Введение 3
Глава I. Теоретические основы социально коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья 7
1.1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников как одно из
направлений дошкольного образования 7
1.2. Особенности социально-коммуникативного развития детей старшего
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 11
1.3. Психолого-педагогические подходы к социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья 16
Выводы по главе 1 21
Глава II. Проект «Дружба, которая звучит» как средство социально-
коммуникативного развития старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида 23
2.1. Предпроектное исследование уровня социально-коммуникативного
развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 23
2.2. Аннотация проекта «Дружба, которая звучит» 34
2.3. Оценка результативности и эффективности реализации проекта «Дружба, которая звучит» по социально-коммуникативному развитию детей старшего
дошкольного возраста с ОВЗ 42
Выводы по главе 2 51
Заключение 52
Библиография 54
Приложения 62
В современном мире дети часто имеют трудности в общении: выражают недружелюбие, замкнутость. Общение и взаимодействие детей происходит через коммуникацию и является важным и актуальным вопросом.
По новым образовательным стандартам (Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом №1958 от 19.12.2014 г.) дошкольные учреждения обязаны обращать внимание на
социально-коммуникативное развитие детей. Ведь именно это направление помогает дошкольникам наладить контакт со сверстниками, быть более социализированным в обществе.
Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных тем в нашем обществе. Ведь дети, имеющие ограниченные возможности здоровья испытывают большой дефицит в общении и коммуникации, как в дошкольных учреждениях, так и в социуме в целом. В связи с различными нарушениями здоровья, дети с ОВЗ боятся начать или вступить в разговор, им тяжело дать ответ. Из-за этого дошкольники с ОВЗ часто становятся замкнутыми, одинокими и не идут на контакт. Многие нарушения здоровья влияют на речевую функцию ребёнка, которая является катализатором общения.
Социально-коммуникативное развитие детей, как проблему изучали различные педагоги: Л.С. Выготский, Е.А. Гущина, И.А. Зимняя,
А.А. Леонтьев и другие. Социально-коммуникативное развитие подразумевает, что ребёнок должен усваивать новые знания и навыки, развиваться в обществе, передавать опыт и быть включенным в социум.
Следовательно, детям с недостаточными социально
коммуникативными навыками тяжело реализоваться в обществе. У них не хватает практики общения, они не могут взять на себя инициативу в деле. Особенно трудно это сделать детям с ограниченными возможностями здоровья.
Однако остается неизученным процесс социально-коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида средствами музыкального исполнительства, что делает нашу тему исследования актуальной.
Цель проектной работы: повысить уровень сформированности социально-коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида.
Объект проектной работы: социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет проектной работы: процесс формирования социальнокоммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Проектная идея: проектной идей является создание коррекционноразвивающей программы, направленной на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с ОВЗ.
Задачи проектной работы:
1. Охватить коррекционной работой детей с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают группы комбинированной направленности в ДОУ.
...
Подводя итоги проделанной работы, мы можем сказать о том, что социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального исполнительства является актуальным, так как это - одна из самых востребованных и в то же время одна из наименее разработанных и сложных тем в педагогике.
Проанализировав литературу, мы сделали вывод о том, что социальнокоммуникативное развитие непосредственно связано и состоит из таких понятий, как «социализация» и «коммуникация». Коммуникацию зачастую определяют, как общение и опыт обмена информацией, непосредственно связанных между собой.
В возрасте пяти - шести лет дети уже могут брать на себя инициативу в общении, понимать и осознавать, что им говорят, взаимодействовать (как со сверстниками, так и с взрослыми), а также могут точно выстраивать услышанную информацию. Социально-коммуникативное развитие включает в себя умение вовремя подключать имеющиеся навыки общения и взаимодействовать с собеседником. Благодаря умению взаимодействовать друг с другом, у людей происходит коммуникация.
Многие педагоги в своих подходах по социально-коммуникативному развитию берут за основу творческое направление в развитии детей с ОВЗ, в том числе и музыкальные.
Музыкальное исполнительство в образовательном процессе используются давно, но малоприменимо в практике социальнокоммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому педагогам необходимо более активное их внедрение в коррекционно-педагогический процесс.
Для социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ мы предлагали реализовать проект, который поможет более эффективно осуществлять процесс социально-коммуникативного развития.
Далее нами была проведена диагностическая методика, которая показала, что уровень социально-коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья на предпроектном этапе исследования у испытуемых недостаточно развит.
Высокий уровень социально-коммуникативного развития у четырёх детей (26%), средний уровень у двух испытуемых (14%), а низкий у девяти детей (60%). Большинство детей с трудом идут на контакт со сверстниками, не проявляют инициативу в совместных делах, ставят свои желания превыше других, ссорятся.
На основании результатов, полученных в ходе обследования, нами была разработана коррекционно-развивающая программа «Дружба, которая звучит», направленная на развитие уровня сформированности социальнокоммуникативных компетенций воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей.
Промежуточные результаты обследования общего уровня социально - коммуникативного развития на втором этапе проектного исследования, после реализации программы «Дружба, которая звучит», показали, что высокий уровень социально-коммуникативного развития у семи детей (46%), средний уровень у трех испытуемых (20%), а низкий у пяти детей (34%). Дошкольники стали лучше общаться между собой, договариваться друг с другом, вести диалог. Дети, которые вообще не шли на контакт, благодаря помощи педагога начали взаимодействовать со сверстниками.
Результаты проведенного нами проектного исследования говорят об эффективности применения коррекционно-развивающей программы музыкальной направленности «Дружба, которая звучит» по социальнокоммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Практический опыт, представленный нами в работе, может быть расширен и использован в работе с детьми разного возраста, в учебной деятельности и в условиях дополнительного образования.
1. Андреева, Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. -М. : Изд-во МГУ, 1987. -301 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 364 с.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Метод. пособие для воспитателя. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2005. — 128 с.
4. Белинская, Е. П. Социальная психология личности [Текст] : учебное пособие для студентов вузов по спец."Психология" / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. —М. : Аспект Пресс, 2001. —301с.
5. Беляева, О. Л., Непомнящих О. И. Театрализация как средство включения в совместную развивающую деятельность дошкольников сохранным и нарушенным слухом // Практическая дефектология. - 2018. № 3 (15). - С. 5961.
6. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление / Е. С. Большакова. М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с.
7. Букатов, В. М. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада. - СПб.: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 160 с.
8. Власова, Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 175 с.
9. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. -СПб.: Лань, 2003. - 656 с.
10. Гризик, Т. И. Речевое развитие детей 5-6 лет [Текст] / Т.И. Гризик. -М.: Просвещение, 2015. - 152 с.
11. Гущина, Е. А. Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Гущина, И.В Донковцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. С. 36-38.
12. Денисенко, В. Н. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Денисенко, Е.Ю. Чеботарева - М.: РУДН, 2008. - 258 с.
13. Дмитриева, Е. Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е.Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2004. - №6. - С. 11-17.
14. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. - М.: Книголюб, 2008. - 64 с.
15. Дубова, Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст]/ Н. В. Дубова // Логопед в детском саду. -2006. -№3. -С. 36-38.
16. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет./Под. ред. О. В. Дыбиной.- М.: Мозаика-синтез , 2008.
... всего 71 источников