ТРУХИНА ЕКАТЕРИНА ИГОРЕВНА
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОМ ЧТЕНИИ: НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА М. БОРОДИЦКОЙ
Введение 3
Глава 1 Этапы развития детской поэзии 7
1.1 Исторические аспекты поэзии для детей и юношества 7
1.2 Особенности современной детской поэзии 13
1. 3 Творческая биография Марины Бородицкой и идейно-художественное своеобразие ее поэзии 23
Глава 2 Поэзия М. Бородицкой в системе подростково-юношеского чтения 32
2.1 Место детско-юношеской поэзии в системе современного школьного
образования 32
2.2 Изучение поэзии Марины Бородицкой на уроках внеклассного
чтения 36
2.3 Лирический цикл «Ода близорукости» на занятиях элективного
курса 50
Заключение 61
Библиографический список 64
Приложение 70
Современный образовательный процесс характеризуется утратой интереса к классической литературе среди школьников всех возрастов. Проблема методики преподавания литературы, на наш взгляд, состоит в том, что:
• на сегодняшний день мало разработок, направленных на создание программ, механизмов и алгоритмов, которые могли бы вернуть интерес школьника к русской классической литературе;
• объективный взгляд на среднего ученика показывает: не все способны понять, прочувствовать и проанализировать классический текст;
• отсутствие в педагогической практике «литературы-помощника» — достойного образца произведений современных авторов, с помощью которых можно подвести обучающегося к пониманию классических произведений с аналогичной тематикой и проблематикой;
• краткий перечень в УМК произведений современных поэтов и абсолютное отсутствие детских.
Актуальность дипломной работы «Современная поэзия в детском и подростково-юношеского чтении (на примере творчества Марины Бородицкой)» определяется тем, что современная детская и юношеская литература отражает особенности развития общества, особенности восприятия подрастающим поколением окружающего мира и культуры. От того, на что будет направлена литература, которую ребенок, подросток читает в синзетивном возрасте, зависит то, как он будет сформирован и какие качества в нем будут превалировать.
На рубеже XX-XXI вв. авторы ориентируются на новые потребности своих читателей. В литературе конца XX - начала XXI вв. для детей и подростков в результате следования модным тенденциям возрастает популярность отдельных жанров, например, фантастики и фэнтези.
Современная детско-подростковая литература носит неоднозначный характер, связано это с преобладанием развлекательной манеры над духовной составляющей. Постоянно трансформируется традиционная система жанров детско-подростковой литературы: происходит их
модернизация, сращение и комбинирование жанровых форм. Этот процесс имеет свои отрицательные и положительные стороны. В подростковоюношеской литературе обновляется спектр затрагиваемых тем и проблем, фиксируется девальвация общепринятых этических ценностей. Очевидной становится утрата ими потребности в духовной самоаналитике и рефлексии. Литература для подростков испытывает значительное влияние со стороны взрослой литературы, перенимая у последней стандартные жанровые формы (детектив, любовная проза для девочек), избитые сюжетные штампы.
Вопросы о том, что составляет специфику сегодняшнего подросткового чтения, каковы его перспективы, каким оно может стать в ближайшем будущем, как вернуть ребенка к классической литературе, несомненно, являются актуальными, их необходимо задавать и искать возможные ответы.
Можно говорить о том, что наша современная литература богата именами многих талантливых и самобытных поэтов и поэтесс, которых практически не изучают в школе. Достаточно вспомнить произведения Сергея Георгиева, Тамары Крюковой, Татьяны Боковой, Сергея Козлова, Марины Москвиной, Юнны Мориц.
Новизна исследования заключается в том, что поэзия для детей - это самый эмоциональный, игровой, подвижный и постоянно изменяющийся вид литературы, как и творчество Марины Бородицкой - одного из ярких современных авторов, пишущих для детской и подростковой аудитории. Стихи поэтессы необходимо изучать на уроках внеклассного чтения и занятиях элективного курса школьникам средних и старших классов. Творчество Марины Яковлевны можно считать практически неисследованным, несмотря на то, что ее произведения очень популярны и издаются на протяжении последних 30 лет регулярно. Ее творчество как нельзя лучше соответствует задаче ознакомления подростков с современной поэзией, так как стихи М. Бородицкой интертекстуально связаны с классическими произведениями, а созданное поэтическое пространство положительно влияет на духовно-нравственную и эмоциональную сферы подростка.
...
Русскую детскую поэзию можно назвать особой областью искусства, что доказывает проведенное исследование творчества детских поэтов и произведений Марины Яковлевны Бородицкой.
В начале двадцатого века сформировалась профессиональная детская поэзия, в ней появились характерные особенности, направления, свой репертуар. В детской поэзии возникла предметная изобразительность, графика и ритмика, формальный образ стиха, язык.
Самые яркие авторы, создававшие детский язык в поэзии, — это Генрих Сапгир, Григорий Остер, Роман Сеф, Олег Григорьев и Юнна Мориц.
В работе выделены особенности творчества современных детских поэтов, к которым можно отнести:
• детскость как важную составляющую разнообразного по жанрам и богатого по образам творчества;
• умение замечать необычное в обыденном, способность представлять самые невероятные ситуации;
• умение радоваться новым открытиям;
• жанровая и языковая игра, юмор.
Особое место в настоящем исследовании уделено Марине Бородицкой
• поэтессе, произведения которой способствуют формированию у читателей
творческого мышления, чуткости, внимательности к мелочам в повседневной жизни, ненавязчиво прививают нравственные ценности: осознание
значимости домашнего уюта и семьи в целом, важность дружбы, первой любви и необходимость бережного к ним отношения.
Также в произведениях поэтессы, а именно в лирической книге «Ода близорукости», частотны аллюзии к поэтам золотого и серебряного веков, указанная книга интертекстуальна: на материале данного сборника можно сформировать интерес обучающихся к классической литературе и подвести к ее осмыслению. Поэзия взаимосвязана с творчеством великих поэтов, зачастую имеются аллюзии к лирике А.С. Пушкина, О.Э. Мандельштама и А.А. Ахматовой, В. В. Маяковского, что придает особую глубину и прелесть ее произведениям.
Лирические произведения Марины Бородицкой мало знакомы современным школьникам, юношеству и не изучаются в школе. На наш взгляд, стихотворения Бородицкой могли бы стать прекрасным материалом для уроков внеклассного чтения в средних и старших классах. Предлагаем разработать урок внеклассного чтения с использованием игровых методов обучения и активной групповой и парной работы. В 5 - 7 классах можно рекомендовать для изучения следующие сборники стихов: «На кого же он похож?», «Последний день учения», «Синяя сказка», «Перелетный штукатур», «Ракушки», «Куча мала», «Думай, думай, голова!», «Колдунье не колдуется».
Ученикам 8-11 классов предлагаем книгу «Ода близорукости». Занятие элективного курса на материале данного сборника направлено на выявление интертекста, сопоставление текстов, их отбор и анализ. Рекомендуем проводить занятие с использованием игровых технологий, технологии проблемного обучения и с включением групповой и исследовательской работы.
Данные сборники, содержащие элементы увлекательной языковой игры, соответствуют возрастным особенностям обучающихся, формируют правильное мировосприятие, заставляют задуматься. Лирическая книга «Ода близорукости» может выступать в роли литературы-помощника, способного подвести к классическому тексту и подготовить к его восприятию.
Автор свободно владеет языком детства, увлекая читателя процессом постижения жизни, поэтому произведения поэтессы вызывают у школьников интерес, мотивируют на их прочтение и, таким образом, приучают к чтению как познавательному процессу. Если дать ребенку, подростку читать то, что ему близко, - современных авторов, то, поняв прелесть чтения и имея соответствующий навык, школьник впоследствии обязательно будет читать самостоятельно, как современную, так и классическую литературу.
1. Абдуллина Т.Х. Современная русская литература: элективный курс для учащихся 10 класса. URL: http://www.openclass.ru/node/698 (дата обращения: 20.11.2016).
2. Абраменко Л.П. Фразеология в современных художественных произведениях для детей. АКД. - М., 1985.
3. Арзамасцева И.Н. Бородицкая Марина Яковлевна / И.Н. Арзамасцева // Русские детские писатели XX века: биобиблиогр. слов. - М.: Флинта, Наука. - 1997. - С. 75 - 76.
4. Ахматова А.А. Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1990.
5. Блок А. Зайчик. М.: Речь, 2016.
6. Бородицкая М. Первоклассник: Стихотворение / М. Бородицкая //
Весёлые картинки. - 2007. - N 9. - С. 3.
7. Бородицкая М. Первоклассник: Стихотворение / М. Бородицкая //
Мурзилка. - 2007. - N 9. - С. 23.
8. Бородицкая М.Я. Ода близорукости. М.: Время, 2009.
9. Бородицкая М.Я. «Вдоль Москва-реки бродят москварики...»: [на анкету «ДЛ» отвечает детский поэт М.Я.Бородицкая] / М. Я. Бородицкая // Детская литература. - 1999. - №2/3. - с.77-79.
10. Бородицкая М.Я. Писатели о себе: [ответ дет. писательницы Марины Бородицкой на "нестрогую" анкету журнала]/ М. Я. Бородицкая // Читаем, учимся, играем. - 2003. - №1. - С. 97-98
11. Бородицкая М. «Ощущаешь себя кентавром...»:[беседа с
писательницей М. Бородицкой] / Марина Бородицкая; записала Е. Калашникова //Вопр. лит. - 2003. - №3. - С.188-215.
12. Бородицкая М. Марина Бородицкая: «Многое вдетской литературе пишется словами цвета и вкуса промокашки» [беседа с писательницей Мариной Бородицкой] / Марина Бородицкая; записала Елена Калашникова // Литература: Прил. к газ. «Первое сент.». - 2009. - №12. - С. 7-10.
13. Бородицкая М.Я. Год лошади: стихотворения / М.Я. Бородицкая. - Москва: Скрипторий 2000, 2002. - 62 с.
14. Бородицкая М.Я. Колдунье не колдуется: Стихи / М.Я. Бородицкая. - Москва: Дрофа, 2002. - 63 с.
15. Бородицкая М.Я. На кого же он похож?: стихи / М.Я. Бородицкая. - Москва: Планета детства, 2012. - 22 с.
... всего 82 источника