкой психического развития об окружающем мире.
Результаты данного исследования позволят разработать программы и методики, которые будут способствовать успешному обучению и адаптации данной категории детей в социуме. Кроме того, данное исследование может способствовать повышению квалификации педагогов и повышению их компетентности в работе с детьми с задержкой психического развития.
Проследить проблему формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития можно в работах таких исследователей, как Власова Т.А., Певзнер М.С., Лубовский В.И, Переслени Л.И., Калмыковой З.И., Давыдова В.В., Шевченко С.Г., Домашкевич С.А., Кукушкина О.И. и др.
Проблема нашего исследования обусловлена противоречием между необходимостью обогащения представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью теории, и комплексной практики.
Цель - организовать научно-обоснованный процесс обогащения представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития
Задачи:
1. Проанализировать индивидуальные особенности психического развития детей с задержкой психического развития
2. Выявить имеющиеся представления об окружающем мире у детей с задержкой психического развития
3. Разработать программу с целью обогащения представлений об окружающем мире для детей с задержкой психического развития
4. Реализовать программу в индивидуальных занятиях с детьми с задержкой психического развития и проанализировать результаты
Объект - познавательная деятельность детей
Предмет - обогащение представлений об окружающем мире детей с задержкой психического развития в индивидуальной работе
Гипотеза
Обогащению представлений об окружающем мире будет способствовать создание следующих педагогических условий:
2) диагностическое изучение особенностей сформированности представлений об окружающем мире 2) разработка и реализация программы обогащения представлений об окружающем мире, основанная на таких принципах как:
• создание специального дидактического материала, позволяющего включать ребенка в индивидуальную и групповую работу;
• организация консультативного сопровождения для родителей;
• включение воспитателей в тренинговые занятия с целью обмена опытом положительного взаимодействия с детьми с зпр
Методы и методики исследования: для проведения диагностического исследования, направленной на выявление актуального уровня представлений об окружающем мире были использованы и адаптированы методики Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой:
1) Методика «Многообразие животных», направленная на определение степени развития представлений об особенностях животных, птиц и насекомых.
2) Методика «Мир растений», направленная на определение степени развития представлений об характерных особенностях растительного мира.
3) Методика «Неживая природа», направленная на определение степени развития представлений о характерных признаках неживой природы.
4) Методика «Времена года», направленная на определение степени развития у детей представлений о временах года.
Практическая и теоретическая значимость исследования: уточнено понятие «представление об окружающем мире»; разработана таблица на основе адаптированной программы «От рождения до школы», в которой показано в каком возрасте целесообразно изучать темы окружающего мира; разработана программа по развитию представлений об окружающем мире для детей с ЗПР, разработан дидактический материал для программы; разработана программа тренинговых занятий с педагогами; разработана программа консультирования родителей по вопросам развития представлений об окружающем мире, а также разработан блокнот-памятка как средство консультирования родителей по вопросам обогащения представлений об окружающем мире у детей.
В результате анализа научной литературы мы выявили особенности психического развития у детей с задержкой психического развития. Всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания и работоспособности, снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, у них отмечается низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания, таким детям сложно быстро переключаться на другую деятельность, при этом они часто отвлекаются на посторонние стимулы, основная проблема дошкольников с задержкой психического развития в том, что их опыт долго не закрепляется в слове, поэтому они часто ошибаются при названии признаков цвета, величины и формы. Данные особенности являются препятствием для развития представлений об окружающем мире. В процессе стихийного обучения, то есть в процессе повседневной жизни, у детей не накапливаются и не систематизируются знания об окружающем. Таким образом, для таких детей необходимо создавать специальное обучение, в ходе которого они смогут развивать свои представления и формировать адекватную картину мира.
В своем исследовании в практической части вначале мы провели диагностику для того, чтобы узнать актуальный уровень развития представлений об окружающем мире. В диагностике приняли участие 5 детей с зпр в возрасте 5-6 лет. Мы использовали диагностический комплекс методик: Т.С Комаровой и О.А. Соломенниковой (Методика «Животные», методика «Мир растений», методика «Неживая природа» и методика «Времена года». Мы получили такие результаты: 3 ребенка имеют низкий уровень представлений, 2 детей - средний уровень. Наиболее низкие показатели мы получили по таким областям как: времена года и растения.
Для обогащения представлений об окружающем мире мы разработали: программу для индивидуальных занятий, программу тренингов для воспитателей и программу консультаций для родителей. Таким образом, в своем исследовании мы взаимодействовали с тремя субъектами дошкольного образования: дети с ЗПР, воспитатели и родители. С каждой категорией проводилась определенная работа. Дети, имеющие задержку психического развития, проходили диагностику на выявление актуального уровня представлений об окружающем мире, по результатам исследования с детьми проводилась индивидуальная работа по развитию данных представлений. Воспитатели участвовали в тренингах по развитию педагогической компетенции. Для родителей детей с задержкой психического развития были организованы консультационные встречи.
Для того, чтобы сделать вывод о результативности проделанной работы, мы провели итоговую диагностику по тем же методикам, и она показала, что у одного ребенка высокий уровень представлений, у троих детей - средний уровень и у одного ребенка представления находятся на низком уровне. Таким образом мы заметили положительную динамику в развитии представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития, представления детей стали более обширные, осознанные, дети стали соотносить со своим пережитым опытом, эмоционально отзываются на те или иные объекты окружающего мира.
В результате можно сделать вывод, что представления об окружающем мире у большинства детей с задержкой психического развития находятся на среднем уровне. В связи с этим мы считаем необходимым продолжить коррекционно-развивающую работу с детьми, воспитателями и родителями в обогащении представлений об окружающем мире для более успешного развития дефицитных областей представления.
В своем исследовании в практической части вначале мы провели диагностику для того, чтобы узнать актуальный уровень развития представлений об окружающем мире. В диагностике приняли участие 5 детей с зпр в возрасте 5-6 лет. Мы использовали диагностический комплекс методик: Т.С Комаровой и О.А. Соломенниковой (Методика «Животные», методика «Мир растений», методика «Неживая природа» и методика «Времена года». Мы получили такие результаты: 3 ребенка имеют низкий уровень представлений, 2 детей - средний уровень. Наиболее низкие показатели мы получили по таким областям как: времена года и растения.
Для обогащения представлений об окружающем мире мы разработали: программу для индивидуальных занятий, программу тренингов для воспитателей и программу консультаций для родителей. Таким образом, в своем исследовании мы взаимодействовали с тремя субъектами дошкольного образования: дети с ЗПР, воспитатели и родители. С каждой категорией проводилась определенная работа. Дети, имеющие задержку психического развития, проходили диагностику на выявление актуального уровня представлений об окружающем мире, по результатам исследования с детьми проводилась индивидуальная работа по развитию данных представлений. Воспитатели участвовали в тренингах по развитию педагогической компетенции. Для родителей детей с задержкой психического развития были организованы консультационные встречи.
Для того, чтобы сделать вывод о результативности проделанной работы, мы провели итоговую диагностику по тем же методикам, и она показала, что у одного ребенка высокий уровень представлений, у троих детей - средний уровень и у одного ребенка представления находятся на низком уровне. Таким образом мы заметили положительную динамику в развитии представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития, представления детей стали более обширные, осознанные, дети стали соотносить со своим пережитым опытом, эмоционально отзываются на те или иные объекты окружающего мира.
В результате можно сделать вывод, что представления об окружающем мире у большинства детей с задержкой психического развития находятся на среднем уровне. В связи с этим мы считаем необходимым продолжить коррекционно-развивающую работу с детьми, воспитателями и родителями в обогащении представлений об окружающем мире для более успешного развития дефицитных областей представления.
Подобные работы
- Коррекционная работа по обогащению словаря старших дошкольников с задержкой психического развития (на материале имен прилагательных)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Коррекционная работа по обогащению словаря старших
дошкольников с задержкой психического развития (на материале
имен прилагательных)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по развитию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В
УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по развитию лексико-семантической
стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического
развития
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021



