Содержание логопедической работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
|
Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 5
1.1 Психо-физиологические механизмы подготовки к обучению грамоте... 5
1.2 Особенности подготовки к овладению грамотой детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12
1.3 Обзор методик подготовки к обучению грамоте детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 22
Выводы по 1 главе 30
Глава II. Логопедическая работапо подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 32
2.1 Цель, задачи, методики исследования готовности к овладению грамотой детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 32
2.2. Анализ результатов исследования 34
2.3 Содержание логопедической работы по формированию основ обучения грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня . 49
Выводы по 2 главе 70
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложения 80
Глава I. Теоретические аспекты подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 5
1.1 Психо-физиологические механизмы подготовки к обучению грамоте... 5
1.2 Особенности подготовки к овладению грамотой детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12
1.3 Обзор методик подготовки к обучению грамоте детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 22
Выводы по 1 главе 30
Глава II. Логопедическая работапо подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 32
2.1 Цель, задачи, методики исследования готовности к овладению грамотой детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 32
2.2. Анализ результатов исследования 34
2.3 Содержание логопедической работы по формированию основ обучения грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня . 49
Выводы по 2 главе 70
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложения 80
Современная система образования нацелена не только обеспечить детей знаниями, но и развить в них комплекс навыков и качеств, необходимых для успешной жизни в современном обществе. В этом контексте особое внимание уделяется развитию грамотной, активной личности. Подготовка к овладению грамотой занимает важное место в этом процессе, поскольку успешное овладение чтением и письмом является основой для дальнейшего учебного прогресса. Таким образом, современная система образования стремится не только передать знания, но и обеспечить учащимся инструменты и навыки, необходимые для полноценной и продуктивной жизни. В дошкольном возрасте формируются основы овладения чтением и письмом, что способствует развитию коммуникативных навыков, повышает успешность овладения всеми школьными предметами, а также стимулирует креативное мышление и самовыражение. Обучение грамоте в дошкольном возрасте не только создает основу для последующего успешного обучения, но и способствует развитию уверенности и самостоятельности у детей.
Такие исследователи Л.Е. Журова, Е.Е. Соловьева, Е.И. Тихеева, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и многие другие, подчеркивают важность подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой. Они отмечают, что именно в этом возрасте особенно важно формирование языковой способности у детей. В этот период дети проявляют «лингвистическую одаренность», когда язык становится для них не только средством общения, но и объектом анализа. Это время критического развития, когда дети активно учатся и впитывают информацию, поэтому эффективная подготовка к грамоте в этом возрасте может существенно повлиять на их будущие успехи в учебе и жизни.
Значительного внимания требуют дети с различными нарушениями развития, в частности, с общим недоразвитием речи, о чем писали З.Е. Агранович, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Н.В. Новоторцева, Л.Г. Парамонова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие исследователи. Процесс овладения чтением и письмом у данных дошкольников протекает медленно и с существенными затруднениями. При нарушении речевых и неречевых функций, необходимых для овладения грамотой, дети сталкиваются с серьезными трудностями в подготовке к школьному обучению, что может отрицательно сказаться на их мотивации к учебе. Несмотря на интерес со стороны ученых к этой проблеме, вопрос о дифференцированном подходе к подготовке таких детей к чтению и письму до сих пор остается открытым. Необходимо более детально изучить возможности применения новых методов и средств работы логопедов, включая использование наглядных средств, моделирование, информационно - компьютерные технологии и другие инновации.
Объект исследования: готовность к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявить особенности и определить содержание логопедической работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники в области лингвистики, психолингвистики, методике логопедической работы по проблеме значения подготовки детей к обучению грамоте, особенностях нарушений подготовки к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Подобрать методику диагностики речевых и неречевых функций, необходимых для подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте.
...
Такие исследователи Л.Е. Журова, Е.Е. Соловьева, Е.И. Тихеева, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и многие другие, подчеркивают важность подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой. Они отмечают, что именно в этом возрасте особенно важно формирование языковой способности у детей. В этот период дети проявляют «лингвистическую одаренность», когда язык становится для них не только средством общения, но и объектом анализа. Это время критического развития, когда дети активно учатся и впитывают информацию, поэтому эффективная подготовка к грамоте в этом возрасте может существенно повлиять на их будущие успехи в учебе и жизни.
Значительного внимания требуют дети с различными нарушениями развития, в частности, с общим недоразвитием речи, о чем писали З.Е. Агранович, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Н.В. Новоторцева, Л.Г. Парамонова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие исследователи. Процесс овладения чтением и письмом у данных дошкольников протекает медленно и с существенными затруднениями. При нарушении речевых и неречевых функций, необходимых для овладения грамотой, дети сталкиваются с серьезными трудностями в подготовке к школьному обучению, что может отрицательно сказаться на их мотивации к учебе. Несмотря на интерес со стороны ученых к этой проблеме, вопрос о дифференцированном подходе к подготовке таких детей к чтению и письму до сих пор остается открытым. Необходимо более детально изучить возможности применения новых методов и средств работы логопедов, включая использование наглядных средств, моделирование, информационно - компьютерные технологии и другие инновации.
Объект исследования: готовность к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявить особенности и определить содержание логопедической работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники в области лингвистики, психолингвистики, методике логопедической работы по проблеме значения подготовки детей к обучению грамоте, особенностях нарушений подготовки к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Подобрать методику диагностики речевых и неречевых функций, необходимых для подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте.
...
Работа посвящена актуальной теме подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте. Важность данной темы обусловлена тем, что овладение чтением и письмом необходимо детям не только для успешного освоения всех школьных предметов, но и для дальнейшей коммуникации. Многие предметы, включая математику, естественные науки и обществознание, предполагают чтение и письмо как основные инструменты учебы и понимания материала. Поэтому важно формировать речевые и неречевые функции, необходимые для овладения грамотой, у детей еще до школы, чтобы они могли успешно взаимодействовать с учебным материалом и социализироваться в образовательной среде. Особенного внимания требуют дети с общим недоразвитием речи.
Реализация первой задачи исследования позволила определить, что подготовка к овладению грамотой представляет собой комплекс навыков, позволяющих подготовить детей к освоению чтения и письма. К важнейшим неречевым речевым психическим функциям, оказывающим влияние на успешность подготовки детьми старшего дошкольного возраста к овладению грамотой, являются фонетико-фонематические функции; к неречевым - оптико-пространственные, зрительные представления и словесно-логическое мышление. Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуются недостаточным темпом и специфическими особенностями овладения данными функциями, что оказывает негативное влияние на уровень подготовки их к овладению грамотой.
Для решения второй задачи было реализовано практическое исследование состояния речевых и неречевых функций, необходимых для овладения грамотой, у дошкольников. В задачи первой серии входила диагностика сформированности звукопроизношения, второй - фонематических процессов, третьей - пространственных представлений, четверной серии -зрительных представлений, пятой - диагностика словесно- логического мышления.
По результатам исследования отмечено, что у старших дошкольников с III уровнем речевого развития наблюдались значительные нарушения звукопроизношения (в большинстве, сонорных, шипящих и свистящих звуков), нарушения фонематического слуха, представлений. Значительные сложности отмечены при оценке фонематического анализа и синтеза. Также выявлены трудности ориентировки в нахождении и показе правых и левых частей собственного тела и тела человека, сидящего напротив; трудности выполнения штриховки, копирования. У детей контрольной группы значимых нарушений сформированности функций, необходимых для успешной подготовки к овладению грамотой, не выявлено.
Гипотеза подтвердилась: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня характеризуются недостаточным уровнем готовности к обучению грамоте, что проявляется в нарушениях фонетико - фонематических функций, оптико -пространственных представлений и зрительного восприятия, словесно-логического мышления.
Для решения третьей задачи, на основе данных, полученных в ходе диагностики, были разработаны методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на подготовку дошкольников с ОНР к обучению грамоте. Основными этапами реализации логопедической работы, предположительно, должны быть следующие:
Этап 1. Цель: развитие звукопроизношения.
Этап 2. Развитие фонематических функций.
Этап 3. Цель: формирование оптико-пространственных представлений.
Этап 4. Цель: формирование зрительного гнозиса.
Этап 5. Цель: развитие словесно-логического мышления.
Было определено содержание логопедической работы по каждому из данных направлений. Предполагается, что реализация данных направлений будет способствовать доказательству второй части гипотезы о том, что логопедическая работа по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективной при воздействии как на речевые, так и неречевые функции, необходимые для овладения чтением и письмом.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнута.
Реализация первой задачи исследования позволила определить, что подготовка к овладению грамотой представляет собой комплекс навыков, позволяющих подготовить детей к освоению чтения и письма. К важнейшим неречевым речевым психическим функциям, оказывающим влияние на успешность подготовки детьми старшего дошкольного возраста к овладению грамотой, являются фонетико-фонематические функции; к неречевым - оптико-пространственные, зрительные представления и словесно-логическое мышление. Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуются недостаточным темпом и специфическими особенностями овладения данными функциями, что оказывает негативное влияние на уровень подготовки их к овладению грамотой.
Для решения второй задачи было реализовано практическое исследование состояния речевых и неречевых функций, необходимых для овладения грамотой, у дошкольников. В задачи первой серии входила диагностика сформированности звукопроизношения, второй - фонематических процессов, третьей - пространственных представлений, четверной серии -зрительных представлений, пятой - диагностика словесно- логического мышления.
По результатам исследования отмечено, что у старших дошкольников с III уровнем речевого развития наблюдались значительные нарушения звукопроизношения (в большинстве, сонорных, шипящих и свистящих звуков), нарушения фонематического слуха, представлений. Значительные сложности отмечены при оценке фонематического анализа и синтеза. Также выявлены трудности ориентировки в нахождении и показе правых и левых частей собственного тела и тела человека, сидящего напротив; трудности выполнения штриховки, копирования. У детей контрольной группы значимых нарушений сформированности функций, необходимых для успешной подготовки к овладению грамотой, не выявлено.
Гипотеза подтвердилась: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня характеризуются недостаточным уровнем готовности к обучению грамоте, что проявляется в нарушениях фонетико - фонематических функций, оптико -пространственных представлений и зрительного восприятия, словесно-логического мышления.
Для решения третьей задачи, на основе данных, полученных в ходе диагностики, были разработаны методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на подготовку дошкольников с ОНР к обучению грамоте. Основными этапами реализации логопедической работы, предположительно, должны быть следующие:
Этап 1. Цель: развитие звукопроизношения.
Этап 2. Развитие фонематических функций.
Этап 3. Цель: формирование оптико-пространственных представлений.
Этап 4. Цель: формирование зрительного гнозиса.
Этап 5. Цель: развитие словесно-логического мышления.
Было определено содержание логопедической работы по каждому из данных направлений. Предполагается, что реализация данных направлений будет способствовать доказательству второй части гипотезы о том, что логопедическая работа по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективной при воздействии как на речевые, так и неречевые функции, необходимые для овладения чтением и письмом.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Направления логопедической работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим
недоразвитием речи Шуровая
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством наглядного моделирования
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2022 - Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024





