Введение 3
Глава1. Теоретические основы исследования
§1.1. Антонимы как предмет исследования в лингвистике 5
§1.2.Основные направления работы над словарем младших школьников 14
Выводы 23
Глава II. Работа с антонимами на уроках русского языка как средство совершенствования словаря младших школьников
§2.1. Приемы работы с антонимами на уроках русского языка в начальных классах 25
§2.2.Особенности владения антонимами третьеклассниками 30
§2.3. Содержание экспериментального обучения 39
§2.4. Результаты экспериментального обучения 44
Выводы 53
Заключение 55
Список литературы 57
Приложение 58
С помощью язык ребёнок овладевает традициями своего народа, его мировоззрением. Язык вводит его в общественную жизнь, дает возможность общаться с разными людьми. Большая часть познания происходит с помощью языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Каждый речемыслительный акт есть разрешение проблемной ситуации, т.е. акт творческий. Речь - это путь развития интеллекта. Дети овладевают языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Именно поэтому развитие речи — актуальная задача обучения в начальной школе. От того, насколько успешно ребёнок овладел связной речью, зависит качество его обучения, знания, умения и навыки по всем предметам, а не только по русскому языку и литературе. Развитая речь помогает детям лучше выражать свои чувства, мысли и эмоции. Бедный словарный запас не позволяет детям полноценно общаться как со взрослыми, так и с детьми.
Актуальность данной работы обуславливается тем, что в настоящее время словарный запас детей, поступающих в 1 класс, очень неразвит и скуден, что, в свою очередь, можно объяснить тем, что современные дошкольники мало читают (а, зачастую, и вовсе не умеют читать), но много смотрят телевизор и играют в компьютерные игры. Данные виды деятельности не способствуют развитию словарного запаса, а, наоборот, обедняют его, поскольку, когда ребенок использует узкий набор понятий в повседневной жизни, то новые слова, с которыми ему приходится встречаться, без регулярного использования переходят в категорию пассивной лексики и со временем забываются. Таким образом, задачей учителя русского языка в начальной школе становится планомерная, регулярная, методичная работа по совершенствованию словарного запаса школьников.
Цель: выявить результативность упражнений с антонимами как средства совершенствования словаря младших школьников.
Объект: процесс совершенствования словаря младших школьников.
Предмет: упражнения с антонимами как средство совершенствования словаря младших школьников.
Гипотеза: предполагаем, что совершенствование словаря младших школьников возможно, если использовать упражнения, направленные на выявление и подбор антонимов.
Задачи исследований:
1) проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
2) выявить особенности владения антонимами младшими школьниками;
3) разработать программу экспериментального обучения;
4) выявить результативность упражнений с антонимами.
Методы: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы, экспериментальное обучение, констатирующий эксперимент.
Базой исследования послужила Тасеевская школа №1 Красноярского края.
Антонимы (гр. anti - против + onyma - имя) - это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения. Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.
В основе антонимии лежит ассоциация по контрасту, отражающая существенные различия однородных по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков. Антонимия представляет собой одну из важнейших лингвистических универсалий, одно из существенных измерений лексико-семантической системы различных языков.
Семантическая классификация антонимов
1. Антонимы, выражающие качественную противоположность.
2. Антонимы, выражающие дополнительность (комплементарность).
3. Антонимы, выражающие противоположную направленность действий, свойств и признаков.
Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления: обогащение, уточнение, активизация словаря и устранение нелитературных выражений.
Традиционно на уроках русского языка используют следующие виды упражнений: группировка антонимов по парам; подбор антонимов к данным словам; замена антонимов в предложении; начатого предложения словами с противоположным значением (антонимами); подбор антонимов к словам, выступающим в разных значениях; подбор синонимических групп антонимов.
Основная цель упражнений с антонимами - использование их в устной и письменной речи. Конечно, антонимы употребляются учащимися нечасто, применение их зависит от содержания высказывания. Однако умение вводить антонимы в свою речь должно служить одним из критериев оценки речевого развития школьников.
С целью выявления особенностей владения антонимами проведен констатирующий срез среди учеников школы №1 города Красноярска с.
Тасеево третьего «Б» и «В» классов. В соответствии с целью исследования была подобрана диагностическая программа, которая включала в себя следующие задания: «Составь пары антонимов», «Подчеркни верные пары антонимов», «Найди антонимы в пословице» и «Подбери антонимы к словам». Получены следующие результаты в контрольном 3 «Б» классе: 50% учеников выполнили задания на высоком уровне, 44% - на среднем уровне и 6% школьников показали низкий уровень. В экспериментальном классе выявлены такие результаты: 55% учеников выполнили задания на высоком уровне, 33% - на среднем уровне и 12% школьников показали низкий уровень.
Экспериментальное обучение включало в себя обучающие упражнения: «Составь пары антонимов», «Подчеркни верные пары антонимов», «Найди антонимы в пословице» и «Подбери антонимы к словам». Упражнения предлагались в течение месяца на каждом уроке русского языка по одному заданию.
По итогам контрольного среза в контрольном классе получены следующие результаты: 28% учеников выполнили задания на высоком уровне, 50% - на среднем уровне и 22% школьников показали низкий уровень. Экспериментальный класс выполнил задания так: 72% ученика - высокий, 28% -средний и 0% - низкий показатель, что и доказывает эффективность обучающих упражнений.
1. Бережных Е.В., Гашкова Н.Л. Синонимы и антонимы// Начальная школа.2012.№ 3.
2. Бушуева Л.С., Федосеева О.В. Изучение фразеологических единиц в начальной школе. // Начальная школа. 2012г. №7.
3. /Е. М. Галкина-Федорук, К. В. Горшкова, Н. М. Шанский. - Изд. 4-е. - Москва : cop. 2015. - 407с.
4. Калинин А.В. Культура русского слова. - М.: Наука, Флинта.2013г.
5. Касаткин Л.Л.Современный русский язык — 3-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 272 с.
6. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. завед., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 464 стр.
7. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М.: ACT, 2012. - 512 стр.
8. Методика преподавания русского языка в школе. / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия 2012 г.
9. Методика развития речи // Под ред. Ладыженской Т А. - М., 2012.
10. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2012.
11. Новикова Л.А. Словарь антонимов русского языка. - М., 2012.
12. Ушакова О.Д. Синонимы и антонимы: словарик школьника. СПб.: Литера, 2016. - 64 стр
13. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. Пособие для студентов пед. ин-тов. Издательство Либроком, 2014г.
14. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика - М.: Комкнига, 2017. 336 с