Введение 5
Глава 1. Текст как лингвистическая категория 11
1.1 Текст как объект исследования в лингвистике 11
1.2 Основные признаки текста 15
1.3 Структурные элементы текста 18
1.4 Текст как средство обучения речи 23
Глава 2. Анализ текста как приём изучения языка и речи 29
2.1 Текст как дидактическая материал 29
2.2 Методические принципы обучения анализу текста 33
2.3 Принципы и приёмы лингвистического анализа художественного текста 35
2.4 Методические основы анализа текста 38
A. Виды лингвистического анализа текста 53
Глава 3. Обучение анализу текста на уроках русского языка в 6 классе
(на примере УМК С.И. Львовой и В.В. Львова) 58
3.1 УМК С.И. Львовой и В.В. Львова в свете рассматриваемой темы 58
3.2 Анализ упражнений учебника по русскому языку 6 класс С.И. Львовой и
B. В. Львова 63
Заключение 71
Список литературы 75
Приложения 82
Как справиться с ситуацией тотальной речевой безграмотности наших учеников? Безграмотности не только орфографической и пунктуационной, но и общекультурной, от которой зависит воспитание их нравственности, развитие их мыслительных способностей. К сожалению, многие наши ученики не только не могут грамотно оформить свою мысль, но и попросту не умеют мыслить. Разработанные не так давно единые учебные стандарты для общеобразовательной школы вполне своевременно вводят понятие коммуникативной компетенции, которую дети должны обрести на уроках русского языка. Такое внимание к изучению языка объясняется тем, что знание закономерностей функционирования языковых единиц выводит учащихся на уровень осознанного, правильного и умелого использования языка в повседневном речевом общении [Антонова 2002 : 3].
Существует предположение, что XXI век будет временем торжества гуманитарного знания, гуманитарных наук. В это хочется верить: ведь гуманитарные науки, по словам М. М. Бахтина, - это «науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи... Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёт ТЕКСТ. Всякий истинно творческий текст всегда есть в какой - то мере свободное. откровение личности» [Пахнова 2003 : 3].
Основной дидактической единицей в современном преподавании русского языка является текст - сложная, системно организованная единица языка и речи, воплощающая в себе «устройство и работу» языковой системы. Текст - продукт речевой деятельности людей. Он обеспечивает самые широкие возможности общения. Неужели, в современной жизни важна речевая грамотность? Безусловно, овладение практической (орфографической и пунктуационной) грамотностью - одна из первых задач, которые ставят перед собой школьники. Одна, но далеко не единственная. В современной жизни не менее важна и речевая грамотность - умение связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной или письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учеников - как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано [Степанова 2004 : 24]. Сформировать у юношей и девушек способность общаться с помощью речи - это значит научить создавать, воспринимать, понимать текст, вооружить способами его информационной переработки. Основным приемом формирования этих важнейших коммуникативных умений в современной методике признан анализ текста.
Потенциальные возможности текста в обучении, о которых ранее говорили только ученые, известны сейчас каждому филологу.
Почему так велик интерес к анализу текста в сфере современного гуманитарного образования? В первую очередь, это объясняется необходимостью совершенствования общей культуры человека. Не секрет, этот вопрос поднимался во все времена, в том числе и в современное время, связанное с очевидным кризисом речевой культуры в обществе. Многие факторы влияют на неё. Влияние может быть как пагубным, так и благотворным. Так вот одним из средств, способствующих духовному обогащению, развитию культуры речевого общения, является внимание к тексту, а именно умение интерпретировать текст позволяет приобщаться к авторскому видению мира, что дает возможность, знакомясь с текстами, путешествовать во времени и пространстве.
Хочется отметить, что текст как форма коммуникации, единица культуры, средство обучения и дидактический материал заслуживает специального изучения в силу его особой важности в образовательной сфере и в жизнедеятельности человека вообще. Из многих подходов к тексту ключевым по праву является коммуникативный: он определяет природу текста, его основные свойства, признаки, функции, структуру, семантику и прагматику.
Владение необходимыми навыками текстовой деятельности способствует совершенствованию коммуникативной культуры личности, ее успеху в обществе. Именно поэтому формирование умений, связанных с первичной коммуникативной деятельностью (текстообразованием) и вторичной деятельностью (восприятием текста, интерпретацией, пониманием), становится главной задачей в современном обучении родному языку. Путь к этому лежит через приобщение к основам теории текста.
Утверждение такого взгляда, формировавшегося достаточно продолжительное время, обусловлено научными исследованиями текста. Значительное развитие они получили в 40-50 годах ХХ века, когда складывались стилистика, лингвистика текста, теория речевой деятельности, составляющие сейчас особую научную область - речеведение, той областью знания, опираясь на которую можно исследовать глубинные речевые процессы и закономерности речевого общения. Именно на них ориентировано современное обучение русскому языку и литературе в школе [Болотнова 2009 : 21].
Отечественная школа всегда стремилась соответствовать уровню развития лингвистической науки. И сегодня на занятиях русского языка и культуры речи работа с текстом идет в аспекте речеведческих знаний, в контексте законов речевой деятельности и речевого общения. Каждый специалист стремится освоить методику работы с текстом и прежде всего овладеть ведущим ее приемом - анализом текста.
Анализ текста - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутьё, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста поэтому полезен при подготовке к сочинению и изложению [Степанова 2001 : 21].
Интерес к анализу текста усилился, когда он стал одной из форм проведения выпускного экзамена по русскому языку, то есть задача научиться анализировать текст стала не только задачей обучающего, но и обучающегося.
Выход общеобразовательной школы на ее решение, бесспорно, свидетельство повышения требований общества к уровню гуманитарного образования выпускников. В таких условиях приходится подтягиваться всем, так как анализ текста - процесс непростой, творческий, требующий активного, осознанного применения многих знаний и умений.
Для учителя, несмотря на наличие многочисленной литературы, это сложная методическая проблема. Представляется, что пройдет немало времени, прежде чем совместными усилиями и поисками учителя, методисты, ученые «нащупают» разумный, рациональный и успешный путь обучения учащихся анализу текста. В данное время имеет значение любой опыт, который поможет преодолеть хотя бы один «порог» в процессе обучения этому виду работы.
Мы обратили своё внимание на УМК по русскому языку авторов: С.И. Львовой и В.В. Львова и свою выпускную квалификационную работу посвятили исследованию методики обучения анализу текста на уроках русского языка в 6 классе данного УМК.
В своей работе использовали следующие методы исследования на разных этапах работы:
1. Метод анализа методической и лингвистической литературы по теме.
2. Метод выборки материала (выбор из ряда упражнений тех, которые представляли собой текст).
3. Метод анализа языкового материала (анализ заданий упражнений с целью выявления содержания в них элементов анализа текста).
4. Статистические методы (подсчет количества упражнений, содержащих текстовую форму и количество упражнений, содержащих тот или иной вид анализа текста).
5. Метод научного описания (соотнесение результатов исследования с поставленной целью).
Актуальность данной работы в представлении текста как образовательного средства, способного изменить у молодежи отношение к гуманитарной культуре, повысить её языковую и речевую грамотность и коммуникативную компетентность.
Объект исследования: процесс обучения анализу текста учащихся 6 класса.
Предмет исследования: система упражнений в УМК С.И. Львовой и В.В. Львова, способствующих обучению анализу текста.
Гипотеза: являются ли упражнения в УМК С.И. Львовой и В.В. Львова эффективным средством в обучении анализу текста на уроках русского языка в 6 классе?
В связи с этим в данной диссертации мы преследуем следующую цель: выявление эффективности приемов работы при обучении анализу текста на уроках русского языка в 6 классе в курсе изучения родного языка.
В работе предпринята попытка решить следующие задачи:
1. Дать лингвистическую трактовку основных речеведческих понятий, охарактеризовать учебные виды анализа.
2. Обосновать целесообразность представления процесса обучения анализу текста как эффективного средства обучения русскому языку.
3. Показать общий механизм формирования содержания анализа текста в зависимости от поставленных учебных задач.
4. Представить примеры анализа, реализующие различные учебные цели.
5. Разработать рабочую программу элективного курса «Текстоведческий анализ текста».
Структура работы определяется ее целью и задачами. Первая глава включает описание различных подходов к анализу текста как приёму изучения языка и речи. Вторая глава посвящена видам лингвистического анализа текста в школе. В двух первых последовательно излагается научно-методическая информация о значении, целях, видах и содержании анализа текста при изучении русского языка. Теоретические сведения сопровождаются извлечениями из научных и методических работ авторитетных ученых: лингвистов, литературоведов, специалистов по методике преподавания русского языка, помогающими уточнить некоторые основополагающие понятия, подходы, связанные с организацией анализа текста. Третья глава раскрывает методические приёмы обучения анализу текста на уроках русского языка УМК С.С. Львовой и В.В. Львова. Практическая часть выполняет иллюстративную и обучающую функции.
Развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения родному языку. Это одна из главных задач учебного предмета «Русский язык». Развитие речи является непременным условием для успешного овладения учебным материалом учащимися, для полноценного общения учителя и ученика, школьника со школьником, а также для процесса адаптации детей в мире взрослых. В последние годы в системе образования происходят значительные перемены. Но ясно одно: во все времена основой обучения является развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).
Ведущей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.
Обогащение речи учащихся предполагает развитие их коммуникативных способностей. Тем самым даёт учителю-словеснику реальную возможность обучать детей эффективному речевому общению и одновременно расширять культурный кругозор обучаемых, соединить обучение с эмоционально-нравственным воспитанием.
Осмысление этого является той основой, на которой строится обучение работе с текстом, умению составлять текст, анализировать его.
Умение рассуждать - важное коммуникативное умение, необходимое каждому человеку. В процессе обучения навыкам лингвистического анализа учащиеся постигают особенности понятия «текст», учатся грамотно составлять текст, оформлять свою собственную речь.
Анализ текста - важнейшее условие формирования коммуникативных умений. Умение анализировать и грамотно составлять текст играет важную роль в системе работы по развитию связной речи учащихся. Через текст происходит приобщение школьников к национальной культуре; уроки русского языка включаются в единую систему филологического образования.
Для исследователя проблема обучению анализу текста является актуальной потому, что умение правильно выстраивать ход своих мыслей, рассуждать и делать выводы, а также связно выражать свои мысли, наконец, умение грамотно говорить является важной задачей в развитии монологической речи современных школьников.
Результаты ЕГЭ говорят о том, что необходимы разработки новых подходов в обучении родному языку и системного курса с ярко выраженной речевой направленностью.
Упражнения на уроках русского языка имеют целью, в первую очередь, создать речевую ситуацию, которая естественным образом рождает мысль и требует ее реализации в речи. Это требует строго организованной учебной ситуации, в которой все участники (и учитель, и ученики)
- начинают с постановки цели и помнят о ней до конца беседы;
- придерживаются определенных правил обсуждения;
- следят за оформлением своих высказываний;
- заканчивают сравнением полученного результата с поставленной в начале урока целью и восстановлением хода рассуждений, то есть фиксацией способа получения результата.
В процессе анализа текста ученики
- выделяют те языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и композиционных линий текста;
- восстанавливают замысел автора, то есть идею;
- создают собственные тексты при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств.
Анализ образцовых текстов, обсуждение языковых средств делает понятной для ученика причину изучения грамматики, фонетики, морфемики и других разделов программы, так как эти разделы содержат «инструменты», которыми всегда можно воспользоваться, чтобы объяснить свои мысли и понять чужие.
Приобретя опыт анализа чужих образцовых текстов, они начинают и сами пользоваться их языковыми средствами, создавать свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия анализом текстов в средних классах дают колоссальный качественный скачок в освоении именно грамматики и орфографии, а также в написании сочинений и изложений.
С недавних времен интенсивно стали внедряться в практику методики целенаправленного формирования видов речевой деятельности в процессе обучения родному языку. Это нашло отражение в современной программе по предмету и в учебниках под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова.
В данной работе исследовался вопрос методического подхода к изучению понятия «анализ текста». Рассматривались методы обучения лингвистического анализа текста. В первой главе подробно рассмотрено понятие «текст», признаки текста, его структурные элементы, даны функционально-смысловая и функционально-стилевая типологии текста. Это нужно, для того чтобы понять, как строится текст.
Во второй главе рассмотрены приёмы работы с текстом и методика обучению лингвистическому анализу текста. Изучение этой большой темы должно начинаться с младших классов, с простых вопросов и усложняться к концу изучения курса русского языка. В старших классах уровень развития речи и умение составлять текст на любую тему должен быть таким же лёгким, как непринуждённая беседа.
Мы достигли поставленной цели, доказав, что эффективность приемов работы при обучении анализу текста на уроках русского языка в 6 классе в курсе изучения русского языка достаточно высока.
Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, полностью подтвердилась. 22% из числа всех упражнений в учебнике под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова представлены в виде текста, предполагающего его анализ.
Одним из принципов УМК С.И. Львовой и В.В. Львова является принцип приоритета речи. Его коммуникативная направленность означает включение в работу всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, писания, а не только анализ извлеченных из речи или искусственных примеров.
Множество заданий и упражнений УМК под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова направлены на развитие речи и творческих способностей учащихся. Благодаря материалам этого учебника открываются большие возможности в изучении языка и речи.
Перспективы нашей работы мы видим в исследовании УМК С.И. Львовой и В.В. Львова с точки зрения привлечения материалов учебника для подготовки учащихся к устной аттестации по русскому языку в 9 классе, а также практическом применении материалов исследования на уроках русского языка в школе.
1. Абрамович, Г.Л. Введение в литературоведение / Г.Л. Абрамович. - М.: Просвещение, 1974. - 336 с.
2. Антонова, Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. От обучения языку к развитию языковых способностей / Е.С. Антонова // Русский язык в школе.
- М.: ООО «Наш язык». - 2002. - № 2. - с.3.
3. Антонова, Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и мышления школьников 5-6 классов / Е.С. Антонова. - М.: ООО «Кейс» : ООО «Омега-Л», 2011. — 192 с.
4. Бабайцева, В.В. Избранное. 2005-2010: Сборник научных и научно-методических статей / Под ред. д-ра филол. наук проф. К.Э. Штайн. - М. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. - 400 с.
5. Бархударов, С.Г. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.]. - 32-е изд.. -М.: Просвещение, 2010. - 206 с. [4] л.ил.
6. Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: Опыт философского анализа // Русская словесность: Антология / Под ред. проф. В.П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - с.227— 249.
7. Блохин, А.В. Комплексный лингвистический анализ текста как задание
для развернутого письменного ответа на ЕГЭ по русскому языку / А.В.
Блохин // Русский язык в школе. - М.: ОО «Наш язык». - 2015. - № 5. - с.10
- 13.
8. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста : учеб. пособие / Н.С.
Болотнова. 4-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2009. - 520 с.
9. Бугрова, Л.В. Принципы работы с текстом (на основе УМК по русскому языку издательства «ДРОФА»), Вебинар. 30. 08. 2012. www. drofa.ru/for-users/teacher/archives/rus5-11/.
10. Горшков, А.И. Русская словесность: От слова к словесности: учебное пособие I для учащихся 10-11 кл. шк., I гимназий и лицеев I гуманит. направленности / А.И. Горшков. - М.: Просвещение, 1995. - 336 с.
11. Горшков, А.И. Русская стилистика: учеб. пособие / А.И. Горшков. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 370 с.
12. Даль, В.И. Даль. Словарь Даля / В.И. Даль, 2012 - Режим доступа: http: // Slovar.cc.ru.
13. Ембулаева, Т.Е. Анализ текста как прием обучения пониманию связного высказывания: учебное пособие / Т. Е. Ембулаева. ПИЖТ УрГУПС Пермь, 2015. - 81 с.
14. Ипполитова, Н. А. Текст в системе изучения русского языка в школе : учеб пособие для студентов пед. вузов / Н. А. Ипполитова. - М.: М.: Флинта, Наука, 1998. - 176 с.
15. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения (5 - 7 кл.) / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1991. - с. 185.
16. Капинос, В. И. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. 5-9 класс / В.И. Капинос. - М.: Просвещение, 1994. - с.192.
17. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. - М. : Педагогика, 1995. - 186 с.
18. Ладыженская, Т. А. Обучение связной речи в школе. Методы обучения в современной школе / Т. А. Ладыженская. - М. : Просвещение, 1983. - с. 8 -25.
19. Ладыженская, Т. А. Характеристика связной речи детей / Т. А. Ладыженская. - М. : Педагогика, 1990. - 210 с.
20. Ладыженская, Т.А., Зельманова, Л.И. Практическая методика русского языка 5 класс / Т.А. Ладыженская, Л.И. Зельманова. - М., 1995.
21. Левинтова, Е.Н. Опыт таксономии наук о тексте. Принцип изучения художественного текста / Е.Н. Левинтова. - Саратов, 1992.
22. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - с.688.
23. Львова, С.И. Программа по русскому языку для 5 - 9 классов / С.И. Львова // М.: Мнемозина, 2008.
24. Львова, С.И. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений. В 3 ч. Ч 1 / С.И. Львова, В.В. Львов. - 9-е изд., перераб. - М.:
Мнемозина, 2012.
25. Львова, С.И. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений. В 3 ч. Ч 2 / С.И. Львова, В.В. Львов. - 9-е изд., перераб. - М.:
Мнемозина, 2012. - 163 с.: ил.
26. Львова, С.И. Русский язык. 6 класс: справочные материалы: приложение к учебнику. В 3 ч. Ч.3 / С.И. Львова, В.В. Львов. - 9-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2012. - 99 с.[24] с. :ил.
27. Львова, С.И. Уроки словесности: 5 - 9 классы / С.И. Львова. - М.: Дрофа, 1996.
28. Львова, С.И. Язык в речевом общении / С.И. Львова. - М.: 1991.
29. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. - 2-е изд., испр. и доп. М.: ,1997.
30. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 112 с.
31. Накорякова, К.М. Литературное редактирование: общая методика работы над текстом: Практикум / К.М. Накорякова. - М.: 2002.
32. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5 -7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Науч. ред. В.В. Бабайцева. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1993.
33. Николаева, Т.М. Теория текста. Лингвистический
энциклопедический словарь / Т.М. Николаева. - М.: 1990. - с.508.
34. Николина, Н.А. Обучение русскому языку в 9 классе: метод. рекомен
дации к учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Николина, К. И.
Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2004. - 126 с.
35. Новикова, О.А. Шаблон лингвистического анализа текста / О.А. Новикова. //lingvisticheskiy analiz teksta/doc/.
36. Пахнова, Т.М. В пространстве текста... / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе № 1. - М.: ООО «Наш язык». - 2008. - с.23 - 27.
37. Пахнова, Т.М. В пространстве текста. / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе. - М.: ОО «Наш язык». - 2008. - № 2. - с.23 -27.
38. Пахнова, Т.М. В пространстве текста. / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе. - М.: ОО «Наш язык». - 2008. - № 4. - с.25 -29.
40. Пахнова, Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе. - М.: ОО «Наш язык». - 2003. - № 5. - с.3 -11.
41. Политова, И.Н. Урок обучения лингвистическому анализу текста в V классе / И.Н. Политова // Русский язык в школе. - М.: ОО «Наш язык». - 2015. - № 9. - с.27 - 31.
42. Пономарева, Л.Д. Методический анализ текста как способ формирования профессиональной компетентности учителя русского языка / Л.Д. Пономарева // Русский язык в школе. - М.: ОО «Наш язык». - 2016. - № 2. - с. 3 - 6.
43. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
44. Разумовская, М.М. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. капинос, В.В. Львов // под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 286 с.
45. Розенталь, Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей /Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: 1976.
46. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 286 с.
47. Русский язык: Учеб. для 6 кл. / Под ред. М.Т. Баранова. - М., 1994.
- с.17.
48. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 1997. - 703 с.
49. Рухленко, Н.М. Заметки с уроков русского языка, или Как сделать обучение русскому языку интересным. / Н.М. Рухленко // Русский язык в школе. - М.: ОО «Наш язык». - 2008. - № 1. - с.24-30.
50. Сиротинина, О.Б. Н.И. Кузнецова, Е.В. Дзякович и др. Хорошая речь / Под ред. М.А. Кормилицыной и О.Б. Сиротининой. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. - 335 с.
51. Соколова, Г.П. Русский язык. 9 класс: учебно-методическое пособие к учебнику под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта / Г.П. Соколова, В.В. Львов, М.М. Литвинова. - М.: Дрофа, 2011. - 318 с.
52. Сокольницкая, Т.Н. Комплексный анализ текста на основе заданий в тестовой форме / Т.Н. Сокольницкая // Русский язык в школе. - М.: ОО
«Наш язык». - 2011. - № 10. - с.23 - 24.
53. Сорокин, Ю.А. Психонарративика и психопоэтика: фрагменты концептуального аппарата и интерпретативных процедур // Ю.А. Сорокин, В.А. Пищальникова, Ю.А. Сорокин Введение в психопоэтику. - Барнаул, 1993. - с. 131—209.
54. Степанова, Л.С. Анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзаменам / Л.С. Степанова // Русский язык в школе. - М.: ОО «Наш язык». - 2001. - № 2 . - с.21-26.
55. Степанова, Л.С. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в IX классе общеобразовательной школы / Л.С. Степанова // Русский язык в школе - 2004. - № 1. - с.24-30.
56. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2003.
57. Федоренко, Л.П. Принципы обучения русскому языку [Текст]. - Москва : Просвещение, 1973. - 160 с.
58. Федосюк, М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров / М.Ю. Федосюк // Вопр. языкознания - 1995. - № 5. - с. 102-120.
59. Шанский, Н. М. Лингвистический анализ художественного текста / Н. М. Шанский. -Л.1998.
60. Шевякова, В.Е. Сверхфразовое единство. Лингвистический энциклопе
дический словарь / В.Е. Шевякова. - М., 1990. - с.435.
61. Шмелева, Т.В. Речеведение: в поисках теории / Т.В. Шмелева. - Stylistyka. 1997. Вып. VI. Opole. - 1997. с.301-313.