Социальные гарантии женщинам, проходящим службу в правоохранительных органах: вопросы оптимизации (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ПРАВОХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ЕЁ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА 6
1.1 Понятие социальной защиты сотрудников правоохранительных органов и социальной защиты женщин, проходящих службу в правоохранительных органах 6
1.2 Система нормативных правовых актов о социальной защите женщин, проходящих службу в правоохранительных органах 13
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЖЕНЩИН, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ 25
2.1 Правовой статус женщин, проходящих службу в правоохранительных органах и его особенности 25
2.2 Особенности социальной поддержки сотрудников правоохранительных органов 33
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИИ ЖЕНЩИН, ВОЗНИКШИЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ.ОПТИМИЗАЦИЯ И РЕШЕНИЕ ВОЗНИКАЮЩИХ ПРОБЛЕМ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ПРАВОХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ЕЁ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА 6
1.1 Понятие социальной защиты сотрудников правоохранительных органов и социальной защиты женщин, проходящих службу в правоохранительных органах 6
1.2 Система нормативных правовых актов о социальной защите женщин, проходящих службу в правоохранительных органах 13
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЖЕНЩИН, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ 25
2.1 Правовой статус женщин, проходящих службу в правоохранительных органах и его особенности 25
2.2 Особенности социальной поддержки сотрудников правоохранительных органов 33
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИИ ЖЕНЩИН, ВОЗНИКШИЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ.ОПТИМИЗАЦИЯ И РЕШЕНИЕ ВОЗНИКАЮЩИХ ПРОБЛЕМ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В современном мире женщины стали востребованы не только в исконно женских профессиях, но и в мужских и это привело к тому, что на данный момент процент женщин в структуре силовых ведомств с каждым годом становится все больше. Но несмотря на то, что данная тенденция существует уже довольно продолжительное время, органы внутренних дел (далее – ОВД) до сих пор учитывают особенности службы женщин-сотрудников не в полной мере.
Отсутствие дифференцированного подхода к условиям труда и отдыха, учета половых различий, а также достаточного количества исследовательских работ по данной проблеме приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности у женщин-сотрудников.
В условиях расширения масштаба приема женщин на службу необходим пересмотр некоторых принципов организации и использования сил и средств ОВД, сочетания прав личности со служебными, семейными и другими обязанностями, тем более что соблюдение в полном объеме гарантированно Конституцией РФ, Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Конституционные, гражданско-правовые, трудовые и семейно-бытовые права женщин-сотрудников ОВД невозможны без создания механизма их реализации в системе МВД РФ.
Действующее законодательство о службе в ОВД не учитывает специфику ее прохождения женщинами-сотрудниками, также отсутствуют гарантии государственной социальной и правовой защиты женщин-сотрудников ОВД, что отрицательно сказывается на результативности оперативно-служебной деятельности и морально-психологическом состоянии. Несмотря на то, что при приёме на службу до заключения контракта сотрудниками кадрового подразделения подробно разъясняются социальные гарантии, всё равно остаётся очень много вопросов.
Выбранная тема особенно актуальна в настоящее время, когда общая стратегия и приоритетные направления государственной политики в области улучшения положения женщин в России направлены на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, создание условий и правовых норм, необходимых для осуществления на практике конституционного принципа равных прав и равных возможностей.
Существенный вклад в изучение проблемы социальных гарантий женщинам, проходящим службу в правоохранительных органах, внесли: Л.В. Чернышова, А.А. Хитрова, Е.М. Рузаева, Е.А. Соболева, О.В. Малыгина и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе прохождения службы женским персоналом органов внутренних дел Российской Федерации и их социальная защищенность.
Предметом исследования является механизм нормативно–правового регулирования отношений, связанных с социальными гарантиями для женщин в системе МВД РФ.
Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию систематизации социальных гарантий женщинам, проходящим службу в правоохранительных органах.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить понятие социальной защиты сотрудников правоохранительных органов и её нормативно-правовую основу.
2. Проанализировать правовое регулирование отдельных видов социальной защиты женщин, проходящих службу в правоохранительных органах.
3. Исследовать теоретические и практические вопросы профессии женщин, возникшие в результате прохождения службы в правоохранительных органах. Оптимизация и решение возникающих проблем.
Методоло¬гическую основу составили современные достижения теории по¬знания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретиче¬ский, эмпирический методы; традиционные правовые ме¬тоды; методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях.
Нормативно-правовая база работы включает Конституцию РФ, федеральные законы и соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения по социальному обеспечению.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Отсутствие дифференцированного подхода к условиям труда и отдыха, учета половых различий, а также достаточного количества исследовательских работ по данной проблеме приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности у женщин-сотрудников.
В условиях расширения масштаба приема женщин на службу необходим пересмотр некоторых принципов организации и использования сил и средств ОВД, сочетания прав личности со служебными, семейными и другими обязанностями, тем более что соблюдение в полном объеме гарантированно Конституцией РФ, Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Конституционные, гражданско-правовые, трудовые и семейно-бытовые права женщин-сотрудников ОВД невозможны без создания механизма их реализации в системе МВД РФ.
Действующее законодательство о службе в ОВД не учитывает специфику ее прохождения женщинами-сотрудниками, также отсутствуют гарантии государственной социальной и правовой защиты женщин-сотрудников ОВД, что отрицательно сказывается на результативности оперативно-служебной деятельности и морально-психологическом состоянии. Несмотря на то, что при приёме на службу до заключения контракта сотрудниками кадрового подразделения подробно разъясняются социальные гарантии, всё равно остаётся очень много вопросов.
Выбранная тема особенно актуальна в настоящее время, когда общая стратегия и приоритетные направления государственной политики в области улучшения положения женщин в России направлены на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, создание условий и правовых норм, необходимых для осуществления на практике конституционного принципа равных прав и равных возможностей.
Существенный вклад в изучение проблемы социальных гарантий женщинам, проходящим службу в правоохранительных органах, внесли: Л.В. Чернышова, А.А. Хитрова, Е.М. Рузаева, Е.А. Соболева, О.В. Малыгина и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе прохождения службы женским персоналом органов внутренних дел Российской Федерации и их социальная защищенность.
Предметом исследования является механизм нормативно–правового регулирования отношений, связанных с социальными гарантиями для женщин в системе МВД РФ.
Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию систематизации социальных гарантий женщинам, проходящим службу в правоохранительных органах.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить понятие социальной защиты сотрудников правоохранительных органов и её нормативно-правовую основу.
2. Проанализировать правовое регулирование отдельных видов социальной защиты женщин, проходящих службу в правоохранительных органах.
3. Исследовать теоретические и практические вопросы профессии женщин, возникшие в результате прохождения службы в правоохранительных органах. Оптимизация и решение возникающих проблем.
Методоло¬гическую основу составили современные достижения теории по¬знания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретиче¬ский, эмпирический методы; традиционные правовые ме¬тоды; методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях.
Нормативно-правовая база работы включает Конституцию РФ, федеральные законы и соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения по социальному обеспечению.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Таким образом, правоохранительные органы играют одну из важнейших ролей в механизме современного Российского государства. Это связано, в первую очередь, с прямой зависимостью уровня законности и правопорядка в стране от эффективности деятельности правоохранительных органов.
Эффективность же зависит от так называемой «уверенности в завтрашнем дне», престижностью службы, которые складываются из социальной политики государства, направленной не только на самих сотрудников, но и на членов их семей.
Согласно Конституции РФ у нас социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Поэтому одним из основных принципов государственной службы является принцип социально-правовой защищенности служащих.
Российское законодательство специально предусматривает некоторые социальные гарантии для женщин-сотрудников органов внутренних дел, т.к. правовое регулирование статуса женщины-сотрудника органов внутренних дел в современной России двойственно:
- с одной стороны, в целом, с учетом принципа равенства полов в его буквальном понимании, ее статус определяется как статус сотрудника органов внутренних дел и является полноценным в содержательном отношении, включающим права, обязанности, ответственность, правовые гарантии;
- с другой стороны, можно констатировать наличие массива норм, которые обусловлены физическими, биологическими и психологическими особенностями женщины, наделяют ее как сотрудника, имеющего специальный правовой статус (сотрудник женского пола), дополнительными правами и предоставляют дополнительные гарантии.
Проблемы социальной политики в отношении женщин-сотрудников правоохранительных органов находят свое отражение в уровне их социальной защищенности. Для данной категории граждан на законодательном уровне устанавливается определенный объем социальных гарантий, которые составляют правовую основу защиты их прав и интересов.
Рассмотрим следующие гарантии социальной защиты сотрудника ОВД и его семьи.
обеспечение ежемесячным денежным довольствием сотрудника по занимаемой штатной должности, а также выплата сотрудникам процентной надбавки к окладу за выслугу лет;
сотрудник, имеющий стаж службы в органах не менее 10 лет, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы;
медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника, уволенного со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий;
обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
обеспечение сотрудника вещевым имуществом;
гарантированный выход на пенсию, порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в уголовно-исполнительной системе, дающий право на получение пенсии за выслугу лет и др.
Указанные виды социального обеспечения касаются всех сотрудников ОВД. Кроме указанных социальных гарантий, женщины сотрудники ОВД имеют право на получение социальных гарантий, связанных с материнством и детством, в частности: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Кроме вышеуказанных социальных пособий, женщины-сотрудники ОВД имеют право на все другие меры государственной социальной поддержки, связанные с материнством: материнский (семейный) капитал, а с 01.01.2018 года еще и на ежемесячные выплаты на первого и последующих детей, снижение ставки по ипотечному кредитованию.
Но несмотря на все предпринятые государством, особенно в последнее десятилетие, меры социальной поддержки женщин-матерей и семей с детьми, женщины, служащие в ОВД, и при этом испытывающие колоссальные эмоциональные нагрузки, каждодневно подвергающие опасности свою жизнь и здоровье, вправе рассчитывать на более значительную государственную поддержку, хотя бы в виде существенного увеличения их денежного довольствия. Так как главной задачей женщины, работающей в ОВД, является сохранение баланса между личной и профессиональной жизнью.
Несмотря на большое количество проблем, связанных со службой, деятельность женщин сотрудников ОВД очень важна. Ведь женщины зачастую обладают такими важными качествами, как усидчивость, терпимость, умение выстроить правильные отношения с другими людьми, отзывчивость, внимательность, развитая интуиция.
Эти черты характера позволяют успешно реализовать себя во многих подразделениях органов внутренних дел. Более того, есть ряд подразделений, в которых женщин гораздо больше, чем мужчин. Например, в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, в отделах по организации дознания, по вопросам миграции женщины составляют более 70% личного состава, по работе с личным составом.
Стремление к энергичной и разноплановой деятельности, возможность реализовывать свои качества, иметь государственные компенсации и постоянную достойную заработанную плату, продвигаться по карьерной лестнице, достигнуть самостоятельности и независимости, доказать, что возможности женщин также высоки, как и мужские – всё это является ключевыми мотивами выбора данной профессии среди женщин. И, несомненно, этот выбор очень важен как для самой женщины, так и для общества, которое должно развиваться в направлении равных возможностей для женщин и мужчин даже в таких сложных и ответственных профессиях.
Эффективность же зависит от так называемой «уверенности в завтрашнем дне», престижностью службы, которые складываются из социальной политики государства, направленной не только на самих сотрудников, но и на членов их семей.
Согласно Конституции РФ у нас социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Поэтому одним из основных принципов государственной службы является принцип социально-правовой защищенности служащих.
Российское законодательство специально предусматривает некоторые социальные гарантии для женщин-сотрудников органов внутренних дел, т.к. правовое регулирование статуса женщины-сотрудника органов внутренних дел в современной России двойственно:
- с одной стороны, в целом, с учетом принципа равенства полов в его буквальном понимании, ее статус определяется как статус сотрудника органов внутренних дел и является полноценным в содержательном отношении, включающим права, обязанности, ответственность, правовые гарантии;
- с другой стороны, можно констатировать наличие массива норм, которые обусловлены физическими, биологическими и психологическими особенностями женщины, наделяют ее как сотрудника, имеющего специальный правовой статус (сотрудник женского пола), дополнительными правами и предоставляют дополнительные гарантии.
Проблемы социальной политики в отношении женщин-сотрудников правоохранительных органов находят свое отражение в уровне их социальной защищенности. Для данной категории граждан на законодательном уровне устанавливается определенный объем социальных гарантий, которые составляют правовую основу защиты их прав и интересов.
Рассмотрим следующие гарантии социальной защиты сотрудника ОВД и его семьи.
обеспечение ежемесячным денежным довольствием сотрудника по занимаемой штатной должности, а также выплата сотрудникам процентной надбавки к окладу за выслугу лет;
сотрудник, имеющий стаж службы в органах не менее 10 лет, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы;
медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника, уволенного со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий;
обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
обеспечение сотрудника вещевым имуществом;
гарантированный выход на пенсию, порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в уголовно-исполнительной системе, дающий право на получение пенсии за выслугу лет и др.
Указанные виды социального обеспечения касаются всех сотрудников ОВД. Кроме указанных социальных гарантий, женщины сотрудники ОВД имеют право на получение социальных гарантий, связанных с материнством и детством, в частности: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Кроме вышеуказанных социальных пособий, женщины-сотрудники ОВД имеют право на все другие меры государственной социальной поддержки, связанные с материнством: материнский (семейный) капитал, а с 01.01.2018 года еще и на ежемесячные выплаты на первого и последующих детей, снижение ставки по ипотечному кредитованию.
Но несмотря на все предпринятые государством, особенно в последнее десятилетие, меры социальной поддержки женщин-матерей и семей с детьми, женщины, служащие в ОВД, и при этом испытывающие колоссальные эмоциональные нагрузки, каждодневно подвергающие опасности свою жизнь и здоровье, вправе рассчитывать на более значительную государственную поддержку, хотя бы в виде существенного увеличения их денежного довольствия. Так как главной задачей женщины, работающей в ОВД, является сохранение баланса между личной и профессиональной жизнью.
Несмотря на большое количество проблем, связанных со службой, деятельность женщин сотрудников ОВД очень важна. Ведь женщины зачастую обладают такими важными качествами, как усидчивость, терпимость, умение выстроить правильные отношения с другими людьми, отзывчивость, внимательность, развитая интуиция.
Эти черты характера позволяют успешно реализовать себя во многих подразделениях органов внутренних дел. Более того, есть ряд подразделений, в которых женщин гораздо больше, чем мужчин. Например, в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, в отделах по организации дознания, по вопросам миграции женщины составляют более 70% личного состава, по работе с личным составом.
Стремление к энергичной и разноплановой деятельности, возможность реализовывать свои качества, иметь государственные компенсации и постоянную достойную заработанную плату, продвигаться по карьерной лестнице, достигнуть самостоятельности и независимости, доказать, что возможности женщин также высоки, как и мужские – всё это является ключевыми мотивами выбора данной профессии среди женщин. И, несомненно, этот выбор очень важен как для самой женщины, так и для общества, которое должно развиваться в направлении равных возможностей для женщин и мужчин даже в таких сложных и ответственных профессиях.
Подобные работы
- Социальные гарантии женщин, проходящим службу в правоохранительных органах (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022



