Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В V КЛАССЕ

Работа №157135

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ КОММУНИКАТИВНО-
ОРИЕНТИРОВАНЫХ УПРАЖНЕНИЙ 7
1.1. Понятие о коммуникативно-ориентированных упражнениях .... 7
1.2. Анализ коммуникативно-ориентированных упражнений в
школьных учебниках 20
1.3. Анализ сформированности у учащихся 5 класса навыков работы
с текстом 33
Выводы к I главе 42
II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В 5
КЛАССЕ 44
2.1. Коммуникативно-ориентированные упражнения, направленные
на актуализацию теоретических знаний 44
2.2. Формирование ценностно-ориентированного отношения к
тексту коммуникативно-ориентированного упражнения 49
2.3. Применение коммуникативной компетенции в
социокультурных ситуациях 54
Выводы ко II главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73


Актуальность выбранной темы не оставляет сомнений. Проблема культурного общения школьников - одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетенция начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.
Цель нашего исследования заключается в разработке и апробировании педагогических условий использования коммуникативно-ориентированных упражнений на уроках по русскому языку для 5 класса...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование посвящено проблеме использования коммуникативно-ориентированных упражнений на уроках русского языка в 5 классах.
Решение данного вопроса требует, прежде всего, создания в образовательном процессе таких педагогических условий, которые наиболее успешно способствуют формированию основных умений и навыков у школьников среднего звена.
В результате проведенного теоретического и опытно- экспериментального исследования в соответствии с поставленными целями и задачами были получены следующие научные результаты:
1. На основе анализа педагогической и учебно-методической
литературы обосновано и сделано заключение о том, что сущностная характеристика понятия ««Коммуникативно-ориентированные упражнения» представлена, как система упражнений, объединённых общей целью, соотносящейся с коммуникативно-деятельностным подходом к речевому развитию учащихся, которое предполагает определение языковыми знаниями и использование этих знаний в реальных жизненных ситуациях.
2. Благодаря анализу действующих учебно-методических комплексов по обучению русскому языку в средней общеобразовательной школе для 5 класса под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта; под ред.
С.И.Львовой, В.В.Львова; под ред. Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др. (науч. редактор Н.М.Шанский) мы распределили коммуникативно-ориентированные упражнения, представленные в этих учебниках, на 4 основные группы в соответствии с классификацией, представленной Никитиной Е.А.:
• Упражнения 1-го типа - на готовом языковом материале, рецептивного характера: все виды диктантов и списываний без изменения текста, грамматические разборы.
• Упражнения 2-го типа - с изменением языкового материала,
они связаны с формированием умений выбирать один из нескольких вариантов: редактирование, творческое
списывание или творческий диктант.
• Упражнения 3-го типа - репродуктивного характера:
изложения-миниатюры (пересказы) с лингвистическим заданием: передать содержание исходного текста, сохраняя изучаемое языковое явление.
• Упражнения 4-го типа - продуктивного характера.
3. В ходе первого этапа экспериментальной части нашей научной работы (написание изложения) было выявлено существование проблем в освоении темы «Текст». Были получены следующие результаты:
• Навыком определения темы текста, его главной мысли на
высоком уровне владеют 6 человек (24%), средним - 13
человек (52%), низким - 6 человек (24%);
• Навыком определение типа и стиля текста на высоком уровне владеют 4 человека (16%), средним - 10 человек (40%), низким - 11 человек (44%);
• Навыком деление текста на абзацы мысли на высоком уровне владеют 5 человек (20%), средним - 15 человек (60%), низким - 5 человек (20%);
• Навыком введения описательной части в текст повествования на высоком уровне владеют 2 человека (8%), средним - 6 человек (24%), низким -17 человек (68%)
• Навыком выполнения дополнительных заданий, связанных с языковым разбором на высоком уровне владеют 6 человек (24%), средним - 9 человек (36%), низким - 10 человек (40%);
• Высокий уровень владения общим навыком работы с текстом упражнения продемонстрировали 4 человека (16%), средний уровень - 9 человек (36%), низкий уровень - 12 человек (48%).
4. В ходе исследования теоретически обоснована и экспериментально
проверена эффективность использования педагогических условий в ситуации работы с коммуникативно-ориентированными
упражнениями
5. В ходе изучения была проведена исследовательская работа совместно со школьниками по созданию научно-методической базы по теме «Текст», включающая в себя школьный терминологический толковый словарь, памятки, алгоритм по работе с коммуникативно-ориентированными упражнениями. Данная разработка стала подспорьем не только нам в исследовании, но и в дальнейшей работе практикующего преподавателя, а также в ходе обучения самих школьников.
6. Одним из значимых этапов практической части работы стало проведение постоянных устных опросов школьников в начале уроков по русскому языку. Опросы были реализованы на базе того методического материла, который был разработан нами совместно с обучающимися...


1. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1998. - 191 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М: Лабиринт, 1999. — 352 с.
3. Донская Т.К. Развивающая функция метода коммуникации в обучении русскому языку // Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: межвузовский сборник научных трудов / Т.К. Донская. - Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена, 1987. - С. 56.
4. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Книга для учителя. — М., 1985.
5. Лагута О.Н. Учебный словарь стилистических терминов. Практические задания. Часть 1. Учебно-методическое пособие /Отв. ред. Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Новосибирский госуниверситет, 1999. - 71 с.
6. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1991. - 166 с.
7. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская // Русская словесность. - 2002. - № 4. - С. 4.
8. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Риторика и обновление школьного образования / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 5.
9. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997.
10. Львов М.Р. Основы теории речи: учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2000. - 248 с.
11. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
12. Львов М.Р. Русский язык в школе: история преподавания: курс лекций для студентов педвузов и колледжей / М.Р. Львов. - М.: Вербум-М, 2007. - 331 с.
13. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч.1 / С.И.Львова, В.В.Львов. - 9-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2012. - 182 с.: ил.
14. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч.2 / С.И.Львова, В.В.Львов. - 9-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2012. - 167 с.: ил.
15. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: справочные материалы: приложение к учебнику. В 3 ч. Ч.3 / С.И.Львова, В.В.Львов. - 9-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2012. - 63 с., [16] с.: ил...35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ