Введение 3
Глава 1. СИБИРСКИЕ СВЯТЫЕ 9
1.1. Становление православия в Сибири 9
1.2. Собор Сибирских святых 15
1.3. Приенисейские святые Василий Мангазейский и Даниил
Ачинский 23
Глава 2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КАРТОТЕКИ
ПЕРСОНАЛИЙ «СОБОР СИБИРСКИХ СВЯТЫХ» 34
2.1. Источники житий сибирских святых 34
2.2. Концепция картотеки «Собор Сибирских святых» 53
2.3. Дидактический потенциал картотеки персоналий «Собор
Сибирских святых» 61
Заключение 72
Источники 76
Список литературы 77
Интернет-ресурсы 84
Список сокращений 86
Приложения 87
Перед современным образованием в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) стоит задача духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Данная цель предполагает воспитание у подрастающего поколения способности к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и т.д. Всё это подразумевает формирование у детей таких важных качеств, как доброта и отзывчивость, внимательность к окружающим, а также способности к самоограничению в поступках и поведении.
Православная культура является неотъемлемой частью культуры общероссийской, поэтому для формирования целостного представления о российской культуре у школьников необходимо изучение истории и культуры Русской православной церкви.
Также федеральный государственный стандарт предусматривает необходимость введения регионального компонента в современную образовательную практику. В ФГОС отмечено, что предназначение регионального компонента - это защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в социокультурной среде. Наличие регионального компонента в образовании должно способствовать формированию духовно-нравственных ориентаций у учащихся, развивать их творческий потенциал, а также чувство толерантности в условиях многонациональной среды.
Применение регионального компонента основано на преемственности поколений, уникальности природы родного края и культурно-исторической среды, что предопределяет выбор содержания регионального компонента образования. Всё это способствует адаптации школьников к условиям жизни в ближайшем социуме. Учащиеся могут стать носителями традиций своего народа и дать им продолжение, если будут убеждены в их значимости и ценности.
Это значит, что перед педагогами стоит задача привить детям любовь к родному краю, сформировать интерес к истории его развития, культуре и традициям. Выполнить поставленные задачи можно на уроках «истории России» и модуле «Основы православной культуры» (ОПК) предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Учитывая региональный компонент, совершить это можно при помощи рассмотрения житий святых, входящих в Собор Сибирских святых. Но до настоящего времени комплексного изучения Собора сибирских святых не проводилось, поэтому нет обобщающего труда на данную тему.
Объектом исследования являются русские святые православной церкви, относящиеся к территории Сибири (в частности, Приенисейской Сибири), и источники их житий.
Предмет исследования представляет дидактический потенциал житий сибирских святых на школьных уроках.
Степень изученности темы. Из церковных исследователей русской агиографии XIX века необходимо назвать архиепископа Филарета (Гумилевского) сделавшего обобщающее сочинение и другие труды . Также нужно назвать исследователя архиепископа Димитрия (Самбикина) с его трудом «Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем Отечестве», 14 томов которого (12 по месяцам и 2 дополнительных) были напечатаны в 1878-1907 гг.
В XIX веке жития русских святых стали предметом изучения светских ученых. Начало было положено В.О. Ключевским, который впервые дал обзор редакций ряда житий . Эта работа была продолжена Н.П. Барсуковым . Е.Е. Голубинский издал специальное исследование, посвящённое канонизации русских святых . В процессе дореволюционного развития церковной исторической науки она имела возможность и стремилась обрести свою собственную историографию именно как науку о церковной истории аналогично тому, как это происходило в отечественной гражданской исторической науке. К сожалению, дальнейшие известные социальные, политические и научные события после 1917 года сыграли негативную роль в процессе становления церковной историографии.
Только в 90-е гг. XX века вышли в свет обобщающие сочинения по русской агиографии исследователей: Георгия Федотова , Сергея Мансурова . Ряд работ был посвящен изучению некоторых частных проблем. Игуменом Андроником (Трубачёвым) был осуществлён опыт создания полного хронологического списка русских святых и подвижников благочестия .
В разное время появлялись труды по отдельным святым, например, А.С. Архангельского о Ниле Сорском , Н.Н. Покровского о Максиме Греке или Н.Н. Исаевой о Василии Мангазейском . Но комплексных трудов по Собору Сибирских святых, а также о святых Приенисейского края, не выходило.
Целью исследования является установить жития сибирских святых с последующей их систематизацией в виде картотеки, удобной для использования в преподавании истории и ОРКСЭ.
Для выполнения поставленной цели определён круг задач:
• проследить путь становления православия в Сибири
• проанализировать персоналии, входящие в Собор Сибирских святых;
• рассмотреть сибирских святых относящихся к территории Приенисейского края;
• выявить источники житий сибирских святых;
• выполнить систематизацию житий сибирских святых в виде картотеки;
• обосновать рамки и необходимость применения картотеки на школьных уроках.
Территориальные рамки условно проходят по границам настоящего Сибирского федерального округа. Также в рамки входят частично территории современной Тобольской епархии (Тюменская область).
Хронологические рамки: нижней границей является конец XVI века - это время жизни первого сибирского святого Василия Мангазейского. Верхней границей является конец XIX века, это время, когда жил последний представитель Собора Сибирских святых - преподобный Арефа Верхотурский.
Использованные источники.
Источники у данного исследования довольно разнообразны. Первый блок источников - это житийная литература. Второй - это периодическая печать: Енисейские епархиальные ведомости, Иркутские епархиальные ведомости, Томские епархиальные ведомости, Тобольские епархиальные ведомости. Третий - архивные документы Красноярского и Тобольского архивов. Четвёртый - это непосредственно иконы изображающие святых.
Методика исследования. Основными методами изучения православных Сибирских святых является принцип историзма, который включает научную объективность и системность. Помимо этого, использовался аналитический метод, позволивший увидеть специфику Сибирских святых. Метод синтеза способствовал составлению общей картины Сибирской святости. Системный подход дал возможность увидеть место каждого святого в Соборе Сибирских святых. Типологизация позволила сгруппировать Сибирских святых по общим характерным для них признакам. Метод биографического анализа помогает объяснить складывание личности отдельного подвижника в результате чего, он становится святым.
Апробация работы.
По теме исследования было сделано три публикации в научных сборниках. Одна из них в научном журнале. А две в сборниках, выпущенных по итогам конференции: XIX Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2018 г.); XI Международная научная конференция «Образование и социализация личности в современном обществе» (Красноярск, 5-7 июня 2018 г.).
Научная новизна исследования определяется тем, что в работе предпринято комплексное изучение дидактического потенциала Собора Сибирских святых. Вклад в разработку темы исследования заключается в обобщении накопленного материала, а также систематизации житий сибирских святых в виде картотеки.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что комплексного изучения Собора Сибирских святых в исторической науке ещё не проводилось. Также картотеку, составленную в ходе исследования, можно будет использовать на школьных уроках.
Материалы и выводы данного исследования могут быть задействованы при подготовке специальных курсов лекций и семинаров по истории, ОРКСЭ и краеведению. Исследование может быть полезным для историков и религиоведов.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключительной части, списка использованных источников и литературы, списка сокращений, а также приложения в виде картотеки сибирских святых и иконографических изображений соборных икон.
В ходе данного исследования мы рассмотрели путь становления и развития православия на территории Сибири, какие перипетии жизни обрамляли это развитие, какие ключевые этапы оно проходило, его специфику, в контексте которого и появлялись сибирские святые. Важнейшим этапом становления христианства в Сибири стало учреждение Сибирской епархии с размещением архиерейской кафедры в Тобольске (8 сентября 1620 года) во время присоединения Сибири к России. После этого епархия была преобразована в митрополию, из которой в дальнейшем образовались последующие Сибирские епархии.
Огромный вклад в распространение христианства в Сибири в XVII и первой половине XVIII веков сделали архиепископы Сибирские и Тобольские - Киприан, Макарий, Нектарий, Герасим, Симеон, митрополиты Корнилий, Павел, Димитрий, Иоанн, Филофей. Многие из них впоследствии были причислены к лику святых земли Сибирской.
В самом начале своего существования Тобольская епархия имела в лике святых святого праведного мученика Василия Мангазейского (около +23 марта 1602 года). В последующие времена в земле Сибирской было явлено ещё множество христианских святых, которые играли огромную роль как в становлении православия, так и в жизни общества, простых людей. При жизни они своими делами обращали взоры людей к христианству и после смерти являются примером к подражанию для многих, а также являются ходатаями, заступниками пред Богом и помощниками в христианской жизни.
Но все положительные результаты деятельности православной церкви на территории Сибири были почти полностью уничтожены за период советского правления.
И только в 1980-е гг. произошёл новый импульс для развития православной церкви, как в России, так и в Сибири. В 1984 году по указанию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1910-1990 гг.), в ходе подготовки к празднованию 1000-летнего юбилея Крещения Руси, было утверждено празднование в память Собора Сибирских святых, которое установлено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711-1715).
Всего в Собор Сибирских святых входит 31 имя. Специфика этого Собора выражается в том, что в него входят святые, жившие в период с конца XVI века, это начало присоединения Сибири, до конца XIX века (в него не входят новомученники).
Всех Сибирских святых можно сгруппировать по различным признакам, среди которых: пол, возраст, время появления святого, региональная принадлежность, почитание (местное или общецерковное), лик святости.
К празднику Собора Сибирских Святых в 1984 г. написана одноимённая икона мастерами-иконописцами Московской Патриархии, порядок расположения святых на которой достаточно необычный. В приложении представлена ознакомительная иконография Сибирских святых.
Среди трёх десятков сибирских святых, особую роль для Приенисейского края играют двое местночтимых святых, это Василий Мангазейский и Даниил Ачинский, которые именно на Приенисейской земле подвизались и прославились. Неполные версии жития праведных юноши Василия Мангазейского и старца Даниила Ачинского были изучены и представлены. Вместе с тем были рассмотрены одни из основных и старейших икон (портретов) святых, дающих общее представление об их иконографиях. В честь обоих написано (и пишется) достаточно икон, некоторые из которых сохранились ещё с первой половины XVIII века.
Далее, мы выявили источники Житий сибирских святых. Исходя из собранных материалов явствует, что всего двоим святым житие было написано в XVII веке - Василию Мангазейскому и Симеону Верхотурскому. Это объясняется тем, что из трёх десятков святых всего четверо умерло в этом столетии, а почитание из них имели двое. В середине XVIII века было написано только одно житие - Димитрия (Туптало) Ростовского. В XIX веке так же было написано только одно житие (1817 год) - Иннокентия (Кульчицкого) Иркутского. В досоветский период XX века были написаны ещё жития Иоанна Тобольского, Германа Аляскинского, Мелетия Леонтовича и Иннокентия Вениаминова. Малое количество написанных житий в синодальный период связано с тем, что в это время было канонизировано только 4 святых: Димитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Иоанн Тобольский и Софроний Иркутский. В этот период в принципе случалось мало канонизаций, а препятствия к почитанию встречались не редко. Большая же часть (примерно две трети) представителей сибирских подвижников была канонизирована только в Соборе Сибирских святых в 1984 году и их традиционное житие составлено после канонизации, на современном этапе истории. Редакций житий могло быть несколько.
До составления же официального жития в различных источниках встречаются жизнеописания или биографические сведения о святых, которые впоследствии стали основой для текста Жития. Часто таким источником выступала периодическая печать, например, Епархиальные ведомости, иногда там публиковалась относительно подробная биография. Так же сведения о некоторых святых можно взять из монографий отдельных авторов. Порой достаточно ценная информация хранится в мемуарах, воспоминаниях, дневниках и путевых записках. Среди сибирских мемуаристов особое место занимают протоиерей А.И. Сулоцкий, епископ Никодим (Казанцев), протоиерей М.П. Путинцев, архимандрит Макарий (Глухарёв) Алтайский. Так же сведения о святых содержатся в государственных архивах. Некоторые же жизнеописания не сохранились (или сохранились скудные сведения) и дошли до нас по большей части в форме устного предания.
Проанализировав жития подвижников, входящих в Собор Сибирских святых, мы пришли к заключению, что с их помощью можно довольно успешно реализовать региональный компонент, который декларируется в связи с последними требованиями ФГОС как одна из концептуальных основ, а также сформировать духовно-нравственные ценности у школьников в рамках предметной области «Основы православной культуры».
Опыт некоторых педагогов, которые уже используют жития святых на уроках ОПК, свидетельствует о позитивном влиянии такого вида работы на школьников. Изучение жизней святых повышает общий уровень культуры, самосознания, влияет на оценку собственных поступков и отношение к другим.
Эффективной формой систематизации сибирских подвижников для школьных уроков является картотека персоналий «Собор Сибирских святых», в которую входит 31 имя. В работе показан дидактический потенциал картотеки, он достаточно широк. Разработанную картотеку персоналий нужно использовать на уроках «Истории России» и «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В работе перечислены конкретные темы уроков, на которых можно использовать картотеку. Она является удобным инструментом в руках учителя, подготавливающего урок, и ученика, выполняющего необходимые задания. Планируется, что в ходе работы с картотекой персоналий «Собор Сибирских святых» на уроках ОРКСЭ и «История России» будут проявляться личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала.
Преимущество использования картотеки персоналий на перечисленных уроках заключается в её небольшом объеме, системности и законченности. Картотека в лаконичном виде содержит самую необходимую информацию о святом.
В полноценном виде пример картотеки, состоящей из 31 карточки, находится в приложении.
В продолжение темы исследования можно более полно и детально рассмотреть иконографию Приенисейских святых или любого другого (или группы) Сибирского святого, но в данном исследовании такой задачи не стоит.
1. ГАКК. Ф. П. - 60. Оп. 1. Д. 768. Л. 1-7.
2. ГАКК. Ф. 258. Оп. 1. Д. 77. Л. 79, 79 об.
3. ГАКК. Ф.594. Оп.1. Д.3. Л.10-11.
4. ГАКК. Ф.594. Оп.1. Д.3. Л.17 об.
5. ГАКК. Ф. 594. Оп. 1. Д. 127. Л. 19.
6. ГАКК. Ф. 594. Оп. 1. Д. 249. Л. 75 об.
7. ГАКК. Ф. 674. Оп. 1. Д. 8004. Л. 13 (Опись 1916).
8. ГАТО Ф.и-85, Оп.1, Д.9, Л.10.
9. ГАТОТ. Ф. 144. Оп. 1. № 51. Тетр. 19. Л. 2 об.
10. ГАТОТ. Ф. 144, Оп. 1. № 51, тетрадь 19, л. 4.
11. РГАДА. Ф. 196 (собрание Мазурина). № 763. лл. 25-78.
12. РГИА. Ф. 796. Оп. 33. № 222. Л. 142 об. - 143.
13. РГИА. Ф. 796. Оп. 33. № 222. Л. 342-352.
14. Архивный отдел администрации г. Ачинска. Д. 5. Л. 15, 16 об; Д. 8-42,45, 46.
Список литературы:
1. "От роду мне ныне 48 лет" - из автобиографии, писанной 9 июля 1794 года.
2. Адарюков В.Я., Обольянинов Н.А. Словарь русских литографированных портретов. Составлен при участии и под рук. С.П. Виноградова. Т. 1. А-Д. С 160 фототипическими снимками. М., 1916. 319 с.
3. Алабин П. В. Трехвековая годовщина г. Самары. Самара, 1887. 215 с.
4. Александр Летницкий, (+ Священник Константин Егорович Добросердов), [некролог] // АЕВ, 1891, № 23. Отд. неофиц. с. 491 - 497.
5. Архимандрит Арефа: [Некролог] // Рус. паломник. 1903. № 27. С. 462.
6. Баранов В. С. Архимандрит Арефа // Рус. паломник. 1903. № 29. С. 511.
7. Барсуков И.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. - М.,1883.
8. Барятинский В. В. Царственный мистик. (Император Александр I — Феодор Козьмич). — М., 1913.
9. Бахрушин С. В. Легенда о Василии Мангазейском // он же. Науч. труды. М., 1955. Т. 3. Ч. 1.
10. Бахрушин С.В. Научные труды. М., 1956. Т. 3, ч. 1.
11. Благонравов М. Д., прот. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования, с 1602 до 1902 г. Астрахань, 1902.
12. Булкагов С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Ч. II. М., 1913.
13. Буцинский П. Н. Сибирские архиепископы: Макарий, Нектарий, Герасим. Харьков, 1891.
14. Буцинский П. Н. Открытие Тобольской епархии и первый тобольский архиепископ Киприан. Харьков, 1891.
15. Г олубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Императорское Общество Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 2-е изд., перераб. и доп. М. 1903. 606 c.
16. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно¬нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
17. Двадцатипятилетие Красноярского городского музея (1889-1914). Красноярск, 1915. 168 с.
18. Дёмина Л. В. Этнокультурное образование - региональный компонент // Вестник Тамбовского государственного университета. 2010. № 3. С. 258-263.
19. Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XV1I вв. Л, 1973. 304 с.
20. ЕЕВ. 1887. №4. Отд. неофиц. С. 60-62.
21. ЕЕВ. 1903. №23. Отд. неофиц. С. 640.
22. Житие Василия Мангазейского и повествование о начале Туруханского Троицкого мон-ря / Под ред. П. Е. Островских. СПб., 1910.
23. Житие святого Димитрия Ростовского (к вопросу об истории текста) // Федотова М. А ТОДРЛ. СПб., 2009. Т. 60.
24. Жития святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. 804 с.
25. Зольникова Н. Д. Традиции православия в Сибири. Конец XVI — XX вв. // Сибирская икона. Омск, 1999. С. 9-38.
26. ИБ ОВЦС МП. 1993. 27 окт. № 20.
27. ИЕВ. 1864. №7. Отдел неофиц. С. 115-116.
28. ИЕВ. 1864. № 8. Отдел неофиц. С. 136.
29. ИЕВ. 1866. № 45. Отдел неофиц. Прибавления. С. 523.
30. Изотов И. В. Изучения исторических персоналий на уроках отечественной истории // Молодой ученый. - 2013. - № 9. - С. 315-317.
31. Ильченко Е. А. Влияние православной культуры на формирование духовно-нравственных качеств, обучающихся // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 10. С. 248-252.
32. Император Александр I. Старец Феодор Козьмич. Историческое исследование. СПб.: Прометей, 1914. 295 с.
33. Исаева Н.Н. Иконы Василия Мангазейского в Красноярском краеведческом музее // Духовность. Нравственность. Правопорядок: Сб. ст. Красноярск: Сибирский юридический институт, 2003. С. 124-150.
34. Исаева, Н.Н. Церковная живопись Приенисейского края XVII - начала XIX века: альбом-каталог / Н. Н. Исаева. Красноярск: Платина, 2008. 288 с.
35. Историческая энциклопедия Сибири [Текст] : [в 3 томах] / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, Изд. дом "Ист. наследие Сибири" ; [гл. ред.: В. А. Ламин ; редкол.: С. С. Букин и др.]. Новосибирск : Историческое наследие Сибири, 2010. 27х21 см. [Т. 3] : С-Я, 2010. 764 с.
36. Историческое описание Московского Симонова монастыря / [сост. В. В. Пассек]. - Москва : В тип. С. Селивановского, 1843. - [8].
37. История русской церкви. М., 1991. 736 с.
38. Кочетов Д.Б. Даниил Ачинский // Православная энциклопедия, Т. 14, С. 109-111.
39. Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. Т. 2. Новосибирск, 1982. 501 с.
40. Кудряшов К. В. Александр Первый и тайна Фёдора Козьмича. — Пг.: Время, 1923. — 170 с.
41. Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) обще и местночтимых. Спб., 1891.
42. Лит. памятники Тобольского архиерейского дома XVII в. / Изд. подгот. Е. К. Ромодановская и О. Д. Журавель. Новосибирск, 2001. 440 с.
43. Литература Тобольского архиерейского дома. Изд. подг.: Е. К. Ромодановская, О. Д. Журавель. Новосибирск, 2001. Серия «История Сибири. Первоисточники». Вып. Х (в печати).
44. Любимов Л. Тайна императора Александра I. — Буэнос-Айрес, 1952.
45. Любимов Л. Тайна старца Федора Кузьмича // Вопросы истории.
— 1966. — № 1.
46. Майстренко А. И. Изучение биографий сибирских святых как один из способов духовно-нравственного воспитания на уроках модуля «Основы православной культуры» // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. №
1. С. 75-78.
47. Майстренко В.А. Тихий свет Зерцал. Жизнь и посмертная слава праведного старца Даниила Ачинского. Красноярск: Енисейский благовест, 2006. 120 с.
48. Мангилев П. И. К истории текста Жития Симеона Верхотурского / П. И. Мангилев // Проблемы истории России. — Екатеринбург : Волот, 2001.
— Вып. 4: Евразийское пограничье. — С. 293-301.
49. Метлик И. В., Потаповская О. М. Проблемы методики преподавания православной культуры в школе в аспекте государственно-церковных отношений // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 4 (39). С. 29-49.
50. Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. I, изд. 2. М., 1999. 630 с.
51. Митропольский Н., прот. Юродивая Домна Карповна // ТЕВ. 1883. № 6.
52. Николаева М. В. Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников через чтение жития святых на уроках модуля «Основы православной культуры» // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч.-практ. конф.
(Чебоксары, 12 нояб. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества “Интерактив плюс”», 2017. С. 87-89.
53. ПЕВ. 1883. № 47. Отд. неоф.
54. Пестов И.С. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 года. М., 1833. 298 с.
55. Полное собрание русских летописей. Т. XXXVI. СПб. М., 1841-1989.
56. Попов С.С. Св. Иннокентий Иркутский // Рус. паломник. 1887. N 25. С. 303.
57. Поселянин Е.Н. Юродивая Домна Карповна // Русские подвижники XIX века. — СПб, 1910.
58. Преосвящ. Герасим, еп. Астраханский и Енотаевский: [Некролог] // АЕВ. 1880. № 26. Отд. неофиц С. 406-408.
59. Протокол 84-го собрания Ярославской архивной комиссии. 1914.
60. Путешествие по святым местам Таймыра и Туруханского края: исторический очерк / К.Е. Беглов, ред. Л.Н. Стрючкова. Норильск: АПЕКС, 2014. 143 с.
61. Путинцев М. Протоиерей Стефан Яковлевич Знаменский // Душеполезное чтение. - 1888. №1.
62. Ромодановская Е.К. Легенда о Василии Мангазейском и Туруханская литературная традиция. — «Бахрушинские чтения», 1973, вып. 2. Вопросы истории Сибири досоветского периода, Новосибирск, 1973.
63. Ромодановская Е.К. Русская литература в Сибири первой половины XVII века. Новосибирск, 1973.
64. «Сборник Едомского». Сообщил Н. Барсуков (Памятники древней письменности и искусства, № XXIX), СПб., 1889. 33 с.
65. Священник Сергий Мансуров, Очерки из истории Церкви. «Богословские труды», сборник шестой. М., 1971.
66. СЕВ. 1891. №15. Отд. неоф. С. 775.
67. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Репр. воспр. изд. 1901 года. Т. III. М., 1997. 702 с.
68. Сибирские летописи. СПб., 1907.
69. Словарь исторический о русских святых. М. 1991. 294 с.
70. Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу. - М. : ВИНИТИ РАН. 2007.
71. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Кн. 1.М., 1836.
72. Сулоцкий А.И. Протоиерей Стефан Яковлевич Знаменский: Биогр. очерк. - СПб.: Тип. духов, журн. "Странник", 1877. - 16 с
73. Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Изд. подг. Н. Н. Покровский, Е. К. Ромодановская. Серия «История Сибири. Первоисточники», вып. IV. Новосибирск, 1994. 291 с.
74. Урбанович Л. Н. Конфессиональное сопровождение преподавания православно-ориентированных дисциплин в школе (региональный аспект) // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 2 (37). С. 106-116.
75. Успенский В.П. “Преосвященный Нектарий второй настоятель Нило-Столбенской пустыни”. Тверь. 1886 г.
76. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
77. Федотова М. А. Источники жития Димитрия Ростовского // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации СПб., 2011. Т. 2. С. 180-222.
78. Хлытина О. М. Организация работы старшеклассников с историческими источниками: от овладения умениями к познанию прошлого // Вестник Омского государственного университета. 2011. № 3. С. 367-373.
79. Челобитная Митрополита Сибирского и Тобольского, Филофея Лещинского Петру Великому, и ответы сего государя на нее // ИЕВ. 1866. № 45. Прибавления. С. 523.
80. Чернышёва Н.К. "Житие и чудеса святителя Иннокентия первого епископа Иркутского чудотворца" - памятник православной книжности Сибири начала XIX в. // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. памяти выдающегося ученого и педагога, специалиста по библеистике, профессора НГУ М.И. Рижского. Новосибирск, 2002. С. 147-150.
Интернет-ресурсы:
1. Богородице-Алексеевский монастырь г. Томска [Электронный ресурс] // URL: http://tbam.ru
2. Государственный архив Красноярского края [Электронный ресурс] // URL: http: //catalog.krasarh.ru: 9090/archkrasnoyarsk/
3. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, 1-й архиепископ
Камчатский, Курильский и Алеутский («апостол Америки и Сибири») [Электронный ресурс] // URL:
http: //skripin. narod.ru/Metropolitan_Inokenty_V eniominov.html
4. Иркутская епархия [Электронный ресурс] // URL: http://iemp.ru
5. Красноярская епархия РПЦ [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.kerpc.ru
6. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://минобрнауки.рф
7. Мир русской иконы [Электронный ресурс] // URL: http://ru-icons.ru
8. Образование и православие [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.orthedu.ru
9. Официальный сайт ГБОУ Школа №1449 города Москвы [Электронный ресурс] // URL: http://sch1449sv.mskobr.ru
10. Православие в Томске. Официальный сайт Томской Епархии
Московского Патриархата [Электронный ресурс] // URL:
http: //pravoslavie.tomsk.ru
11. Православие. Ru [Электронный ресурс] // URL:
http://www.pravoslavie.ru/
12. Россия в красках [Электронный ресурс] // URL: http://ricolor.org
13. РПЦ. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс] // URL: http: //www.patriarchia.ru/index.html07.06.2016.
14. Рублёв. Ищите и обретёте [Электронный ресурс] // URL:
http://rublev.com
15. Сайт храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» г. Клина [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravklin.ru
16. Сибирская православная газета [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.ihtus .ru/index. shtml
17. Сосновский И.З. Методология и методика изучения исторической
личности на факультативных занятиях по православной культуре // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. 2017. №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-i-metodika-
izucheniya-istoricheskoy-lichnosti-na-fakultativnyh-zanyatiyah-po- pravoslavnoy-kulture
18. Храмы Иркутской епархии [Электронный ресурс] // URL: http://hram- uara.ru
19. Чернышова Н.К. Жития св. Иннокентия Иркутского в дореволюционном российском книгоиздании [Электронный ресурс] // URL: http://mюn. isu.ru/ pub/sb-confess/2 2.html
20. Электронный архив Новосибирской области [Электронный ресурс] // URL: http: //e-archive .nso.ru/homepage.nsf/start.xsp?Open