Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современные проблемы изучения вопросов гражданской войны в школьном курсе истории

Работа №157192

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы129
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Обзор спорных вопросов и трактовок событий гражданской войны 13
1.1. Причины начала гражданской войны 13
1.2. Хронологические рамки и этапы гражданской войны 15
1.3. Крестьянское повстанческое движение в России 23
1.4. Роль интервенции 29
1.5. Итоги и последствия войны 32
Выводы по первой главе 35
Глава II. Анализ историко-культурного стандарта и школьных учебников по вопросам освящения событий гражданской войны 38
2.1. Анализ историко-культурного стандарта по вопросу изучения темы
«Г ражданская война в России» 38
2.2. Анализ школьных учебников по вопросу освящения событий
гражданской войны 44
Выводы по второй главе 49
Глава III. Методы, технологии и приемы, применяемые на уроках истории в процессе изучения темы «Г ражданская война в России» 51
3.1. Эффективные методы, технологии и приемы, применяемые на уроках
истории по теме темы «Г ражданская война в России» 51
3.2. Внеурочная деятельность, как средство мотивации учащихся при
изучении темы «Гражданская война в России» 77
Выводы по третьей главе 87
Заключение 89
Список литературы 91
Приложения 100

Гражданская война представляет собой вооруженную борьбу между различными группами населения, имевшую в своей основе глубокие социальные, политические и национальные противоречия. В отличие от обычных войн, гражданская война зачастую не имеет обозначенных временных и пространственных границ, отсутствует четкая линия фронта.
Гражданская война в России стала временем необузданных страстей, под влиянием которых миллионы людей были готовы отдать жизнь ради торжества своих идей и принципов. Противников-антагонистов, и красных, и белых, парадоксальным образом сближали эмоциональный порыв, избыток биологической энергии, невиданная ранее непримиримость. Такое время порождало не только величайшие подвиги, но и величайшие преступления. Нараставшее взаимное ожесточение сторон вело к быстрому разложению традиционной народной нравственности. Логика войны обесценивала моральные нормы, вела к превращению насилия в обыденность .
Гражданская война представляет собой особый период, который разделил страну на противоположные лагеря сторонников и противников Октябрьской революции, является очень важной страницей нашей истории. Проблемы и ошибки этого периода необходимо помнить, чтобы не совершать подобное в настоящем и будущем.
Актуальность темы исследования. Актуальность нашей работы обусловлена эффективным действием федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС) , который предъявляет достаточно высокие требования к результатам обучения выпускников общеобразовательных школ по истории и, в частности на историю гражданской войны. Данный документ гласит о том, что все учащиеся 10-11 классов должны обладать следующими компетентностями (базовый уровень):
• иметь сформированные представления о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
• владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, иметь представления об общем и особенном в мировом историческом процессе;
• иметь сформированные умения в применении исторических знаний в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
• владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
• обладать сформированными умениями вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике .
Рассматриваемая тема очень актуальна, потому что и сегодня достаточно трудно объективно оценить события тех лет, а это необходимо сделать, чтобы консолидировать все общество единым пониманием русской истории. Современному поколению важно понимать и уметь ориентироваться в спорных вопросов и трактовках событий гражданской войны, иметь четкую гражданскую позицию в данном вопросе в целях трансляции знаний и умения противостоять оппонентам.
Тема «Гражданская война в России 1918-1922 гг» достаточно сложна для учеников, поскольку наблюдается неоднозначность хронологических рамок, имеются разнообразные мнения ученых - все это создает для учителя некоторые трудности в преподавание это темы. В результате ученики могут продемонстрировать слабое владение материалом и допустить ошибки во время итоговой аттестации учащихся.
Изучаемый период в истории России, на наш взгляд, один из самых сложных и противоречивых. Связано это со следующими факторами:
• во-первых, с политизированностью данной темы;
• во-вторых, с дискуссионностью многих вопросов (о начале, причинах, виновниках, движущих силах гражданской войны, роли капитала в проигрыше «белых» или победе «красных» и т.д.);
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Гражданская война представляет собой жестокий и мрачный период, поделивший страну на сторонников и противников Октябрьской революции, который, однако, является важной и неотъемлемой страницей в истории Российской Федерации. Гражданская война в России стала временем безудержных страстей, под влиянием которых миллионы людей были готовы отдать жизнь ради торжества своих идей и принципов. Проблемы и ошибки этого периода необходимо помнить, в целях предупреждения и повторения их в будущем.
Тема «Гражданская война в России» достаточно сложна для старшеклассников, потому как изучаемый период, на наш взгляд, один из самых сложных и противоречивых. Связано это с политизированностью данной темы; дискуссионностью многих вопросов (о начале, причинах, виновниках, движущих силах гражданской войны, роли капитала в проигрыше «белых» или победе «красных» и т.д.); с изменением плоскости рассмотрения данного периода (в советский период с точки зрения заговора мирового империализма и контрреволюционных сил, в 90-е годы с защитой белого движения, и в настоящее время с поисками объективных причин начала и эскалации Гражданской войны); отсутствием рассмотрения Гражданской войны как многостороннего противостояния политических и военных сил; отсутствием некоторого фактического материала в учебниках; с наличием у учащихся поверхностного представления о гражданской войне, полученного из художественных фильмов, передач, не соответствующих реальной картине. Все перечисленные факторы создают для учителя значительные трудности при преподавании этой темы. В результате ученики могут продемонстрировать недостаточное владение материалом и допускать ошибки во время итоговой аттестации.
Наполнение учебников информацией об изучаемой теме задекларировано в Историко-культурном стандарте, где к обязательному изучению предложено чересчур много событий, дат, персоналий и мы считаем, что он избыточен. Те же учебники, что разработаны в соответствии с ИКС достаточно полно охватывают рассматриваемый в работе период. Содержание учебников информативное, направлено на развитие умений школьников работать с материалом, доступно для понимания и получения опыта практической деятельности. Изученные нами учебники в полной мере освещают основные теории, идеи, понятия, факты, содержат информацию о ключевых исторических деятелях. Данные учебники принимают во внимание современные историко-культурные тенденции, логичны. Но существуют некоторые недоработки.
В процессе работы мы пришли к выводам, что в процессе преподавания следует применять современные образовательные технологии, такие как метод критического мышления, кейс-технологии, дебаты, дискуссии, диспут, интеллектуальные карты, игровые технологии, проблемную лекцию, метод мозгового штурма, круглый стол. Все эти методы стимулирует познавательную активность учащихся, формирует важные практические навыки исследования ситуаций, разрешения задач, совершенствует способности аргументации и четкого изложения мыслей старшеклассников.
Введение в образовательный процесс перечисленных образовательных технологий позволяет отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.


1. Petroff, S. Remembering a Forgotten War: Civil War in Eastern European Russia and Siberia, 1918-1920. — N.-Y., 2000.
2. Авдеева Н. А. Дальневосточная республика (1920-1922 гг.). — Хабаровск, 1957
3. Акифьева Ю.И., Величко И.В. Использование метода круглого стола на уроках русского языка в 5-9 классах // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №1. - С. 187-189.
4. Андреевская Т. П. История России. Поурочные рекомендации. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Т. П. Андреевская. — М. : Просвещение, 2015. — 240 с.
5. Арасланов Р.Р. План-конспект «Своей игры» по теме «Гражданская война
в России и на территории Удмуртии» для учащихся 10 класса. // URL: https://infourok.ru/svoya-igra-po-teme-grazhdanskaya-vojna-v-rossii-i-na- territorii-udmurtii-dlya-uchashihsya- 10-klassa-4196186.html (дата доступа
11.04.20)
6. Ашаткина М. А. Актуальные вопросы Гражданской войны в России в
оценке российских и зарубежных историков [Текст] // История и археология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 5-7. — URL
https://moluch.ru/conf/hist/archive/290/13724/ (дата обращения: 07.01.2020).
7. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования. - 2011. - №3. - С. 62-67.
8. Бережная О.Н. Сценарий игры для 10-11-х классов «Брейн-ринг по теме
«Гражданская война в России». // URL:
https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/02/28/stsenariy-igry-dlya-10-11-kh- klassov-breyn-ring-po-teme (дата доступа 11.04.20)
9. Богданов А.А. (Малиновский). Статьи, доклады, письма и воспоминания. Кн. 1. М., 1995. С. 197.
10. Бондарева А.В. Проектная деятельность в современной школе // Вестник науки и образования. - 2015. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/proektnaya- deyatelnost-v-sovremennoy-shkole (дата доступа 11.04.20)
11. Бухарин Н.И. Экономика переходного периода. - М.: Госиздат, 1920. — 166 с.
12. Василевский В. И. Забайкальская белая государственность в 1918-1920 годах: Краткие очерки истории. — Чита, 2000. — 182 с.
13. Вильямс В. Э. Трагедия американской дипломатии. — М., 1960
14. Волобуев О. В. История России : начало XX — начало XXI в. 10 кл. : учебник О. В. Волобуев, С. П. Карпачсв, П. Н. Романов. — М. : Дрофа, 2016.
— 367 с.
15. Володин К.А. Дискуссионность вопросов гражданской войны в России //
Диалог. - 2018. -№1(10). - С. 41-46. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/diskussionnost-voprosov-grazhdanskoy-voyny-v- rossii/viewer (дата доступа: 21.01.2020)
... всего 83 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ