ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАРРАТИВУ НА
АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 8
1.1. Обучение иноязычной коммуникации в рамках
коммуникативного и компетентностного подходов 8
1.2. Обучение нарративу как виду монологической речи 18
1.3. Применение электронных образовательных ресурсов при
обучении нарративу на английском языке 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ НАРРАТИВУ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА УРОВНЕ БАКАЛАВРИАТА 40
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных
умений в области монологической речи 40
2.2. Описание алгоритма и содержания эксперимента по обучению
бакалавров педагогического образования нарративу на английском языке 43
2.3. Анализ экспериментального обучения нарративу на английском
языке 64
2.4. Методические рекомендации по обучению бакалавров
педагогического образования нарративу на английском языке 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ
На сегодняшний день в обучении иностранным языкам особое место занимает коммуникативный подход. В его контексте задачей учителя является обучение коммуникации. Одним из основных форматов коммуникации является говорение. Несмотря на то, что фокус обучения в настоящее время направлен на диалог культур, а значит и на основы диалогической речи, монологическая речь выступает важным компонентом коммуникации, так как она способна донести до реципиентов необходимую информацию, а также оказать на получателей информации нужное информатору воздействие.
Одним из видов монологического высказывания является нарратив - вербализация личного опыта. В процессе коммуникации он рассматривается как речевой акт, поэтому обучающимся важно уметь конструировать его правильно. Особенно важным это является для студентов бакалавриата, которые осваивают в вузах ключевые профессиональные компетенции, одной из которых является коммуникативная.
В процессе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, обучающихся по программам бакалавриата, использование в образовании современных методик, технологий и средств обучения особенно важно. Использование в обучении электронных образовательных ресурсов отвечает запросу нынешней системы образования, а также обеспечивает способность обучающихся разрабатывать компоненты образовательных программ с помощью электронных ресурсов.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки современных материалов, расширения инструментария развития умения конструировать нарративное высказывание, в частности при организации образовательного процесса на уровне бакалавриата. На сегодняшний день существует противоречие между спросом на специалистов с высоким уровнем развития иноязычной коммуникативной компетенцией и недостаточным уровнем умения студентов конструировать нарративное высказывание на иностранном языке.
С учетом указанных противоречий была выбрана тема исследования: «Обучение нарративу на английском языке с применением электронных образовательных ресурсов на уровне бакалавриата».
Объект исследования - процесс обучения говорению на иностранном языке студентов-бакалавров.
Предметом исследования является применение электронных образовательных ресурсов для обучения нарративу на английском языке.
Цель - теоретическое обоснование эффективности использования электронных образовательных ресурсов при обучении иноязычной коммуникации студентов-бакалавров и разработка учебно-методического обеспечения, направленного на развитие умения конструировать нарративное высказывание.
В соответствии с объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи:
- проанализировать научные работы по проблемам обучения говорению в целом и монологической речи в частности, изучить особенности нарративного высказывания и обучения ему;
- разработать учебно-методическое обеспечение по обучению нарративу студентов-бакалавров;
- провести экспериментальную апробацию разработанного учебно-методического обеспечения, направленного на развитие умений студентов бакалавриата конструировать нарративное высказывание;
- подготовить методические рекомендации по реализации данного обеспечения.
Методологическая основа исследования:
- реализация компетентностного подхода в образовательном процессе (Б.Д. Эльконин, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.А. Вербицкий) [Эльконин, 2001; Зимняя, 2009; Лебедев, 2004; Давыдов, 1996; Рубинштейн, 1976; Гальперин, 2002; Вербицкий, 2004];
- особенности коммуникативного подхода (Е.И. Пассов, В.Л. Скалкин, П.Р. Мильруд, Л.Н. Голуб, С.Е. Зайцева) [Пассов, 1989; Скалкин, 1983; Мильруд, 2003; Голуб, 2016; Зайцева, 2016].
Теоретическую основу исследования составили работы ученых, направленные на изучение нарратива, его структуры и особенностей (Р. Барт, К.А. Андреева, N.L. Stein, M. Policastro, R. Blaine) [Барт, 1997; Андреева, 2004; Stein, Policastro, 1984; Blaine, 2014].
Новизна исследования заключается в обосновании эффективности использования электронных образовательных ресурсов при обучении иноязычной коммуникации студентов бакалавриата факультета иностранных языков педагогического университета, а также в разработке нового учебно-методического обеспечения для обучения нарративу на английском языке бакалавров педагогического университетов.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении методического инструментария для развития умения студентов конструировать нарративное высказывание на английском языке.
Практическая значимость исследования состоит в:
- возможности использования результатов исследования и разработанного учебно-методического обеспечения для обучения нарративу студентов бакалавриата факультета иностранных языков педагогического университета;
- наличии методических рекомендаций по реализации данного учебно-методического обеспечения.
Гипотеза исследования: использование электронных образовательных ресурсов для обучения конструированию нарративного высказывания на иностранном языке студентами бакалавриата эффективно, если:
- обозначены общие особенности образовательного процесса в условиях реализации компетентностного подхода для развития умения студентов конструировать нарратив;
- определено содержание умений конструирования нарратива на английском языке;
- разработаны критерии для оценивания умения студентов конструировать нарратив на английском языке.
Методы исследования
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретические (анализ педагогической, психологической и методологической литературы, изучение и обобщение сведений, интерпретация, синтез);
- эмпирические (измерение, педагогическое наблюдение, эксперимент).
База исследования: ФГБОУ ВО «КГПУ им. В.П. Астафьева» г. Красноярска.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение. Работа изложена на 126 страницах.
Во введении обосновывается актуальность работы, формулируются ее цель, задачи, гипотеза, теоретическая основа исследования и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
В первой главе раскрываются компетентностный и коммуникативный подходы к обучению бакалавров педагогического образования, основы обучения говорению в целом и монологической речи в частности, особенности конструирования нарратива, теоретически обосновывается использование в педагогическом процессе электронных образовательных ресурсов и рассматриваются особенности организации обучения с их применением.
Во второй главе описывается организация процесса и анализ опытно-экспериментальной работы по развитию умения конструировать нарратив у студентов-бакалавров в контексте обозначенных выше подходов.
В заключении представлены результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы.
Список использованной литературы насчитывает 74 источника.
В приложении представлена методическая разработка, направленная на развитие умения обучающихся строить нарративное высказывания. Она включает в себя описание занятий, упражнения (в том числе интерактивные), методические рекомендации по использованию этих упражнений для педагогов, а также рекомендации по изучению нарратива с помощью электронных образовательных ресурсов для обучающихся.
Коммуникация является неотъемлемой частью функционирования социума. В контексте современных реалий, коммуникация занимает одну из лидирующих позиций, ведь именно в ходе ведения переговоров, дискуссий, публичных выступлений люди принимают важнейшие решения, связанные с различными сферами из жизни - межличностные отношения, дальнейшая судьба бизнес-проекта, внутренняя и внешняя политика государств и так далее.
Сегодня социальное взаимодействие с представителями других стран происходит часто, поэтому молодым специалистам необходимо владеть иноязычной коммуникативной компетенцией. Важным компонентом коммуникации является монологическая речь. Нарратив - повествование, имеющее строгую структуру последовательности изложения событий и отражающее личное отношение нарратора к рассказываемой истории - является жанром монологической речи, активно набирающим популярность. В связи с популяризацией данного феномена, умение строить нарратив в устной и письменной формах является одним из необходимых современному молодому специалисту.
Все чаще в обучении на всех уровнях образования, в том числе и на бакалавриате, используются электронные образовательные ресурсы. По мнению ученых и педагогов, применение электронных ресурсов в образовательном процессе помогает повысить интерес и мотивацию обучающихся за счет интерактивности образовательного процесса, развивать самоорганизацию обучающихся, повысить эффективность обучения за счет возможности неоднократно возвращаться к представленным в ресурсах информации и упражнениям и уменьшить время, затрачиваемое преподавателем на проверку работ, за счет автоматизации этого процесса
Целью данной магистерской диссертации являлось теоретическое обоснование эффективности использования электронных образовательных ресурсов при обучении иноязычной коммуникации студентов-бакалавров и разработка учебно-методического обеспечения, направленного на развитие умения конструировать нарративное высказывание.
Для достижения поставленной цели был выполнен ряд задач:
- проанализированы научные работы по проблемам обучения говорению и монологической речи, а также изучены особенности нарративного высказывания и обучения ему;
- разработано учебно-методическое обеспечение по обучению нарративу студентов-бакалавров;
- проведена экспериментальная апробация разработанного учебно-методического обеспечения, направленного на развитие умений студентов бакалавриата конструировать нарративное высказывание;
- подготовлены методические рекомендации по реализации данного обеспечения.
В магистерской диссертации был проведен анализ научной литературы по проблемам обучения говорению и монологической речи. Были описаны особенности педагогического процесса в контексте компетентностного подхода, так как студенты бакалавриата осваивают ключевые компетенции. В ходе анализа научных трудов было принято решение об использовании коммуникативного подхода в комплексе с компетентностным, так как обучение иностранным языкам в вузе носит более практико¬ориентированный характер, а значит обучение должно происходить в условиях, максимально приближенных к реальной коммуникации.
Также в первой части диссертационной работы были определены теоретические основы нарратива - его существующие понятия, структура, компоненты, особенности употребления. В ходе изучения научных работ было установлено, что конструирование нарратива обеспечивает продуктивность изучения иностранного языка, способствует совершенствованию фонетического, лексического и грамматического навыков, что говорит об оправданности использования нарратива на различных этапах обучения, а также для оценки уровня коммуникативных умений и навыков обучающихся. Для наиболее успешного обучения студентов бакалавриата нарративу была выбрана классификация упражнений A. К. Артыкбаевой для развития монологической речи, основанная на работах B. Л. Скалкина и Е.И. Пассова. В соответствии с этой классификацией, были разработаны упражнения для проведения опытно-экспериментальной работы.
Отдельная часть исследования была посвящена использованию электронных образовательных ресурсов для обучения нарративу. Было установлено, что оно сделает образовательный процесс более интерактивным и интересным, а также более личностно- и компетентностно- ориентированным, что является особенно актуальным для студентов- бакалавров. Был проведен аналитический обзор различных электронных ресурсов, которые можно использовать в образовательном процессе. Были проанализированы функции этих ресурсов, а также выявлены их достоинства и недостатки. Для использования в эксперименте были отобраны следующие электронные образовательные ресурсы: “Learning Apps”, “Quizizz”, “Miro”, “Wheel Decide”.
Во второй части магистерской диссертации была представлена разработка учебно-методического обеспечения и описан ход экспериментальной апробации этого обеспечения.
Эксперимент носил формирующий характер и включал в себя 3 этапа:
- диагностический;
- формирующий;
- итоговый.
В рамках эксперимента было разработано и проведено 6 занятий, к каждому из которых было создано учебно-методическое обеспечение, состоящее из теоретической части и комплекса упражнений. Большая часть учебно-методического обеспечения была разработана путем использования электронных образовательных ресурсов.
Перед началом эксперимента был проведен анализ методов и критериев для определения начального уровня студентов строить монологическое высказывание и создавать нарративный текст. Были отобраны следующие критерии:
- грамматическое оформление речи;
- лексическое оформление речи;
- произношение;
- следование структуре нарративного высказывания;
- присутствие всех компонентов нарративного высказывания.
Эти критерии помогли оценить уровень умения обучающихся на диагностическом этапе эксперимента, а также стали определяющими для итогового задания.
В качестве диагностирующего задания обучающиеся путем жеребьевки получили темы для конструирования нарратива. После подготовки они представляли свой нарратив устно. Их выступление оценивалось по представленным ранее критериям преподавателем и другими обучающимися . По результатам диагностики, 3 из 11 обучающихся продемонстрировали высокий уровень сформированности умения конструировать нарратив, в то время как 8 студентов показали средний уровень. Некоторые обучающиеся нарушали грамматический строй предложений, совершали лексические ошибки.
В разработке формирующего этапа эксперимента активно использовались электронные образовательные ресурсы. В рамках эксперимента, обучающиеся с помощью работы с электронными ресурсами изучали новый лексико¬грамматический материал, подготавливали пересказ текстов, анализировали полученную из видеороликов информацию, принимали участие в интерактивных викторинах, строили ментальные карты составляли собственные нарративные высказывания
На итоговом этапе эксперимента было произведено контрольное измерение уровня сформированности умения студентов строить нарративное высказывание. Обучающимся предлагалось взять за основу нарратива изображение, которое могло отражать любой компонент или структурную единицу нарратива, после чего создать ментальную карту в качестве опоры. Затем студенты обменивались своими картами. Получив интерпретацию ситуации другого обучающегося, они представляли её в форме устного нарратива. Задание оценивалось по тем же критериям, что и диагностирующее. Измерительные мероприятия продемонстрировали, что 7 студентов из 11 показали высокий уровень развития умения строить нарратив. Было отмечено повышение среднего результата группы на 40%. Анализ показал положительную динамику развития компетенций и предметных знаний, а обучающиеся положительно отозвались об опыте изучения нарратива с использование информационных технологий.
В конце второй главы магистерской диссертации были представлены методические рекомендации для педагогов по подготовке, организации и проведению занятий, посвященных изучению нарратива с использованием электронных образовательных ресурсов. Рекомендации по реализации интерактивных упражнений, планы-проспекты занятий по обучению нарративу с применением компьютерных технологий, а также методические рекомендации для обучающихся представлены в Приложении.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что эффективность использования электронных образовательных ресурсов для обучения студентов бакалавриата нарративу на иностранном языке была обоснована, а значит, цель магистерской диссертации была достигнута. Несмотря на это, дальнейшее изучение данной темы оправдано. Методика обучения нарративу все еще требует новых методических разработок, углубления и расширения теоретических данных и новых способов практики нарративных высказываний в процессе обучения.
1. ГОСТ Р 53620-2009: Национальный стандарт Российской Федерации.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. - Введ. 2011-01-01. - М.:
Стандартинформ, 2018. - 11 с.
2. Министерство образования Российской Федерации. Приказы. Приказ от 11.02.2002 о Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс] // Российское образование (федеральный портал). - URL:http://www.edu.ru/documents/view/1660/(дата обращения 13.12.2021).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование (иностранный язык) [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования. - URL:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301 B 3 16032018.pdf(дата обращения 18.12.2021).
4. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской
Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.consuttant.ru/document/cons doc LAW 154161/22444572fce92dd3d63da856c260fb49e8f921dc/
5. Акользина Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». Изд: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (Тамбов). - 2013. - №2 (22). - С. 95-97.
6. Андреева К.А. Литературный нарратив: когнитивные аспекты текстовой семантики, грамматики, поэтики. - Тюмень: Вектор Бук, 2004. - 244 с.
7. Аристотель. Риторика. Поэтика. Сборник: перевод с древнегреческого Н. Платоновой, В. Аппельрота. - М.: Издательство АСТ. - 2018. - 352 с.
8. Артыкбаева А.К. Требования к упражнениям для развития монологической речи на младших курсах языкового вуза // Интенсификация обучения речевой деятельности в языковом вузе. - Алма-Ата, 1988. - С. 63-67.
9. Багрецова Н.В. Сторителлинг в обучении иностранному языку: ключевые аспекты // Педагогика и психология образования. - 2020. - №2. - С. 25¬38.
10. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. - М.: Изд-во МГУ. - 1987. - С. 387-422.
11. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - №4. - С. 11-17.
12. Бородина Т.Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности // Молодой ученый. - 2014. - № 13 (72). - С. 241-243.
13. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. - 2005. - № 1(2). - С. 9-29
14. Ваграменко Я.А. Об основных направлениях информатизации педагогического образования / Я. А. Ваграменко, С. В. Богданова, В. А. Рыжков, С. А. Жданов, С. Д. Каракозов // Педагогическая информатика. - 2004. - №1. - С. 19-30.
15. Вакулюк В. Мультимедийные технологии в учебном процессе / Н. Семенова // Высшее образование в России. - 2004. - №2. - С. 101-105.
16. Васькина Т.И., Поцепай С.Н., Говенько A.M. Инновационные технологии
в преподавании иностранного языка в аграрном вузе (на примере использования по SANAKO STUDY 1200) / Разработка концепции
экономического развития, организационных моделей и систем управления АПК. Сборник научных трудов. - Брянский государственный аграрный университет, Учебно-методический Совет экономического факультета. - 2015. - С. 317-320.
17. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного
обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического
семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
18. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Высшая школа, 2002. - 400 с.
19. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: Арти-Глассо, 2000. - 281 с.
20. Голуб Л.Н. Коммуникативный подход в обучении // Вестник ФГОУ ВПО Брянская ГСХА. - 2017 - №4 (62). - С. 64-67.
21. Голуб Л.Н. Развитие коммуникативной компетенции обучаемых на основе информационных технологий //Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Информационные технологии. // Электронный журнал. - 2016. - Т. 8. - № 2(8). - С. 5-8.
22. Голуб Л.Н. Развитие коммуникативной компетенции студентов на занятиях иностранного языка // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции (17 марта 2017 г., г. Брянск). - Ч. 4. - Брянск: Изд-во Брянского ГАУ. - 2017. - C. 64-69.
23. Григорьева Е.Н., Корнилова А.С. Применение опор при обучении англоязычной монологической речи на старшем этапе в школе // Современные методы и технологии обучения иностранным языкам: сб. науч. ст. Чебоксары. - 2017. - С. 104-107.
24. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. - 544 с.
25. Данто А. Аналитическая философия истории. - М: Идея-Пресс. - 2002. - 292 с.
26. Дружинина М.В. Реализация коммуникативного подхода в обучении немецкому языку // Иностранные языки в школе. - 1999. - №. 2. - С. 67.
27. Зайцева С.Е. Коммуникативность как главная черта современного урока иностранного языка [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 396-400. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86982.htm(дата обращения 01.12.2021).
28. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. - 2005. - №3. - С. 27-40.
29. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №. 2. - С. 7¬14.
30. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании [Электронный
ресурс] // Психологический институт российской академии образования. - URL: https: //www.pirao. ru/community-proj ects/text/kompetentnostnyy-
podkhod-v-obrazovanii/index.php?sphrase id=16122 (дата обращения
01.05.2022).
31. Коломиец И.В. Методика проведения ролевой игры с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов при обучении профессионально направленному диалогическому общению: (англ. яз., неяз. вуз. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Киев, 1992. - 17 с.
32. Крутько С. Сторителлинг: как интересно рассказывать истории
[Электронный ресурс] // Нетология. - 2018. - URL:
https://netology.ru/blog/storytelling-interesnie-istorii(дата обращения: 02.04.2022).
33. Куценко С.М., Косулин В.В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2017. - №. 4 (36). - С. 127-133.
34. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 7-11.
35. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - Т. 1. - М., 1983. - С. 378.
36. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981 - 186 с.
37. Медведева С.А. Изучение иностранных языков студентами аграрного вуза как один из способов формирования ценностей // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - №6 (58). - С.37-42.
38. Мильруд Р. П. Компетентность в языковом образовании //Вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2003. - №. 2. - С. 100-106.
39. Минакова П.С. Обучение устной речи студентов на занятиях по иностранному языку // Тенденции развития науки и образования. - 2021.
- №. 71-5. - С. 103-105.
40. Моцар Е.М., Ковалева Е.Н. Духовно-нравственное воспитание студенчества // Современные технологии непрерывного обучения школа- вуз. Материалы VI Всероссийской научно-методической конференции. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета инженерных технологий, - 2019. - С. 142-143.
41. Насс О.В. Формирование компетентности педагогов в проектировании электронных образовательных ресурсов в контексте обновления общего среднего и высшего образования: дис. д-ра пед. наук. - М.: Изд-во МИГУ, 2010. - 404 с.
42. Осетрова Н.В. Книга и электронные средства в образовании. - М.: Изд. сервис Логос, 2003. - 144 с.
43. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.
- М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
44. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., 1989 - 278 с.
45. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. - М.: Русский язык. Курсы. - 2010. - 568 с.
46. Пассов Е.И., Кузовлев В.Л., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка: мастерство и личность. - М.: Прос
47. Петровский А.В. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского // М.: Политиздат. - 1990. - 494 с.
48. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: 1976. - 416 с.
49. Сайфутдинова Г.Б. Педагогические условия повышения мотивации студентов вузов к учебной и научноисследовательской работе посредством ИКТ / Г.Б. Сайфутдинова, О.В. Козелков, Р.Р. Тактамышева, С.С. Усачев // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 5 (Ч. 2). - С. 300-304.
50. Сайфутдинова Г.Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социо-гуманитарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - № 11 (65). - Ч. II. - С. 197 -200.
51. Сайфутдинова Г.Б., Мироненко А.С. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей в самостоятельной работе студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №. 54-7. - С. 183-189.
52. Салиева Л.К. Нарративный анализ. История и современность. Сферы приложения // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). - 2012. - № 3. - С. 116-128.
53. Санжаревский И.И. Политическая наука: Словарь-справочник: издание 6¬
е испр. и доп. [Электронный ресурс] // Виртуальный учебно- методический комплекс - 2016. - URL: http://glos.virmk.ru/(дата
обращения 04.04.2022)
54. Семышев М.В., Резунова М.В. Формирование информационно -
коммуникационной компетенции будущего агрария при реализации новых образовательных стандартов // Международный научный журнал. - 2016. - № 3. - С. 82-88.
55. Сенькова Т.А. Методика формирования речевых навыков и основные принципы обучения говорению на иностранном языке // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. - 2014. - № 5 (169). - С. 196-198.
56. Сергеева Т.А., Хасанова И.Ф. Истоки компетентностного под хода в российском образовании / Реализация компетентностного подхода в системе бизнес-образования / Науч. ред. Башкатов И.П., Чернявская А.Г. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2008. - С. 25.
57. Симонов П.С. Воспитание дисциплины и ответственности с помощью учебной среды Moodle // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 76-й международной научно-технической конференции. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова. - 2018. - Т. 9. - № 1. - С. 2-4.
58. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 128 с.
59. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей. - Киев, 1983. - 119 с.
60. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. - М., 1981 - 96 с.
61. Телегин А.А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2006. - 23с.
62. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса - М.: Издательство Московского университета, 1972. - 129 с.
63. Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5. - С.55-61
64. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред. А.В. Великановой. - Самара: Изд-во Профи, 2001. - С. 4-8.
65. Blaine R., Seely C. Fluency through TPR storytelling: Achieving real language acquisition in school. - Berkeley, CA, 2014. - 220 p.
66. Bruner J. Actual minds, possible worlds. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1986. - 222 p.
67. Deacon B., Murphey T. Deep impact storytelling // Forum: A Journal for the Teacher of English. - 2001. - Vol. 39. - № 4. - P. 10-15.
68. Esteban S.G. Integrating curricular contents and language through storytelling: criteria for effective CLIL lesson planning // Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Т. 212. - С. 47-51.
69. Isaeva T.E. To the nature of Pedagogical Culture: Competence-Based approach to its Structure // Преподаватель высшей школы в XXI веке. - 2003. - C. 89-94.
70. Khaustov I.A., Rylev S.S., Kovaleva E.N. Development and application of modern geographic information systems for monitoring the environmental status of objects // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2019. -Т. 81. - № 4 (82). - С. 263-267.
71. Madrid D., Bueno A., McLaren, N. TEFL in Secondary Education. - Granada: Editorial Universidad de Granada. - 2006. - P. 4-7.
72. Ryazhskich V.I., Kovaleva E.N. Mathematical modelling of mixture transport process in tanks // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2007. - № 12. - С. 49-54.
73. Schank R.C., Abelson R.P. Knowledge and memory: The real story. Hillsdale: Psychology Press, 1995. - 256 p.
74. Stein N.L., Policastro M. The Concept of a Story: A Comparison between Children’s and Teachers’ Viewpoints // Learning and the Comprehension of Text. - Erlbaum, Hillsdale. - 1984. - P.113-155.