Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения психологического просвещения в
образовательном учреждении 5
1.1 Психологическое просвещение как направление работы
психологической службы образования 5
1.2 Проблема потенциального запроса учашихся на психологическое
просвещение 18
1.3 Организация и планирование психологического просвещения в школе 41
Выводы по первой главе 46
Глава 2 Организация эмперической работы по исследованию представлений учашихся о психологическом просвещении в школе 48
2.1 Этапы и методы исследования 48
2.2 Анализ результатов исследовательской работы 51
2.3 Рекомендации для школьного психолога 61
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список использованных источников 66
Приложение А (обязательное)Иллюстративная часть 68
Приложение Б (справочное)Анкета на выявление потенциального запроса на психологическое просвещение учащихся Н.В. Лукьянченко 75
Школьное образовательное учреждение - это первый социальный институт в жизни ребенка, когда он вступает в контакт с абсолютно разными участниками учебного процесса: школьниками разных возрастов, учителями и администрацией школы, а также родителями учащихся.
Мы полагаем, что психологическое просвещение наших участников учебного процесса, должно начинаться с первого года обучения в школе и продолжаться в течение всех одиннадцати лет: меняться на всех стадиях взросления детей, то есть расти вместе с ними, идти с ними вперед и делиться знаниями психологии, которые должны помочь в решении возникшей проблемы.
Проблема психологического просвещения стала актуальной относительно недавно, несмотря на свою долгую историю, она остается весьма молодой, но развивается в достаточно быстром темпе.
К великому сожалению, проблема психологического просвещения мало подвержена обсуждению. Вопросы психологического просвещения в основном затронуты в большей степени в контексте структуры работы психологов-практиков в образовании, это связано с активным развитием психологической службы образования [2, 7, 8, 11, 21].
Противоречивость вопросов психологического просвещения состоит в том, что при достаточно слабой разработке его методов и технологий, которые должны сформировываться у участников учебного процесса включает «Способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества».
Создание технологий психологического просвещения, которые были бы эффективны, по нашему мнению, требует анализа:
1) актуального состояния содержательного пространства психологии;
2) социально-психологических проблем современного общества;
3) представлений населения о психологии и психологическом просвещении.
Значение последнего из аналитических аспектов важно в силу того, что обыденные представления о психологии с одной стороны могут рассматриваться как потенциальный запрос к возможностям психологии и одновременно как смысловые фильтры, преломляющие её научное содержание [8].
Для того чтобы школа осознала, что ей необходимо психологическое просвещение, для начала нужно сформировать потенциальный запрос, путем выявления того, насколько участники учебного процесса владеют информацией о психологии; узнать, что вызывает у них наибольший интерес, то есть какие темы хотелось бы рассмотреть подробно, если бы появилась возможность получать психологическое просвещение.
Для формирования потенциального запроса на психологическое просвещение, нами была выбрана средняя общеобразовательная школа, в исследовании приняли участие все участники образовательного процесса, а именно: ученики старших классов, учителя, а так же интерес к нашей работе проявили родители учащихся.
Цель исследования - изучить особенности потенциального запроса на психологическое просвещение учащихся средней школы...
Школьное образовательное учреждение - это первый социальный институт в жизни ребенка, когда он вступает в контакт с абсолютно разными участниками учебного процесса: школьниками разных возрастов, учителями и администрацией школы, а также родителями учащихся.
Проблема психологического просвещения стала актуальной относительно недавно, несмотря на свою долгую историю, она остается весьма молодой, но развивается в достаточно быстром темпе.
Психологическое просвещение как направление работы
психологической службы образования в настоящее время играет основную роль в организации и осуществлении психологической работы с участниками учебного процесса. Ей свойственны функции, осуществляющиеся и координирующие разные виды деятельности в профилактике, диагностике, развитии и коррекционной работе личности участников учебного процесса.
В ходе выполнения работы были выполнены все поставленные задачи: собрана и изучена теоретическая информация для выполнения выпускной квалификационной работы по вопросам: психологической службы
образования, психологического просвещения и запроса на просвещения. Проведено исследование в соответствии с данной темой; проанализированы полученные данные, а также получены навыки написания рекомендаций.
Мы полагаем, что психологическое просвещение наших участников учебного процесса, должно начинаться с первого года обучения в школе и продолжаться в течение всех одиннадцати лет: меняться на всех стадиях взросления детей, то есть расти вместе с ними, идти с ними вперед и делиться знаниями психологии, в зависимости от возникшей проблемы, которые должны помочь в ее решении.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: АспектПресс, 2000. - 376 с.
2. Белобрыкина, О.А. Нам по пути[Текст] / О. А. Белобрыкина // Школьный психолог. - 2007. - № 13. - С. 18-25.
3. Вайнер, Э.Н.Валеология: Учебник для вузов [Текст] / Э. Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 416 с.
4. Войнов, В. Б. Психоневрологическая оценка состояния детей в диапазоне 1-3 классов [Текст] / В. Б. Войнов, А. Ф.Сысоева. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 377 с.
5. Иванова, Н. П. Воспитание и развитие детей в детском доме [Текст] / Н. П. Иванова. - М.: Профессиональное образование, 1996. - 104 с.
6. Выгоцкий, Л. С. Кризис семи лет [Текст] / Л. С. Выгоцкий. - М.: Педагогика, 1984. - 397 с.
7. Дубровина, И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования / И. В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 3. - С. 8-16.
8. Дубровина, И. В. Психологическая служба в современном образовании [Текст] / И. В. Дубровина. - М.: Финпресс, 2009. - 400 с.
9. Емельянова, Т.П. Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия / Т. П. Емельянова // Психологический журнал. -2001. - №6. -С. 39-47.
9. Костригин, А.А. Актуальные вопросы распространения специальных знаний из области педагогики, психологии, медицины и социологии среди населения: новые вызовы / А. А. Костригин // Наука. Мысль. -2015. - № 5. - С. 17 - 24.
10. Лейбман, И. Что показал мониторинг / И. Лейбман // Школьный психолог. - 2009. - № 23. - С. 8-10.
11. Лукьянченко, Н. В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма») / Н. В Лукьянченко // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2012. - № 2. - С. 4-6.
12. Лукьянченко, Н. В. Психологическое просвещение в современном российском обществе: возможности и проблемы [Текст] / Н. В. Лукьянченко, Э.В.Пахальян. - Красноярск, 2012. - 44 с.
14. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с.
15. Практическая психология образования [Текст] :сб. науч. тр. : НИИ высшего образования / Отв. ред. И. В. Дубровина. - М.: НИИ ВО, 2000. - С. 58...22