ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВРЕМЕННОЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Теоретические аспекты временной перспективы
в современной психологии 6
1.2. Профессиональное самоопределение
как психологический феномен 9
1.3. Временная перспектива и профессиональное самоопределение
в старшем подростковом возрасте 11
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 15
2.1. Организация и методы исследования 15
2.2. Анализ и обобщение полученных результатов 16
2.3. Комплекс практических упражнений для развития временной перспективы и профессионального самоопределения
для старших подростков 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Возрастание темпов жизни, ускорение общественных преобразований актуализируют необходимость нового научного понимания того, как человек осмысливает и воспринимает время собственной жизни, и как результаты этого переживания влияют на жизненный выбор, организацию и осуществление деятельности. Именно поэтому изучение проблемы времени привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных авторов.
Исследования свойств временной перспективы в старшем подростковом возрасте связана с особенностями, возникающими в этот период новообразований: чувство взрослости, развитие самосознания, формирование идеала личности, склонность к рефлексии, половое созревание, повышенная возбудимость, особое развитие волевых качеств, потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл, самоопределение, профессиональное самоопределение.
В современном обществе перед подростками стоит важный вопрос дальнейшего профессионального самоопределения. Школьникам необходимо сделать осознанный выбор. Наш научный интерес вызван тем, что часто у подростков возникают трудности с проблемой самоопределения, основанной на неумении выстраивать жизненную перспективу.
Проблема временной перспективы и профессионального самоопределения актуальны для старшего подросткового возраста. Именно в этот период для человека важно быть ориентированным на будущее время, уметь выстраивать жизненную перспективу, сделать профессиональный выбор и определиться со своим будущим.
Актуальность нашего исследования обусловлена следующими противоречиями:
- между возрастными закономерностями периода старшего подросткового возраста, побуждающими подростков определить временную перспективу своей жизни, и недостаточно полной освещенностью исследований в данном направлении;
- между потребностью в ясной временной перспективе, сопряженной с мечтами и планами будущей жизни, и ограниченными возможностями прогнозирования и рефлексии;
- между началом учебно-профессиональной деятельности и несформированностью первичных профессиональных планов.
Проблема исследования: в чем заключается связь временной перспективы и профессионального самоопределения старших подростков?
Цель исследования: выявить взаимосвязь временной перспективы и профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте...
Возможности личных достижений человека зависят от того, как именно он ощущает время и воспринимает себя в нем, какой он имеет взгляд на события своего прошлого, настоящего и будущего, как, в связи с этим, он организует свою собственную жизнь и деятельность, как он использует время для возможностей саморазвития и самосовершенствования, а также для собственного профессионального самоопределения.
Определение своего профессионального будущего является сложным и долгим процессом, от которого зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Рано или поздно перед человеком встает выбор: какую профессию выбрать, как планировать дальнейшую профессиональную перспективу, как определиться с выбором так, что была возможность получать от этого удовольствие и развиваться в этом.
Процесс профессионального самоопределения является актуальным для каждого человека. Перед ним стоит вопрос выбора профессии, анализа собственных профессиональных качеств, построения профессиональной перспективы. Что особенно актуальным является для старших подростков и старшеклассников для своевременного принятия решения. Ведь именно в этот период для человека важно быть ориентированным на будущее время, уметь выстраивать жизненную перспективу, сделать профессиональный выбор и определиться со своим будущим.
В нашем исследовании мы рассмотрели данную тему с точки зрения многих авторов, занимающихся данными исследованиями, некоторые выводы по теоретическому обзору мы предоставили выше. Также мы определили диагностический инструментарий для выявления особенностей временной перспективы и профессионального самоопределения старшего подросткового возраста: «Опросник временной перспективы» (Ф. Зимбардо),
«Статус профессиональной идентичности» (А.А. Азбель) и «Опросник профессиональной установки» (И.М. Кондаков).
Комплекс диагностических инструментов позволил нам выделить особенности старшего подросткового возраста:
1. Старшие подростки имеют рискованное, импульсивное отношение ко времени и жизни, отражают ориентацию на удовольствие в настоящем; отражают теплое, сентиментальное отношение к своему прошлому; и не склонны относится к жизни с пассивностью и безразличием.
2. Подростки находятся в состоянии кризиса выбора, исследуют альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и активно пытаются выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем...
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 2001. 299 с.
2. Вартанова И.И. Мотивация и временная перспектива старшеклассников // Национальный педагогический журнал. 2013. №2. С. 127¬133.
3. Василевская К.Н., Нуркова В.В. Трудные для личности ситуации // Вопросы психологии: сетевой журн. 2002. №2. URL: http://istiDie.nuisu.ru (дата обращения: 20.03.2018).
4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 1999. 176 с.
5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. СПб.: Питер, 2000. 350 с.
6. Голубев А.М., Казачанская М.Г. Временная перспектива и мотивационные предпочтения // Психологические исследования. 2009. №2 (3). С. 70-77.
7. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб.: Питер, 2006. С. 134-138.
8. Григорян Ф.Ф. Управление профессиональным выбором и профессиональным выбором и профессиональным самоопределением учащихся // Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 551-553.
9. Еремкин Ю.Л., Пчелкина О.А. Старшеклассник как субъект профессионального самоопределения // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества; актуальные проблемы образовательного процесса в гетерогенных организациях. 2016. С. 358-361.
10. Зарубин П.В., Сырцова А. Временная перспектива и Экономическая нестабильность // Психологические исследования: сетевой журн. 2013. №32 (6). URL: http://psystude.ru (дата обращения: 03.05.2018).
11. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. 256 с.
12. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. Спб.: Речь, 2010. 352 с.
13. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: учебное пособие. Гродно: ГрГУ, 2002. 167 с.
14. Кирейчева Е.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. Ялта, 2006. 80 с.
15. Красникова Ю.В. Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. Уфа, 2013. URL: ййрз://шо1исй.ги/сои1117реб/агсЫуе/97/4350/ (дата обращения: 30.05.2018)...30