ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема социальных представлений в научных исследованиях 7
1.2. Формирование социальных представлений у детей старшего
дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты эмпирического исследования 33
2.3. Паспорт и содержание проекта 48
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выбранная мной тема, является актуальной для меня, так как я по первому образованию — воспитатель детей дошкольного возраста. Работаю в старшей группе. Занимаюсь воспитанием и развитием детей 5 -6 лет. Очень люблю свою работу, люблю детей. Изучение этой темы поможет мне лучше знать и понимать детей, нашему взаимодействию, а также я смогу давать рекомендации родителям по общению и взаимодействию с детьми. Зная особенности социальных представлений детей, мне будет легче найти с ними общий язык. Воспитывая гармонично развитую и здоровую личность, мы (взрослые) делаем вклад в наше здоровое и полноценное общество.
Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина (ребенок) который превращается в изящный сосуд. Главное, чем этот сосуд будет наполнен. И задача воспитателя и родителей заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, знаниями, умениями и навыками, что бы этот сосуд нес не только красоту, но и был полезным и востребованным в нашем обществе. И так что же такое сознание в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте у детей очень сильно развиваются социальные представления. Этот процесс заключается в том, что ребенок начинает анализировать себя, свои поступки и их последствия, задумывается об отношении к нему окружающих и о причинах именно такого отношения, мотивы его действий становятся более осознанными. Также появляются предпосылки формирования самосознания появляются уже в раннем возрасте, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей. Но во время вступления в дошкольный возраст ребенок осознает только сам факт своего существования и не имеет представления о своих личных индивидуальных качествах, отличающих его от других. В 4-5 лет дети начинают приписывать себе такие качества, которые получают положительную оценку взрослых, зачастую ребенок не может понять, в чем именно эти качества заключаются.
Самосознание — это сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мыслительный «образ — Я». Оно не изначальная данность свойственная человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущать, вызванные внешними предметами и ощущения, вызванные своим телом, сознание «Я» примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих качеств и самооценки которая является проявлением самосознания, приобретают наибольшее значение в подростковом возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них благоприятно повлияет на всю систему.
Самооценка приводит к оценке позитивных и негативных сторон собственной личности [9]. Чтобы ребенок научился адекватно оценивать себя, он должен сначала научиться оценивать поступки других, например сверстников, на которых можно посмотреть со стороны. В среднем школьном возрасте дети не могут сами судить о правильности чужих действий, а в основном повторяют мнение взрослых. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут объективно смотреть на себя со стороны и учитывать отношение окружающих к их действиям. Благодаря этому ребенок усваивает нормы поведения в обществе и положительные образцы для подражания, что. способствует дальнейшему развитию его личности в социуме. В этот же период дошкольники начинают сознательно пользоваться отношением окружающих к их поступкам. Например, дети уже прекрасно понимают, что упрямство считается нарушением норм поведения, но используют его в общении с уступчивыми людьми, добиваясь исполнения своего желания. Все вышеупомянутое и является предпосылками формирования сознания и социальных представлений.
Цель выпускной квалификационной работы — обогащение социальных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы социальных представлений в психологии;
2. Исследовать теоретические основания формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3. Организовать и провести эмпирическое исследование социальных представлений детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать проект по обогащению социальных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Объект выпускной квалификационной работы: социальные представления.
Предмет выпускной квалификационной работы: проект по обогащению социальных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Проектная идея: успешное обогащение социальных представлений детей старшего дошкольного возраста, станет эффективным если для этого использовать игровую деятельность.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ литературных источников, обобщени, сравнение.
Эмпирические методы: включенное наблюдение.
Методы обработки данных: контент - анализ.
Выборка: Была собрана база исследования, которая представлена описанием ситуаций речевого взаимодействия детей со сверстниками и со взрослыми, в которых можно выделить особенности социальных представлений детей. С помощью метода случайной выборки, из этой базы были отобраны 100 ситуаций речевого взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие девочки и мальчики: старшей группы в количестве 25 детей, в возрасте 5-6 лет.
База эмпирического исследования — исследование проводилось на базе структурного подразделения МАОУ СШ№ ХХ г.Красноярск.
Практическая значимость исследования: недостатки социальных представлений полученные в ходе исследования. Можно обогатить посредством игровой деятельности. Данные восполненные социальные представления влияют на успешную социализацию и дальнейшую жизнь ребенка.
А также эмпирическим путем подтвердит эффективность проекта, при помощи повторной диагностики по выбранным нами методам.
Структура работы: включает введение, две главы, выводы, заключение, библиографический список, приложения.
Для написания выпускной квалификационной работы нами были изучены особенности социального сознания, представления детей старшего школьного возраста посредством игровой деятельности. Подводя итоги можно сказать что, в связи с перестройкой отношений с окружающими людьми, формировании социальных мотивов самоутверждения и самосовершенствования происходит преобразование социальных представлений и возникновение новых мотивов.
Также можно резюмировать что анализ литературы мы определили, что такое социальное сознания это совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная целостность, система, которая не сводится к сумме составляющих его индивидов.
Большую теоретическую проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем, субъектом общественного сознания. Является ли общество или какая-либо его часть таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определённую эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания? В определённом смысле можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека, но и более общих групп людей (класс, национальность, государство, человечество). Но при этом следует помнить, что идеальное как мыслительный процесс не может быть присуще ни обществу в целом, ни какой-то отдельной общественной группе. Под социальным сознанием понимается система социальных представлений, имеющих иерархичные связи, глубинный и актуальный для возраста уровни, система, представленная в форме речи и языка и поведения.
Самосознание — это сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мыслительный «образ — Я».
Социальные представления — это сложное когнитивное образование человека, которое связывается с множеством психических явлений, таких как — память, убеждения, идеологии и верования. Корни концепции социальных представлений содержатся в идеях Э.Дюркгейма и Л.Леви- Брюля, которые первоначально использовали понятие «коллективные представления». Э.Дюркгейм писал: «Социальная жизнь полностью складывается из представлений». Они создают социальное сознание, которое представляет собой нечто абсолютно иное от личного сознания, хотя их носителями являются только индивиды.
Главной составляющей социального сознания он считал социальные представления. Они выражают то, как члены группы осмысливают себя, свою связь с миром. Социальные представления находятся в сознание у каждого из нас, доминируют над нами изнутри. В этом они отличатся от верований и обычаев, которые действуют на нас с внешней стороны.
Э.Дюркгейм вывел, что для развития общества, необходимо социальное сознания, которое объединяет людей и заряжает энергией, так необходимой для развития общества и индивида в целом.
На сегодняшний день большинством исследователей в области психологии предпочтение отдается определениям, которые могли бы разграничить сознание от других психологических понятий. В психологии понятие «сознание» служит для определения сущности особого качества протекания психической деятельности: осознанно протекающие психические процессы четко и ярко субъективно переживаемые, управляемые. Поэтому возникает дилемма выбора и направления их в сторону решения поставленных задач. Значит, сознание является особым отражением психического состояния человека, смешав в себе психические процессы, и обеспечения их взаимодействия. Ведущее влияние на поведение этой модели и воспринимаются индивидом как не что иное как сознание.
В работе рассмотрены основные теоретические подходы изучения сознания, функции сознания, компоненты сознания, структура сознания, определили что является источником сознания.
Были определены методы изучения социального сознания детей старшего дошкольного возраста: не включенное наблюдение, проектный метод, контент-анализ социальных категорий сознания, реконструкция социальных представлений социального сознания по фактам речи и языка детей.
В результате анализа диалогов, детского речевого взаимодействия мы выделили 5 часто / редко встречаемых социальных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное исследование подтвердило проектную идею о том, что успешное обогащение социальных представлений детей старшего дошкольного возраста, станет эффективным если для этого использовать игровую деятельность. В следствии чего разработали проект по обогащению социальных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. М., 2008. С. 77-81.
2. Архипцев Ф.Т. Материя как философская категория. М., 1961. 100 с.
3. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. М., Изд-во"Институт психологии РАН", 2002. С. 88-103.
4. Антонова Т.В. Социальная компетентность ребенка-дошкольника:
показатели и методы выявления // Детский сад от А до Я. 2004. № 5.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб., 2010. 440 с.
6. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал, 2010. № 38. С. 5-20.
6. Бирякова Н.Ю. Ступеньки развития. М., 1999. 221 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений // Вопросы теории и истории психологии. Под ред. А.Р Лурия, М.Г. Ярошевского. М., 1982. 588 с.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1961. № 2. С. 62-76.
9. Волков Б.С., Н. В. Волкова. Детская психология: от рождения до школы. СПб., 2009. 91 с.
10. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
11. Замкина Т.Ю. Структура и содержание социального сознания детей младшего и среднего дошкольного возраста: Магистерская дисс. Красноярск, 2015. С.157-164.
12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М., 2000. 332 с.
13. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Академия, 1998.
14. Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада // Пособие для воспитателей детского сада. М., 1982. 87 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 220 с.
16. Левченко Е.В. Психологическое исследование: от замысла до результата. Пермь., 2019.
17. Маланчук И.Г. Социальное сознание и речевое поведение в дошкольном возрасте. Красноярск., 2014. 234 с.
18. Манаев О.Т. Контент-анализ - описание метода. URL:
http://psyfactor.org/lib/kontent.htm(дата обращения: 12.10.19).
19. Мокроусова А.О. Взаимодействие педагогов с детьми и родителями по социально-нравственному развитию современного ребенка дошкольника. Саранск, 2014. С. 205-213.
20. Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2008. С.198-205.
21. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Спб., 2009. С.90-95.
22. Щербатых Ю.В. Общая психология. Спб., 2008. 101 с.
23. Ainsworth, M.D.S., Blehar, M.C.,Wall, S. Patterns of attachment: a psychological strange situation. Hillsdale, 1978. 509 с.
24. Astington, J.W., Baird, J.A. Introduction: Whu language maters.
Astington, J.A. Baird (Eds). Whu language maters for Theory of Mind Oxford.: Oxford University Press, 1999.
25. Baron-Cohen, S., Mindblindness: An essay on autism and theory of mind. Cambridge, 1995. 102-110 с.
26. Cranach, M., von, Doise, W., Mugny, C. (eds.) Social Representations and the Social Bases of Knowledge. Berne, 1993. 108 с.
27. Carlson, S.M., Moses, L.J., Hix, H.R. The role inhibitory processes in young children’s difficulties with. Child Development,1998. 13 с.
28. Pernar, J. Understanding the representational mind. Cambridge, MA.: MIT Press, 1991. 17-21 с.
29. Repacholi, B.M., Slaughter, V. (Eds.). Individual differences in the theory of Mind. N.Y.: Psychology Press, 2003. 330 с.