Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 7
1.1. Подходы к пониманию социального интеллекта в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития социального интеллекта в младшем
школьном возрасте 21
1.3. Психолого-педагогические приемы и методы развития социального
интеллекта в младшем школьном возрасте 27
Выводы по Главе 1 40
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 42
2.1. Методическая организация исследования. Анализ результатов
констатирующего эксперимента и их обсуждение 42
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 69
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 86
Выводы по Главе II 103
Заключение 107
Список используемых источников 110
Приложения 115
Актуальность исследования: В настоящее время наблюдается ускорение темпа социальной жизни, от человека требуется умение быстро реагировать на внешние изменения, постоянно развиваться и самосовершенствоваться, актуализируя свои возможности, чтобы быть востребованным в обществе. Для целостного развития и успешной актуализации себя как личности в социуме необходимо обладать системой определенных социальных способностей, которые обеспечили бы решение социально-коммуникативных задач, а также адекватность и успешность социально-коммуникативных взаимодействий, проявляющихся в социальной адаптации. В психологии в качестве такой обобщенной системы принято рассматривать социальный интеллект.
Социальный интеллект является ведущим компонентом успешности включения человека в жизнь общества, его становления как участника социальной сферы, создавая тем самым благоприятные предпосылки для самораскрытия, самореализации и самоактуализации личности. Эта социальная способность является чрезвычайно важным практическим качеством не только для взрослого человека, но и для школьника. Именно поэтому задумываться о гармоничном и всестороннем развитии каждого из компонентов социального интеллекта необходимо, начиная уже с младшего школьного возраста.
Изучению феномена социального интеллекта в разное время посвятили свои исследования такие зарубежные ученые, как Э. Торндайк, Г. Олпорт, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Э. Годфруа, Н. Кэнтор, Р. Стернберг и др. Среди отечественных исследователей социальный интеллект рассматривался A.A. Бодалевым, К.А. Абульхановой-Славской, H.H. Обозовым, Ю.Н. Емельяновым, М.И. Бобневой, В.Н. Кунициной.
На формирование и развитие социального интеллекта учащихся оказывает влияние комплекс факторов, среди которых необходимо выделить в качестве ведущего социальное окружение. Социальное окружение учащихся определяется особенностями семейных взаимоотношений, кругом общения, и, безусловно, влиянием системы образования, представленной главным образом педагогическим составом. Младший школьник должен уметь оптимизировать свою деятельность в новой ситуации, уметь правильно понимать поведение других людей, налаживать межличностные отношения, а значит, проблема социального интеллекта становится все более актуальной.
В связи с этим, возникает необходимость в исследованиях, где бы сопоставлялись социально-психологические и возрастные характеристики личности. Значимость изучения психологических особенностей взаимосвязи социального интеллекта и возрастных закономерностей развития, недостаточная разработанность данной проблемы в возрастной и социальной психологии - основные вопросы, на разрешение которых направлено наше исследование.
Цель исследования: составить и апробировать программу, направленную на комплексное развитие компонентов социального интеллекта у детей младшего школьного возраста...
На современном этапе человеку приходится быстро реагировать на внешние изменения, постоянно развиваться и самосовершенствоваться, актуализируя свои возможности, чтобы быть востребованным в обществе. Для целостного развития и успешной актуализации себя как личности в социуме необходимо обладать системой определенных социальных способностей, которые обеспечили бы решение социально-коммуникативных задач, а также адекватность и успешность социально-коммуникативных взаимодействий, проявляющихся в социальной адаптации. В психологии в качестве такой обобщенной системы принято рассматривать социальный интеллект. Эта социальная способность является чрезвычайно важным практическим качеством не только для взрослого человека, но и для школьника. Именно поэтому задумываться о гармоничном и всестороннем развитии каждого из компонентов социального интеллекта необходимо, начиная уже с младшего школьного возраста.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были изучены различные теоретические аспекты данной проблемы: это понятие «социальный интеллект», его структура, особенности развития социального интеллекта в период младшего школьного возраста, а также факторы, влияющие на формирование и развитие компонентов социального интеллекта.
Так, мы пришли к выводу о том, что социальный интеллект является многоаспектным понятием, изучаемым с позиций различных подходов. В настоящее время большинством исследователей социальный интеллект определяется, как система способностей человека адекватно понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей, общаться с людьми, управлять собственными эмоциями в ходе взаимодействия, а также умение накапливать, систематизировать, анализировать собственный социальный опыт, что служит качественной основой развития успешной личности.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс с целью определения актуального уровня развития социального интеллекта у младших школьников.
В ходе исследования было выявлено, что в развитии социального интеллекта детей младшего школьного возраста можно выделить три уровня: низкий, средний и высокий. В дальнейшем можно говорить о следующих социально-психологических особенностях детей данного возраста:
1) дети младшего школьного возраста характеризуются низким уровнем развития когнитивного компонента в общей структуре социального интеллекта, то есть способности к пониманию, рефлексивному осмыслению и моделированию социальных явлений, пониманию людей и движущих ими мотивов;
2) младшие школьники обладают средним и высоким уровнем развития эмоционального компонента, связанного с социальной сензитивностью и эмпатией, как особой чувствительностью к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям;
3) младшие школьники обладают средними показателями развития поведенческого компонента, который определяется социальной адаптацией и коммуникативными навыками.
Исходя из результатов исследования, пришли к выводу, что для большинства детей младшего школьного возраста характерен средний уровень развития социального интеллекта.
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на комплексное развитие различных сфер социального интеллекта: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. В разработанной программе представлены групповые занятия с использованием игр, психологических техник и упражнений, направленные на стимуляцию и активизацию компонентов социального интеллекта.
Результаты исследования показали, что программа, разработанная на основе комплекса групповых развивающих занятий, в которых основными приемами являются игры, психологические упражнения и техники, является эффективной в развитии всех компонентов социального интеллекта. Статистическая проверка различий в экспериментальной и контрольной группах позволила подтвердить выдвинутую нами гипотезу.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении социально - психологических особенностей развития сфер социального интеллекта младших школьников, а также анализе приёмов и средств, способствующих, комплексному развитию его компонентов.
Практическая значимость работы заключается в составлении и апробации программы групповых занятий, основанной на приеме игр, психологических упражнений и техник, возможности использования его результатов в практике преподавания в начальной школе. Кроме того, разработанные материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием социального интеллекта младших школьников, а также родителями и студентами, интересующимися данной проблемой.
1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. Журнал. - 1994. - №4.
2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. - 1995. - № 1.
3. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / Бобнева М.И. // М.: Наука, 1978. - 311с.
4. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2002. - 440 с.
5. Геранюшкина Г.П. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента // Дисс. канд. психол. наук. - Иркутск, 2001. - 170 с.
6. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. - М., 1965. - С. 433-456.
7. Гурова Е.В., Седова Н.Н., Шляхта Н.Ф. Диагностика психического развития детей. // Учебно - методическое пособие к курсу "Возрастная психология". Москва, Институт молодежи, 1992.
8. Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона». Психологический журнал. 1998. - Т. 19. - № 2. - С.61-71.
9. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. - М.: АПН СССР, 1982. - 164 с.
10. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 167 с.
11. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. - М.: Просвещение, 1995. - С. 104.
12. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: Воронеж: МОДЕК, 2003. - 376
с.
13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
14. Капустина Е.А. Взаимосвязь социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности: Дис. канд. психол. наук: 19.00.01: Барнаул, 2004. - 218 с.
15. Карпович Т.Н. Психологическая диагностика социального интеллекта личности / Т.Н. Карпович // Мозырь: Содействие, 2007. - 164 с...60