Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОМПЛЕКС ЛЕКСИКО - СЕМАНТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО УТОЧНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №157137

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психолого-педагогические и методические основы развития словарного запаса
младших школьников 7
1.1 Особенности словарного запаса младших школьников 7
1.2 Методические основы развития словарного запаса младших школьников
на уроках русского языка 13
1.3 Приемы работы по уточнению словарного запаса младших школьников
22
Выводы по 1 главе 34
2. Лексико-семантические задания для работы над уточнением словарного запаса
младших школьников 36
2.1 Актуальное состояние словарного запаса младших школьников 36
2.2 Комплекс лексико-семантических заданий для работы над уточнением
словарного запаса младших школьников 42
Выводы по 2 главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Приложение А. Методика№1 Выяснение пассивного словарного запаса 58
Приложение Б. Методика №2 Определение активного словарного запаса 60
Приложение В. Методика №3 Определение понятий 63
Приложение Г. Таблица 3. Результаты исследования пассивного сл.запаса 65
Приложение Д. Таблица 4. Результаты исследования активного сл.запаса 66
Приложение Е. Таблица 5. Результаты исследования "Опред. понятий" 67
Приложение Ж. Таблица 6. Сводная таблица по результатам трех проведенных методик для учащихся 2-го класса 68


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к планируемым результатам обучения младших школьников. Среди результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку обозначены:
1) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
2) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач[38].
Достижение результатов, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, возможно при условии целенаправленной, систематичной работы по обогащению и активизации словаря младших школьников
Овладение языком в начальной школе начинается с накоплением учащимися лексического запаса, с обогащение их словаря. При этом недостаточно простого накопления слов. Работа над лексическим строем речи должна быть комплексной и включать: работу над семантикой слова, над грамматическими формами слова, над сочетаемостью слов, над употреблением слова в речи и стилистическими особенностями слов.
Лексико-семантическая работа, являющаяся необходимой составляющей процесса обучения родному языку на любой образовательной ступени, рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность педагога, обеспечивающая овладение младшими школьниками лексикой русского языка: полноценное усвоение ими семантики лексических единиц и правил их употребления в речи, развитие способности оперировать единицами лексикона при восприятии и порождении речи адекватно задаче и ситуации общения.
В содержание лексико-семантической работы на начальном этапе обучения входит решение таких задач, как количественное обогащение словарного запаса обучаемых и качественное его совершенствование, расширение активной части словаря и совершенствование механизмов отбора слов при порождении речи.
При организации лексико-семантической работы в процессе обучения родному языку существуют определенные объективные трудности, обусловленные значительными индивидуальными различиями в лексическом развитии детей и особенностями лексического уровня языка. Эти трудности связаны, прежде всего, с определением конкретного содержания лексико- семантической работы в виде перечня слов, подлежащих усвоению, и четко сформулированных требований к уровню лексического развития ребенка. Образовательные программы не содержат подобных указаний, в лучшем случае очерчивается примерный круг лексики, которую должен освоить ребенок.
Все это обуславливает актуальность методических поисков по проблеме лексико-семантической работы на уроках русского языка в начальных классах.
Опыт работы многих современных учителей начальной школы показывает, что низкий уровень развития лексики является одной из причин, снижающих скорость и качество чтения. Одна из трудностей в работе над правописанием безударных гласных в корне проистекает от непонимания детьми лексического значения многих слов, прежде всего, смыслового значения корня. Неправильное ударение - самая распространенная ошибка, связанная с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов. Чем беднее словарь младшего школьника, тем ниже уровень орфографической грамотности и т.д. Поэтому лексико-семантическая работа занимает ведущее место в списке актуальных вопросов методики преподавания русского языка.
Цель: разработать комплекс специальных упражнений для работы по уточнению словарного запаса младших школьников...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития словарного запаса младших школьников является актуальной для современной начальной школы. Необходимость формирования и совершенствования у учеников языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций требует внимания к развитию у учеников словарного запаса. Словарный запас характеризуется количественной и качественной сторонами, последняя из которых представляет собой систему знаний человека о словах, лексических значениях слов и правилах их употребления в речи.
В содержание лексико-семантической работы, независимо от этапа обучения входит решение таких задач, как количественное обогащение словарного запаса обучаемых и качественное его совершенствование, расширение активной части словаря и совершенствование механизмов отбора слов при порождении речи. Изучение лексики в образовательно -познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.
Актуальность проблемы была подтверждена данными проведённого нами констатирующего среза, который осуществлялся с учётом следующих параметров: объем пассивного и активного словарного запаса, степень владения имеющимся словарным запасом.
После проведения всех методик было выявлено, что большинство испытуемых находится на среднем уровне развития словарного запаса.
Анализ результатов отдельных методик показал, что школьники не демонстрируют богатства словарного запаса в устной речевой деятельности, используют достаточно примитивные предложения, содержащие в составе существительные и глаголы, редко используют другие части речи, затрудняются в объяснении значения некоторых, даже известных им в общих чертах слов, выбирают для объяснения несущественные признаки. Таким образом, можно говорить о значимости работы над уточнением уже имеющего у школьника словарного запаса.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что актуальный уровень развития словарного запаса младших школьников требует поиска эффективных упражнений, поскольку средний уровень продемонстрировали 78.3% испытуемых.
Поэтому перед нами встала задача по разработке комплекса лексико-семантических заданий, которые бы способствовали уточнению и активизации словаря. Регулярное включение заданий, направленные на уточнение и активизацию словаря способствуют тому, что речь младших школьников становится содержательной.
По наблюдениям, учащиеся стали увереннее строить устные высказывания в учебном диалоге, письменные высказывании при написании сочинений и изложений. Уменьшилась доля речевых ошибок, младшие школьники стали более осознанно вникать в смысл предложений, находить непонятные слова и обращаться к различным видам словарей.



1. Активизация словаря младших школьников // Начальная школа. - 2014. - №4. - С. 12-14.
2. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Эксмо, 2016. - 448 с.
3. Бабайцева, В.В. Русский язык: Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. - М.: Педагогика, 2014. - 159 с.
4. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка. М.: Просвещение, 2015.
5. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 448 с.
6. Введенская Л. А. пословицы и поговорки в начальной школе / Л. А. Введенская. - Ростов-н/Д: Феникс, 2014. - 251 с.
7. Виноградов, В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике.- М.: Наука, 2015 - 159 с.
8. Вороничев, О.Е. Где кончается основа знаменательного? [о связи словообразования с грамматикой] // Начальная школа. - 2013. - № 5. - С. 40-42.
9. Выготский, Л.С. Основы педологии. - СПб.: Питер, 2015 - 165 с.
10. Дзюбенко, О.Г. О выделении корня слова при правописании безударных гласных // Русский язык в школе. - 2017. - №1. - С. 22-25.
11. Дёмичева, В.В. Формирование логического мышления учащихся приобучении словообразованию // Начальная школа. - 2014 - №4. - С. 65-69.
12. Жуйков, С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. - М.: Баласс, 2014. - 123 с.
13. Ефимова И. В. пословицы и поговорки для начальной школы / И. В. Ефимова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2013. - 96 с.
14. Ефросинина Л. А. Букварь, 1 класс / Л. А. Ефросинина, Т. Ю. Шляхтина. - М.: Русское слово, 2017. - 160 с.
15. Зак,А.З. Различия в мыслительной деятельности младшего школьника /А.З. Зак.В.: МОДЭК; М.: МПСИ, 2015.- 192с...37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ