Введение 3
Глава .1. Обогащение словарного запаса обучающихся как направление работы по развитию речи
1.1. Методические особенности работы над обогащением словарного
запаса учащихся на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы «Имя прилагательное» 7
1.2. Анализ упражнений, способствующих обогащению словарного запаса
учащихся прилагательными, и темы «Имя прилагательное» в учебнике для 5 класса по русскому языку (Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой) 19
1.3. Анализ упражнений, способствующих обогащению словарного запаса
учащихся прилагательными, и темы «Имя прилагательное» в учебнике для 5 класса по русскому языку (под ред. Л. М. Рыбченковой) 36
Выводы к главе 1 54
Глава 2. Исследование эффективности методических приемов по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в 5 классе на примере темы «Имя прилагательное»
2.1. Проведение констатирующего эксперимента для выявления уровня словарного запаса у учащихся экспериментального класса 56
2.2. Описание содержания работы по совершенствованию методических
приемов работы над обогащением словарного запаса учащихся на уроках русского языка. Проведение формирующего эксперимента 64
2.3. Контрольный эксперимент 82
Выводы к главе 2 94
Заключение 96
Список использованной литературы 99
Приложения 103
Обогащение словарного запаса учащихся - одна из главных задач школьного курса русского языка. Слово, являясь центральной единицей языка, несет разнообразную семантическую нагрузку - понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую.
Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется потребностью в постоянном пополнении запаса слов. Чем большим количеством слов овладеет ученик, тем точнее будет реализовываться коммуникация, как в устной, так и в письменной форме. [15, с. 234]
Конечно, полностью овладеть всем словарем русского языка цель недостижимая, но обогатить словарную базу учащегося задача педагогу посильная. Один из компонентов работы по обогащению словарного запаса учащихся - это словарные упражнения на уроках русского языка. Данные упражнения являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Также неотъемлемой частью работы по развитию речи будет работа по обогащению грамматического строя речи. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
Так, работа над пополнением словарного запаса учащихся привлекала внимание методистов и учителей еще в 19в. И. И. Срезневский советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для того годными», стремиться к тому, чтобы « не оставалось неизвестных их памяти и непонятных их умам» слов. [15, с. 234]
Проблеме обогащения словарного запаса учащихся посвящены исследования Баранова М.Т., Львова М.Р., Разумовской М.М., Бабайцевой В.В. и других.
В современных условиях развития образования работа по развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся становится одним из главных аспектов развития речи.
Современного учащегося необходимо научить пользоваться словом в соответствии с коммуникативной ситуацией и нормами литературного языка. Так как для каждого школьника хорошо развитая речь не только средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания [1, с. 20]. Работа по обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся служит для формирования речи точной, богатой и выразительной. Нарушение этих требований к речи приводит к речевым недочетам.
Притом, что сегодня мы наблюдаем оскудение лексикона ученика, бедный словарный запас, неумение выразить мысль или обосновать свой ответ. Если проанализировать высказывания учащегося на уроках русского языка и литературы, то мы выделим, что в речи ученика просматривается преобладание Глагола над Именем. Такие формулировки как «я не знаю», « я не буду отвечать», «как это сказать», «не могу подобрать слова» и т.д., говорят нам о том, что запас слов ребенка на низком уровне, особенно хорошо это просматривается при заданиях на описание. Незнание значения слов, уместного их употребления и неумение образовывать формы слова приводит к установке на «поражение» и ситуацию «неуспеха».
Одним из факторов выразительной и богатой речи является непрерывное пополнение лексикона прилагательными. Ф. И. Буслаев говорил, что семантика прилагательных упорнее поддается изменению и поэтому они требуют большей вразумительности; «по тому же прилагательные и стареют легче, ибо как скоро их значение несколько стемняется, употребление тотчас отбрасывает их» [2, с. 256]. Соответственно пополнение запаса прилагательными помогает нам более точно описывать предметы или явления, а также выражать наши эмоции и чувства.
Следовательно, работа по обогащению словарного запаса при изучении темы «Имя прилагательное» является актуальной.
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что на уроках русского языка мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении, речь сегодняшних школьников невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, о неумении владеть средствами выразительности, в частности эпитетами, которые могут быть выражены именем прилагательным, а также чувствовать и понимать переносные значения слов.
Цель исследования - анализ эффективных упражнений для работы со словом и пополнения словарного запаса учащихся при изучении темы «Имя прилагательное».
Объект исследования: процесс обучения учащихся русскому языку.
Предмет исследования - эффективные упражнения по обогащению словарного запаса учащихся именами прилагательными на уроках русского языка.
Задачи:
• изучить методическую литературу по теме исследования;
• выявить основные формы и способы обогащения словарного запаса;
• проанализировать, как представлена тема «Имя прилагательное» в учебниках 5 классов;
• проанализировать систему упражнений, направленных на обогащение словарного запаса прилагательными учащихся 5 класса
Выбор методов исследования обоснован общей целью и задачами исследования:
• теоретический анализ методической литературы;
• систематизация упражнений, способствующих обогащению словарного запаса на уроках;
• констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет найти эффективные способы обогащения словарного запаса.
Практическая значимость заключается в том, что результаты и выводы работы можно использовать при подготовке к урокам русского языка.
Методическую основу дипломной работы составили труды по методике русского языка, важнейшие положения о теории словарной работы, труды педагогов и методистов, занимающихся данной проблемой, учебники русского языка для 5 классов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложения.
Преподавание русского языка в современной школе ориентируется на воспитание и формирование коммуникативно-развитой личности, способной владеть правильной литературной речью, верно в речевом отношении излагать свои мысли, уметь давать оценку произведениям искусства, владеть соответствующей лексикой.
Согласно поставленным задачам исследования можно сделать следующие выводы.
Проанализировав современные программы по русскому языку, мы выявили, что они составлены с учетом работы по развитию связной речи учащихся по обогащению словарного запаса. На обогащение словарного запаса учащихся программа не отводит специального времени. Но в силу того, что все в языке связано со словом или проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, в частности с морфологией. Кроме этого, та система заданий, которая предлагается в учебном комплексе, включает элементы заданий, упражнений и вопросы, связанные с обогащением словарного запаса учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы включение элементов словарной работы в урок не снижало эффективности изучения программного материала и по возможности способствовало усвоению этого материала, или являлось бы основой усвоения.
Исследование системы заданий, предлагаемых учащимся в 5 классе, говорит о системности работы по обогащению словарного запаса школьников. Важной составляющей является работа с различными видами словарей на уроках русского языка, выполнение заданий творческого характера. При этом коммуникативный подход к работе по обогащению словарного запаса, развитию речи существенно меняет методы и приемы работы на уроках русского языка. Особое значение приобретает различные ситуативные упражнения, основанные на связи содержания и речевого оформления высказываний от речевой ситуации. Следовательно, можно сделать вывод, что наиболее эффективными упражнениями, способствующими пополнению словарного запаса, будут среди лексических упражнений - словарная работа и аналитико - синтетические упражнения, развивающие умения отбирать лексические, морфологические, синтаксические средства с точки зрения смысла и стиля речи, грамматически их связывать. Также проанализированные учебные пособия с точки рассмотрения темы дипломной работы позволяют сделать заключение, что пополнение лексикона учащихся различными прилагательными происходит практически на каждом уроке, и при акцентировании учителем внимания на данной части речи учащиеся смогут овладеть более обширным запасом слов.
Можно отметить, что западающей темой при развитии речи в рамках данной темы является работа по пополнению словаря школьников прилагательными со значением цвета, прилагательные, характеризующие погоду и природные явления, прилагательные, способствующие описанию живого существа, оценочные прилагательные. В процессе исследования были выявлены приемы, которые достаточно успешно позволили употреблять первые два вида прилагательных. Даже несмотря на хороший результат, следует отметить, что без систематического употребления данной лексики на уроках слова из активного лексикона перейдут в пассивный или будут забыты. Что касается последних двух видов, то можно сказать, что работа над пополнением словаря обучающегося прилагательными данной тематики в 5 классе только начинается и будет продолжена в последующих классах. Поэтому результаты по этим группам слов были незначительно ниже, так как стоит здесь также учитывать возрастной и психологический показатель готовности учащегося воспринимать данные лексические единицы.
Таким образом, можно сказать, что обогащение запаса слов у учащихся является одной из основных задач преподавания русского языка наряду с работой по грамматике, орфографии, пунктуации и развитию устной и письменной речи. Важность этой проблемы определяется тем, что речи школьников свойственна относительная словарная бедность. Учащиеся не владеют многими словами, служащими как для называния предметов, явлений действительности, так и для выражения отношения к высказываемой мысли.
Развивая у учащихся умение, соотносить содержание и форму своих высказываний с речевой ситуацией, учитель приучает гибко пользоваться своим словарным запасом, выбирая из нескольких речевых вариантов один, наиболее подходящий к данным условиям речи.
1. Архипова Е.В. Основы методики развития учащихся: Учеб.пособие для студ. пед. вузов. - М.: Вербум, 2004. - 192 с.
2. Буслаев Ф. И.Преподавание отечественного языка: Учеб. пособие для студентовпед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и.пит.» — М.: Просвещение, 1992.—512 с.
3. Балашова Т.Ю. Учебные задания для обучения сочинению описаниюприроды //РЯШ., 1998. - 1. - С. 33.
4. Диктанты по русскому языку. 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс. В 2 ч.»/ Г. Н. Потапова. - М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 126 с.
5. Добротина И.Н. Информационное пространство современного учебника русского языка. // Русский язык в школе. № 3. 2003.-С.12
6. Добромыслов В.А. //Русский язык в школе (отдел консультаций).- 1962.-№2,- С.126.
7. Зачетные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А.
Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс». ФГОС(к новому
учебнику) / Г. Н. Потапова. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. - 94 с.
8. Зельманова Л. М. Работа по развитию связной речи на основе
стабильных учебников. //Русский язык в школе. №2. 1994.- С. 3-9
9. Капинос, В. И. Развитие речи: Теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М., 1994.
10. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений»/ Л. В. Шибалова.- М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 159 с.
11. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся - М., Педагогика,1974.
12. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русскогоязыка / Т.А. Ладыженская и др.. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
13. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания.— М., 1969
14. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
15. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.: РОСТ: Скрин, 1997. - 256 с.
16. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник М 54 для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова,Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
17. Молодцова С. Н. Первые уроки изучения темы «Имя прилагательное». // Русский язык в школе. №5. 1993.- С. 26-31
18. Нилова, О. В. Работа над текстом как средство обогащения словарного запаса / О. В. Нилова // Русский язык. 2010. № 4. С. 20-22.
19. Пленкин Н.А. О работенадсочинением//Рус.язык в шк., 1980. - 3.
20. Подгаецская И. И. Активизация познавательной деятельности
учащихся при работе со словарями / И. И. Подгаецская // Русский язык в школе. 1982. № 6. С. 17-19.
21. Попкова Л.В. Из опыта обучения написанию сочинений //РЯШ., 2001. - 5.- С.
3.
22. Попкова Л.В. Изопытаработынадсочинениями //РЯШ., 2002. - 2. - С. 23.
23. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. - М.: ВАКО, 2014. - 416 с.
24. Рабочая программа по русскому языку. 5 класс./ сост. Т. Н. Трунцева.- М.: ВАКО, 2013.- С. 6
25. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
26. Русский язык. Диагностические работы. 5 класс : учеб. Пособие для
общеобразоват. организаций / Н. Н. Соловьева. - 3-е изд. - М.:
Просвещение, 2016. - 96 с.
27. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Л. А. Тростнецова, Н. В. Ладыженская, М. М. Стракевич. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 160 с.
28. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.].-12-е изд., перераб. — М.: Просвещение,
2011. — С. 7.
29. Русский язык. 5 класс. Учеб.дляобщеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцоваи др.; науч. ред. Н. М. Шанс кий] . - М.: Просвещение, 2012. - 192 с
30. Русский язык. 5 класс. Учеб.дляобщеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 21 [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцоваи др.; науч. ред. Н. М. Шанский].- М.: Просвещение, 2012. - 176 с.
31. Русский язык. 5 класс. Учеб, для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова,А. В. Глазков, А. Г. Лисицын]; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2012. — 127 с.
32. Русский язык. 5 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.
2 / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын]; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во Просвещение. — 4-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2014. 159 с.
33. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л. М. Рыбченковой. О. М. Александровой, О. В. Загоровской и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждении / Л. М. Рыбченкова. О. М. Александрова. — 2-е изп. — М.: Просвещение.
2012. - 108 с.
34. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. — 2¬е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2015. — 191 с.
35. Русская грамматика.— Т. 1.— М., 1980.- С. 11.
36. Система обучения сочинениям в 5-8 классах.под. ред. Т. А. Ладыженской. - М.: Издательство «Просвещение»,1967. - 314 с.
37. Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение,1990. - 224 с.
38. Стативка В.И. Система подготовки к сочинению-описанию
природы//РЯШ., 1997. - 2. - С. 21.
39. Сычугова Л.П. Как сердцу высказать себя? (Развитие речи при обучении сочинению-описанию картины) //РЯШ., 2001. - 3. - С. 23.
40. Сычугова Л.П. Чудо - глина из глубин веков. (Развитие речевой компетенции при обучении сочинению-описанию в 5 классе) //РЯШ., 2000. - 4. - С. 20.
41. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - 3-еизд. - М.: Просвещение,1980. - 414 с.
42. Тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. П. Черногрудова. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 142 с.
43. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. - т. 6. — М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. - 445 с.
44. Н. Ю. Шведова., С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — 944 с.
45. Щерба, Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе / Л. В. Щерба // Общие вопросы методики. М., 1974.
Электронные ресурсы
1. Елизарова Е.Р. Как оценить словарный запас современного школьника:
содержание и технология констатирующего эксперимента. Международный студенческий научный вестник. Выпуск № 5, 2015. - с 18-19. [Электронный ресурс] - Режим
доступа: https: //www.eduherald.ru/ru/article/view?id=12703
2. Пузанкова. Е.Н.Основные тенденции развития речевой способности
учащихся 2-5 классов общеобразовательной школы на уроках русского языка при изучении имени прилагательного./Е. Н. Пузанкова, Е.А. Хованская-Жур. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки.- 2014. - С. 371- 374[Электронный ресурс] - Режим
доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7osnovnye-tendentsii-razvitiya- rechevoy-sposobnosti-uchaschihsya-2-5-klassov-obscheobrazovatelnoy-shkoly- na-urokah-russkogo-yazyka-pri
3. Шмырёва А. В. Словарная работа на уроках русского языка в 5
классе. [Электронный ресурс] - Режим
доступа: https://infourok.ru/metodicheskoe_posobie._slovarnaya_rabota_na_ur okah_russkogo_yazyka_v_5_klasse-497542.htm