ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 8
1.1 Характеристика начального этапа обучения 8
1.2 Особенности обучения лексической стороне речи на начальном
этапе 17
1.3 Игровая основа обучения лексике 26
Выводы по главе 1 32
2 ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 34
2.1 Здоровьесберегающие технологии на уроке иностранного языка на
начальном этапе обучения 34
2.2 Организация эффективного обучения лексике на уроке
иностранного языка в начальной школе
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
Приложение А 61
Приложение Б 86
1 ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 8
1.1 Характеристика начального этапа обучения 8
1.2 Особенности обучения лексической стороне речи на начальном
этапе 17
1.3 Игровая основа обучения лексике 26
Выводы по главе 1 32
2 ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 34
2.1 Здоровьесберегающие технологии на уроке иностранного языка на
начальном этапе обучения 34
2.2 Организация эффективного обучения лексике на уроке
иностранного языка в начальной школе
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
Приложение А 61
Приложение Б 86
На сегодняшний день повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения иностранного языка выступает главной целью общеобразовательных учреждений. Психологи, дидактики, лингвисты, методисты искали пути усовершенствования овладения иностранным языком для учеников разного уровня образованности и возрастов. Важнейшей проблемой являлось усвоение лексики, поскольку особенности этого процесса недостаточно выявлены. Важно отметить, что некоторые слова и выражения запоминаются достаточно легко, чтобы запомнить другие, необходимо использовать ряд специальных упражнений. Следовательно, овладеть активным лексическим минимумом ученики смогут при комбинированной работе.
Отечественными методистами, такими как И.В. Рахманов, А.А. Миролюбов, С.К. Фоломкина, основывающимися на концепциях И.В. Щербы, были разработаны основы методики обучения всем видам иноязычной речевой деятельности. Также был внедрен ряд значимых теоретических положений, содействующих разработке различных методик для активного и пассивного овладения языком, подготовлены словари для средний школы, учебники и программы, где языковой материал разделен на предназначенный для активного и пассивного усвоения .
По окончании школы ученики должны знать установленное количество слов, предписанных учебной программой.
Безусловно, ученик знает слово, если может подобрать к нему эквивалент на родном языке, но это не всегда значит, что он сможет корректно употребить это слово в контексте, выражая свои мысли. Ученик также знает слово, если узнаёт его визуально, но не помнит его значения или же вспоминает после размышлений. К сожалению, такого знания слов недостаточно для прочтения текста, и тем более для иноязычного общения. Поскольку во время чтения нужно уметь моментально узнавать слово и понимать его значение, для говорения также необходимо машинально вспомнить подходящее по смыслу слово и сочетать его с другими. Иными словами, нужно не просто знать слово, нужно научиться владеть словом. Так как владение словом сформировано на лексических навыках, необходимо владеть установленным количеством слов, независимо от вида речевой деятельности.
Таким образом, лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности. Ей отводится значимое место на каждом уроке иностранного языка.
Актуальность данной работы заключается в обращении к лексической стороне языка, так как лексика является основным «строительным материалом» языка. В отличие от грамматики, отражающей отношения между классами слов, лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему определенный смысл.
Ранее лингвистов интересовала преимущественно формальная сторона языка, в первую очередь, фонетика и морфология, затем синтаксис. Что касается лексики, здесь существенное внимание уделялось словообразованию. В современной методике работа над лексикой рассматривается в решении задач развития речевых умений. Вопросам формирования лексических навыков уделяется довольно большое внимание.
Следует отметить, что обучать лексике - значит обучать слову. «Слово - это «кирпичик» при строительстве здания, где здание - язык, а строительство - изучение» (Като Ломб, 1993).
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней школе, а предметом - обучение школьников лексической стороне иноязычной речи на начальном этапе.
Целью работы является выявить наиболее эффективные приемы и методы запоминания лексических единиц иноязычной речи на начальном этапе изучения иностранного языка и апробировать их в учебном процессе. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать начальный этап обучения иностранному языку;
2) выявить особенности обучения лексической стороне речи на начальном этапе обучения;
3) изучить игровую основу обучения лексике;
4) провести апробацию разработанного учебно-методического материала на уроках иностранного языка, выступающего как дополнение к основной программе.
В интересах исследования и в соответствии с объектом, предметом, целью и задачами нами сформулирована гипотеза исследования:
• формирования у учащихся начальной школы лексических навыков иноязычной речи проходит наиболее успешно, если:
^целенаправленно применяются методы и приемы, отвечающие возрастным и психолого-педагогическим особенностям младшего школьника;
2. осуществляется индивидуально-личностный и гуманный подход к ученикам в процессе обучения иностранному языку;
3. формирование лексических навыков происходит в контексте ситуативной коммуникации.
В данной работе используются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, опытная работа, статистический метод обработки полученных данных.
Теоретической основой работы стали труды педагогов и методистов по проблеме формирования языковых навыков у школьников Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, А.Н. Шамова, О.В. Щербы, П.Я. Гальперина, Е.И. Пассова, роли игровой деятельности в обучении иностранным языкам А.В. Конышевой, М.Ю. Курбатовой, Л.Г. Денисова.
База исследования: Красноярский край, МОУ СОШ №1 города Бородино; 3 «а» класс; группа, изучающих немецкий язык состоит из 8 человек.
Научная новизна исследования состоит в разработке учебно-методического материала, выступающего в качестве дополнения к основной программе, содержащего в себе упражнения, составленные на основе игрового метода обучения.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанного учебно-методического материала на уроках иностранного языка в школе.
Этапы исследования:
1. изучение методико-педагогической литературы, накопление личного опыта работы со школьниками, изучение опыта работы учителей, посещение уроков;
2. определение объекта, предмета, цели исследования, выделение задач, формирование гипотезы, разработка плана исследования;
3. подбор исследуемых, выбор методов исследования, организация условий проведения исследования;
4. проведение исследования, сбор материала, обработка и анализ результатов исследования, формулирование выводов и заключений;
5. оформление работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Отдельные результаты исследования были представлены во второй главе.
Объем и структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на страницах машинописного текста.
Во введении приводится обоснование актуальности исследования, формулируются предмет, объект, цель, задачи, гипотеза, теоретическая основа исследования, его новизна, практическая значимость, а также методы исследования, описываются структура и содержание работы.
Первая глава посвящена изучению характеристики начального этапа обучения, особенностей обучения лексической стороне иноязычной речи на начальном этапе, а также игровой основы обучения иностранному языку.
Вторая глава представляет собой описание проведения опытной работы по организации эффективного обучения лексике на уроках иностранного языка на начальном этапе.
Заключение включает в себя обобщение результатов исследования, подводятся итоги.
Список литературных источников состоит из 43 наименований.
Приложения содержат разработанный учебно-методический материал, а также анкету для выявления школьной мотивации.
Отечественными методистами, такими как И.В. Рахманов, А.А. Миролюбов, С.К. Фоломкина, основывающимися на концепциях И.В. Щербы, были разработаны основы методики обучения всем видам иноязычной речевой деятельности. Также был внедрен ряд значимых теоретических положений, содействующих разработке различных методик для активного и пассивного овладения языком, подготовлены словари для средний школы, учебники и программы, где языковой материал разделен на предназначенный для активного и пассивного усвоения .
По окончании школы ученики должны знать установленное количество слов, предписанных учебной программой.
Безусловно, ученик знает слово, если может подобрать к нему эквивалент на родном языке, но это не всегда значит, что он сможет корректно употребить это слово в контексте, выражая свои мысли. Ученик также знает слово, если узнаёт его визуально, но не помнит его значения или же вспоминает после размышлений. К сожалению, такого знания слов недостаточно для прочтения текста, и тем более для иноязычного общения. Поскольку во время чтения нужно уметь моментально узнавать слово и понимать его значение, для говорения также необходимо машинально вспомнить подходящее по смыслу слово и сочетать его с другими. Иными словами, нужно не просто знать слово, нужно научиться владеть словом. Так как владение словом сформировано на лексических навыках, необходимо владеть установленным количеством слов, независимо от вида речевой деятельности.
Таким образом, лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности. Ей отводится значимое место на каждом уроке иностранного языка.
Актуальность данной работы заключается в обращении к лексической стороне языка, так как лексика является основным «строительным материалом» языка. В отличие от грамматики, отражающей отношения между классами слов, лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему определенный смысл.
Ранее лингвистов интересовала преимущественно формальная сторона языка, в первую очередь, фонетика и морфология, затем синтаксис. Что касается лексики, здесь существенное внимание уделялось словообразованию. В современной методике работа над лексикой рассматривается в решении задач развития речевых умений. Вопросам формирования лексических навыков уделяется довольно большое внимание.
Следует отметить, что обучать лексике - значит обучать слову. «Слово - это «кирпичик» при строительстве здания, где здание - язык, а строительство - изучение» (Като Ломб, 1993).
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней школе, а предметом - обучение школьников лексической стороне иноязычной речи на начальном этапе.
Целью работы является выявить наиболее эффективные приемы и методы запоминания лексических единиц иноязычной речи на начальном этапе изучения иностранного языка и апробировать их в учебном процессе. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать начальный этап обучения иностранному языку;
2) выявить особенности обучения лексической стороне речи на начальном этапе обучения;
3) изучить игровую основу обучения лексике;
4) провести апробацию разработанного учебно-методического материала на уроках иностранного языка, выступающего как дополнение к основной программе.
В интересах исследования и в соответствии с объектом, предметом, целью и задачами нами сформулирована гипотеза исследования:
• формирования у учащихся начальной школы лексических навыков иноязычной речи проходит наиболее успешно, если:
^целенаправленно применяются методы и приемы, отвечающие возрастным и психолого-педагогическим особенностям младшего школьника;
2. осуществляется индивидуально-личностный и гуманный подход к ученикам в процессе обучения иностранному языку;
3. формирование лексических навыков происходит в контексте ситуативной коммуникации.
В данной работе используются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, опытная работа, статистический метод обработки полученных данных.
Теоретической основой работы стали труды педагогов и методистов по проблеме формирования языковых навыков у школьников Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, А.Н. Шамова, О.В. Щербы, П.Я. Гальперина, Е.И. Пассова, роли игровой деятельности в обучении иностранным языкам А.В. Конышевой, М.Ю. Курбатовой, Л.Г. Денисова.
База исследования: Красноярский край, МОУ СОШ №1 города Бородино; 3 «а» класс; группа, изучающих немецкий язык состоит из 8 человек.
Научная новизна исследования состоит в разработке учебно-методического материала, выступающего в качестве дополнения к основной программе, содержащего в себе упражнения, составленные на основе игрового метода обучения.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанного учебно-методического материала на уроках иностранного языка в школе.
Этапы исследования:
1. изучение методико-педагогической литературы, накопление личного опыта работы со школьниками, изучение опыта работы учителей, посещение уроков;
2. определение объекта, предмета, цели исследования, выделение задач, формирование гипотезы, разработка плана исследования;
3. подбор исследуемых, выбор методов исследования, организация условий проведения исследования;
4. проведение исследования, сбор материала, обработка и анализ результатов исследования, формулирование выводов и заключений;
5. оформление работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Отдельные результаты исследования были представлены во второй главе.
Объем и структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на страницах машинописного текста.
Во введении приводится обоснование актуальности исследования, формулируются предмет, объект, цель, задачи, гипотеза, теоретическая основа исследования, его новизна, практическая значимость, а также методы исследования, описываются структура и содержание работы.
Первая глава посвящена изучению характеристики начального этапа обучения, особенностей обучения лексической стороне иноязычной речи на начальном этапе, а также игровой основы обучения иностранному языку.
Вторая глава представляет собой описание проведения опытной работы по организации эффективного обучения лексике на уроках иностранного языка на начальном этапе.
Заключение включает в себя обобщение результатов исследования, подводятся итоги.
Список литературных источников состоит из 43 наименований.
Приложения содержат разработанный учебно-методический материал, а также анкету для выявления школьной мотивации.
В ходе работы были изучены и проанализированы особенности обучения лексической стороне речи на младшем этапе обучения, которое основывается на четырех видах работы: движении, музыке, игре и наглядности, способствующих поддержанию интереса к изучению иностранного языка. Комбинированное использование данных видов работы помогает добиться лучших результатов. Эти приемы очень эффективны при обучении лексике, поскольку они дают возможность провести презентацию и тщательную отработку новых лексических единиц иноязычной речи в увлекательной игровой форме. Обучение лексике на начальном этапе должно включать в себя немалое количество многообразных игр, помогающих вводить и отрабатывать новые лексические единицы в нестандартной форме. Известно, что в раннем возрасте (6-8 лет), ребенка нужно заинтересовать, только в этом случае можно будет достигнуть успешных результатов в обучении иностранному языку. Дети младшего школьного возраста отличаются эмоциональностью и общительностью. У них интенсивно развивается память, внимание, мышление, восприятие, формируется способность к рассуждению, словесно-логическому мышлению, но способность к волевому усилию и адекватной самооценке еще мало развита в этом возрасте. Если предоставляемая детям деятельность неинтересна, или если они считают, что их недооценивают, они могут стать недисциплинированным. Также очень важна оценка учителем деятельности детей, в основе которой общее положительное отношение к каждому ученику как к личности с ее потребностями и интересами. При этих условиях процесс обучения проходит успешно.
Проведена апробация разработанного Учебно-методического материала на уроках иностранного языка, созданного как дополнение к основной учебной программе и охватывающего несколько подтем. Учебно¬методический материал направлен на игровой метод обучения, поскольку он является довольно интересным и эффективным в организации учебной деятельности учеников на начальном этапе обучения. Данный метод может применяться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого установленного возраста. Использование данного метода содействует созданию благоприятной психологической атмосферы общения, помогает ученикам увидеть в иностранном языке реальное средство общения, поскольку при помощи игр осуществляется непроизвольное усвоение изучаемого материала, развитие творческих способностей и активности учеников, а также поддержание интереса к изучаемому предмету. Таким образом, игра представляет собой средство активизации учебного процесса.
Цель работы - выявление наиболее эффективных приемов и методов запоминания лексических единиц иноязычной речи на начальном этапе изучения иностранного языка была достигнута, так как в методике обучения иностранному языку, а именно лексической стороне, рекомендуется использовать игровой метод обучения, как интересный и эффективный в организации учебной деятельности учеников на начальном этапе обучения. Однако, игровое обучение не может являться единственным методом в образовательной работе с детьми. Оно не развивает способности учиться, но, формирует познавательную активность школьников. Во время решения игровых задач, ученики достигают педагогическую цель, которую чаще не осознают, поскольку, во время игры их внимание сосредоточено на конкретных задачах, стоящих в игре, а результатом их деятельности будет выступать усвоение новой лексики и общение на изучаемом языке.
Проведена апробация разработанного Учебно-методического материала на уроках иностранного языка, созданного как дополнение к основной учебной программе и охватывающего несколько подтем. Учебно¬методический материал направлен на игровой метод обучения, поскольку он является довольно интересным и эффективным в организации учебной деятельности учеников на начальном этапе обучения. Данный метод может применяться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого установленного возраста. Использование данного метода содействует созданию благоприятной психологической атмосферы общения, помогает ученикам увидеть в иностранном языке реальное средство общения, поскольку при помощи игр осуществляется непроизвольное усвоение изучаемого материала, развитие творческих способностей и активности учеников, а также поддержание интереса к изучаемому предмету. Таким образом, игра представляет собой средство активизации учебного процесса.
Цель работы - выявление наиболее эффективных приемов и методов запоминания лексических единиц иноязычной речи на начальном этапе изучения иностранного языка была достигнута, так как в методике обучения иностранному языку, а именно лексической стороне, рекомендуется использовать игровой метод обучения, как интересный и эффективный в организации учебной деятельности учеников на начальном этапе обучения. Однако, игровое обучение не может являться единственным методом в образовательной работе с детьми. Оно не развивает способности учиться, но, формирует познавательную активность школьников. Во время решения игровых задач, ученики достигают педагогическую цель, которую чаще не осознают, поскольку, во время игры их внимание сосредоточено на конкретных задачах, стоящих в игре, а результатом их деятельности будет выступать усвоение новой лексики и общение на изучаемом языке.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Использование игр при обучении лексической стороне иноязычной речи в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Развитие компенсаторной компетенции обучающихся среднего профессионального образования при обучении иностранному языку
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021 - Обучение лексической стороне устной речи в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2010 - Игровые методы обучения грамматической стороне иноязычной речи на начальном этапе в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Обучение грамматике английского языка с использованием наглядности на начальном этапе средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - Методические средства конструирования универсальных учебных
действий при активизации лексики в процессе обучения иностранному
языку на среднем этапе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ УСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ МЕТОДА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2025 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



