Образ «рыжего подростка» в отечественной детской литературе (литературоведческий и методический аспекты)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения образа рыжего подростка в художественной литературе
1.1. Семантика оранжевого цвета в культурно-историческом контексте 6
1.2. Образ героя в художественном тексте 8
1.3. Традиции подростковой темы в отечественной литературе 12
Глава 2. Специфика образа «рыжего подростка» в отечественной детской литературе XX-XIX века
2.1. Типология образа рыжего подростка в произведениях XX века 15
2.2. Своеобразие образа рыжего подростка в рассказе Е. Габовой «Не пускайте
Рыжую на озеро» 24
2.3. Образ рыжего подростка в пьесе К. Драгунской «Рыжая пьеса» 27
Глава 3. Возможности обсуждения образа рыжего подростка в процессе внеклассного чтения учащихся
3.1. Подходы к изучению подростковой проблематики на уроках литературы в
учебно-методических источниках 32
3.2. Методические рекомендации к уроку внеклассного чтения по рассказу Е.
Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» 35
Заключение 38
Список используемых источников 41
Приложение 45
Глава 1. Теоретические основы изучения образа рыжего подростка в художественной литературе
1.1. Семантика оранжевого цвета в культурно-историческом контексте 6
1.2. Образ героя в художественном тексте 8
1.3. Традиции подростковой темы в отечественной литературе 12
Глава 2. Специфика образа «рыжего подростка» в отечественной детской литературе XX-XIX века
2.1. Типология образа рыжего подростка в произведениях XX века 15
2.2. Своеобразие образа рыжего подростка в рассказе Е. Габовой «Не пускайте
Рыжую на озеро» 24
2.3. Образ рыжего подростка в пьесе К. Драгунской «Рыжая пьеса» 27
Глава 3. Возможности обсуждения образа рыжего подростка в процессе внеклассного чтения учащихся
3.1. Подходы к изучению подростковой проблематики на уроках литературы в
учебно-методических источниках 32
3.2. Методические рекомендации к уроку внеклассного чтения по рассказу Е.
Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» 35
Заключение 38
Список используемых источников 41
Приложение 45
Подростковый возраст - один из значимых этапов жизни человека. Это время перехода из «детского» во «взрослый» мир. В этот непростой период человек переживает сильнейшие изменения, связанные со своей внешностью, характером, положением среди взрослых и сверстников. Подростку предъявляются новые требования, при этом его по-прежнему считают маленьким и неразумным. Всё это делает жизнь подростка напряжённой.
К теме изображения подросткового возраста обращались писатели разных стран и эпох. Особенное внимание уделялось теме поиска себя, идентификации, разрешения внутренних и внешних конфликтов. В связи с этим в подростковой литературе постепенно формируется особый тип героя, содержащий в себе ряд специфических черт. Появляется всё больше произведений детской литературы, где представлен образ рыжего подростка. Особенности данного героя широко не изучены в литературоведении и в методической науке, что послужило отправной точкой для исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить специфику раскрытия образа «рыжего подростка» в детской отечественной литературе XX - начала XXI века.
Данная цель достигается решением следующих задач:
1. Обозначить традиции изображения образа подростка в отечественной литературе;
2. Определить приёмы, которые используются в изображении образа рыжего подростка.
3. Разработать типологию образа рыжего подростка.
4. Представить возможности использования произведений о рыжих подростках в школьной практике.
Объектом выпускной квалификационной работы стал образ подростка в отечественной детской литературе, а предметом - образ рыжего подростка и процесс восприятия его учащимися.
Художественным материалом исследования стали произведения XX века: повести Л. Будогоской «Повесть о рыжей девочке», В. Железникова «Чучело», В. Крапивина «Оранжевый портрет с крапинками», Ю. Яковлева «Гонение на рыжих»; произведения XXI века: рассказ Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро», пьеса К. Драгунской «Рыжая пьеса».
Актуальность исследования продиктована повышенным интересом к изучению детской и юношеской литературы, а вместе с тем и недостаточным количеством научных работ по этому вопросу.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования исследовательской части, связанной с анализом произведений, на уроках внеклассного чтения в 6-9 классах в качестве опорного и вспомогательного материала для учителя литературы.
Апробация работы осуществлялась в форме уроков внеклассного чтения по рассказу Е. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» в 6 классе МБОУ «Гимназия №16» г. Красноярска, а также на занятиях с группой учеников 9-11 класса, обучающихся на курсе «Филологический практикум» Центра довузовской подготовки КГПУ им. В.П. Астафьева. Материалы исследования были изложены в докладах «Образ рыжего подростка в отечественной детской литературе» на научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной филологии» в 2022 году, «Современная отечественная проза в чтении подростка: методические рекомендации к уроку внеклассного чтения по рассказу Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»» на Международной научно-практической конференции «III Воропановские чтения» в 2022 году, «Типология образа рыжего подростка в произведениях детской отечественной литературы XX - начала XXI века» на научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной филологии» в 2023 году.
Методологическая основа работы состояла из научных и методических источников. В качестве научной базы выпускной квалификационной работы использовались современные исследования в области литературоведения: учебные пособия А.Б. Есина, Л.И Тимофеева, статьи Д.Г. Пигнастой, Э.П.
Хомич, А.Б. Шиповаловой, О. Б. Павленкович. В работе также использовались методические источники: УМК Б.А. Ланина, В.Я. Коровиной, В.Г Маранцмана, А.Г. Кутузова и Г.С. Меркина; методические разработки учителей
Методы: культурно-исторический, структурный, типологический,
сравнительно-сопоставительный, экспериментальный.
Выпускная квалификационная работа включает следующие разделы:
1. Введение, где обозначается практическая значимость, актуальность, объект и предмет исследования, а также цель и задачи;
2. Теоретическая глава, где изложены традиции подростковой темы в отечественной литературе, даны характеристики образа в целом и описана семантика рыжего цвета в культурном поле.
3. Практическая глава, где представлена типология образа рыжего подростка и анализ произведений Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» и К. Драгунской «Рыжая пьеса»
4. Методическая глава, которая включает в себя анализ подходов к изучению подростковой темы на уроках литературы, а также методические рекомендации к проведению урока внеклассного чтения в разновозрастных группах и анализ проведённых уроков.
5. Заключение, подводящее итоги исследования.
6. Список литературы, включающий в себя 39 источников.
7. Приложение, включающие в себя конспект урока внеклассного чтения и рабочие листы для обучающихся.
К теме изображения подросткового возраста обращались писатели разных стран и эпох. Особенное внимание уделялось теме поиска себя, идентификации, разрешения внутренних и внешних конфликтов. В связи с этим в подростковой литературе постепенно формируется особый тип героя, содержащий в себе ряд специфических черт. Появляется всё больше произведений детской литературы, где представлен образ рыжего подростка. Особенности данного героя широко не изучены в литературоведении и в методической науке, что послужило отправной точкой для исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить специфику раскрытия образа «рыжего подростка» в детской отечественной литературе XX - начала XXI века.
Данная цель достигается решением следующих задач:
1. Обозначить традиции изображения образа подростка в отечественной литературе;
2. Определить приёмы, которые используются в изображении образа рыжего подростка.
3. Разработать типологию образа рыжего подростка.
4. Представить возможности использования произведений о рыжих подростках в школьной практике.
Объектом выпускной квалификационной работы стал образ подростка в отечественной детской литературе, а предметом - образ рыжего подростка и процесс восприятия его учащимися.
Художественным материалом исследования стали произведения XX века: повести Л. Будогоской «Повесть о рыжей девочке», В. Железникова «Чучело», В. Крапивина «Оранжевый портрет с крапинками», Ю. Яковлева «Гонение на рыжих»; произведения XXI века: рассказ Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро», пьеса К. Драгунской «Рыжая пьеса».
Актуальность исследования продиктована повышенным интересом к изучению детской и юношеской литературы, а вместе с тем и недостаточным количеством научных работ по этому вопросу.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования исследовательской части, связанной с анализом произведений, на уроках внеклассного чтения в 6-9 классах в качестве опорного и вспомогательного материала для учителя литературы.
Апробация работы осуществлялась в форме уроков внеклассного чтения по рассказу Е. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» в 6 классе МБОУ «Гимназия №16» г. Красноярска, а также на занятиях с группой учеников 9-11 класса, обучающихся на курсе «Филологический практикум» Центра довузовской подготовки КГПУ им. В.П. Астафьева. Материалы исследования были изложены в докладах «Образ рыжего подростка в отечественной детской литературе» на научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной филологии» в 2022 году, «Современная отечественная проза в чтении подростка: методические рекомендации к уроку внеклассного чтения по рассказу Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»» на Международной научно-практической конференции «III Воропановские чтения» в 2022 году, «Типология образа рыжего подростка в произведениях детской отечественной литературы XX - начала XXI века» на научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной филологии» в 2023 году.
Методологическая основа работы состояла из научных и методических источников. В качестве научной базы выпускной квалификационной работы использовались современные исследования в области литературоведения: учебные пособия А.Б. Есина, Л.И Тимофеева, статьи Д.Г. Пигнастой, Э.П.
Хомич, А.Б. Шиповаловой, О. Б. Павленкович. В работе также использовались методические источники: УМК Б.А. Ланина, В.Я. Коровиной, В.Г Маранцмана, А.Г. Кутузова и Г.С. Меркина; методические разработки учителей
Методы: культурно-исторический, структурный, типологический,
сравнительно-сопоставительный, экспериментальный.
Выпускная квалификационная работа включает следующие разделы:
1. Введение, где обозначается практическая значимость, актуальность, объект и предмет исследования, а также цель и задачи;
2. Теоретическая глава, где изложены традиции подростковой темы в отечественной литературе, даны характеристики образа в целом и описана семантика рыжего цвета в культурном поле.
3. Практическая глава, где представлена типология образа рыжего подростка и анализ произведений Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» и К. Драгунской «Рыжая пьеса»
4. Методическая глава, которая включает в себя анализ подходов к изучению подростковой темы на уроках литературы, а также методические рекомендации к проведению урока внеклассного чтения в разновозрастных группах и анализ проведённых уроков.
5. Заключение, подводящее итоги исследования.
6. Список литературы, включающий в себя 39 источников.
7. Приложение, включающие в себя конспект урока внеклассного чтения и рабочие листы для обучающихся.
Изучение детско-юношеской литературы вызывает активный интерес у научного сообщества. Это направление обладает богатым исследовательским потенциалом, поскольку в настоящее время заметно возросло внимание к вопросам воспитания и развития подрастающего поколения. Эстетическая, художественная и нравственная значимость этого направления литературы также высока, ведь для детей и подростков мы стремимся создать образец для подражания и заложить основу для формирования положительных душевных качеств.
С связи с этим анализ детской литературы и её образов становится актуальным предметом литературоведческого дискурса. В контексте данной выпускной квалификационной работы было проведено изучение образа рыжего подростка в детской отечественной литературе.
Образ - одна из важнейших составляющих художественного мира. О его весомой роли писали многие литературоведы, например, В. Шкловский, ссылаясь на А.А. Потебню, считал, что «без образа нет искусства» [Шкловский, 2018]. Яркие и запоминающиеся образы создаются различными литературными и языковыми приемами, которые работают на идейное содержание текста. Впоследствии именно они отражают эпоху, мировоззренческие установки разных поколений, модели взаимоотношений между людьми.
Образ как некое обобщение реальной жизни и вымысла автора создаётся различными средствами, например, такими как портрет, речь, описание вещей, окружающих героя. Осмысляя эти средства, читатель может оценить героя, наделить его положительными или отрицательными качествами. Важную роль играет речь героя-подростка: слова и выражения, а также фразеологические обороты создают определённую эмоциональную окраску и зачастую передают скрытые мысли и переживания. Особенности речи, то, как строится диалог, позволяет читателю лучше понять героя, его окружение. Психологизм создаётся за счёт внутренних монологов, что довольно часто используется при создании образа-подростка как героя рефлексирующего и ищущего.
Образ подростка историчен и с течением времени претерпел ряд изменений. В отечественной литературе конца XX-начала XXI века подросток описывается как деятельностный, самобытный, творческий и ищущий герой. Этот поиск сопряжён с личностным самоопределением, профессиональной ориентацией, социализацией и т.д. Герой должен совершить переход из детского во взрослый мир, и очень часто этот процесс сопровождается трудностями и конфликтами. Борьба и преодоление с комплексами и страхами, осознание своей ценности и неординарности, отстаивание личных границ - вот небольшой список, через что необходимо пройти подростку в современной литературе.
Рыжий подросток - это особый тип литературного героя, наделённый рядом специфических черт. Эта выпускная квалификационная работа была посвящена анализу образа рыжего подростка, а также анализу тех приёмов, за счёт которых образ создаётся.
Авторы активно используют образ рыжего подростка в произведениях, наделяя его типичными чертами: привлекающая внимание внешность, сложности в общении со сверстниками, отверженность. Зачастую рыжий подросток - жертва подростковой жестокости и травли. На примере такого героя писатели размышляют о возможностях выхода из конфликтных ситуаций, призывают читателей не судить по внешности, а обращать внимание на более существенные вещи: характер человека, его увлечения и мировоззрение
Проанализировав произведения детской отечественной литературы на предмет приёмов создания образа рыжего подростка, можно выделить общие положения. В большинстве случаев авторы используют портретную характеристику, при этом следует сказать, что самохарактеристика героев зачастую отличается от характеристики рассказчика и преподносится в негативном ключе. Большое значение имеет поведение героев, а также их взаимоотношения с другими персонажами.
В ходе исследовательской работы была создана типология образа рыжего подростка на основе модели поведения: герой-жертва, герой-агрессор и герой мечтатель. Рыжий подросток во всех произведениях представлен в состоянии конфликта, как внутреннего, так и внешнего. В этот момент он представляет тип «герой-жертва». Действием или бездействием герои преодолевают проблемные ситуации, трансформируясь. Света, героиня рассказа «Не пускайте Рыжую на озеро» авторства Е. Габовой, нашла своё призвании в пении, не оставила любимое занятие, несмотря на насмешки одноклассников. Она совершила переход из жертвы в мечтателя. Более того, её школьные товарищи признали талант девушки. Появление друга гармонизировало и жизнь Сони - героини пьесы «Рыжая пьеса» К. Драгунской.
Рыжий подросток - это герой деятельностный, но при этом одинокий. В одиночестве переживаются негативные эмоции, неуверенность в себе и своих силах, насмешки окружающих за непохожесть на других. Миссия такого героя - трансформация, переход на принципиально новый уровень самосознания и социализации. Г ерой так или иначе должен преодолеть комплексы, касающиеся внешности, и разрешить внутренний конфликт путём принятия своей индивидуальности. Этот конфликт разрешается за счёт помощи и поддержки окружающих, а также благодаря усилиям самого героя.
Изучение в школе произведений, где представлен образ рыжего подростка, становится важным и необходимым этапом для понимания и преодоления дискриминации на основе внешности. К сожалению, подростки нередко сталкиваются с негативными стереотипами и предубеждениями со стороны окружающих, что влияет на их самооценку и социальную адаптацию. Детская литература, в которой рыжий подросток является главным героем или одним из персонажей, может помочь детям понять, что внешность не должна определять человеческие качества и что каждый человек уникален и ценен. Кроме того, изучение образа рыжего подростка в литературе может способствовать развитию эмпатии и понимания чужой позиции, что также может быть полезным для развития межличностных отношений в школе.
Современная подростковая литература обладает воспитательным потенциалом и может внедряться в повседневную педагогическую практику. Апробация методических рекомендаций, изложенных в данной работе, показала, что литература нашего времени интересна для школьников разных возрастов и не уступает в художественном и этическом плане литературе классической. Несмотря на малое количество современных текстов в школьных программах по литературе, учителя-предметники уже внедряют эти произведения в повседневную педагогическую деятельность. Создаются методические разработки, где анализируются произведения в ходе уроков внеклассного чтения или же в процессе сопоставительной работе с программными произведениями.
В ходе апробации методической главы удалось подтвердить необходимость изучения современной детской литературы. Произведение Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» вызвало интерес и позитивный отклик у обучающихся разных возрастных групп. Школьники с большой благодарностью приняли урок внеклассного чтения как возможность взглянуть на себя со стороны, поговорить о них самих на понятном им языке. Последовательная и методически выверенная работа в этом направлении позволит расширить познавательные горизонты подростков и предоставит ещё одну возможность поразмышлять о таких серьёзных вещах, как милосердие, чуткость и внимание к ближнему, доброта. При грамотном совмещении текстов разных исторических эпох учитель может добиться продуктивной работы, повысить интерес к чтению и помочь ученикам в совершенствовании личностного развития.
С связи с этим анализ детской литературы и её образов становится актуальным предметом литературоведческого дискурса. В контексте данной выпускной квалификационной работы было проведено изучение образа рыжего подростка в детской отечественной литературе.
Образ - одна из важнейших составляющих художественного мира. О его весомой роли писали многие литературоведы, например, В. Шкловский, ссылаясь на А.А. Потебню, считал, что «без образа нет искусства» [Шкловский, 2018]. Яркие и запоминающиеся образы создаются различными литературными и языковыми приемами, которые работают на идейное содержание текста. Впоследствии именно они отражают эпоху, мировоззренческие установки разных поколений, модели взаимоотношений между людьми.
Образ как некое обобщение реальной жизни и вымысла автора создаётся различными средствами, например, такими как портрет, речь, описание вещей, окружающих героя. Осмысляя эти средства, читатель может оценить героя, наделить его положительными или отрицательными качествами. Важную роль играет речь героя-подростка: слова и выражения, а также фразеологические обороты создают определённую эмоциональную окраску и зачастую передают скрытые мысли и переживания. Особенности речи, то, как строится диалог, позволяет читателю лучше понять героя, его окружение. Психологизм создаётся за счёт внутренних монологов, что довольно часто используется при создании образа-подростка как героя рефлексирующего и ищущего.
Образ подростка историчен и с течением времени претерпел ряд изменений. В отечественной литературе конца XX-начала XXI века подросток описывается как деятельностный, самобытный, творческий и ищущий герой. Этот поиск сопряжён с личностным самоопределением, профессиональной ориентацией, социализацией и т.д. Герой должен совершить переход из детского во взрослый мир, и очень часто этот процесс сопровождается трудностями и конфликтами. Борьба и преодоление с комплексами и страхами, осознание своей ценности и неординарности, отстаивание личных границ - вот небольшой список, через что необходимо пройти подростку в современной литературе.
Рыжий подросток - это особый тип литературного героя, наделённый рядом специфических черт. Эта выпускная квалификационная работа была посвящена анализу образа рыжего подростка, а также анализу тех приёмов, за счёт которых образ создаётся.
Авторы активно используют образ рыжего подростка в произведениях, наделяя его типичными чертами: привлекающая внимание внешность, сложности в общении со сверстниками, отверженность. Зачастую рыжий подросток - жертва подростковой жестокости и травли. На примере такого героя писатели размышляют о возможностях выхода из конфликтных ситуаций, призывают читателей не судить по внешности, а обращать внимание на более существенные вещи: характер человека, его увлечения и мировоззрение
Проанализировав произведения детской отечественной литературы на предмет приёмов создания образа рыжего подростка, можно выделить общие положения. В большинстве случаев авторы используют портретную характеристику, при этом следует сказать, что самохарактеристика героев зачастую отличается от характеристики рассказчика и преподносится в негативном ключе. Большое значение имеет поведение героев, а также их взаимоотношения с другими персонажами.
В ходе исследовательской работы была создана типология образа рыжего подростка на основе модели поведения: герой-жертва, герой-агрессор и герой мечтатель. Рыжий подросток во всех произведениях представлен в состоянии конфликта, как внутреннего, так и внешнего. В этот момент он представляет тип «герой-жертва». Действием или бездействием герои преодолевают проблемные ситуации, трансформируясь. Света, героиня рассказа «Не пускайте Рыжую на озеро» авторства Е. Габовой, нашла своё призвании в пении, не оставила любимое занятие, несмотря на насмешки одноклассников. Она совершила переход из жертвы в мечтателя. Более того, её школьные товарищи признали талант девушки. Появление друга гармонизировало и жизнь Сони - героини пьесы «Рыжая пьеса» К. Драгунской.
Рыжий подросток - это герой деятельностный, но при этом одинокий. В одиночестве переживаются негативные эмоции, неуверенность в себе и своих силах, насмешки окружающих за непохожесть на других. Миссия такого героя - трансформация, переход на принципиально новый уровень самосознания и социализации. Г ерой так или иначе должен преодолеть комплексы, касающиеся внешности, и разрешить внутренний конфликт путём принятия своей индивидуальности. Этот конфликт разрешается за счёт помощи и поддержки окружающих, а также благодаря усилиям самого героя.
Изучение в школе произведений, где представлен образ рыжего подростка, становится важным и необходимым этапом для понимания и преодоления дискриминации на основе внешности. К сожалению, подростки нередко сталкиваются с негативными стереотипами и предубеждениями со стороны окружающих, что влияет на их самооценку и социальную адаптацию. Детская литература, в которой рыжий подросток является главным героем или одним из персонажей, может помочь детям понять, что внешность не должна определять человеческие качества и что каждый человек уникален и ценен. Кроме того, изучение образа рыжего подростка в литературе может способствовать развитию эмпатии и понимания чужой позиции, что также может быть полезным для развития межличностных отношений в школе.
Современная подростковая литература обладает воспитательным потенциалом и может внедряться в повседневную педагогическую практику. Апробация методических рекомендаций, изложенных в данной работе, показала, что литература нашего времени интересна для школьников разных возрастов и не уступает в художественном и этическом плане литературе классической. Несмотря на малое количество современных текстов в школьных программах по литературе, учителя-предметники уже внедряют эти произведения в повседневную педагогическую деятельность. Создаются методические разработки, где анализируются произведения в ходе уроков внеклассного чтения или же в процессе сопоставительной работе с программными произведениями.
В ходе апробации методической главы удалось подтвердить необходимость изучения современной детской литературы. Произведение Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» вызвало интерес и позитивный отклик у обучающихся разных возрастных групп. Школьники с большой благодарностью приняли урок внеклассного чтения как возможность взглянуть на себя со стороны, поговорить о них самих на понятном им языке. Последовательная и методически выверенная работа в этом направлении позволит расширить познавательные горизонты подростков и предоставит ещё одну возможность поразмышлять о таких серьёзных вещах, как милосердие, чуткость и внимание к ближнему, доброта. При грамотном совмещении текстов разных исторических эпох учитель может добиться продуктивной работы, повысить интерес к чтению и помочь ученикам в совершенствовании личностного развития.
Подобные работы
- Процесс восприятия и изучения современной русской драматургии школьниками 8 – 11 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018



