Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 5
1.1 Психо-физиологические механизмы подготовки к обучению грамоте... 5
1.2 Особенности подготовки к овладению грамотой детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12
1.3 Обзор методик подготовки к обучению грамоте детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 22
Выводы по 1 главе 30
Глава II. Логопедическая работапо подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 32
2.1 Цель, задачи, методики исследования готовности к овладению грамотой детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 32
2.2. Анализ результатов исследования 34
2.3 Содержание логопедической работы по формированию основ обучения грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня . 49
Выводы по 2 главе 70
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложения 80
Современная система образования нацелена не только обеспечить детей знаниями, но и развить в них комплекс навыков и качеств, необходимых для успешной жизни в современном обществе. В этом контексте особое внимание уделяется развитию грамотной, активной личности. Подготовка к овладению грамотой занимает важное место в этом процессе, поскольку успешное овладение чтением и письмом является основой для дальнейшего учебного прогресса. Таким образом, современная система образования стремится не только передать знания, но и обеспечить учащимся инструменты и навыки, необходимые для полноценной и продуктивной жизни. В дошкольном возрасте формируются основы овладения чтением и письмом, что способствует развитию коммуникативных навыков, повышает успешность овладения всеми школьными предметами, а также стимулирует креативное мышление и самовыражение. Обучение грамоте в дошкольном возрасте не только создает основу для последующего успешного обучения, но и способствует развитию уверенности и самостоятельности у детей.
Такие исследователи Л.Е. Журова, Е.Е. Соловьева, Е.И. Тихеева, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и многие другие, подчеркивают важность подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой. Они отмечают, что именно в этом возрасте особенно важно формирование языковой способности у детей. В этот период дети проявляют «лингвистическую одаренность», когда язык становится для них не только средством общения, но и объектом анализа. Это время критического развития, когда дети активно учатся и впитывают информацию, поэтому эффективная подготовка к грамоте в этом возрасте может существенно повлиять на их будущие успехи в учебе и жизни.
Значительного внимания требуют дети с различными нарушениями развития, в частности, с общим недоразвитием речи, о чем писали З.Е. Агранович, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Н.В. Новоторцева, Л.Г. Парамонова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие исследователи. Процесс овладения чтением и письмом у данных дошкольников протекает медленно и с существенными затруднениями. При нарушении речевых и неречевых функций, необходимых для овладения грамотой, дети сталкиваются с серьезными трудностями в подготовке к школьному обучению, что может отрицательно сказаться на их мотивации к учебе. Несмотря на интерес со стороны ученых к этой проблеме, вопрос о дифференцированном подходе к подготовке таких детей к чтению и письму до сих пор остается открытым. Необходимо более детально изучить возможности применения новых методов и средств работы логопедов, включая использование наглядных средств, моделирование, информационно - компьютерные технологии и другие инновации.
Объект исследования: готовность к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявить особенности и определить содержание логопедической работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники в области лингвистики, психолингвистики, методике логопедической работы по проблеме значения подготовки детей к обучению грамоте, особенностях нарушений подготовки к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Подобрать методику диагностики речевых и неречевых функций, необходимых для подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте.
...
Работа посвящена актуальной теме подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте. Важность данной темы обусловлена тем, что овладение чтением и письмом необходимо детям не только для успешного освоения всех школьных предметов, но и для дальнейшей коммуникации. Многие предметы, включая математику, естественные науки и обществознание, предполагают чтение и письмо как основные инструменты учебы и понимания материала. Поэтому важно формировать речевые и неречевые функции, необходимые для овладения грамотой, у детей еще до школы, чтобы они могли успешно взаимодействовать с учебным материалом и социализироваться в образовательной среде. Особенного внимания требуют дети с общим недоразвитием речи.
Реализация первой задачи исследования позволила определить, что подготовка к овладению грамотой представляет собой комплекс навыков, позволяющих подготовить детей к освоению чтения и письма. К важнейшим неречевым речевым психическим функциям, оказывающим влияние на успешность подготовки детьми старшего дошкольного возраста к овладению грамотой, являются фонетико-фонематические функции; к неречевым - оптико-пространственные, зрительные представления и словесно-логическое мышление. Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуются недостаточным темпом и специфическими особенностями овладения данными функциями, что оказывает негативное влияние на уровень подготовки их к овладению грамотой.
Для решения второй задачи было реализовано практическое исследование состояния речевых и неречевых функций, необходимых для овладения грамотой, у дошкольников. В задачи первой серии входила диагностика сформированности звукопроизношения, второй - фонематических процессов, третьей - пространственных представлений, четверной серии -зрительных представлений, пятой - диагностика словесно- логического мышления.
По результатам исследования отмечено, что у старших дошкольников с III уровнем речевого развития наблюдались значительные нарушения звукопроизношения (в большинстве, сонорных, шипящих и свистящих звуков), нарушения фонематического слуха, представлений. Значительные сложности отмечены при оценке фонематического анализа и синтеза. Также выявлены трудности ориентировки в нахождении и показе правых и левых частей собственного тела и тела человека, сидящего напротив; трудности выполнения штриховки, копирования. У детей контрольной группы значимых нарушений сформированности функций, необходимых для успешной подготовки к овладению грамотой, не выявлено.
Гипотеза подтвердилась: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня характеризуются недостаточным уровнем готовности к обучению грамоте, что проявляется в нарушениях фонетико - фонематических функций, оптико -пространственных представлений и зрительного восприятия, словесно-логического мышления.
Для решения третьей задачи, на основе данных, полученных в ходе диагностики, были разработаны методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на подготовку дошкольников с ОНР к обучению грамоте. Основными этапами реализации логопедической работы, предположительно, должны быть следующие:
Этап 1. Цель: развитие звукопроизношения.
Этап 2. Развитие фонематических функций.
Этап 3. Цель: формирование оптико-пространственных представлений.
Этап 4. Цель: формирование зрительного гнозиса.
Этап 5. Цель: развитие словесно-логического мышления.
Было определено содержание логопедической работы по каждому из данных направлений. Предполагается, что реализация данных направлений будет способствовать доказательству второй части гипотезы о том, что логопедическая работа по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективной при воздействии как на речевые, так и неречевые функции, необходимые для овладения чтением и письмом.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнута.
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи / З.Е. Агранович. - Спб.: Детство-пресс, 2020. - 432 с.
2. Алмазова А.А. Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты / А.А. Алмазова, Г.В. Бабина, М.М. Любимова // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22. - № 1 (90). - С. 151-165.
3. Анастасиев А.И. Первая книжка: I, II, III, IV. Азбука. Чтение после азбуки. Сборник статей: Первый год обучения / А. Анастасиев. - Вятка:типо- лит. Шкляевой, 1905. - 86 с.
4. Андреева О.П. Обучение младших школьников звуковому анализу слова в период обучения грамоте / О.П. Андреева, Ж.С. Искужиева // Наука и молодежь взгляд в будущее. - 2019. - С. 413-415.
5. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 256 с.
6. Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов/ Т.В. Ахутина, Т.В. Фотекова. - М. :Айрис-пресс, 207. - 176 с.
7. Болдинова О.Г. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ на занятиях по обучению грамоте / О.Г. Болдинова, Е.Н. Андреева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-1. - С. 41-44.
8. Баль Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. - 152 с.
9. Брюховских Л.А. Значение пространственных представлений в овладении грамотой детьми с общим недоразвитием речи / Л.А. Брюховских// Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. - 2021. - С. 17-19.
10. Боровская, И.К. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития / И.К. Боровская, И.В. Ковалец. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 369 с.
11. Вахтеров В.П. Новый русский букварь для обучения письму и чтению / В. П. Вахтеров. - Испр. изд. - М.: Гос. изд-во, 1922. - 60, [2] с
12. Воскресенская А.И. Таблицы по обучению грамоте : 1 кл. : / А.И. Воскресенская, С.П. Редкозубов, Л.К. Назарова. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 1978. - 39 с.
13. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей/ Г.А. Волкова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 45 с.
14. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский - М.: Аст, 2008. - 640 с.
15. Гридина Т. А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи / Т. А. Гридина. - М.: Флинта, 2013. - 152 с.
... всего 53 источников