Введение 3
Глава 1. Работа над обогащением словарного запаса обучающихся на уроках русского языка
1.1. Обогащение словарного запаса обучающихся как направление
работы по развитию речи 7
1.2. Методические подходы к обогащению словарного запаса
обучающихся на уроках русского языка 12
1.3. Анализ возможностей работы по обогащению словарного запаса
в современных учебниках по русскому языку 21
Выводы к главе 1 29
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности обогащения словарного запаса обучающихся на уроках русского языка в 5 классе при изучении имени существительного
2.1. Констатирующий этап исследования уровня словарного запаса
учащихся 31
2.2. Система методических приемов работы по обогащению
словарного запаса обучающихся на уроках русского языка
(формирующий этап) 37
2.3. Результаты экспериментального обучения 50
Выводы к главе 2 56
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложения 64
В современных условиях в школьном курсе русского языка особое значение приобретает система работы по обогащению словарного запаса учащихся.
Обогащение словарного запаса является одной из важнейших задач обучения русскому языку. Слово обеспечивает акты речевого общения людей, заполняя при этом определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях. Чем большим количеством слов овладеет ученик, тем точнее будет реализовываться коммуникация как в устной, так и в письменной форме.
Обогащение словарного запаса - «одна из сторон развития речи учащихся - заключается как в количественном пополнении запаса слов, так и в качественном его совершенствовании, выражающемся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов, в замене в речевом обиходе учащихся просторечных и диалектных слов словами литературного языка» [34, с. 15]. В свою очередь усвоение новых слов и уточнение значений знакомых слов является одним из средств познания действительности, важнейшим путем совершенствования речи, овладения языком как средством общения. Чтобы работа по ознакомлению с новыми словами была наиболее эффективной, «каждому учителю необходимо прежде всего систематически изучать словарь детей, его типичные недостатки исходя из которых возможно установить, с какими конкретно словами нужно ознакомить детей для того, чтобы восполнить имеющиеся в их словаре пробелы» [5, с. 23].
Работа над пополнением словарного запаса учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка ещё в XIX в. Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать дитяти врождённый дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не оставалось неизвестных их памяти и непонятных их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа» [37,с.233].
Проблеме обогащения словарного запаса учащихся посвящены исследования В.В.Бабайцевой, М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, М . Р . Львова, М . М . Разумовской и других.
Учащиеся неточно понимают значения многих слов, не умеют грамматически правильно соединять слова между собой, владеют разговорно-бытовой речью. Словарь зачастую беден и недостаточен для того, чтобы выражать все представления и понятия, которые они получают в процессе школьного обучения. Усвоение огромного лексического запаса не может происходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словаря школьников. Также необходимо учитывать, что ребенок может понимать слова и выражения, но не употреблять их в своей речи.
Пополнение словарного запаса учащихся - одна из главных составляющих обучения русскому языку в школе, выполняющая важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся.
Перед учителем стоит задача научить детей задумываться над значением слова, употреблять его в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотно толковать значение слов в различных жизненных ситуациях: при определении понятий, явлений, фактов, при восприятии новых слов, актуализирующихся в тех или иных сферах общения, при разъяснении незнакомых слов, при взаимодействии со старшими, друзьями, сверстниками.
Актуальность исследования заключается в необходимости работы по обогащению словарного запаса на уроках русского языка. Мы видим, что ответы современных детей на уроках недостаточны в лексическом отношении, их речь бессвязна, логически непоследовательна, невыразительна и засорена нелитературными словами. Письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса. Важно научить школьников владеть словами, близкими и противоположными по значению, а также чувствовать и понимать переносные значения слов.
Цель исследования - разработка эффективных упражнений для пополнения словарного запаса учащихся при изучении темы «Имя существительное ».
Объект исследования: процесс обучения учащихся русскому языку.
Предмет исследования - система упражнений по обогащению
словарного запаса учащихся при изучении темы « Имя существительное».
Задачи:
• изучить методическую литературу по теме исследования;
• выявить основные источники обогащения словарного запаса;
• проанализировать, как представлена тема «Имя существительное» в учебниках 5 классов;
• разработать систему упражнений, направленных на
обогащение словарного запаса учащихся 5 класса.
Выбор методов исследования обоснован общей целью и задачами исследования:
• теоретический анализ методической литературы;
• систематизация упражнений, способствующих обогащению словарного запаса на уроках;
• констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет найти эффективные способы обогащения словарного запаса.
Практическая значимость заключается в том, что результаты и выводы работы можно использовать в качестве методических рекомендаций для студентов при подготовке к урокам русского языка на практике.
Методическую основу ВКР составили труды по методике русского языка, важнейшие положения о теории изучения лексики в школе, труды педагогов и методистов, занимающихся данной проблемой, учебники русского языка для 5 классов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложения.
Обогащение словарного запаса учащихся - одна из главных составляющих обучения русскому языку в школе, выполняющая важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся.
Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и связной речи.
Словарная работа - это систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
Необходимо отметить, что одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи на уроках русского языка являются упражнения (наиболее распространенные виды: словарно-орфографические упражнения (словарные диктанты), словарно-семантические упражнения, словарно-орфоэпические упражнения, словарно-стилистическая работа).
Также были проанализированы возможности обогащения словарного запаса учеников при работе с упражнениями, которые содержатся в современных учебниках для 5 класса. Можно сделать вывод, что при изучении темы «Имя существительное» имеются разнообразные возможности для работы над обогащением словарного запаса учащихся в учебниках. Совершенствование всех видов речевой деятельности в представленных учебниках производится комплексно в виде упражнений, призванных обогатить словарный запас и направленных на развитие устной и письменной речи учащихся.
Было проведено экспериментальное исследование и разработаны эффективные упражнения со словом, направленные на обогащение словарного запаса при изучении темы «Имя существительное». Эксперимент проходил в МБОУ «Шалинская СОШ №1» с. Шалинского, участвовали ученики 5 «А» класса в количестве 19 человек.
В завершении проделанной работы был проведён анализ эффективности включения таких упражнений при изучении темы «Имя существительное».
Динамика результатов первичной и повторной диагностики показала, что в экспериментальном классе после проведения уроков с включением разработанных упражнений наблюдаются положительные тенденции обогащения словарного запаса учащихся.
Если сравнивать полученные результаты на контрольном этапе эксперимента экспериментальный 5 «А» класс написал контрольную работу успешнее, чем контрольный класс на 15,3%.
Это подтверждает эффективность проведённой нами работы.
Таким образом, разработанная система упражнений по обогащению для пополнения словарного запаса учащихся при изучении темы «Имя существительное» является эффективной. Она включала в себя работу по формированию норм литературного языка и развитию устной и письменной речи учащихся
1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: / учебник / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: Академия, 2007. 319 с.
2. Архипова Е.В. Основы методики развития учащихся: Учеб.пособие для студ. пед. вузов. - М.: Вербум, 2004. - 192 с.
3. Баранов, М. Т. Словарная работа в школе. / М. Т. Баранов // Педагогическая энциклопедия, т. 3. М., 2008.
4. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. М., 2001.- 368с.
5. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., 1987
6. Бондаренко М. Приемы расширения лексического запаса учащихся:
(Проблема современной речевой культуры -
ограниченный лексический запас носителей русского языка) [Текст] / М. Бондаренко // Русский язык в школе. - 2015. - №11. - с. 3-8.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М .: Просвещение, 1981. - 256 с.
8. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка: Учеб. пособие для студентовпед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и.пит.» - М.: Просвещение, 1992.-512 с.
9. Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе 1996. № 1. -с.3-9.
10. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006. - 319 с.
11. Добромыслов В.А. //Русский язык в школе (отдел консультаций).- 1962.-№2,- С.126.
12. Добротина И.Н. Информационное пространство современного учебника русского языка. // Русский язык в школе. № 3. 2003.-С.12
13. Душина И.В., Иванова Р.Г., Капинос В.И. и др. Методы обучения в современной школе. Сб. статей // Под ред. Н.И. Кудряшева. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
14.Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. - М., 1967. - С. 67
15.Зельманова Л. М. Работа по развитию связной речи на основе стабильных учебников. //Русский язык в школе. №2. 1994.- С. 3-9
16. Капинос, В. И. Развитие речи: Теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М., 1994.
17. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская и др.. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
18. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся - М., Педагогика,1974.
19. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания.— М., 1969
20. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ под ред. Е. И. Литневской. - М.: Академический проект, 2006. -590 с.
21. Львов М.Р. Основы теории речи: учебное пособие. - М., 2004.
22. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.: РОСТ: Скрин, 1997. - 256 с.
23. Мальцева, Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е. В. Мальцева.- М.,2004.
24. Нилова, О. В. Работа над текстом как средство обогащения словарного запаса / О. В. Нилова // Русский язык. 2010. № 4. С. 20-22.
25.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст]: / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 2008. - 940 с.
26. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. - М.: ВАКО, 2014.
- 416 с.
27. Рабочая программа основного общего образования по русскому языку.
5 - 9 классы, авторы М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов Г. А. Богданова // Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы. Рабочая программа: учебно-методическое пособие/ составитель Е.Н. Харитонова. - М.: Дрофа, 2015г.
28. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский
язык 5 класс - М.: Дрофа, 2014 - 317 с.
29. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский
язык 6 класс - М.: Дрофа, 2015 - 335 с.
30. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.
1. [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч.
ред. Н. М. Шанский]. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
31. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский].- М.: Просвещение, 2012. - 176 с.
32. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Л. А. Тростнецова, Н. В. Ладыженская, М. М. Стракевич. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 160 с.
33. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.].-12-е изд., перераб.
- М.: Просвещение, 2011. -С. 7.
34. Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение,1990. - 224 с.
35. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - 3-еизд. - М.: Просвещение,1980. - 414 с.
36. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
37. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. - т. 6. — М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. - 445 с.
38. Шанский, Н.М. Русский язык на «отлично» / Н.М. Шанский. - Ростов- н/Дону: Феникс, 2013. - 236 с.
39. Шишкина, О. С. Работа школьного логопеда над обогащением словарного запаса учащихся [Текст] / О. С. Шишкина // Логопед. - № 2. - 2007. - С. 22-23.
40. Щерба, Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе / Л. В. Щерба // Общие вопросы методики. М., 1974.
41. Яшина В.И., Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, п ед. учеб. заведений / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. -М.: Просвещение, 2007.