Конструирование и внедрение мультимедийной презентации в
процессе работы с терминологической лексикой корпоративного подъязыка при обучении иностранному языку на среднем этапе
Введение 3
1. Особенности работы с терминологической лексикой при обучении иностранному языку на среднем этапе 10
1.1. Характеристика среднего этапа обучения иностранному языку 10
1.2. Корпоративные подъязыки в составе терминологической лексики как
элементы языковой категории 16
Выводы по главе 1 21
2. Использование мультимедийной презентации в процессе работы над терминологической лексикой корпоративного подъязыка при обучении
иностранному языку на среднем этапе 24
2.1. Классификационная характеристика учебных средств мультимедиа в процессе обучения иностранному языку 24
2.2. Алгоритм конструирования и внедрения мультимедийной презентации на примере работы с терминологической лексикой в составе корпоративного подъязыка «Зимние виды спорта»: терминологическое гнездо «Биатлон» (в рамках темы «Hobbys» УМК «Мозаика. Учебник немецкого языка для 7 класса школ с углубленным изучением языка» (Авторы: Н.Д. Гальскова, Е.М.
Борисова, И.Р. Шорихина) 27
Выводы по главе 2 51
Заключение 56
Библиографический список 57
Приложение А 65
Приложение Б 66
Приложение В 74
Приложение Г 75
Приложение Д 76
Приложение Е 79
Приложение Ж 81
Приложение И 82
Актуальность темы исследования. Процесс глобальной информатизации затронул все сферы жизни современного общества, в том числе и систему образования. Школы переходят на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413, согласно которому одним из основных назначений предмета «Иностранный язык (базовый уровень)» является «сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире» [цит. по ФГОС 2012, с. 9].
Владение коммуникативной иноязычной компетенцией предполагает способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка на различные темы, что требует от учащихся владения не только общеупотребительной лексикой, но и специальной терминологией.
Необходимость изучения терминологии при обучении иностранным языкам обусловлена «Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», которые размещены в приложении к Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г., где в качестве предметного результата рассматривается формирование научного типа мышления, владение научной терминологией и ключевыми понятиями. В рамках предмета «Иностранный язык» такие предметные требования как формирование иноязычной коммуникативной компетенции на базовом и углубленном уровне и овладение иностранным языком в качестве средства формирования учебно-исследовательских умений на углубленном уровне изучения иностранного языка могут быть достигнуты с помощью изучения терминологической лексики [Федеральный государственный
образовательный стандарты среднего общего образования, 2012].
Сферу терминологизации исследовали такие ученые как: А.А. Реформатский, Н.Л. Лантюхова, Н.Л. Канделаки, В.Н. Комиссаров, С. В. Гринев-Гриневич, Дж. Лайонз, Дж. Гринберг.
Особенности корпоративных языков представлены в исследованиях О.Д. Митрофановой, А.В. Суперанской, Л.П. Крысина, А. Д. Щвейцера, Л. Хоффманна.
ФГОС 2012 г. предусматривает применение информационных и информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку.
Одним из возможных направлений эффективного применения информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для обучения иностранным языкам является создание и использование мультимедийных презентаций.
Об интересе к обозначенной проблеме свидетельствуют исследования в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) И.Г. Захаровой, Н.И. Дворко, Н.В. Макаровой, Б. Кена; использования ИКТ при обучении иностранному языку Н.С. Киргинцевой, А.В. Дворецой, Ю.Н. Егоровой, Л.А. Беляевой, Н.В. Ивановой, О.В. Мироненко, А.В. Соболевой, К. Макли, Р Вильямса.
Педагоги, психологи и методисты считают наиболее оптимальным этапом для введения в процесс обучения ИКТ средний этап (средний школьный возраст). Психолого-педагогическая характеристика учащихся среднего школьного возраста описываются в трудах таких ученых как: И.А. Фурманов, Д.В. Эльконин, И.С. Кон, В.Е. Кожанова, В.Р. Ясницкая, Р.С. Немов, Л.И. Божович, О.В. Дюкина, В.Н. Мясищев, Г.Н. Коджаспирова, А. Гезелл, М. Мид, Р. Дерлейн, Д. Дирксен.
Эффективность и целесообразность использования ИКТ на уроке иностранного языка на среднем этапе обучения доказана в работах М.Ю.Бухаркиной, Т.Ф. Векшиной, М.В. Дружининой, Дж. Брунера, С. Паперта.
Использование ИКТ на уроке иностранного языка на среднем этапе обучения является необходимым условием достижения учащимися одного из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, которое включает в себя «умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности» .
...
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены основные характеристики среднего школьного возраста; осуществлен теоретический анализ понятий: «мультимедиа», «мультимедийная презентация»,
«терминологическая лексика», «корпоративный подъязык»; выявлены сущностные признаки понятия «термин» и рассмотрены особенности структурирования спортивной терминологической лексики.
В ходе исследования охарактеризованы мультимедийные средства обучения иностранному языку, среди которых мы выделили мультимедиапрезентации; описаны достоинства и недостатки использования мультимедиа-презентации на уроке иностранного языка.
Проанализировав УМК Н.Д. Гальсковой, Е.М. Борисова, И.Р. Шорихиной «Deutsch Mosaik 7», мы пришли к выводу, что в учебнике не уделяется внимание изучению терминологической лексике корпоративного подъязыка.
Была сконструирована и апробирована на практике мультимедийная презентация, демонстрирующая пример работы с терминологической лексикой в составе корпоративного подъязыка «Зимние виды спорта»: терминологическое гнездо «Биатлон» (в рамках темы «Hobbys» УМК «Мозаика. Учебник немецкого языка для 7 класса школ с углубленным изучением языка» (Авторы: Н.Д. Гальскова, Е.М. Борисова, И.Р. Шорихина).
Высказанное нами предположение о том, что применение мультимедиа-презентации на уроке иностранного языка способствует достижению предметного результата: формированию лексического навыка в сфере терминологической лексики, а именно корпоративного подъязыка «Зимние виды спорта», подтверждено апробацией мультимедиа-презентации в МАОУ «Гимназия No6» г. Красноярска.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в создании комплекса мультимедийных презентаций к каждой теме учебника.
1. Ахмедова Х.О. Обучение студентов института физической культуры спортивной терминологии в процессе обучения русскому языку. Т., Илмий-назарий журнал. Фан-Спортга 2008. № 2. С. 7-9.
2. База данных ФОМ: Поколение 21 века //Дружим, бегаем, поем...
[Электронный ресурс]
URL:http://bd.fom.ru/report/map/pokolenie21/press230608 (дата обращения: 03.02.2017).
3. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2008. №4. С. 36-40.
4. Биатлон. Обои на рабочий стол. [Электронный ресурс] URL: http://www.biathlon.com.Ua/uploads/1135.jpg (дата обращения: 11.01.2017).
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
6. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/ (дата обращения 6.03.2017).
7. Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО. 1999. № 9 (99). С. 21- 27.
8. Гальскова Н.Д., Борисова Е.М., Шорихина И.Р. Мозаика. Учебник немецкого языка для 7 класса школ с углубленным изучением языка. М.: Просвещение, 2001. 224 с.
9. Губина Т.Н. Мультимедиа презентации как метод обучения // Молодой ученый. 2012. №3. С. 345-347.
10. Гуреева Е.И. Разновидности специальных обозначений в современной спортивной терминологии // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 24. С. 71-73.
11. Гуреева Е.И. Спортивная терминология в лингвокогнитивном аспекте: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.19 Челябинск, 200
175 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.dslib.net/jazyko-
znanie/sportivnaja-terminologija-v-lingvokognttivnom-aspekte.html (дата
обращения 01.02.2017).
12. Граудина Л.К. и др. Культура русской речи. // Учебник для вузов. Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2013. 560 с.
13. Гринев-Гриневич С.В. Введение в терминоведение. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 304 с.
14. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии. 2004. № 3. С. 187-188.
15. Дворко Н.И., Познин В.Ф., Кузнецов И.Р., Каурых А.Е. Основы режиссуры мультимедиа программ: Учебное пособие. СПб: СПбГУП, 2005. 313 с.
... всего 68 источников