История охраны памятников археологии Красноярского края: историко-правовой аспект в школьном курсе Истории, Основ регионального развития и обществознания
Введение 3
Глава 1. История развития международного и отечественного законодательства в сфере охраны памятников истории и культуры 12
1.1. История развития международных институтов по охране памятни¬ков истории и культуры 13
1.2. Охрана памятников истории и культуры в актуальном законода-тельстве зарубежных стран 18
Глава 2. Развитие отечественного законодательства по охране памятников ар-хеологии 27
2.1. Законодательство по охране памятников археологии в Российской
Империи 27
2.2. Становление и развитие советского законодательства по охране па¬мятников археологии 32
2.3. Становление и развитие законодательства по охране памятников ар¬хеологии в Российской Федерации 48
Глава 3. Краевое законодательство по охране памятников археологии и его ис¬пользование в школьной программе 63
3.1. Енисейская губерния Российской Империи 63
3.2. Енисейская губерния-Красноярский край в составе РСФСР 67
3.3. Красноярский край в составе Российской Федерации 75
3.4. Возможности реализации регионального компонента при освоении
курса Истории, Основ регионального развития и Обществознания 85
Заключение 100
Список использованных источников и литературы 104
Актуальность. Охрана археологического наследия в современной России сохраняет свою актуальность по той причине, что именно максимальные охрана и использование объектов культурного и археологического наследия предоставляют органам власти и управления, различным общественным институтам возможность обеспечивать устойчивое развитие многонационального российского общества в условиях современной глобализации. Сохранение культурного наследия рассматривается как одно из важнейших направлений культурной политики.
В настоящее время в России одной из самых острых является проблема возрождения традиционной материальной и духовной культуры населяющих её народов. Одновременно наблюдается повышенное внимание к историческому прошлому, а изучение и сохранение памятников относятся к числу важнейших научных и педагогических задач.
В области проведения полевых археологических изысканий также произошли определенные сдвиги, затронувшие и Красноярский край. С конца 80-х гг. ХХ века неуклонно снижается доля научных археологических работ, уступая место для охранных, спасательных археологических работ. К 2010 году доля научных археологических изысканий составляет лишь 18% от общего объема работ, против 82% проведенных спасательных археологических работ . Красноярский край не оторван от данных процессов, и, уже в 2009-2011 годы становится одним из лидирующих субъектов РФ по числу выданных разрешений (Открытых листов) на проведение спасательных археологических работ (более 40 в год) .
Данные показатели коррелируют с экономической активностью в регионе. В XXI веке не прекращаются процессы модернизации экономик стран мира, их производства и промышленности. Россия, включая и Красноярский край, в этом общем процессе не являются исключением, постоянно находясь перед необходимостью модернизации сфер экономики и производства. Накопленный отечественный и международный опыт свидетельствует о том, что устойчивое цивилизационное развитие невозможно без параллельной эволюции культурного компонента.
Ускорение промышленного роста, общественной динамики зачастую вступает в противоречие с проблемой сохранения историко-культурного наследия и сопровождается общим повышением потребности к сформированности культурной среды .
Цель настоящей работы - исследование развития законодательства Красноярского края по охране памятников археологии в регионе как ресурса для разработки регионального компонента школьных курсов «Всеобщая История», «Отечественная История», «Обществознание», «Основы регионального развития»...
Становление, развитие и реализация международного и отечественного законодательства по охране памятников археологии явилось довольно сложным и противоречивым процессом.
Участие России в международно-правовых договорах и организациях по охране памятников истории и культуры началось с момента вступления СССР в ЮНЕСКО в 1954 г. Характер их взаимоотношений до середины 1980-х гг. был достаточно напряженным и зачастую был подвержен их сильной политизации.
С середины 80-х гг. XX в. и до настоящего времени, СССР, а затем и Российская Федерация реализовали поэтапную имплементацию международно-правовых норм по охране памятников истории и культуры во внутригосударственную правовую систему.
В настоящее время РФ является участником важнейших международных универсальных и региональных договоров и организаций по охране памятников истории и культуры, практически реализуя заложенные в них правовые нормы.
Для Российской империи, несмотря на усилия многих влиятельных государственных органов, комиссий, должностных лиц, различных обществ и т.д., характерно отсутствие целостного общероссийского законодательства по охране памятников археологии. Обеспечение правовой охраны памятников археологии в Российской империи проводилось, в основном, через реализацию системы именных императорских указов. Однако, данная система оказалась очень сложной и запутанной, что, следовательно, сделало её неэффективной. Следует отметить, что корпус изданных именных указов не исследован до сих пор ввиду его чрезвычайного усложнения с 1845 года.
Для советского законодательства по охране памятников археологии характерен ряд особенностей, связанных с его развитием и реализацией, эволюцией приоритетов охраны в отношении различных категорий памятников. С началом строительства советского государства в 1917 году связано принятие базовых элементов центрального законодательства РФСФР по охране памятников археологии, послужившее основой для его дальнейшего развития на протяжении всей советской истории. В период с октября 1917 до середины 70-х гг. XX в. в памятникоохранительной системе СССР, РСФСР и Красноярского края существовал приоритет охраны памятников российского и советского революционного движения. Это выразилось в относительно низкой активности регионов РСФСР по выявлению и паспортизации памятников археологии по сравнению с памятниками истории и архитектуры в послевоенный период. С 1974 года происходит выравнивание приоритетов учета, паспортизации и государственной охраны памятников истории, культуры, архитектуры и археологии. Период с 1974 по 1990 гг. является наиболее качественным и плодотворным этапом в развитии и реализации системы советского общесоюзного и республиканского законодательства по охране памятников археологии.
История становления и развития системы законодательства Красноярского края по охране памятников археологии имеет относительно непродолжительную историю. Отправной датой реализации данного процесса является 1974 год. Предварительный этап по накоплению научных знаний и проведению учетно-регистрационных мероприятий на памятниках археологии Красноярского края был осуществлен в период с 1956 по 1974 гг.
В период с 1960 по 1985 гг. были достигнуты значительные успехи в реализации комплекса государственных учетных и охранных мероприятий для памятников археологии. Количество состоящих на государственной охране одиночных и комплексных памятников увеличилось с 4 в 1960 г. до 141 в 1985 году. В обозначенный период были поставлены на государственную охрану наиболее значимые памятники археологии Красноярского края: Комплекс палеолитических стоянок «Афонтова гора» в г. Красноярске, Шалаболинская писаница в Курагинском районе края, Ачинская палеолитическая стоянка, крупные комплексы археологических памятников Минусинского района - курганные группы и могильники, включающие в себя от 10-20 объектов, до групп, состоящих из 150-200 отдельных элементов (курганов, погребений, захоронений, каменных оград, изваяний и т.д.)
В период в 1985 по 1990 гг. данный процесс постановки памятников археологии Красноярского края на государственную охрану протекал с ещё большей интенсивностью, в основном за счет целенаправленной деятельности хозтемы №21 по паспортизации памятников археологии Красноярского государственного педагогического института. Количество паспортизированных и состоящих на охране памятников археологии увеличилось со 141 до 612 объектов к 1990 году...
1. Декреты и Инструкция об учете и охране памятников искусства, старины и природы. М., 1924. 29 с.
2. Договор об охране художественных и научный учреждений и исторических памятников. Международный центр Рерихов. Официальный портал. [Электронный ресурс]. http://www.icr.su/rus/evolution/pact/ (дата обращения - 15.02.2019)
3. Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15.12.1978. Правовая навигационная система «Кодексы и законы». [Электронный ресурс] https://www.zakonrf.info/doc-13463382/ (дата обращения 03.03.2019)
4. Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 20.10.1976. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. [Электронный ресурс] http:// www.libussr.ru/doc_ussr/usr_9021.htm (дата обращения - 03.03.2019)
5. Закон РФ от 09.10.1992 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/104540/ (дата обращения - 03.03.2019)
6. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001, № 136-ФЗ. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения - 03.03.2019)
7. Исполнительный Регламент Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 года). Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. http:// base.garant.ru/2560840/ (дата обращения - 01.03.2019)
8. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18. 10. 1907. Международный комитет Красного креста. Официальный портал. [Электронный ресурс]. - https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/hague- convention-iv-181007.htm (дата обращения: 20.01.2019)
9. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/archive/convention- ru.pdf. (Дата обращения: 07.02.2018).
10. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. //Министерство образования и науки, 2013. 80 с.
11. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 10.08.1933 «Об охране исторических памятников». Интернет-портал «Правовая Россия». [Электронный ресурс] http://lawru.info/dok/1933/08/10/n1197021.htm (дата обращения - 02.03.2019)
12. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 10.02.1934 «Об охране археологических памятников». Интернет-портал «Правовая Россия». [Электронный ресурс] http://lawru.info/dok/1934/02/10/n1196777.htm (дата обращения - 02.03.2019)
13. Постановление Совета Министров СССР «О мерах улучшения охраны памятников культуры» от 14.10.1948. Социальный специализированный ресурс информационного содействия в сфере сохранения, консервации и реставрации памятников материальной культуры «Art Conservation|Ма- стерская». [Электронный ресурс] http://art-con.ru/node/354 (дата обращения - 03.03.2019)
14. Постановление Совета Министров РСФСР «Об утверждении инструкции о порядке учета, регистрации и содержания археологических и исторических памятников на территории РСФСР» от 28.05.1949. Интернет-портал «Правовая Россия». [Электронный ресурс] http://lawru.info/dok/ 1949/05/28/n1193706.htm (дата обращения - 03.03.2019)
15. Постановление Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» от 30.08.1960. Информационно-справочная онлайн система «Технорма.ЯИ» [Электронный ресурс] http://tehnorma.ru/doc_ussrperiod/textussr/usr_5584.htm (дата обращения - 03.03.2019)..71