СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
СТУДЕНТОВ
(НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 43.03.01 «СЕРВИС»
КГПУ им.В.П. АСТАФЬЕВА)
Введение 3
1. Теоретические аспекты социального партнерства 7
1.1. Современное состояние и подходы развития социального партнерства
вуза и работодателя 7
1.2. Социальное партнерство: сущность, понятия, принципы формы
,условия вуза и работодателя 13
1.3. Модели социального партнерства отечественного и зарубежного
опыта 18
2. Анализ условий реализации формирования модели социального
партнерства вуза и работодателя 26
2.1. Анализ условий формирования социального партнерства вуза (на
примере направления подготовки 43.03.01
«Сервис») 26
2.2. Анализ условий формирования социального партнерства
работодателей 33
2.3. Проблемы социального партнерства КГПУ им. В.П. Астафьева и
работодателя 40
3. Разработка модели социального партнерства КГПУ им. В.П. Астафьева и
работодателя 46
3.1.Проект социальной и экономической эффективности социального партнерства КГПУ им. В.П. Астафьева 46
3.2.Эффективность социального партнерства КГПУ им. В.П. Астафьева 52
Заключение 58
Список использованных источник 61
В последнее время социальное партнерство получает все более широкое распространение в сфере профессионального образования, которое как в России, так и в целом в мировой практике нацелено на подготовку специалистов качественно нового уровня: творческих и компетентных личностей, способных к профессиональному саморазвитию, самореализации. Переориентация деятельности учебных заведений высшего образования вносит качественные изменения не только в содержание и формы обучения, но и требует, в свою очередь, усиления внимания к социальному партнерству как механизму удовлетворения требований потребителя образовательных услуг. Актуальность исследования. Сегодня достаточно остро стоит вопрос, насколько способны средние специальные учебные заведения (вузы) обеспечить новое качество развития производительных сил общества, урегулировать ситуацию на рынке труда, содействовать занятости населения, обеспечить переподготовку кадров. Тем более, что работодатель сегодня требует не просто подготовленного специалиста, а выпускника, который готов качественно выполнять производственные задания. При этом сам работодатель пока не считает себя участником образовательного процесса, а позиционирует себя преимущественно потребителем, заказчиком квалифицированных кадров. Таким образом, можно констатировать, что проблема обеспечения качества высшего образования, в том числе и среднего профессионального, представляет собой проблему, имеющую чрезвычайно важное социальное и государственное значение. Её острота увеличивается в условиях, когда анализ многих явлений осуществляется с позиций качества: качество мира, качество культуры, качество жизни, качество человека, качество образования. Применительно к системе высшего образования острота проблемы качества выражается в том, что существуют противоречия между з качеством подготовки специалистов и
современными потребностями производства. В частности по оценке многих исследователей, качество высшего образования ,не всегда соответствует этим потребностям ( П. Ф. Анисимов, Р. Ю. Евсеев, Г. И. Ибрагимов, Г. И. Кирилова, Е. А. Корчагин, Т. В. Лопухова, Г. В. Мухамедзянова, Л. А. Тайнулова, Р. X. Шакуров и др.), так как развитие ВО отстает от темпов развития современной экономики и производства, а также вследствие неразвитости социального партнерства. Накопление и обобщение опыта социального партнерства в высшем образовании заложило основы теории социального партнерства (В.А. Поляков, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, Хофманн Н.-Г. и др.). Отдельные аспекты социального партнерства вузов освещаются в работах по теории управления профессиональной подготовкой и развитием кадров (Ю.В. Васильев, Е.Л.Климов, Л.К. Маркова, В.Д. Шадриков, Г.П.Щедровицкий и др.). и в области социализации и> профессиональной адаптации студентов (Е.А.Асташева, P.P. Бибрих, О.Н.Боровик, В.А. Колобков, Н.Н. Роженко и др.). Однако следует отметить, что преимущественно рассматриваются вопросы сотрудничества вузов с производством.Анализ теоретических работ, передовой и массовой практики показал, что проблема взаимодействия учреждений высшего образования и социальных партнеров в обеспечении качества подготовки специалистов является весьма острой и пока не стала предметом специального педагогического исследования. Анализ имевшихся в нашем распоряжении результатов научно- педагогических исследований, изучение практики социального партнерства учреждений позволили выявить противоречия между: требованиями Государственных образовательных стандартов,
работодателей к уровню подготовки специалистов и реальным качеством высшего образования в вузах; необходимостью взаимодействия вузов с широким кругом социальных партнеров в обеспечении качества подготовки специалистов и «жесткими» формами организации образовательного процесса в высшем образовании, отсутствием эффективной модели социального партнерства;
Цель исследования - Состояние и пути развития социального партнерства КГПУ им В.П. Астафьева и работодателей по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис».
Объект исследования - социальное партнерство между вузом и работодателями.
Предмет исследования - совершенствование социального партнерства вуза и работодателя по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис». Взаимодействие вуза и социальных партнеров будет эффективным и обеспечит качество подготовки специалистов
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты развития социального партнерства направления подготовки 43.03.01 «Сервис»)
2. Выявить проблемы социального партнерства направления подготовки 43.03.01 «Сервис»)
3. Разработать предложения по социальному партнерству направления подготовки 43.03.01 «Сервис»)
4. Разработать предложения по совершенствованию социального
партнерства и определить эффективности их реализации.
Методы исследования. В ходе исследования была использована система взаимодополняющих, корректирующих и детерминирующих друг друга методов:
Теоретические: теоретический анализ (сравнительный,
ретроспективный), обобщение, анализ литературы, моделирование;
Эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, диагностика (наблюдение, анкетирование, интервьюирование,
опрос, тестирование, ранжирование, социометрия), педагогический
эксперимент;
Статистические: математическая и статистическая обработка, качественный и количественный анализ полученных результатов исследования, методы статистической обработки данных.
Теоретической основой исследования являются:
концепция непрерывного высшего образования (Б.С. Гершунский, И.И. Легостаев, В.Л. Сластёнин, В.В. Сериков и др.); исследования сущности и специфики высшего образования (П.Ф. Анисимов, С.Я. Батышев, А.А. Скамницкий и др.);
Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Основная цель социального партнерства состоит в совместной разработке, принятии и реализации социально-экономической и трудовой политики, основанной на интересах общества, работников и работодателей. Для системы профессионального образования социальное партнерство является естественной формой существования в условиях рыночной экономики. Социальное партнерство для учебного заведения открывает дополнительные возможности: постоянный доступ к
информации о рынке труда; подключение дополнительных источников финансирования и укрепления материально-технической базы; расширение сферы влияния вуза на социальную среду; упрощение процедуры корректировки и разработки новых учебно-программных материалов, получение новых возможностей для организации производственной практики студентов и стажировки педагогов; расширение возможности трудоустройства выпускников. При этом социальное партнерство должно быть направлено в первую очередь на реализацию требований, выдвигаемых работодателями и рынком труда к уровню подготовки специалистов и обеспечение трудоустройства выпускников. Формирование механизма сближения социума, рынка труда и рынка образования, а также уменьшения дисбаланса спроса и предложения на кадры специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих привело нас к созданию модели сетевого взаимодействия техникума с социальными институтами, региональным рынком труда и рынком образовательных услуг, позволяющей согласовывать интересы государства, общества, региона, предприятий-работодателей, учебного заведения и самих специалистов- выпускников.
Положительное влияние социального партнерства на развитие вуза проявляется в достижении высокого стандарта практико-ориентированной подготовки специалистов за счет повышения качества подготовки и
практики на базе предприятия - социального партнера; в оптимизации учебного процесса на основе модернизации учебно-лабораторной и производственной базы и инфокоммуникационной инфраструктуры; в расширении взаимодействия с предприятием-социальным партнёром в рамках договора о целевой подготовке и востребованности выпускников вуза; во внедрении новых форм образования и системы подготовки специалистов с высокой профессиональной компетенцией; формировании замкнутого технологического цикла подготовки производственного персонала высокотехнологичных отраслей промышленности,
обеспечивающего практико-ориентированное обучение и сокращение сроков социальной адаптации выпускников; повышение имиджа вуза как современного конкурентоспособного, соответствующего современным стандартам и требованиям подготовки специалистов для высокотехнологических производств.
В ходе взаимодействия с социальными партнерами в вузе определяются новые компетенции, которыми должен обладать современный специалист в своей профессиональной деятельности, связанной с освоением новых производственных технологий. С целью повышения эффективности профессиональной подготовки студентов рабочие учебные программы, разработанные на основе ГОС, могут быть дополнены учебными модулями, обеспечивающими формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями стратегического партнера.
Результаты теоретического и экспериментального исследования позволяют сформулировать следующие предложения:
• необходимо активизировать участие бизнеса в софинансировании, подготовке, переподготовке, повышении квалификации кадров, т.е. в воспроизводстве трудовых ресурсов;
• социальные партнеры должны принимать участие в учебно- методической работе вузов: в разработке рабочих учебных планов, в формировании регионального и вузовского компонентов; создании учебнометодических пособий и учебников; в преподавательской деятельности, в совместном формировании тематики для курсовых и дипломных pa6oт и формировании квалификационных требований к выпускникам, что является основой для подготовки учебных планов;
• расширять участие социальных партнеров в развитии научной работы, в деятельности научно-производственных объединений, технопарков, в создании и развитии лабораторий, представительств и пр.
Сегодняшняя наша задача на пути построения социального партнерства состоит в оценке полученного опыта и разработки новых перспектив pado™ в данном направлении. Во-первых, в области организации мониторинга - отслеживании движения и результатов социального партнерства (изучение рынка труда, запросов работодателей, исследование влияния партнерства с различными учреждениями на уровень компетентности студентов и др.); во- вторых, в сближении вуза с инновационными социальными учреждениями, организациями; в-третьих, в разработке правового механизма установления и регулирования партнерских взаимодействий и др.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Издательство
«Омега-Л», 2012. 188 с.
2. Федеральный закон от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об
объединениях работодателей» // Собрание законодательства РФ. 2012. №48. Ст.4741.
3. Закон г. Москвы «О социальном партнерстве» // Ведомости Московской городской Думы. 2014. 80 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего образования . Бакалавриат. Направление подготовки 43.03.01 Сервис : [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fgosvo.ru
5. Гост Р ISO 9001:2015 стандарт системы менеджмента качества : [Электронный ресурс]. - Режим доступа : protect.gost.ru
6. Авво, Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб. 2015. 96 с.
7. Андрукович, Е. Государственно-частное партнерство в образовании : [Электронный ресурс]. - Режим доступа : obrazovanie.viperson.ru
8. Байдаченко, П.Г. Социальное партнерство. Словарь-справочник. Экономика, 2013. 240 с.
9. Ветров, А.В. На пути к социальному партнёрству: развитие социально трудовых отношений в современной России : А.В. Ветров; под ред. Л.А. Гордона, Э.В. Клопова и др. 2012. 123 с.
10. Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / С. Ю. Глазьев. 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.zlev.ru/
11. Грибанов, В.И. Качество профобразования - основа социального партнерства //Профессиональное образование. 2012. 18-20 с.
12. Гуськова, Н.Д. Партнерство государства, общества и вузов: опыт Франции / Н. Д. Гуськова, Е. А. Неретина, Ю. Р. Еналеева // Высшее образование в России. 2013. 146 - 153 с.
13. Гущина, Е.Г. Маркетинговый механизм взаимодействия социальнозначимых рынков. 2014. 114 с.
14. Джинджолия, А.Ф., Шаховская, Л.С., Морозова, И.А.
Государственно-частное партнерство: сущность, формы,
перспективы и направления развития в современной экономике (Монография) / А.Ф. Джинджолия, Л.С. Шаховская, И.А. Морозова. М.: Изд-во «Экономическое образование», 2016. 88-89 с.
15. Зайцева, А.В. Роль социального партнерства в подготовке конкурентоспособного специалиста // Высшее образование. 2016 . 5 - 6 с.
... всего 43 источников