Товарный знак для бизнеса: правила регистрации и использования (Всероссийский Государственный Университет Юстиции (Поволжский филиал))
|
Есть приложение.
Введение 3
1. Теоретические основы регистрации и использования товарного знака 9
1.1 История становления правовой регламентации порядка использования товарного знака 9
1.2 Понятие, сущность и значение товарного знака 20
2. Порядок регистрации и использования товарного знака 26
2.1. Порядок регистрации товарного знака 26
2.2 Порядок и практика использования товарного знака 40
3. Проблемы регистрации и использования товарного знака для бизнеса 52
3.1 Актуальные проблемы регистрации и использования товарного знака для бизнеса 52
3.2 Пути совершенствования организационно-правового механизма регистрации и использования товарного знака 58
Заключение 74
Библиографический список 80
Приложения 90
Примеры товарных знаков 91
Приложение 1 91
Введение 3
1. Теоретические основы регистрации и использования товарного знака 9
1.1 История становления правовой регламентации порядка использования товарного знака 9
1.2 Понятие, сущность и значение товарного знака 20
2. Порядок регистрации и использования товарного знака 26
2.1. Порядок регистрации товарного знака 26
2.2 Порядок и практика использования товарного знака 40
3. Проблемы регистрации и использования товарного знака для бизнеса 52
3.1 Актуальные проблемы регистрации и использования товарного знака для бизнеса 52
3.2 Пути совершенствования организационно-правового механизма регистрации и использования товарного знака 58
Заключение 74
Библиографический список 80
Приложения 90
Примеры товарных знаков 91
Приложение 1 91
Товарный знак представляет собой значимый инструмент управления предпринимательской деятельностью и конкуренцией на рынке. Именно товарный знак играет колоссальную роль в части идентификации производителя товара. Высокая степень узнаваемости товарного знака необходима как покупателю, так и продавцу или производителю товаров. Для производителя товарный знак – это своеобразного рода критерий качества. Наличие товарного знака способствует формированию лояльной целевой аудитории. Известные товарные знаки способствуют увеличению спроса на продукцию компании, что ведет к росту доходов и стоимости предприятия. Достаточно часто на практике товары известных производителей стоят намного дороже в силу того, что за время своего функционирования на рынке данные производители зарекомендовали себя с положительной стороны и сформировали высокий уровень лояльности среди целевых потребителей. В этом случае уместно говорить о приверженности к бренду или торговой марки. Значение товарного знака также обусловлено высокой степенью устойчивости к возрастающей конкуренции на рынке. Так сильный товарный знак обеспечивает компании конкурентное преимущество на рынке, поскольку покупатели часто предпочитают известные бренды.
Итак, высокое значение товарного знака на практике доказывает актуальность исследования вопросов правовой регламентации порядка регистрации и использования товарных знаков. Актуальность выбранной темы магистерской диссертации также обусловлена наличием пробелов правового регулирования порядка регистрации и применения на практике товарного знака. Дуализм понятийного аппарата и отсутствие конкретики требует изменение норм гражданского законодательства в целях устранения возможных судебных споров в части применения товарного знака.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с порядком регистрации и использования товарных знаков.
Предметом исследования стали нормы права, регулирующие порядок регистрации и использования товарных знаков.
Целью магистерской диссертации является определение особенностей порядка регистрации и использования товарного знака на практике и определение направлений совершенствования норм законодательства.
Для достижения данной цели требуется решить ряд задач:
1. изучить историю становления и развития правовой регламентации порядка регистрации и использования товарного знака на практике;
2. определить понятие, значение и сущность товарного знака;
3. исследовать и определить особенности регистрации товарного знака;
4. охарактеризовать порядок и практику использования товарного знака;
5. выделить актуальные проблемы использования товарного знака для бизнеса;
6. предложить пути совершенствования норм законодательства.
Степень разработанности темы исследования. Степень научной разработанности темы определяется имеющейся теоретической базой, сформированной на основе трудов виднейших отечественных цивилистов, которые изучали такие используемые в различных сферах общественных отношений средства индивидуализации товаров, работ и услуг, как товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.
Отдельные аспекты правового режима товарных знаков рассматривались в трудах следующих ученых-цивилистов: Г. Ф. Шершеневича (имущественная природа исключительных прав, определение товарного знака); В. А. Дозорцева (понятие и содержание исключительного права: общие вопросы); В. Ф. Яковлева и A. JI. Маковского (общие положения о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации); О. М. Козырь (гражданско-правовая ответственность за нарушение интеллектуальных прав); А. П. Сергеева (правовая охрана товарных знаков, прекращение правовой охраны товарного знака); Э. П. Гаврилова и другие.
Методы исследования. Для более глубокого исследования выбранной темы магистерской диссертации предполагается использовать метод анализа нормативно-правовой базы. Сравнительно-правовой метод позволит сопоставить отдельные нормы права и определить направления совершенствования норм законодательства. Исследование решений судов различных инстанций, касающихся вопросов использования товарных знаков, позволит также определить актуальные проблемы и противоречия в регулировании порядка регистрации и использования товарных знаков. При выполнении диссертации также широко использовался метод обобщения, анализа, синтеза. Формально-логический метод позволяет изучить юридические конструкции в части правовой регламентации порядка применения товарных знаков.
Теоретическую основу исследования составили учебные издания и монографии по выбранной теме исследования. Также широко использовались статьи, опубликованные в периодических изданиях по выбранной теме исследования. Среди основных авторов можно назвать А.Л. Величева, Ю.Ф. Беспалова, А.Р. Галямову и других.
Нормативную базу исследования составили нормы отечественного законодательства, регулирующие использование товарных знаков, включая Конституцию РФ, часть 4 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон «О защите конкуренции», а также международные договоры и соглашения, такие как Парижская конвенция по охране промышленной собственности и Мадридское соглашение о международной регистрации знаков.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики по вопросам регистрации и использования товарных знаков.
Положения, выносимые на защиту.
1. Разграничить определения «товарный знак» и «знак обслуживания путем внесения соответствующих изменений в статью 1477 ГК РФ.
2. Целесообразно изменить размер минимального предела компенсации, изложив пп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ в следующей редакции: «1) в размере от пяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения». Предлагается также ст. 1515 ГК РФ дополнить пунктом, согласно которому исключается возможность установления компенсации ниже размера, установленного законом.
3. Предоставить российским судам (наряду с Роспатентом) права признавать товарные знаки общеизвестными, что позволит правообладателям защищать свои права в судебном порядке без предварительного обращения в Роспатент. То есть, предоставить правовую охрану общеизвестному товарному знаку, по заявлению заинтересованной стороны, на основании решения суда по спору о праве (например, о нарушении исключительного права на товарный знак, или же об оспаривании решения Роспатента о регистрации). При этом, необходимо будет придерживаться принципа индивидуального признания – чтобы такое решение Суда имело силу только для сторон спора, не приводя к правовой неопределенности. Данное решение упростит и ускорит саму процедуру, и будет соответствовать международному регулированию. При желании стороны, такое решение можно будет использовать в качестве одного из доказательств общеизвестности товарного знака в административном органе (Роспатенте).
4. В связи с отсутствием конкретизации понятия «неиспользование товарного знака» в законодательстве предлагается предложить законодателю дополнить ГК РФ статьей 1486.1, которая была бы посвящена определению этого понятия и учитывала не только временной период для определения неиспользования товарного знака.
5. Установить на законодательном уровне обязанность администраторов торговых площадок запрашивать у продавцов, желающих присоединиться к платформе, документы, подтверждающие наличие у них зарегистрированных товарных знаков и/или лицензий на использование товарных знаков. В этом случае можно говорить о презумпции опровержения: администратор должен был знать о нарушении исключительных прав, если он предоставил продавцам доступ к сайту (заключил с ними договор), не запросив предварительно у них подтверждающие документы.
6. В качестве дополнения в ст. 1253 ГК РФ предлагается указать следующие определение: «неоднократным нарушением признается нарушение юридическим лицом (в частности два или более раза) исключительного права, последствия которого несет значительные расходы для правообладателя. Грубым нарушением, в свою очередь, с учетом характера наступивших последствий признается правонарушение, повлекшее значительные убытки».
7. Расширить положения о качестве, точности и характеристиках товарного знака в цифровом пространстве путем внесения соответствующих изменений в нормы ГК РФ. В статью 1505 ГК РФ целесообразно внести дополнения, касающиеся точности и качества регистрации товарного знака в цифровом пространстве. Например, добавить положения о необходимости обеспечения точности и полноты данных о регистрации товарного знака в цифровом формате, а также о процедурах проверки и исправления ошибок.
Научная новизна исследования определяется тем, что в результате исследования сформированы рекомендации по совершенствованию организационно-правового механизма регистрации и использования товарных знаков в бизнес. В частности, дополнен понятий аппарат и предложены меры по конкретизации вопросов определения компенсации за неправомерное использование товарных знаков.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении основных терминов и понятий в области применения товарных знаков в бизнесе.
Практическая основа исследования заключается в том, что полученные результаты и определенные на их основании направления совершенствования действующего законодательства могут быть использованы как основа для проведения дальнейших исследований, а также самостоятельно в качестве теоретического обоснования изменений действующего законодательства.
Апробация научных исследований. В сборнике опубликована статья «Искусственный интеллект как объект и субъект гражданских прав, а также статья в сборнике «Актуальные вопросы юридической науки и правоприменительной практики» на тему: «Проблемы правового регулирования и специфика производства по вновь открывшимся обстоятельствам»
Структура диссертации включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников. Основная часть состоит из трех глав. Первая глава раскрывает концептуальные основы применения товарного знака на практике, содержит определение понятия «товарный знак», его сущность и значение.
Вторая глава раскрывает вопросы и порядок регистрации и использования товарных знаков. В данной главе порядок применения товарного знака проиллюстрирован примерами судебной практики.
Третья глава раскрывает актуальные проблемы совершенствования правовой регламентации порядка регистрации и использования товарных знаков, также содержит рекомендации по совершенствованию законодательства.
Завершают работу заключение и список использованных источников.
Итак, высокое значение товарного знака на практике доказывает актуальность исследования вопросов правовой регламентации порядка регистрации и использования товарных знаков. Актуальность выбранной темы магистерской диссертации также обусловлена наличием пробелов правового регулирования порядка регистрации и применения на практике товарного знака. Дуализм понятийного аппарата и отсутствие конкретики требует изменение норм гражданского законодательства в целях устранения возможных судебных споров в части применения товарного знака.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с порядком регистрации и использования товарных знаков.
Предметом исследования стали нормы права, регулирующие порядок регистрации и использования товарных знаков.
Целью магистерской диссертации является определение особенностей порядка регистрации и использования товарного знака на практике и определение направлений совершенствования норм законодательства.
Для достижения данной цели требуется решить ряд задач:
1. изучить историю становления и развития правовой регламентации порядка регистрации и использования товарного знака на практике;
2. определить понятие, значение и сущность товарного знака;
3. исследовать и определить особенности регистрации товарного знака;
4. охарактеризовать порядок и практику использования товарного знака;
5. выделить актуальные проблемы использования товарного знака для бизнеса;
6. предложить пути совершенствования норм законодательства.
Степень разработанности темы исследования. Степень научной разработанности темы определяется имеющейся теоретической базой, сформированной на основе трудов виднейших отечественных цивилистов, которые изучали такие используемые в различных сферах общественных отношений средства индивидуализации товаров, работ и услуг, как товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.
Отдельные аспекты правового режима товарных знаков рассматривались в трудах следующих ученых-цивилистов: Г. Ф. Шершеневича (имущественная природа исключительных прав, определение товарного знака); В. А. Дозорцева (понятие и содержание исключительного права: общие вопросы); В. Ф. Яковлева и A. JI. Маковского (общие положения о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации); О. М. Козырь (гражданско-правовая ответственность за нарушение интеллектуальных прав); А. П. Сергеева (правовая охрана товарных знаков, прекращение правовой охраны товарного знака); Э. П. Гаврилова и другие.
Методы исследования. Для более глубокого исследования выбранной темы магистерской диссертации предполагается использовать метод анализа нормативно-правовой базы. Сравнительно-правовой метод позволит сопоставить отдельные нормы права и определить направления совершенствования норм законодательства. Исследование решений судов различных инстанций, касающихся вопросов использования товарных знаков, позволит также определить актуальные проблемы и противоречия в регулировании порядка регистрации и использования товарных знаков. При выполнении диссертации также широко использовался метод обобщения, анализа, синтеза. Формально-логический метод позволяет изучить юридические конструкции в части правовой регламентации порядка применения товарных знаков.
Теоретическую основу исследования составили учебные издания и монографии по выбранной теме исследования. Также широко использовались статьи, опубликованные в периодических изданиях по выбранной теме исследования. Среди основных авторов можно назвать А.Л. Величева, Ю.Ф. Беспалова, А.Р. Галямову и других.
Нормативную базу исследования составили нормы отечественного законодательства, регулирующие использование товарных знаков, включая Конституцию РФ, часть 4 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон «О защите конкуренции», а также международные договоры и соглашения, такие как Парижская конвенция по охране промышленной собственности и Мадридское соглашение о международной регистрации знаков.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики по вопросам регистрации и использования товарных знаков.
Положения, выносимые на защиту.
1. Разграничить определения «товарный знак» и «знак обслуживания путем внесения соответствующих изменений в статью 1477 ГК РФ.
2. Целесообразно изменить размер минимального предела компенсации, изложив пп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ в следующей редакции: «1) в размере от пяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения». Предлагается также ст. 1515 ГК РФ дополнить пунктом, согласно которому исключается возможность установления компенсации ниже размера, установленного законом.
3. Предоставить российским судам (наряду с Роспатентом) права признавать товарные знаки общеизвестными, что позволит правообладателям защищать свои права в судебном порядке без предварительного обращения в Роспатент. То есть, предоставить правовую охрану общеизвестному товарному знаку, по заявлению заинтересованной стороны, на основании решения суда по спору о праве (например, о нарушении исключительного права на товарный знак, или же об оспаривании решения Роспатента о регистрации). При этом, необходимо будет придерживаться принципа индивидуального признания – чтобы такое решение Суда имело силу только для сторон спора, не приводя к правовой неопределенности. Данное решение упростит и ускорит саму процедуру, и будет соответствовать международному регулированию. При желании стороны, такое решение можно будет использовать в качестве одного из доказательств общеизвестности товарного знака в административном органе (Роспатенте).
4. В связи с отсутствием конкретизации понятия «неиспользование товарного знака» в законодательстве предлагается предложить законодателю дополнить ГК РФ статьей 1486.1, которая была бы посвящена определению этого понятия и учитывала не только временной период для определения неиспользования товарного знака.
5. Установить на законодательном уровне обязанность администраторов торговых площадок запрашивать у продавцов, желающих присоединиться к платформе, документы, подтверждающие наличие у них зарегистрированных товарных знаков и/или лицензий на использование товарных знаков. В этом случае можно говорить о презумпции опровержения: администратор должен был знать о нарушении исключительных прав, если он предоставил продавцам доступ к сайту (заключил с ними договор), не запросив предварительно у них подтверждающие документы.
6. В качестве дополнения в ст. 1253 ГК РФ предлагается указать следующие определение: «неоднократным нарушением признается нарушение юридическим лицом (в частности два или более раза) исключительного права, последствия которого несет значительные расходы для правообладателя. Грубым нарушением, в свою очередь, с учетом характера наступивших последствий признается правонарушение, повлекшее значительные убытки».
7. Расширить положения о качестве, точности и характеристиках товарного знака в цифровом пространстве путем внесения соответствующих изменений в нормы ГК РФ. В статью 1505 ГК РФ целесообразно внести дополнения, касающиеся точности и качества регистрации товарного знака в цифровом пространстве. Например, добавить положения о необходимости обеспечения точности и полноты данных о регистрации товарного знака в цифровом формате, а также о процедурах проверки и исправления ошибок.
Научная новизна исследования определяется тем, что в результате исследования сформированы рекомендации по совершенствованию организационно-правового механизма регистрации и использования товарных знаков в бизнес. В частности, дополнен понятий аппарат и предложены меры по конкретизации вопросов определения компенсации за неправомерное использование товарных знаков.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении основных терминов и понятий в области применения товарных знаков в бизнесе.
Практическая основа исследования заключается в том, что полученные результаты и определенные на их основании направления совершенствования действующего законодательства могут быть использованы как основа для проведения дальнейших исследований, а также самостоятельно в качестве теоретического обоснования изменений действующего законодательства.
Апробация научных исследований. В сборнике опубликована статья «Искусственный интеллект как объект и субъект гражданских прав, а также статья в сборнике «Актуальные вопросы юридической науки и правоприменительной практики» на тему: «Проблемы правового регулирования и специфика производства по вновь открывшимся обстоятельствам»
Структура диссертации включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников. Основная часть состоит из трех глав. Первая глава раскрывает концептуальные основы применения товарного знака на практике, содержит определение понятия «товарный знак», его сущность и значение.
Вторая глава раскрывает вопросы и порядок регистрации и использования товарных знаков. В данной главе порядок применения товарного знака проиллюстрирован примерами судебной практики.
Третья глава раскрывает актуальные проблемы совершенствования правовой регламентации порядка регистрации и использования товарных знаков, также содержит рекомендации по совершенствованию законодательства.
Завершают работу заключение и список использованных источников.
Обобщая исследование истории становления правовой регламентации порядка использования товарного знака, уместно сделать следующий вывод. История развития правовой регламентации включает в себя четыре основных этапа. Первым этапом стал период правления Алексея Михайловича и издание Новоторгового устава. Появление данного нормативно-правового акта преимущественно было обусловлено стремительным развитием торговли и необходимостью идентификации отдельных производителей. Далее был принят Указ Сената от 13 марта 1744 года, принятие которого преимущественно было ориентировано на стимулирование отечественного производства и снижение зависимости от импортных товаров. Следующий(второй) исторический этап приходится на период 1896-1917 годов. Особенностью данного временного периода является принятие закона «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)» от 26 февраля 1896 года. Данный нормативно-правовой акт сформулировал ключевые аспекты и правила регистрации и использования товарных знаков. Формирование данной нормативно-правовой базы оказало колоссальное влияние на развитие отечественной экономики, на преодоление проблемы недобросовестной конкуренции и в части защиты прав потребителей. Третий, советский, период становления правовой регламентации товарных знаков в значительной степени изменил ранее действующее законодательство. Это было обусловлено отсутствием частной собственности. Товарные знаки в данный период времени преимущественно носили информационную, нежели стимулирующую функцию. Современный период правовой регламентации товарных знаков начался с момента распада СССР. В 1992 году был принят закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 N 3520-1 (в настоящий момент утратил силу). Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 N 3520-1 утратил силу с 1 января 2008 года на основании Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ. Это связано с тем, что в России произошла реформа законодательства в области интеллектуальной собственности, в результате которой были внесены существенные изменения в регулирование отношений, связанных с товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров. Эти изменения были направлены на гармонизацию российского законодательства с международными стандартами и требованиями Всемирной торговой организации. Исторический обзор становления правовой регламентации товарных знаков позволил убедиться в том, что история развития данного вопроса достаточно детальна и многогранна. Советский период времени в значительной степени изменил существо и нарушил поэтапный порядок формирования законодательной базы в части применения товарных знаков. Исследование истории правовой регламентации товарных знаков позволяет в будущем более глубоко и критически оценивать современные нормы законодательства.
В современной системе предпринимательства товарный знак является не только средством идентификации того или иного производителя, но и позволяет оказывать колоссальное влияние на результаты хозяйственной деятельности предпринимателей. Товарный знак обеспечивает должный уровень узнаваемости производителя, что способствует повышению лояльности и доверия целевой аудитории. Данный факт находит свое прямое отражение на показателях прибыли и выручки. Товарный знак является одним из основных инструментов маркетинга и средством индивидуализации товаров и услуг. Применение товарного знака на практике также способствует обеспечению должного уровня зашиты потребителей и предполагает минимизацию риска недобросовестной конкуренции.
Обобщая изучение понятия «товарный знак» уместно сделать вывод о том, что под данным термином понимают средство индивидуализации производимых товаров. Регистрация и порядок использования товарного знака регламентируется в настоящий момент нормами ГК РФ. Сущность применения на практике товарного знака сводится не только к выполнению идентификационной функции, но и к стимулированию экономики, и к решению проблемы недобросовестной конкуренции. Применение товарного знака на практике в настоящий момент является неотъемлемым элементом современной рыночной экономики и обеспечения результативного ведения предпринимательской деятельности. Критическая оценка основ и порядка регистрации и использования товарного знака позволит сформировать перспективы развития норм законодательства.
Обобщая вопросы регистрации товарного знака уместно сделать вывод о том, что данная процедура включает в себя ряд взаимосвязанных этапов, по результатам реализации которых производитель товаров или услуг получает исключительно право на предлагаемые товары или услуги. Регистрация товарного знака предполагает наличие уникальности товарного знака, соответствие определенному классу товаров или услуг, также неотъемлемым требованием успешной регистрации товарного знака является правильность и точность оформления пакета документации. Процесс регистрации товарного знака достаточно систематизирован и классифицирован на этапы, однако имеются определенные сложности в части регистрации товарного знака с нетрадиционными обозначениями. Имеются проблемы регистрации товарного знака с фамилией и именем производителя. Нормы гражданского законодательства закрепляют преимущественно общий порядок регистрационного механизма на товарный знак, однако большое число нюансов в части выбора уникального товарного знака доказывают необходимость более глубокого исследования в данной части. Отчасти порядок регистрации товарного знака усугубляет влиянием международных санкций на развитие экономики и предпринимательского дела. Регистрация товарного знака как элемент управления предпринимательской деятельностью неизбежно сталкивается с влиянием цифровых и информационных технологий, экономической среды в стране, политической ситуации.
Регистрация товарного знака – первый шаг в механизме его использования. Регистрация дает правообладателю исключительные права на использование товарного знака в пределах определенной территории. Процесс регистрации включает подачу заявки в соответствующее ведомство, проведение экспертизы и, при успешном прохождении всех этапов, выдачу свидетельства о регистрации.
После регистрации товарного знака правообладатель может использовать его различными способами: размещать на упаковке, в рекламе, на сайте, в социальных сетях и т.д. Важно, чтобы использование было добросовестным и не вводило потребителей в заблуждение.
Передача прав на использование товарного знака также является частью механизма его использования. Правообладатель может передать права на использование товарного знака другому лицу по лицензионному договору. В таком договоре оговариваются условия использования товарного знака, размер вознаграждения и другие важные аспекты.
Однако использование товарного знака должно соответствовать определенным требованиям. Например, товарный знак должен быть уникальным, не вводить потребителей в заблуждение и не противоречить общественным интересам. В противном случае, использование товарного знака может быть признано незаконным и привести к юридическим последствиям.
Таким образом, механизм использования товарных знаков представляет собой сложный процесс, требующий внимательного отношения к деталям и соблюдения законодательства. Эффективное использование товарного знака способствует укреплению позиций бренда на рынке, повышению лояльности потребителей и защите интересов правообладателя.
В третьей главе диссертации определены направления совершенствования организационно-правового механизма регистрации и использования товарных знаков. Уместно сделать вывод о том, что на сегодняшний день выделяют проблемы, связанные с использованием товарного знака с применением цифровых и информационных технологий, а также в целом с доказательством неправомерно использования товарных знаков. Критический анализ статьи 1489 ГК РФ «Последствия неиспользования товарного знака» следует усовершенствовать путем добавления критериев, которые должны служить основанием для доказательства факта использования товарного знака. В нормах ГК РФ необходимо закрепить не только основной перечень доказательств, но и требования к ним в виду того, что на практике суды достаточно часто отклоняют применение того или доказательства как факта использования товарного знака. Целесообразно также дополнить ГК РФ статьей 1486.1, которая была бы посвящена определению этого понятия и уточняла бы критерии, по которым можно было бы установить факт неиспользования товарного знака.
Обобщая исследование вопросов совершенствования организационно-правового механизма использования товарных знаков на практике уместно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в данном ключе необходимо усовершенствовать способы защиты прав на использование товарного знака. Злоупотребление правом обусловлено также стремительным развитием информационных и цифровых технологий, что увеличивает число неправомерных действий в данной сфере. Исследование материалов судебной практики позволило убедиться в том, что в целях защиты прав на использование товарного знака достаточно часто применяется назначение компенсационных выплат в случае предоставления необходимого объема доказательств. Однако нормы гражданского законодательства не имеют конкретики в части определения размера компенсации за неправомерное использование товарного знака, а также порядок определения самого убытка. В силу данного определения предложено усовершенствовать нормы статьи 1515 ГК РФ в части определения размера компенсации. Значительный размах компенсационных выплат также затрудняет порядок правовой регламентации данного вопроса. На практике правообладатель практически всегда требует больший размер компенсации, не предоставляя полный пакет документов, подтверждающих данное требование. Это также является результатом отсутствия должного уровня применения данного способа защиты прав на использование товарного знака. В совершенствовании нуждается и организационный механизм защиты использования товарных знаков. Совершенствование организационного механизма целесообразно осуществлять путем активного информирования гражданского общества о механизмах использования товарных знаков, необходимым направлением совершенствования также является повышение правовой осведомлённости правообладателей. Реализация организационного механизма также требует активного взаимодействия уполномоченных структур и общественных объединений. Важным направлением также могло бы стать использование инструментов цифровизации в целях публикации отчетов об аннулированных товарных знаках, а также публикации решений суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя Комплексный подход к решению проблем регистрации и использования товарных знаков в бизнесе позволит добиться эффективности функционирования рыночной среды и предупредит развитие недобросовестной конкуренции.
В современной системе предпринимательства товарный знак является не только средством идентификации того или иного производителя, но и позволяет оказывать колоссальное влияние на результаты хозяйственной деятельности предпринимателей. Товарный знак обеспечивает должный уровень узнаваемости производителя, что способствует повышению лояльности и доверия целевой аудитории. Данный факт находит свое прямое отражение на показателях прибыли и выручки. Товарный знак является одним из основных инструментов маркетинга и средством индивидуализации товаров и услуг. Применение товарного знака на практике также способствует обеспечению должного уровня зашиты потребителей и предполагает минимизацию риска недобросовестной конкуренции.
Обобщая изучение понятия «товарный знак» уместно сделать вывод о том, что под данным термином понимают средство индивидуализации производимых товаров. Регистрация и порядок использования товарного знака регламентируется в настоящий момент нормами ГК РФ. Сущность применения на практике товарного знака сводится не только к выполнению идентификационной функции, но и к стимулированию экономики, и к решению проблемы недобросовестной конкуренции. Применение товарного знака на практике в настоящий момент является неотъемлемым элементом современной рыночной экономики и обеспечения результативного ведения предпринимательской деятельности. Критическая оценка основ и порядка регистрации и использования товарного знака позволит сформировать перспективы развития норм законодательства.
Обобщая вопросы регистрации товарного знака уместно сделать вывод о том, что данная процедура включает в себя ряд взаимосвязанных этапов, по результатам реализации которых производитель товаров или услуг получает исключительно право на предлагаемые товары или услуги. Регистрация товарного знака предполагает наличие уникальности товарного знака, соответствие определенному классу товаров или услуг, также неотъемлемым требованием успешной регистрации товарного знака является правильность и точность оформления пакета документации. Процесс регистрации товарного знака достаточно систематизирован и классифицирован на этапы, однако имеются определенные сложности в части регистрации товарного знака с нетрадиционными обозначениями. Имеются проблемы регистрации товарного знака с фамилией и именем производителя. Нормы гражданского законодательства закрепляют преимущественно общий порядок регистрационного механизма на товарный знак, однако большое число нюансов в части выбора уникального товарного знака доказывают необходимость более глубокого исследования в данной части. Отчасти порядок регистрации товарного знака усугубляет влиянием международных санкций на развитие экономики и предпринимательского дела. Регистрация товарного знака как элемент управления предпринимательской деятельностью неизбежно сталкивается с влиянием цифровых и информационных технологий, экономической среды в стране, политической ситуации.
Регистрация товарного знака – первый шаг в механизме его использования. Регистрация дает правообладателю исключительные права на использование товарного знака в пределах определенной территории. Процесс регистрации включает подачу заявки в соответствующее ведомство, проведение экспертизы и, при успешном прохождении всех этапов, выдачу свидетельства о регистрации.
После регистрации товарного знака правообладатель может использовать его различными способами: размещать на упаковке, в рекламе, на сайте, в социальных сетях и т.д. Важно, чтобы использование было добросовестным и не вводило потребителей в заблуждение.
Передача прав на использование товарного знака также является частью механизма его использования. Правообладатель может передать права на использование товарного знака другому лицу по лицензионному договору. В таком договоре оговариваются условия использования товарного знака, размер вознаграждения и другие важные аспекты.
Однако использование товарного знака должно соответствовать определенным требованиям. Например, товарный знак должен быть уникальным, не вводить потребителей в заблуждение и не противоречить общественным интересам. В противном случае, использование товарного знака может быть признано незаконным и привести к юридическим последствиям.
Таким образом, механизм использования товарных знаков представляет собой сложный процесс, требующий внимательного отношения к деталям и соблюдения законодательства. Эффективное использование товарного знака способствует укреплению позиций бренда на рынке, повышению лояльности потребителей и защите интересов правообладателя.
В третьей главе диссертации определены направления совершенствования организационно-правового механизма регистрации и использования товарных знаков. Уместно сделать вывод о том, что на сегодняшний день выделяют проблемы, связанные с использованием товарного знака с применением цифровых и информационных технологий, а также в целом с доказательством неправомерно использования товарных знаков. Критический анализ статьи 1489 ГК РФ «Последствия неиспользования товарного знака» следует усовершенствовать путем добавления критериев, которые должны служить основанием для доказательства факта использования товарного знака. В нормах ГК РФ необходимо закрепить не только основной перечень доказательств, но и требования к ним в виду того, что на практике суды достаточно часто отклоняют применение того или доказательства как факта использования товарного знака. Целесообразно также дополнить ГК РФ статьей 1486.1, которая была бы посвящена определению этого понятия и уточняла бы критерии, по которым можно было бы установить факт неиспользования товарного знака.
Обобщая исследование вопросов совершенствования организационно-правового механизма использования товарных знаков на практике уместно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в данном ключе необходимо усовершенствовать способы защиты прав на использование товарного знака. Злоупотребление правом обусловлено также стремительным развитием информационных и цифровых технологий, что увеличивает число неправомерных действий в данной сфере. Исследование материалов судебной практики позволило убедиться в том, что в целях защиты прав на использование товарного знака достаточно часто применяется назначение компенсационных выплат в случае предоставления необходимого объема доказательств. Однако нормы гражданского законодательства не имеют конкретики в части определения размера компенсации за неправомерное использование товарного знака, а также порядок определения самого убытка. В силу данного определения предложено усовершенствовать нормы статьи 1515 ГК РФ в части определения размера компенсации. Значительный размах компенсационных выплат также затрудняет порядок правовой регламентации данного вопроса. На практике правообладатель практически всегда требует больший размер компенсации, не предоставляя полный пакет документов, подтверждающих данное требование. Это также является результатом отсутствия должного уровня применения данного способа защиты прав на использование товарного знака. В совершенствовании нуждается и организационный механизм защиты использования товарных знаков. Совершенствование организационного механизма целесообразно осуществлять путем активного информирования гражданского общества о механизмах использования товарных знаков, необходимым направлением совершенствования также является повышение правовой осведомлённости правообладателей. Реализация организационного механизма также требует активного взаимодействия уполномоченных структур и общественных объединений. Важным направлением также могло бы стать использование инструментов цифровизации в целях публикации отчетов об аннулированных товарных знаках, а также публикации решений суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя Комплексный подход к решению проблем регистрации и использования товарных знаков в бизнесе позволит добиться эффективности функционирования рыночной среды и предупредит развитие недобросовестной конкуренции.



