Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функция звукописи в ранней лирике А. Блока

Работа №15714

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы45
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
687
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. ЗВУКОВАЯ ИНСТРУМЕНТОВКА ЛИРИКИ А.БЛОКА 6
1.1. Эвфоническая роль звукописи 8
1.2. 3вуковые повторы 18
Глава II. РОЛЬ ЗВУКОПИСИ В СОЗДАНИИ ОБРАЗА 23
2.1. Звукоподражание как средство создания образа 23
2.2 Смыслопорождающая функция звукописи
Заключение
Список литературы

В работе исследуется явление звукописи и ее функций в ранней лирике одного из великих русских поэтов, классика русской литературы XX столетия Александра Александровича Блока. В русской литературе звукопись применяется в прозаических и стихотворных текстах. Различными поэтами часто использовались основные приемы звукописи. Примеры звукописи можно найти в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Звукопись встречается в творчестве ряда поэтов: К.Н.Батюшкова,Г.Р. Державина, М.Ю. Лермонтова, В.В. Маяковского, Д.Д. Минаева, Н.А. Некрасова, К. Симонова, А.П.Сумарокова, Ф.И. Тютчева, Н.М. Языкова и т.д. Многие поэты обращались к звукописи в своих художественных произведениях.
Очень сложна образная система в произведениях Блока. Приобретая новое качество в каждом новом произведении, каждый образ использовался поэтом для постижения определенных смыслов - такова особенность блоковской природы образа.
К исследованию творчества поэта обращались многие блоковеды: Л.К. Долгополов, И.Т. Крук,Ю. Лотман, Р.З. Миллер-Будницкая, З.Г. Минц, Д. Самойлов и др., но мироощущение поэта через призму душевных терзаний и чувств, тонкость его душевных струн, психологическая сторона его творчества, его нравственные, философские, религиозно-мифологические взгляды по-прежнему остаются в центре внимания исследователей.
Наиболее распространенным видом звукоизобразительных средств является звукопись. В научной литературе существует множество работ, посвященных этому лингвистическому явлению (К.Д.Вишневский, М.Л. Гаспаров, Г.Р. Гачечиладзе, А.П. Журавлев, М.Л. Лозинский, P.P. Чайковский, Е.Г.Эткинд и др.). Обращение к музыкальности поэзии Блока позволяет научить слышать ее. Музыкальность признана многими исследователями: Б.С. Локшиной, Б. Кац, Р. Тименчик, А. Михайловым, Е. Ланда, Л.Красновой, Т. Хопровой, Д.М. Магометовой и др. Они отмечают, что эффект музыкальности стиха достигается с помощью интонации, мелодической основы и звукописи.
Звук выполняет функцию тонкого инструмента в сложной художественной структуре блоковских стихотворений. Учеными и исследователями недостаточно изучены отдельные проблемы, касающиеся особенностей использования звукописи в его стихотворных текстах. В современных условиях проблема,связанная с особенностями функций звукописи в поэзии А. Блока, в полной мере не нашла своего решения и вызывает повышенный интерес в науке со стороны различных специалистов: языковедов,лингвистов, литературоведов и т.д., что определяет актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - лирические произведения А. Блока раннего периода.
Предмет исследования - функции звукописи в ранней лирике Александра Блока.
Цель исследования - попытка системного представления о функциях звукописи в ранней лирике Александра Блока.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить доступную научную литературу по теме исследования.
2. Проанализировать ранние лирические циклы А. Блока.
3. Выявить функции звукописи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды ряда ученых. В данной работе рассмотрены публикации следующих авторов: Векшина Г.В., Вишневского К.Д., Воронина С.В.,Гаспарова М.Л.,Журавлева А.П., Красновой Л.В., Магометовой Д.М., Хальпуковой Е.Л., Хопровой Т.,Холшевникова В.Е. и мн. др.
Научная новизна состоит в попытке системного представления о функционировании звукописи в лирике А. Блока с точки зрения расширения смысловой интерпретации текста.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов в практике преподавания русской литературы в вузе и школе.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа
включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Один из самых сильных поэтических приемов, на котором можно продемонстрировать выразительность звучащей речи - звукопись. А. Блок использует в своей поэзии различные приемы звукописи. В сложную звукописную систему входят различные элементы звукописи. Основными приемами звукописи являются: аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, звуковые повторы, повтор фонетически близких звуков, разную организацию последовательности звуков и интонационных средств и др. Звукопись - это художественный прием, благодаря которому слова подбираются таким образом, что их сочетание имитирует звуки окружающего мира. Звукопись выполняет в лирике определенные функции.
Если оторвать звукопись от смысла, от содержания, от зрительно-словесного образа, если существующие в поэзии реальные смысловые и образные связи подменить набором случайных звуковых сочетаний, то получится лишь совокупность не говорящих звуков в самых бессмысленных сочетаниях. Поэтическое содержание определяет звукопись и в какой-то мере подкрепляется ею.
В процессе практического исследования звукописи выяснено, что автор использует различные средства для выражения мироощущения и мировосприятия. В попытке анализа звукописи в лирике поэта, пришли к выводу, что тема исследования звукового оформления А. Блоком своих произведений неисчерпаема. Выбор слов, определяющих звуковую инструментовку, нередко связан со стремлением поэта к звукоподражанию, т.е. употреблению слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от описываемого явления. Поэт, используя звукоподражание в лирике, пытается усилить звуковую выразительность поэтической речи.
В выборе средств звуковой выразительности индивидуальные интересы и вкусы художника играют значительную роль. Художественное мышление поэта и его слух образуют в процессе творчества неразрывное единство,органически между собой и лепку образа, и ритм, и рифму, и звукопись и т.д. А. Блок смело и сознательно экспериментировал для создания гармоничных образов в области использования выразительных средств. В этом поэту помогали приемы использования звукописи и её функции в поэзии.
Поэтический текст - это пространство, организованное особым образом. Главная его задача -воздействовать на эмоциональную составляющую личности читателя, затронуть его душевный мир, задеть сокровенные струны. Воспитание прекрасного, пробуждение любви к миру, его красоте, эстетическое воздействие - вот те ориентиры, к которым стремятся мастера поэтического слова. Одним из таких мастеров был А. Блок. Поэт при помощи использования звукописи пытался привлечь внимание читателя к изображаемому в поэзии содержанию, преследуя определенную цель. Действительность вторгалась в судьбу поэта, в его мысли и чувства через звуки, воспринималась как музыка, звучала могучей симфонией. Все значительные события Блок для себя осмысливал и воспринимал как постоянный напор звуков, как озвученность противоречивого мира. Это придавало неповторимое своеобразие всей системе философско-эстетических воззрений поэта, определяло образную систему стихов А. Блока.
Таким образом, звукопись широко использовалась А. Блоком в его ранней лирике, выполняя различные функции. В поэзии А. Блока звукопись выполняет смысловую функцию, функцию звукового образа, эмоционально экспрессивную функцию и др. Назначение звукописи в поэзии заключается в создании гармонии, музыкального звучания речи. Звукопись ориентирована на создание эстетического фона стихотворений, выполнения различных стилистических задач в поэтической речи. С этой целью поэт использует благозвучие или неблагозвучие в качестве средств звукописи,звукоподражание как прием усиления звуковой выразительности речи.
Роль играло слуховое восприятие мира, его отражение образах. Звукопись в поэзии Блока связана с его концепцией внутренней сущности мира, его организующей силы. Лирика А. Б-тгхн. — источник больших духовных ценностей, отражение действительности и через смысловые и звуковые образы, через бытующие интонации ?zcxz. Блок создает целые звуковые картины, порою противоречивые в своей сущности, поэтому поэзия Блока, как всякое высокое искусство, живет и по сей день.



1. Агафонов В.В. Музыка стиха. 1997-2010. [Электронный ресурс]. — URL:
http://www.metodika.ru/2id548
2. Асафьев Б. Видение мира в духе музыки (поэзия А. Блока). // Советская музыка. — 1970. - № 11. - С. 72-86.
3. Архангельская Ю.В. О формировании символа в стихах А. Блока. Русская речь. - 1990. - № 6.
- С. 23-28.
4. Ахматова А. Воспоминания об А. Блоке. - М., Советский писатель. 1976.
5. Бекетова М.А. Александр Блок. Биографический очерк //Воспоминания об Александре Блоке. / Сост. В.П. Енишерлов и С.С. Лесневский. - Г.: Правда, 1990.-С. 17-202.
6. Благозвучие речи. Правописание и стилистика. 2015. [Электронный ресурс] - URL:
http://pravopisanie i stilistika.academic.ru/143/.
7. Благой Д.Д. Александр Блок и Аполлон Григорьев // Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней: в 3 кн. - Кн. 1. - М.: Худ. литература, 1972.
8. Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. - М.: Наукг, 1997. - Т. 1: Стихотворения. Книга первая (1898-1904).
9. Блок А.А. История литературы (Ю.Н. Тынянов). Омнлия. Международный клуб православных
литераторов. [Электронный ресурс] - URL: http://omiliya.org/article/blok-istoriva-literaturv-yu-n-
Ю.Бондарко JI.B., Вербицкая JI.A., Гордина М.В. Основы обшей фонетики. - СПб.: СПб ГУ, 2000.
11. Векшин Г.В. Принципы русской аллитерации // Проблема стиховедения и поэтики. - Алма-Ата:
КазПИ, 1990. - С. 69-83.
12. Вендина Т. И. Введение в языкознание. Принципы классификации звуков речи. - М.: Высшая школа, 2001.
13. Вишневский К.Д. Мир глазами поэта. - М.: Просвещение, 1980.
14. Воронин С.В. Звукоподражание // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
15. Воронин С.В. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании. - Л.: Политиздат, 1990.
16. Гальперин И.Р. Стилистические средства звуковой
организации высказывания. 2008. - [Электронный ресурс]. - URL:
http ://www.prekrasnakraina.com/my english/galperin/onomatopoeia.htm
17. Гармония. Викицитатник. - [Электронный ресурс] - URL: http ://ru. wikiquote. org/wiki
18. Гаспаров М.Л. Фоника // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: НПК Интел-вак,
2001. - Стб. 1143-1145.
19. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Классификация звуков речи- М.: ТетраСистемс, 2001.
20. Глухова Е.В. Статья Андрея Белого об аллитерациях в поэзии Блока. // Труды РАШ. - Вып. 2. -
М., 2004.
21. Го луб И.Б. Звукопись в художественной речи. Стилистика русского языка: учеб. пособие. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.hi- edu.ru/e-books/xbook028/01/part-017.htm
22. Г олуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Международные отношения, 1993.
23. Енишерлова В.П. «Я лучшей доли не искал...». (Судьба Александра Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях). - М.: Правда, 1988.
24. Журавлев А.П. Звук и смысл: кн. для внеклас. чтения учащихся ст. классов.-М.: Просвещение, 1991.
25.Захаров Э. Музыкальное у А. Блока: Заметки и наблюдения. Родство искусства. // Искусство в
тттколе. - 1993. - №2. - С. 8-13.
26.3индер Л.Р. Общая фонетика. - М., Высшая школа, 1979.
27.Зырянова Т. Средства создания звуковой экспрессии. Зеленая лампа.
2005. - [Электронный ресурс]. - URL: http://jgreenlamp.narod.ru/express.
28. Калачева С.В. Выразительные возможности стиха. - М.: МГУ, 1977.
29. Качественная эвфония. Теория литературы. Поэтика. Книги для студента. 2011-2013. - [Электронный ресурс] - URL:
http:robotIibrarv.com/book/149-teoriya-Hteraturv-pove::ka 27¬
30. Ковтунова И. Функции композиционных повторов в стихах А. Блока. Художественный текст как
динамическая система: матер. международ. науч. конфер., посвященной 80-летию В. П. Григггъгза / отв. ред. Н.А. Фатеева. - М.: Управление технологиями. 2СШ6. — С. 348-355. - [Электронный
ресурс] - URL: http://danefae .org/pprs sr:serve v/kovtun.
31. Ко духов В.И. Введение в языкознание. - М.: Просвещение. 1979.
32. Кожевникова Н.А. Звуковая организация текста Очерки истории языка русской поэзии XX века. Поэтический язык, идиостиль. - М.: Наука, 1990. - С.67-299.
33. Колобаева Л.А. Русский символизм. - М.: МГУ, 2000.
34. Краснова Л.В. Поэтика Александра Блока. Очерки. - Львов.: Изд-во Львовск. университета, 1973.
35. Крук Н.Т. Поэзия Александра Блока. - М.: Просвещение. 1970.36. Л
амбина С.С. Музыкальность поэзии А.А. Блока. 2014.- [Электронный ресурс]. - URL: http://frgf.utmn
37. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987.
38. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Учпедгиз, 1972.
39. Лотман Ю. М. Проблемы структуры стиха. Лекции по структуральной поэтике. 2012-2015.-[Электронный ресурс] - URL:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Literat/lotlek/02.php
40. Лотман Ю.М., Минц З.Г. «Человек природы» в русской литературе XX века и «цыганская тема» у Блока. // Блоковский сборник. - 1964.
41. Луцевич Л.Ф. «Серебряный век» русской поэзии. - Кишинев: Штиинца, 1994.
42. Магометова Д.М. О зарождении концепции «музыки» в мировоззрении А.Блока. // Русская литература XX в. - Сб. 7. - Тула, 1975.
43. Макарова А.А. «Вхожу я в темные храмы» А.А. Блока // Литература в школе. - 2000. - №8 - С. 5-11.
44. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. - Л.: Советский писатель, 1985.
45. Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. - Л.: Советский писатель, 1986.
46. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М.: Высш. шк., 1997.
47. Миллер-Будницкая Р.З. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики А. Блока. // Известия Крымского пединститута им. Фрунзе, т. III, Симферополь, 1930.
48. Минц З.Г Лирика «первого тома» (1898-1904) // Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. - СПб.: Искусство-СПб, 1999. - С. 12-45.
49. Минц З.Г. «Случившееся» и его смысл в «Стихах о Прекрасной Даме» Ал. Блока // Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. - СПб.: Искусство- СПб, 1999.-С. 401-414.
50. Минц З.Г. Структура «художественного пространства» в лирике Ал. Блока // Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. - СПб.: Искусство-СПб, 1999.
51. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. - СПб.: Искусство-СПб, 1999.
52. Недорезова М.Г. Серебряный век. Символизм. К уроку литературы. 2007¬2015.- [Электронный ресурс]. - URL: http://literatura5.narod.ru/simvolizm.html.
53.Орлов Вл. Александр Блок: Вступительный очерк // Блок А. Собр. соч.: в 8 т. -М.;Л.: Гослитиздат,1960. - Т.1. - С.62.
54.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка - М.: Мир и образование, ОНИКС, 2012.
55. Панов М.В.. Созге':еннь:й русский язык. Фонетика. — М.: Высшая школа. 1979.
56. Потебня А.А. Мысль и язык. Слово и миф. - М.: Правда, 1989.
57. Приходько И.С. Рыцарь-поэт в первом томе лирической трилогии А. Блока // Художественный текст и культура: матер, междунар. науч. конф., 2-4 окт. 2003 г. - Владимир: 2004. - С. 175-180.
58. Приходько И.С. Церковные источники стихотворения А. Блока «Девушка пела» // Филологические записки. - 1997. - Вып. 9. - С. 74-80.
59. Реформатский А.А. Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии. - М.: Наука,1979.
60. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.
61. Сарычев В.А. Александр Блок. Творчество жизни. - Воронеж: Издательство ВГУ, 2004.
62. Слободнюк C.JI. Соловьиный ад. Трилогия вочеловечения Александра Блока. - СПб.: Алетея,2002.
63. Соколова Н.К. Поэтический строй лирики Блока. - Воронеж: Издательство ВГУ, 1984.
64. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока. - М.: Сов.писатель, 1980.
65. Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. - М.: Гослитиздат, 1958.
66. Хопрова Т. Музыка в жизни и творчестве А. Блока. - Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1974.
67. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1962.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ