Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 7
1.1. Сущность понятий "речь", "связная речь" 7
1.2. Психолого-педагогические основы развития связной речи младшего
школьника 14
1.3. Критерии развития связной речи младших школьников 26
1.4. Развитие связной речи младшего школьника посредством внеурочной
деятельности 32
Вывод по главе 1 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 40
2.1. Этапы организации опытно-экспериментальной работы по определению
специфики развития связной речи младшего школьника 40
2.2. Выявление актуального уровня развития связной речи младшего
школьника 45
2.3. Программа развития связной речи младшего школьника посредством
внеурочной деятельности 54
Вывод по главе 2 77
Заключение 78
Список литературы 81
Приложения 86
Лихачев Д.С. писал в своих работах, что в умении говорить проявляется умственное развитие, моральный облик, характер человека.
Хорошо развитая речь служит одним из основных средств активной деятельности человека в современном мире, а для ученика - средством эффективного обучения в школе. Речь - способ познания действительности.
Рассказывают, что, когда к древнегреческому философу Сократу привели человека, о котором он должен был сказать собственное мнение, мыслитель долгое время глядел на него, а затем воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, для того чтобы я имел возможность тебя узнать!».
А.И. Солженицын сказал: «Процесс эволюции всякого языка течет постоянно: что-то постепенно теряется, что-то приобретается...» [39, С.3539].
С этим сложно поспорить. Язык действительно динамичен и имеет свойство меняться. И наша задача быть в курсе этих изменений и подстраиваться под них.
Интересна мысль Д.С. Лихачева, прозвучавшая в одной из самых последних его бесед: «Сейчас русский язык очень портится, да и не только русский, страдают и малые народы. Как будто происходит усыхание мозгов, люди становятся все более мелкими и в рассуждениях, и в поступках. Чтобы дать полную силу слову, необходимо лучше изучать классиков, составлять словари» .
Совокупность данных проблем доказывает необходимость целого ряда мер в целях развития речи.
К.Д. Ушинский определял развитие речи как развитие «дара слова», подразумевая под «даром слова» прирожденную речевую способность детей, их способность «выразить устно и письменно свою самостоятельную мысль». В наше время психологи и методисты говорят не о прирожденном даре слова, а о наличии у человека так называемого чувства, или чутья, языка [49].
Развитие речи — это овладение языком в процессах общения, усвоение его лексики, грамматического строя, системы его фонем .
Одним из важнейших критериев развитой речи является ее связность.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» Следовательно,
основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника
Связная речь осуществляет немаловажную роль в ходе воспитания и обучения ребенка, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания ребенка. Это обусловлено в первую очередь её общественной значимостью и ролью в формировании личности. Непосредственно в связной речи реализуется главная, коммуникативная, функция языка и речи. Коммуникативная роль речи наиболее ярко проявляется в игровой деятельности детей.
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая устанавливает уровень речевого и интеллектуального развития детей. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешного обучения в школе.
Именно по этой причине огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и в первую очередь - педагогах школьного образования, формирующих и развивающих связную речь ребенка младшего школьного возраста.
...
Мы рассмотрели понятие «связная речь», изучили мнение ученых о методах развития связной речи и выделили критерии развитой связной речи. Используя различные методики, мы выявили актуальный уровень развития связной речи младшего школьника и на основе этих результатов предложили программу развития связной речи.
Одним из важнейших критериев развитой речи является ее связность.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания ребенка. Это обусловлено в первую очередь её общественной значимостью и ролью в формировании личности. Непосредственно в связной речи реализуется главная, коммуникативная, функция языка и речи.
Хорошо развитая речь служит одним из основных средств активной деятельности человека в современном мире, а для ученика - средством эффективного обучения в школе.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. А основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Связная речь осуществляет немаловажную роль в ходе воспитания и обучения ребенка, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Как один из самых значимых категориальных признаков текста, связность характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А. М. Леушина), психологами (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейном А.А. Леонтьев, Д.Б, Эльконин, Ф. А. Сохин), логопедами (Т.Б. Филичева, Т.А. Ткаченко).
Проанализировав научную литературы, мы выделили 4 критерия оценки развитости связной речи: цельность речевой продукции, которая напрямую зависит от полноты и последовательности воспроизведения элементов смысловой программы текста, логическая последовательность, смысловая полнота речи и знание закономерностей создания связного текста.
На основе этих критериев была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития речи младших школьников.
В нашей опытно-экспериментальной работе были использованы следующие методики:
1. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников, предложенная Т. А. Фотековой. «Пересказ прослушанного текста».
2. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников, предложенная Т.А. Фотековой. «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».
3. Воробьева В.К. - «Методика развития связной речи».
4. А. И. Савенков - Методика «Продолжи рассказ».
Эксперимент показал средний уровень развития связной речи младших школьников.
Мы предполагали, что критерии цельность речевой продукции, логическая последовательность и смысловая полнота речи находятся на высоком уровне, но результаты опытно-экспериментальной работы показали средний уровень первых двух критериев и низкий третьего. А критерий знание закономерностей создания связного текста, как мы и предполагали, находится на низком уровне. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично.
...
1. Агафонова Е. В. Организация внеурочной деятельности в
начальной школе. [Электронный ресурс]. (http://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/09/07/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti- v/). Проверено 14.06.2018
2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2000. - 400с.
3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008 — 151 с.
4. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
5. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003, №4.
6. Бойков Д. И. Особенности семантического структуирования текста у школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития // Дефектология, 1994 г. - №1
7. Большой толковый словарь русского языка. Ред. Кузнецов С. А. СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
8. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981 - 256 с.
9. Бронникова Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003, №10.
10. Васильева С. А. Мирясова В. И. Развитие связной речи. [Электронный ресурс]. (https://jliza.ru). Проверено 14.06.2018
11. Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.: Просвещение, 1972 - 143с.
12. Вольтская Т. Все дело в молодости: беседа с Д. С. Лихачевым // Персона, 1999. - № 10 - С.23
13. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с.
14. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 2006 — № 6. — С.62 -76
15. Газман О. С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 178 с.
... всего 54 источников