Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения динамических чертежей при обучении геометрии
1.1. Чертеж и его роль в обучении геометрии 5
1.2. Обзор различных типов динамических чертежей 7
1.3. Возможности среды Живая математика как средства построения
динамических чертежей-иллюстраций 10
Глава 2. Реализация подхода, связанного с использованием чертежей- иллюстраций при обучении геометрии в основной школе
2.1. Применение чертежей-иллюстраций при изучении темы
«Треугольники» 17
2.2. Применение чертежей-иллюстраций при изучении центральной и
осевой симметрии плоскости 28
2.3. Анализ эффективности применения динамических чертежей-
иллюстраций при обучении геометрии в основной школе на примере решения геометрических задач ОГЭ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Актуальность исследования. В соответствии с ФГОС ООО в каждой российской школе с 7 класса происходят изменения в изучении школьного курса математики, а именно, начиная с 7 класса привычная математика начинает делиться на два непривычных для семиклассников раздела: алгебру и геометрию. В алгебре уделяется больше внимания изучению чисел, операций над числами, уравнений и неравенств, систем уравнений и простейших функциональных зависимостей. Геометрия больше ориентирована на изучение геометрических фигур, их свойств и признаков, координатного и векторного методов, элементов конструктивной и элементарной геометрии, аксиоматического подхода к построению геометрии.
Согласно статистике и отзывам учителей каждый второй современный школьник испытывает сложности в изучении геометрии, что связано в первую очередь с их недостаточно развитыми пространственными представлениями. Не каждый ученик 7 класса может сопроводить большинство геометрических задач корректным чертежом, реально помогающим «увидеть» их решение. Это связано, прежде всего, со слабой геометрической интуицией школьников, что является, на наш взгляд, результатом клипового мышления молодого поколения, который находится в крепких «объятиях» современного интерактивного мира.
Поскольку ход истории изменить нельзя (да это делать и не стоит), а цифровизация образования относится к основным направлениям развития российского общества, то учителю не следует пассивно наблюдать за тем, как его ученики без особой цели «гуляют» по интернету. Следует ненавязчиво, но достаточно настойчиво использовать информационные ресурсы на уроках геометрии, и это надо делать не в 10-11 классах, а уже в основной и даже в начальной школах. Тем более, что сейчас в распоряжении учителя есть большое количество так называемых интерактивных математических систем или, как их ещё называют, систем динамической математики (СДМ). Всего их насчитывается более двух десятков, наиболее популярные в нашей стране «1С: Математический конструктор» (Россия), GeoGebra (Австрия) и The Geometer’s Sketchpad (США), известна русскоязычная версия последней, называется она «Живая математика». Начальное предназначение СДМ - обучение в школах и вузах геометрии, однако их последние версии могут с успехом применяться и на уроках алгебры и начал математического анализа, в работе математических кружков и факультативов, в исследовательской и проектной деятельности школьников, в создании школьных музеев виртуальных геометрических фигур [7]. Таких школ в России немало (например, Архангельск, Казань, Москва, Ярославль), однако большинство из них расположены в европейской части страны. Имеется большая потребность в разработке технологий использования СДМ в школах Красноярска и Красноярского края. Таким образом, тема нашего исследования является достаточно актуальной.
Цель исследования: педагогическое обоснование дидактического подхода, связанного с обучением геометрии в основной школе с использованием динамических чертежей-иллюстраций посредством учебных экспериментов.
Задачи исследования:
а) изучить и проанализировать теоретические аспекты применения различных чертежей при обучении геометрии в основной школе;
б) осуществить краткий обзор различных типов динамических чертежей с точки зрения их применения в курсе геометрии основной школы, обратив особое внимание на чертежи-иллюстрации;
в) изучить возможности конкретных систем динамической математики как средств разработки динамических чертежей-иллюстраций, разработать чертежи-иллюстрации по предложенным темам;
г) обосновать и апробировать дидактический подход, связанный с обучением предложенных тем из курса геометрии основной школы, с использованием чертежей-иллюстраций и учебных экспериментов.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в основной школе, ориентированный на использование в учебном процессе систем динамической математики.
Предмет исследования: динамические чертежи-иллюстрации как средство обучения геометрии в основной школе, направленное на повышение интереса к геометрии, геометрическим исследованиям и экспериментам.
В ходе исследования все поставленные задачи были решены, цель исследования достигнута. Отметим некоторые результаты исследования.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты применения динамических чертежей-иллюстраций при обучении геометрии в основной школе. В частности, выполнен краткий обзор применения чертежей в различные эпохи становления и развития геометрии как науки и как учебного предмета. Проанализированы различные типы динамических чертежей. Изучены возможности среды Живая математика как средства построения динамических чертежей-иллюстраций, сформулирован подход к обучению геометрии в основной школе, связанный с использованием разработанных в среде Живая математика динамических чертежей-иллюстраций.
Во второй главе продемонстрирована реализация подхода, связанного с использованием динамических чертежей-иллюстраций в двух темах курса геометрии основной школы. В частности, рассмотрена тема, в которой изучаются свойства треугольника - одной из важнейших планиметрических фигур. Поскольку ключевая концепция Живой математики - обучение с использованием исследований, то на ряде примеров показано применение динамических чертежей-иллюстраций для проведения компьютерных экспериментов и исследований при изучении свойств треугольников.
В качестве второй темы рассмотрена тема, связанная с изучением свойств таких движений плоскости, как центральная симметрия и осевая симметрия. Как и в предыдущей теме на ряде примеров показано применение динамических чертежей-иллюстраций для проведения компьютерных экспериментов при изучении свойств этих движений. Отметим, что при разработке чертежей использовались разработанные автором собственные инструменты пользователя, не имеющие аналогов. Завершается глава анализом эффективности применения динамических чертежей при обучении отмеченным темам курса геометрии основной школы.
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80aabzf4acrw.xn--p1ai/obrazovatelnye-
standarty/obnovlennyy-fgos-s-01 -09-2022/ (15.01.2023).
2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б.: учебник. Москва : Просвещение, 2021. 384с.
3. GeoGebra On-line URL: http://www.geogebra.org/cms/ru/24 (дата обращения: 2023).
4. Смирнов В.А., Смирнова И.М. Геометрия 7-9 класс: учебник. Москва: Мнемозина, 2021. 376с.
5. Дубровский В.Н., Поздняков С.Н. Динамическая геометрия в школе// Сценарии уроков. 2018. С. 21-31.
6. Занько Н.В., Ларин С.В.,, Лариончикова А.А. Лабораторные работы по алгебре комплексных чисел с использованием анимационных возможностей среды GeoGebra. // VIII Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием «Информационные технологии в математике и математическом образовании» в рамках VIII Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». - 2019.
7. Ларин С.В. Особенности создания и использования компьютерных анимационных рисунков в обучении математике // Вестник КГПУ им. В.П Астафьева. - Красноярск: 2020.
8. Ларин С.В., Сивухина Е.А., Казакова Е.В., Чилбак-оол С.В., Бурнакова М.В. О создании мультимедийного дидактического материала по алгебре 7 класса. // Международный сборник 68научных трудов «Актуальные проблемы обучения математике в школе и вузе». - Москва: «Политоп», 2017.
9. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи как инновационное средство патриотического воспитания. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kstu.kz/wpcontent/uploads/docs/restricted/lib/periodic/Mir%20obrazov aniya%20-%20obrazova...(25.01.2023).
10. Майер В.Р. Компьютерные исследования и эксперименты при обучении геометрии // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012 №4 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-issledovaniya-i- eksperimenty-pri-obuchenii-geometrii(дата обращения: 02.03.2023).
11. Мугаллимова С.Р. Методические особенности организации компьютерного эксперимента с использованием системы динамической математики GeoGebra при работе с математическими утверждениями // Мир науки. Педагогика и психология. 2020.
12. ПРОБЛЕМА ТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В
СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // cyberleninka URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-traditsionnogo-obucheniyav- sovremennoy-shkole(дата обращения: 2023).
13. Паршина Т.Ю. Исследовательские задачи в обучении алгебре в общеобразовательной школе // Наука и перспективы. 2018.
14. Ушакова М.А. Применение графических пакетов на уроках математики в средней школе // Наука и перспективы. - 2019.
15. Федеральный государственный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 декабря 2022 г. № 568.
16. Чернобровкина Ю. В., Тарасова О. В. Формирование исследовательских компетенций младших школьников на уроках математики. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 2 (54). С. 233-239.
17. Шабанова М.В., Павлова М.А., Богданов А. А. МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СТИЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ. Актуальные проблемы современного образования. 2015. № 2 (19). С. 28-38/
18. Шабанова М.В., Ястребов А.В., Безумова О.Л., Котова С.Н. / Образование, наука и экономика в вузах и школах. Интеграция в международное образовательное пространство/ Труды международной научной конференции. 2015 стр.395-400
19. Шабанова, М.В., Ястребов, А.В. Воспитание математика- экспериментатора, или Мягкий манифест экспериментальной математики / А.В. Ястребов, М.В. Шабанова // Препринт статьи, направленной для публикации в журнал «Математика и информатика Болгарской академии наук http: //mathinfo.azbuki.bg/
20. Шабанова, М.В., Ястребов, А.В.О типологии результатов компьютерных экспериментов в обучении школьников / Ястребов А.В., Шабанова М.В. [Текст]: сборник трудов конф.Международная научная конференция «Образование, наука и экономика в вузах и школах. Интеграция в международное образовательное пространство», г. Горис, Армения.
21. Экспериментальная математика в школе. Исследовательское
обучение: коллективная монография / М.В. Шабанова, Р.П. Овчинников, А.В. Ястребов, М.А. Павлова и др. - Издательский дом Академии Естествознания, 2019 [Электронный ресурс] /
http://www.mathedu.ru/texts/books/teach/eksperimentalnaya matematika v shkol e 2016.html.
22. Экспериментальная математика. А.И. Сгибнев. URL.:
http://www.sch-int.ru/intel/data/ uploaded/docs old/articles/sgibnev/euler3 .pdf