Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЖИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Работа №157099

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы212
Год сдачи2019
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы лжи в детском возрасте 6
1.1. Сущность лжи в психологической науке 6
1.2. Возрастные особенности детского и подросткового развития 22
1.3. Проявления лжи в детском и подростковом возрасте 36
1.4. Эффективность использования тренинговой работы в коррекции детско-
родительских отношений 48
Выводы по I главе 55
Глава II. Экспериментальное исследование проявления лжи в разных возрастных группах 57
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 60
2.3. Анализ предложенной программы тренинга для родителей и
детей 86
Выводы по II главе 95
Заключение 96
Список используемой литературы 101
Приложение 106

Актуальность исследования. Исследование детской лжи в процессе личностного и морального развития ребёнка младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем психологии. Осознанное принятие ребенком младшего школьного возраста морально-нравственных норм и ценностей, в том числе и отношения ко лжи играют важную роль в формировании личности ребенка, выработке его поведения и отношения с окружающими.
Данной темой занимались такие авторы как: И.А. Алешинцев, Б.И. Дубровский, В.В. Знаков, П.Ф. Каптерев, П. Экман и другие.
Детская ложь, прежде всего, является психолого-педагогической проблемой. Часто преподаватели, педагоги и психологи находятся в тупике, пытаясь разобраться в причинах, по которым тот или иной ребенок лжет. Проводятся исследования, опросы, которые позволяют диагностировать и классифицировать детскую ложь, ее причины возникновения.
В момент перехода от одного возраста к другому, происходит резкий скачок в понимании ребенком обмана. Ребёнок учится распознавать обман и на основе этого, он начинает обманывать сам, используя всё более усовершенствованные стратегии. В дошкольном возрасте ложь является неким позитивным признаком развития интеллекта, позднее, в младшем школьном возрасте и подростковом возрасте, это начинает носить негативный признак, который свидетельствует о том, что ум ребенка направлен на поиск обходных путей для достижения желаемых результатов.
Итак, ложь — это утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно.
Иногда ложью называют непредумышленное создание и удержание мнения, которое передающий может считать истинным, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но для этого случая чаще применяется термин «заблуждение».
Есть огромное количество схожих по значению слов с понятием ложь, такие, как: обман, неправда, вранье, фантазия и.т.д.
Несмотря на тот факт, что мы постоянно сталкиваемся с обманом, и что обман порой приводит к очень трагическим последствиям, людям присуща масса ошибочных представлений о том, как все-таки лжецы преподносят свою ложь и как эту ложь научиться распознавать.
Изучение особенностей проявления лжи у школьников даст возможность понять сферу представлений и требований группы каждого возрастного периода, и тем самым поможет расширить знания об их психических особенностях. Анализ изученного материала показывает, что проблема распознания лжи у школьников не нашла достойного отражения и решения в современном учебно-воспитательном процессе.
Поэтому возникает потребность в решении проблемы лжи в детском и подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить особенности проявления лжи в школьном возрасте и предложить методические рекомендации по ее коррекции.
Объект исследования: феномен лжи.
Предмет исследования: проявление лжи в младшем школьном и подростковом возрасте.
Гипотеза: мы полагаем, что ложь - это действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без детально выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать истину; и ее проявления выражаются собственно в виде лжи, обмана неправды, искажения фактов, фантазии, вранья и.т.д.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования было выявление особенностей проявления лжи в школьном возрасте и подборка методичеких рекомендаций по ее коррекции.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что в возрасте 6-9 лет - ложь проявляется в том, что не у всех детей есть понимание, что же такое ложь, и какая она бывает, в связи с этим, стараются быть честными, дети используют незначительную ложь и ложь во благо; 10­12 лет - понимают, что такое ложь, знают о ее последствиях, но обманывают чаще, чем младшие дети, применяют ложь во спасение и умалчивание; 14-15 лет - знают, осознают все вытекающие последствия своей лжи, но все равно прибегают к ней, чтобы огородить свое личное пространство и комфорт от «непрошенных» гостей, чаще всего прибегают к защитной лжи и умалчиванию.
Целью констатирующего эксперимента было выявление особенностей проявления лжи в школьном возрасте.
Эксперимент проводился на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №16» г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 128 человек, 1-4, 7 классов.
В качестве критериев мы выбрали осознание лжи, целесообразность, реальное поведение.
В соответсвии с целью констатирующего эксперимента была подобрана диагностическая программа, которая включает в себя следующие методики: методика «Эксперимент на выявление склонности ко лжи» (на основе заданий, созданных С.Г. Якобсон, В.Г. Шур) для исследования склонности детей ко лжи; «Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости)» Д. Марлоу и Д. Крауна; методика на «Выявление доминирующих мотивов лжи» (П.Экмана, А.Гармаева); беседа
(авторская методика).
Исследования показали, что всех младших школьников можно разделить на три группы, в зависимости от уровня проявления лжи.
Низкий уровень проявления лжи выявлен у 23% детей. У детей с низким уровнем нет проблем в общении со сверстниками. Дети не ощущают дискомфорта и не чувствуют себя обделенными. Эмоционально устойчивы. Понимают, что вполне можно обойтись без обмана.
Средний уровень проявления наблюдается у 67% детей. У детей со средним уровнем проявления лживости наблюдаются проблемы в некоторых аспектах. Такие дети могут попасть в группу риска и могут перейти границу и попасть в высокий уровень проявления лжи.
Зачастую главными проблемами являются: придумывание небылиц, чтобы выставить себя в более выгодном свете или же оправдать себя; создание истории, чтобы получить какую-либо выгоду.
Высокий уровень отмечен у 10% детей. У детей с высоким уровнем проявления лживости наблюдается агрессивное поведение, недовольство собой и своим положением. Такие дети эмоционально неустойчивы, и их проявление носит устойчивый характер.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999.
2. Акименко А.К. Ложь в системе социально-психологической адаптации // Вопросы психологии. 2000. №4.
3. Алексанова Т.Н. Кинотерапия, или Как использовать метод просмотра фильмов в воспитательной работе с детьми и подростками. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/kinotierapiia-ili-kak-ispol-zovat-mietod- prosmotra-fil-mov-v-vospitatiel-noi-rabotie-s-diet-mi-i- podrostkami.html.
4. Алешинцев И.А. Ложь у детей. Псков, 1908 г. - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/osobennosti-otnosheniya-ko-lzhi- sovremennykh-shkolnikov.
5. Андреева Г.М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. Научно-методический журнал. 1999. № 3. С. 15.
6. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства// учеб. пособие. - Ростов-наДону: изд. Феникс, 2015.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1982.
8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
9. Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. М., 1979.
10. Бор Стенвик. «Все мы врём. Как ложь, жульничество и самообман делают нас людьми». 2016
11. Бурке-Бельтран М.Т. Развитие и формирование правдивости у детей от 5 до 7 лет в процессе общения с взрослыми и
сверстниками // Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб. науч. тр. / В. С. Мухина, ред. М., 1981.
12. Вагин И. Психология выживания в современной России. 2007.-
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.worldmagik.ru/audio/5 6/1.
13. Варламов. В.А, Варламов Г.В. Толковый словарь полиграфолога. 2008
14. В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1982.
15. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1998.
... всего 86 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ