Введение 3
ГЛАВА I. Краткая история римских военных преобразований 15
§ 1. Эволюция римской военной системы с сер. VIII в. и до конца
II в. до н.э. 15
§ 2. Особенности функционирования военной организации Древнего Рима в период Поздней республики и Ранней империи 23
§ 3. Вооружение и снаряжение римских воинов 32
§ 4. Римский легион в бою и вне полей сражений 62
ГЛАВА II. Пример контент-анализа нарративного источника по 68
образованию и воспитанию молодых римских воинов
§ 1. Подготовительный этап 68
§ 2. Итоговая таблица: выводы и заключения 82
ГЛАВА III. Обучение и воспитание новобранцев в римской армии 89
§ 1. Эпитома Вегеция 89
§ 2. Отбор новобранцев 93
§ 3. Виды занятий по физической подготовке 97
§ 4. Тренировки с оружием 99
§ 5. Коллективные действия 102
§ 6. Контроль тренировок и места учений 104
§ 7. Военная присяга и групповая идентификация 107
Заключение 110
Список рекомендуемой литературы и источников 113
Приложение I. Список иллюстраций 118
Приложение II. Вопросы и задания для самостоятельной работы 120
для школьников и студентов
В одном из базовых учебников по истории древнего мира для пятых классов средней школы в разделе «Древний Рим» много внимания уделяется римским завоеваниям: § 45 «Завоевание Римом Италии», § 47 «Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 годы до н. э.)», § 48 «Установление господства Рима во всем Средиземноморье во 2-м веке до н. э.», § 54 «Соседи Римской империи в первые века нашей эры» .
Однако авторы ограничивают свое изложение лишь констатацией фактов: Рим пошел войной..., Рим завоевал..., Римская империя присоединила... , et cetera. То есть не раскрываются причины непобедимости Римской державы на протяжении полуторатысячелетнего периода ее существования. Не рассматриваются военные аспекты величия Римской республики и Римской империи, что явно обедняет само историческое повествование и полностью исключает из преподавания воспитательные, военно-патриотические сюжеты и наглядность, как одну из базовых элементов преподавания истории для детей .
В своей выпускной квалификационной работе мы хотели бы как то помочь нашим учителям восполнить эти пробелы, поэтому представляем в качестве выпускной квалификационной работы вариант дополнительного иллюстрированного учебного пособия «Обучение и воспитание молодых воинов римской армии».
Объектом нашего исследования является роль армии в общественно-политической жизни древних обществ.
Предмет выпускной квалификационной работы - роль армии в общественно-политической жизни Древнеримской державы.
Цель работы - помочь учителям истории и студентам исторических факультетов педагогических учреждений в организации наглядного преподавания роли римской армии в развитии и эволюции Древнеримского государства, как на уроках, так и внеурочных мероприятиях.
Задачи учебного пособия:
1. Представить наглядно основные принципы организации и эволюции римской военной системы.
2. На примере римской системы обучения и воспитания молодых воинов вскрыть причины непобедимости Римской державы на протяжении полуторатысячелетнего периода ее существования.
3. Познакомить учителей истории средних школ и студентов- историков с таким методическим приемом обработки исторических источников как контент-анализ.
Труды авторов, на которые опирается наша работа, мы разделим на две группы: исследования отечественных и зарубежных ученых по изучаемой теме. Так же следует выделить еще две подгруппы:
1) работы обобщающего характера по истории Рима и ее армии;
2) специализированные исследования по военной истории Рима.
Среди обобщающих работ по римской истории, необходимо выделить фундаментальное исследование немецкого ученого Т. Моммзена «История Рима» , которое не утратило свое значение до настоящего времени, в своих основополагающих трудах по римской истории, так и в отдельных исследованиях автор касается римской армии, высказываясь о характере и роли римской военной организации.
Начало XX в. отмечается появлением еще одного фундаментального труда, - «История военного искусства в рамках политической истории» , представителя немецкой исторической науки Ганса Дельбрюка. Автор не ограничивается только подробным и компонентным разбором основных военных событий прошлого, но и проводит подробный анализ особенностей военной организации разных народов и государств. Наибольший интерес для нас представляет первый и второй тома работы, охватывающий исторический период от зарождения римской республики до падения Империи.
Сдвиги в историографии изучаемого вопроса произошли в 20-30-е гг. XX в. Исследования этого времени представляют варианты общих работ, а также разработки специфических направлений. Как отмечает А.В. Махлаюк, в числе последних нужно указать на развернутую статью о римском легионе, написанную для «Реальной энциклопедии Паули-Виссова» В. Кубичеком (период Республики) и Э. Риттерлингом (период Империи), выделить книгу А. Паркера «Римские легионы», а также подробное изложение истории военного дела и военного искусства Рима в работе И. Кромайера и Г. Фейта. Данные работы разработаны на основе документальных источников .
Среди обобщающих работ по истории Рима, необходимо отметить исследования ученых второй половины ХХ века, которые не утратили своего значения до настоящего времени, это фундаментальные труды И. Марквардта, Г. Альфелди, авторы дают подробное освещение римской военной организации и характеризуют основные этапы ее эволюции .
Вторая половина XX в. отметилась активным внедрением новых исследовательских подходов, разработкой малоизученных проблем. Пересматривались многие устоявшиеся взгляды. Возросла заинтересованность к социальной и ментальной действительности римской армии эпохи Империи. Большинство исследований этого времени посвящено армии времен принципата. Как пример можно указать сборник статей «Проблемы войны в Риме», вышедший в 1969 г. под редакцией Ж.-П. Бриссона.
Информацию о роли армии во внутриполитической жизни Римской империи мы можем найти в работах Ж. Карпино, К. Криста.
Спорной остается точка зрения, распространенная особенно в марксистской литературе, согласно которой профессионализация армии после военной реформы Гая Мария выделила ее в особую социальную группу, которая не увязывалась в античном обществе. По мнению А.В. Колобова наиболее убедительным представляется мнение венгерского исследователя Г. Альфельди, согласно которому римская армия I-II вв. являлась как бы зеркальным отражением стратифицированного имперского, но все еще античного общества. Как предполагает Г. Альфельди, обособление армии от гражданского общества провинциальной части Империи произошло на рубеже II - III веков. Необходимо учитывать тот важный момент, что постоянная армия, независимо от конкретно¬исторического контекста, является самостоятельной жизнеспособной системой, не обязательно трансформируясь при этом в общественный класс или замкнутое сословие, является корпоративным образованием, отличающимся от гражданского общества. В современной историографии сложилось представление об армии эпохи ранней Империи как о своеобразной клиентеле императоров. Так, например, Р. Макмаллен в своей статье "Римский легион как общество" призывает исследователей акцентировать внимание на солдатскую массу как специфическую социальную группу с особенной психологией и отличительным духом корпоративизма.
Социально-политическая история императорской армии солидно разработана в многочисленных исследованиях, из числа наиболее важных стоит упомянуть исследование Я. Ле Боэка о римской армии I-II века н.э. французский исследователь в своем труде освещает вопросы военной организации, структуры, снаряжения, а также жалования римских легионеров. Автор приходит к заключению: императорская армия, выступала хранительницей римских традиций, которые во многом поддерживались системой наград и поощрений.
Ценные сведения по римской армии эпохи принципата можно найти в монографиях Э. Голдсворти, и Г. Вебстера, И.А. Голыженкова, их работы посвящены генезису и изменениям римской императорской армии I-II веков н.э .
Среди работ, которые посвящены изучаемому вопросу необходимо сказать о монографии Г. Уотсона «Римский воин», которая содержит информацию о призыве, обучении новобранцев, порядке прохождения службы, жаловании различных категорий войск и о судьбе ветеранов после почетной отставки. Подробно описана структура римской армии, распределение сил в сражениях, подробно расписаны особенности военных формирований и их назначение. Автор рассматривает историю армии Рима с позиции жизненного пути типичного римского легионера, делая акцент на побудительных мотивах к службе и внутренних аспектах прохождения службы в императорской армии.
Пристальное внимание изучению римской военной организации уделено и отечественными учеными.
Н. А. Машкин в своей работе «Принципат Августа» высказывает интересную гипотезу о военной реформе императора Августа. М. Грант, описывая жизнь императоров в труде «Римские императоры», в ходе рассказа касается темы ближайшего окружения правителей - полководцев и солдат. М. Г. Абрамзон исследует религиозные ценности, взаимоотношения императора и армии, культ личности императора посредством изучения нумизматических данных.
Авторитетным исследователем данного направления в изучении римской истории в России является В. Н. Парфенов, саратовский историк - антиковед, изучив систему принципата Августа, уделил непосредственное внимание социальным функциям армии эпохи Империи. Труд «Император Цезарь Август: Армия. Война. Политика» является базовым исследованием военного строя Империи.
Особое значение имеют исследования по истории римской армии пермского ученого А.В. Колобова. Автор монографии «Римские легионы вне полей сражения» всесторонне изучает и раскрывает один из важнейших атрибутов Римской цивилизации - ее военную организацию. Исследование нацелено на обзор римской армии в буднях и праздниках, цель работы - познакомить читателей с феноменом «военной» религии древних. А. В. Колобов проделал огромную работу в изучении проблем, связанных с ценностями и традициями военной организации Римской империи.
Многочисленными исследованиями по римской армии отмечается нижегородский ученый А. В. Махлаюк . Исследователь систематизировал результаты предыдущих достижений исторической науки. В центре изучения ученого корпоративный дух воинов, специфическое поведение и ценности воинов, межличностные взаимоотношения среди солдат. Александр Валентинович впервые в данной теме затрагивает следующие моменты: образ легионера в восприятии мирных жителей, армия как «военное сословие», воинское товарищество, ценностные и моральные аспекты воинской дисциплины. Благодаря его исследованиями перед учеными открылся комплекс проблем, посвященный Римской императорской армии: феномен единства в армии, военно-этический, религиозно-идеологические аспекты, образ римского полководца.
К фундаментальным исследованиям, посвященным религиозной жизни армии Рима стоит отнести работы Н. И. Соловьянова. Труды Николая Ивановича дополняют религиозную картину жизни римского общества. Автор исследует религиозную ментальность римских воинов, раскрывает сакральные представления воинов в римской армии эпохи Империи .
С. В. Телепень продолжает исследования, начатые А. В. Махлаюком. Белорусский исследователь рассматривает воинское сообщество, как специфический компонент античного мира. Пристальное внимание в его исследованиях уделяется личным примерам военачальников, умеющих действенными методами влиять на подчиненных солдат, воспитывать в них необходимые морально - волевые качества, развивать в них самоотверженность.
Проведя краткий историографический обзор научной литературы, констатируем тот факт, что исследования последних лет системно и целостно освещают вопросы, касающиеся особенностей военной организации и функционирования этой системы. Помимо работ обзорного характера, опубликовано множество исследований, узко специализирующихся на изучаемом вопросе. Большое внимание уделено отдельным аспектам изучаемой темы: эволюции военной организации Рима, политико-правовым проблемам военной организации, изучению религиозности и сакральным представлениям солдат, быту легионеров, психологическому портрету воинов.
Источники, использованные в написании данной квалификационной работы необходимо поделить по классическому принципу на несколько групп: нарративные, эпиграфические и изобразительные.
В нашей исследовательской работе наибольший интерес представляют нарративные источники.
Нарративные источники, в свою очередь, следует разграничить на историко-литературные, военные трактаты, а также эпистолографические источники.
Наиболее ценными источниками являются работы Публия Корнелия Тацита (лат. Publius Cornelius Tacitus')«Анналы» (лат. Ab excessu divi Augusti) и «История» (лат. Historiae).Оба произведения посвящены политической истории Римской империи в начале и середине I века. В них автор дает подробную информацию о военных кампаниях: например, поход Германика за Рейн в 16 г., действия Домиция Корбулона в Армении 58-60 гг., сражения гражданской войны 68-69 гг. Помимо этого, Тацит в своих произведениях описывает повседневную жизнь легионеров.
Важное значение в изучении римской военной организации I в. имеет историко-литературное произведение Диона Кассия Коккейана (лат. Dion Kassios Kokkeianos)«Римская история» (лат Historia Romana).Датируется оно III в., и сохранилось до наших дней благодаря работам византийских историков-эпитоматоров. Так например, в середине X в. некоторые отрывки книг были включены в энциклопедию Константина Багрянородного. Некоторые фрагменты произведения Диона Кассия заимствовали византийские писатели второй половины XI - XII в. Иоанн Ксифилин и Иоанн Зонара.
Автор «Римской истории» в 80 книгах описывает историю Рима от прибытия Энея в Италию до времен Александра Севера. Ценность его произведения заключается в том, что, будучи римский консулом, он являлся непосредственным участником описываемых событий и использовал информацию из несохранившихся римских государственных архивов. Так, например, он упоминает воспоминания императоров, в частности Августа и Адриана.
«Жизнь двенадцати цезарей» (лат. De vita Caesarum)Гая Светония Транквилла (лат. Gaius Suetonius Tranquillus)- представляет еще один ценный источник по военной истории Рима. Это произведение состоит из описаний биографий римских императоров, которые, помимо прочего, занимали высшие военные должности и непосредственно принимали участие в военных кампаниях. Упомянем также произведение Плутарха (греч. ИХоптархо^) «Сравнительные жизнеописания» (греч. Blot ПараХХцХоД, среди которых для исследуемой темы особенно важны биографии Марка Лициния Красса, Марка Антония и императора Отона.
В особую подгруппу среди литературных произведений стоит выделить военные трактаты Фронтина, Арриана, Псевдо-Гигина, Вегеция. Секст Юлий Фронтин (лат. Sextus Julius Frontinus)известен нам по труду «Стратегемы» (лат. Strategemata),в котором автор описывает различные тактические приемы и методы психологического воздействия как на саму римскую армию, так и на неприятеля, которыми пользовались полководцы в различных ситуациях.
Необходимо также выделить трактат Псевдо-Гигина (лат. Pseudo- Hygini)«Об устройстве военного лагеря» (лат. De munitionibus castrorum),- эта работа является завершенным описанием устройства римского военного лагеря. До наших дней текст трактата сохранился как отрывок датированного III в. манускрипта, описывающий проблемы межевания земли. Авторство трактата «Об устройстве военного лагеря» в этом манускрипте приписывалось известному землемеру конца I в. Гигину. Согласно точки зрения исследователя А. В. Колобова наиболее вероятно, что трактат был написан во второй половине II в. во время Маркоманскимх войн Марка Аврелия. Подлинный автор данного сочинения неизвестен и скрывается под псевдонимом Псевдо-Гигина .
Особый интерес представляют сочинения Полибия , Тита Ливия , Иосифа Флавия , Вегеция , Аммиана Марцелина .
«Всеобщая история» Полибия имеет важное значение для изучения как греческой так и римской истории, автор данного произведения поставил перед собой задачу найти ответ на вопрос, «каким образом почти весь известный мир попал под власть римлян» (Polyb. I. 1) .
Подробную военную организацию римской империи мы находим у Иосифа Флавия, который, как и Полибий, рассматривал армию Рима со стороны. Тем не менее, он подмечает, что устройство римского войска являлось для него «образцом для всех умеющих ценить совершенство и наиглавнейшим предметом изучения для тех, кто желает понять причины величия Рима» (Ios. Flav. Bell. Iud. III. 1.2).
Небольшой трактат позднеантичного автора Вегеция Рената, «Краткое изложение военного дела», представляет большое значение для нашего исследования, так как освещает ряд вопросов, связанных с организацией военного дела римлян в эпоху ранней Империи. Главным же недостатком трактата является одновременное использование автором ряда источников, относящихся к различным периодам римской истории. Однако, Вегеций детально и систематически описал понимание военного дела римлянами. Трактат по сути является обобщением военно-научных идей на период IV - V вв.
Исторический труд «Res Gestae» («Деяния») Аммиана Марцеллина описывает время от начала правления императора Нервы и до битвы при Адрианополе, этот источник содержит ценную информацию об устройстве римских легионов, порядке прохождения военной службы, а также об различных дисциплинарных взысканиях, применяемых к провинившимся воинам.
Завершим наш обзор юридическим источником «Дигесты Юстиниана» . Этот источник полезен для понимания конкретных и специфичных реалий римской военной службы. Ценную информацию несет 49 книга, которая специально посвящена военному праву, до наших дней дошли отрывки из работ знаменитых римских юристов начала III вв., а также цитаты или изложения императорских эдиктов, касавшихся вопросов военной службы. Познакомившись с этим источником, можно представить внутреннюю жизнь армии Рима, оценить положение легионеров в обществе, оценить роль армии, в политической жизни государства.
Как можно заключить из сказанного выше, римские стратеги в ходе обучения уже в легионе, исходили из опыта предыдущих военных компаний, и старались подготовить новобранца к различным боевым ситуациям.
Лучшими рекрутами считались деревенские жители, приученные к повседневному тяжелому физическому труду, желательно из северных не приморских областей, которые не избалованы праздным пляжным время провождением, а также не имеющих видимых телесных недостатков.
Профессиональные занятия их самих и их родителей, также должны быть связаны с повседневным физическим трудом, но в, тоже время, они должны быть обучены элементам чтения, счета, арифметике и письму.
Поскольку все римские граждане были военнообязанными, то начальную военную подготовку им рекомендовалось проходить до призыва на службу, причем, с имитаторами щита и меча, которые были вдвое тяжелее государственных стандартов.
Как уже говорилось выше, римские полководцы в ходе обучения уже в легионе, исходя из опыта предыдущих военных компаний, старались подготовить новобранца к различным ситуациям при действиях, как в составе подразделений, так и в индивидуальных действиях с неприятелем, под руководством профессиональных военных учителей экзерцирмейстеров.
Молодых воинов приучали к различным видам ходьбы и бега, заставляя ежедневно проходить не менее 40 км. Их также в ходе этих тренировок приучали к преодолению сухопутных преград, перепрыгивая через рвы и возвышенности, и водных препятствий, переплывая их.
Важным элементом подготовки была тренировка в обращении с боевыми лошадьми, при полном вооружении.
Римляне при обучении молодежи использовали опыт реальных сражений.
Еще до столкновения с наступающим противником лучники осыпали его ряды градом тяжелых стрел. На следующем этапе сближения в дело вступали камнеметатели-пращники, а затем и специалисты маттиобарбулы, которые метали в противника свинцовые шары, поражая ими воинов и лошадей противника. Когда противники сближались на расстояния полета копья, в неприятия метали пилумы с наконечниками гарпунного типа, которые выводили из строя пехотинцев-щитоносцев, за счет гибкого и длинного (до 1,2 м) железного наконечника.
Использованию всех этих видов вооружения молодых воинов тренировали ежедневно.
От вражеских стрел, камней и копий легионеры были защищены шлемами, панцирями и тяжелыми щитами почти в рост человека (скутум). Ноги ниже скутума защищались железными поножами, а левая рука - таким же нарукавником. Новобранцы выполняли все описанные выше упражнения в полном защитном снаряжении.
Римскую тактику ведения боя называют манипулярной. В первых рядах бой вели зрелые воины в расцвете сил (принципы), за ними молодые, но еще не опытные воины, которые наблюдали и учились (гастаты), третьи ряды, заслуженные ветераны не моложе 50 лет (триарии).
В ходе боя раненые и уставшие принципы отходили назад, а их место в строю занимали гастаты и отдохнувшие принципы. Если принципы и гаста - ты не добивались успеха, войско отступало в сооруженный заранее укрепленный военный лагерь, под прикрытием триариев. Поэтому новобранцев учили держать строй и проводить перестроения, выводя на полевые учение через каждые три недели.
Строительство римских военных лагерей считается вершиной военного искусства римлян. Воины строили и снимали лагеря при каждом привале, при внезапном нападении неприятеля, останавливаясь на длительную дислокацию. При этом легионеры имели для возведения укрепленного сооружения все необходимое. Древние авторы отмечали, что римский солдат носил за спиной крепость. Зачастую, противники римлян, принудив их к отступлению, терпели затем поражение при попытках штурма даже временного римского военного лагеря, который легионеры могли построить, даже при внезапном нападении врагов, не прекращая при этом участвовать в сражении. Поэтому новобранцев приучали носить за спиной тяжести практически равные их собственному весу.
Именно поэтому, римская армия оказывалась непобедимой на протяжении веков существования Империи, так как со знанием дела организовывала отбор и профессиональную подготовку рекрутов императорской армии.