Введение 9
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии 12
1.1 ФГОС нового поколения в предметной области «Технология.
Технический труд» 12
1.2 Практико-ориентировочная проектная деятельность на уроках
технологии 17
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Кинетические инсталляции, как основа инженерно-технологического творчества в проектной деятельности 29
2.1. Цели и задачи кинетических инсталляций 29
2.2 Основы проекта «Кинетическая инсталляция» 46
2.3. Тест на механическую понятливость. Тест Беннета 51
Выводы по главе 2 54
Заключение 55
Библиографический список 56
Приложение
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии.
Основной тезис современного понимания методов проектов, который используется в процессе обучения, заключается в понимании учащимся, для чего им нужны получаемые предметные знания, где и как они смогут их использовать в своей будущей деятельности.
Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у школьников. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений. Проективная деятельность обучаемых при выборе содержательной области проектов способствует креативности, возможности раскрытия и реализации своей внутренней фантазии, приближает результат процесса профессионального самоопределения.
Проектная деятельность предполагает творческий поиск - творческая работа учащегося и преподавателя. Меняются отношения между преподавателем и учащимся.
Проективная деятельность позволяет изучать материал, выходящий за пределы учебной программы. Включение метода проекта в образовательный процесс требует высокой квалификации педагога, и достаточный уровень знания преподаваемого предмета, и готовность к дополнительным временным затратам.
Проектная деятельность должна быть интересна, должна предоставлять учащимся новые возможности профессионального мастерства, углубления знаний в предметных областях, что, в конечном счете, повысит эффективность обучения и определит направление дальнейшего обучения.
Творческие способности школьников развиваются в процессе выполнения проектных заданий. Поскольку раздел «Проект» входит в программу по технологии, то каждый ученик должен быть вовлечен в проектную деятельность.
Объектом исследования является организация технического творчества.
Предмет исследования: метод проектов.
Цель исследования: Разработать основы проекта «Кинетические инсталляции» в школьном курсе «Технология»
Задачи исследования
1. Выявить особенности предметной области «Технология» в ФГОС нового поколения.
2. Раскрыть сущность проектной деятельности.
3. Выявить основы формирования инженерно-технологического творчества у учащихся.
4. Разработать основы проекта «Кинетическая инсталляция».
Методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных педагогов и психологов: теории деятельностного подхода к развитию личности (А.Н. Леонтьев, Н.И. Ставский и др.); концепции профессионализма и профессиональной компетентности (Г.А. Бокарева, В.А. Сластенин); концепции содержания образования (B.C. Леднев).
Для решения поставленных задач использовались методы исследования: Изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования в целях разработки теоретических основ исследования; изучение состояния проблемы в методической
литературе по формированию межпредметных понятий в системе общего образования; изучение опыта работы учителей в плане исследуемой проблемы; анализ учебных программ, учебно-методической литературы для составления дидактических материалов. Содержание выпускной
квалификационной работы представлено во введении, двух главах, заключении и приложении. Библиографический список насчитывает 30 источников. В первой главе «Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии» раскрывается сущность и основные принципы проектной деятельности в процессе обучения технологии. Во второй главе «Кинетические инсталляции, как основа инженерно-технологического творчества в проектной деятельности» описаны цели и задачи кинетических инсталляций. Рассмотрены простейшие кинетические механизмы, использующиеся в кинетических инсталляциях.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Раскрыта сущность проектной деятельности.
2. Выявлены особенности в предметной области «Технология» в ФГОС нового поколения.
3. Выявлены основы формирования инженерно-технологического творчества учащихся при изучении раздела Технический труд.
4. Разработаны основы проекта «Кинетическая инсталляция».
Можно сделать вывод о том, что использование кинетических инсталляций в качестве проектной деятельности даст большой шаг к интересу к инженерному творчеству и развитию и формированию у учащихся способностей, при которых учащиеся смогут совмещать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, в дальнейшем развиваться и работать на высокотехнологическом оборудовании, проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.
Суть кинетической инсталляций заключается в том, чтобы создать условия для развития и поддержки учащихся, занимающихся техническим творчеством, изобретательской и рационализаторской деятельностью, обеспечения их самореализации и профессионального самоопределения.
Я считаю, что введение кинетических инсталляций в проектную деятельность решает проблему усовершенствования методов обучения в предметной области «Технология», так как это принципиально новый вид деятельности, который еще не наблюдается в образовательных учреждениях.
1. http: //eduinspector.ru/2018/05/12/natsionalnyj -proekt-obrazovanie-v-novom-majskom-ukaze-prezidenta-rossii/
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образованияhttp://standart.edu.ru
3. Полат Е.С. Метод проектов. - М., 2001
4. https: //www.google.com/url?q =http: //student3 9 .ru/lector/proektnaya-tehnologiya/&sa=D&ust=1454694386035000&usg=AFQjCNFhtJtBr-cHu-O8S66n39hygRVO8g
5. Богомаз И. В. Теоретическая механика. Т. 1. Кинематика. Статика: учеб. пособие. Изд. 2-е перераб. и доп. М: Изд-во АСВ, 2011. 215,с.
6. Богомаз, И. В. Система Высшего инженерного образования с позиции проективной философии / И.В. Богомаз // Вестник МГОУ: Серия "Открытое образование". - 2006. - 1 (20) - С. 17-25.
7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству/ И.П. Волков.- М: Просвещение, 2009.
8. Галямова Э.М. Выгонов В.В. Методика преподавания технологии. - М: Издательский центр «Академия», 2014.
9. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие
образовательной технологии/ В.В. Гузеев. — М.: Школьные
технологии, 2004—180 с.
10. Казакевич В. М. Технологическое образование в век высоких технологий// Школа и производство, 2001, №1
11. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технологического творчества: Книга для учителя. - М.: Народное образование, 2004.
12. Леднев В.С. Основы теории содержания профессионально- педагогического образования: монография / В. С. Леднев, П. Ф. Кубрушко. Москва: Эгвес, 2006. 287 с.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
14. Махмутова М.И. Творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной способности в ходе активизации самостоятельной деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций/ М.И. Махмутова. — М.: Просвещение, 2001.— 70с.
15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000
16. Павлова М. Б.,Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. Сасовой.-М.: Вента-Графф, 2009
17. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
18. Пикалов Б.Х. Теория и методика развития творческой активности школьника/ Б.Х. Пикалов. — Оренбург: ОГПУ, 2004. — 284 с.
19. Полат Е.С. Метод проектов. - М., 2001
20. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы/ М.Б. Романовская. — М.: Академия, 2002. —30 с.
21. Селевко, Г. К. Технологии развивающего обучения/ ГК. Селевко. — М.: Школьные технологии, 2005. — 160 с.
22. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. И.С. Сергеев. - М.: «АРКТИ», 2006. -80с.
23. Симоненко В.Д. Творческие проекты учащихся: методическое пособие для учителя/ В.Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 68с.
24. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с
25. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. /Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
26. Солопова Н.К., Вязовова О.В. Поиск, творчество, находки (проектная деятельность на уроке). - Тамбов, 2005
27. Тесленко В.И., Богомаз И.В. Школьное инженерно-техническое
образование: концептуальное осмысление // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2014. - № 4(30) - С. 91-95.
28. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004.
29. Инженерная школаййр://нцио.рф/аззе1:з/зсйоо1-оГ-епцтеегтц.рбГ
30. Тест на механическую понятливость. Тест Беннета.
http://nazva. net/logic test5/