Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы ценностно-мотивационного отношения медицинского персонала к профессиональной деятельности 11
1.1 Профессиональная деятельность как феномен 11
1.2 Проблема ценностно-мотивационного отношения к профессиональной
деятельности 16
1.3 Проблема ценностно-мотивационного отношения медицинского
персонала к профессиональной деятельности в психологических исследованиях 23
Выводы по первой главе 28
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей ценностно-мотивационного отношения врачей и среднего медицинского персонала к профессиональной деятельности 31
2.1 База, этапы и методы работы 31
2.2 Анализ результатов исследования 36
2.3 Психологические рекомендации по повышению ценностно -
мотивационного отношения медицинского персонала к профессиональной деятельности 58
Выводы по второй главе 59
Заключение 63
Список используемых источников 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Приложение А (обязательное) Иллюстративная часть 72
Приложение Б (справочное) Социально-демографическая анкета 107
Приложение В (справочное) Цветовой тест отношений М. Люшера 108
Приложение Г (справочное) Тест «Интегральная удовлетворенность трудом» 110
Приложение Д (справочное) Тест «Смысло-жизненные ориентаций» Д.А.
Леонтьева 113
Приложение Е (справочное) Опросник карьерных ориентаций «Якоря карьеры» (Э. Шейн) 117
Приложение Ж (справочное) Методика оценки мотивационных факторов
Ф. Герцберга 120
Приложение З (справочное) Тест «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана 126
Приложение И (справочное) Методика «Незаконченные предложения» 131
Приложение К (справочное) Сводная таблица по результатам исследования 133
На данном этапе развития общества, который характеризуется постоянным увеличением числа болезней и степенью их «агрессивности», медицинская сфера обслуживания основной задачей ставит перед собой совершенствование качества оказываемой медицинской помощи. С этой целью совершенствуется оснащение медицинских учреждений новым современным оборудованием, открываются новые медицинские центры.
Но не следует при этом забывать, что предназначение профессии медицинского работника в своей основе имеет гуманистическую направленность, характеризующуюся такими качествами, как человечность, внимательность к чужой личности, сопереживание и отзывчивость.
Организационные и технологические инновации, в свете сказанного, не могут рассматриваться в качестве исчерпывающих, достаточных для повышения эффективности оказываемой медицинской помощи. Не меньшее значение имеет личное отношение медицинского работника к труду и к людям.
Так, один из важнейших психологических факторов, характеризующий личность медицинского работника и влияющий на качество его профессиональной деятельности, является мотивация. Мотивация - это то, ради чего личность занимается выбранным видом деятельности, на что она больше всего ориентирована. Медицинская помощь, оказываемая людям, с позиции медицинского работника может являться как самоцелью, так и средством для удовлетворения своих личных потребностей.
Наряду с этим, устойчивая структура ценностных ориентаций, предполагающая зрелость личности, верность определенным принципам и идеалам, и обеспечивающая его устойчивость и стабильность, определяет то, насколько добросовестно личность будет относиться к выполняемой профессиональной деятельности и насколько осознанны будут его действия.
В структуре медицинского обслуживания ярко выражена существующая иерархия, которая делит весь медицинский персонал на три категории: врачи, средний медицинский персонал и младший медицинский персонал. Врачи и средний медицинский персонал работают непосредственно с людьми, тогда как младший медицинский персонал является обслуживающим.
Характер работы врачей и среднего медицинского персонала сильно отличается. Врачи - это прежде всего люди с высшим медицинским образованием, основная работа которых заключается в предотвращении, распознании и лечении заболеваний и травм. Средний медицинский персонал чаще имеют среднее профессиональное образование. Они сопровождают пациентов и ухаживают за ними на протяжении их выздоровления.
Хотя сфера медицинского обслуживания является единой, разные уровни образования, разная специфика деятельности и разные обязанности определяют различия в мотивации врачей и среднего медицинского персонала.
Ориентируясь на вышесказанное, можно предположить, что изучение данной проблемы позволит разрешить существующие противоречия между:
а) приоритетом технологического обеспечения медицинских учреждений и высокой значимостью гуманистического аспекта профессиональной деятельности;
б) высокой потребностью в получении эффективной профессиональной помощи и низкой исследованностью важнейшего фактора этой эффективности - ценностно-мотивационного отношения медицинских работников к профессиональной деятельности;
в) необходимостью всестороннего изучения особенностей ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности медицинских работников и недостаточным учетом специфики деятельности медицинского персонала на различных уровнях.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:
а) востребованностью комплексного знания об особенностях ценностно¬мотивационного отношения врачей и среднего медицинского персонала к профессиональной деятельности;
б) необходимостью разработки психологических рекомендаций по повышению ценностно-мотивационного отношения медицинского персонала к профессиональной деятельности, позволяющих повысить качество оказываемых медицинских услуг за счет добросовестного выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, адекватных потребностям населения.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности ценностно - мотивационного отношения врачей и среднего медицинского персонала к профессиональной деятельности...
Теоретический анализ научной литературы по проблеме особенностей ценностно-мотивационного отношения врачей и среднего медицинского персонала к профессиональной деятельности, показал, что на сегодняшний день эта тема не заняла должного места в системе психологического знаний. Большой акцент при изучении ценностных ориентаций и мотивов осуществления медицинской деятельности делается на начальном этапе становления профессионала - на этапе обучения. Между тем, идеалистические представления студентов о будущей профессиональной деятельности сильно отличаются с реальными особенностями этой деятельности. На этапе обучения будущий медицинский работник не ощущает на себе весь объем нагрузки и ответственности, и поэтому невозможно достоверно оценить какой мотив будет преобладающим на этапе осуществления данной профессиональной деятельности. Ведь мотивация имеет динамическую структуру, где постоянно меняется соотношение разных побуждений и интересов. Поэтому нельзя предполагать, что преобладающая мотивация студента-медика останется доминирующей после многолетнего стажа работы в должности врача.
Также, на наш взгляд, недостаточно изучена специфика работы разного медицинского персонала, в зависимости от занимаемой должности и профессиональной подготовки, включая особенности выбора и осуществления этой деятельности.
Стоит отметить, что существует множество подходов к пониманию сущности и природы ценностных ориентаций и мотивов профессиональной деятельности в самых различных областях психологической науки: акмеологии, психологии труда, психологии управления, психологии личности, социальной психологии.
Профессиональная деятельность - это то, чему личность посвящает большую часть жизни. В профессиональной деятельности личность развивается и проявляется. Это призвание, с помощью которого личность ощущает себя частью общества и ощущает вклад, который он в него привносит.
Качество выполнения и отношение к профессиональной деятельности определяет структура ценностных ориентаций личности, которая наряду с потребностями и интересами является движущей силой мотивации.
Мотивация профессиональной деятельности начинается с профессионального призвания. На этом этапе происходит соотнесение себя с будущей профессией, оценка своих потенциальных возможностей овладения ею и анализ своих способностей, применимость их в профессиональной деятельности, а так же также анализ своих интересов и потребностей и возможность их удовлетворения в выбранной профессиональной сфере. Такой анализ позволяет понять успешность выполнения будущей профессиональной деятельности.
При наилучшем совпадении интересов, потребностей, ценностей и выбранной профессиональной деятельности, профессиональная деятельность приобретает смысложизненный характер. В противном случае профессиональная деятельность становится инструментом для удовлетворения своих потребностей в других сферах жизни.
Выбор медицинской профессии должен быть осознанным и продуманным, поскольку общество предъявляет высокие требования как к знаниям медицинского работника, его образованию, так и к его отношению к профессиональной деятельности, ведь любые ошибки могут иметь весьма серьезные последствия.
Под ценностно-мотивационным отношением мы понимаем психологический компонент, формирующий общую направленность личности, определяющий оценочное восприятие личностью материальных и духовных благ и использование этих благ как движущей силы для удовлетворения своих потребностей.
Во второй главе магистерской диссертации было проведено эмпирическое исследование по изучению особенностей ценностно-мотивационного отношения врачей и среднего медицинского персонала к профессиональной деятельности. Базой для проведения исследования явились:
а) ООО «Центр клинической иммунологии»;
б) Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Красноярская межрайонная больница №3»;
в) Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н. С. Карповича;
г) Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агенства;
д) Городская поликлиника №7.
В исследовании принимали участие 70 человек, из них - 35 врачей и 35 представителей среднего медицинского персонала, в возрасте от 21 до 80 лет. Исследование проводилось в четыре этапа, был подобран пакет из шести диагностических методик...
1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Таранов ; под ред. Н. Ю. Шевцовой. - М.: рус.яз., 1990. - 921 с.
2. The Concise Oxford Dictionary of Current English. 6-th ed. Oxford, 1976. - 885 p.
3. Костенко, Н. В. Ценности профессиональной деятельности [Текст] / Н. В. Костенко, В. Л. Оссовский. - Киев: 1986. - 75 с.
4. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М.: 1982. - 32 с.
5. Чижкова, М. Б. Мотивы выбора профессии врача и из взаимосвязь с профессионально-значимыми качествами медицинского работника у студентов-первокурсников медицинского вуза [Текст] / М. Б. Чижкова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1.
6. Гостяева, И. Повышение мотивации к труду на основе управления трудовым поведением работников [Текст] / И. Гостяева, Г. Вукович // Человек и труд. - 2009. - № 12.
7. Черемошкина, Л. В. Мотивация труда: факторы влияния /
Л. В. Черемошкина // Человек и труд. - 2004. - № 8.
8. Кабанов, А. Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст] : учебник / А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, И. А. Баткаева, М. В. Ловчева. - М.: 2011.
9. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М.: 1996.
10. Заочные электронные конференции [Электронный ресурс] / Научный электронный архив. - Режим доступа : http://econfrae.ru/article/5159
11. Сурина, И. А. Ценностные ориентации / И. А. Сурина // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - №4.
12. Бобнев, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст] / М. И. Бобнева. - М.: Наука, 1989.
13. Селиванов, Ф. А. Избранное [Текст] / Ф. А. Селиванов. - Тюмень: 1998.
14. Уемов, А. И. Системный подход и общая теория систем [Текст] / А. И. Уемов. - М.: 1978
15. Сагатовский, В. Н. Основы систематизации всеобщих категорий [Текст] / В. Н. Сагатовский. - Томск: 1973...29