РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НОРМОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
§1.1. Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как психолого - педагогическая проблема 7
81.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся младшего
школьного возраста с интеллектуальной нормой и интеллектуальной недостаточностью 14
81.3. Визуальная поддержка как способ развития мелкой моторики рук
младших школьников 20
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 26
82.1. Организация исследования и анализ констатирующего эксперимента . 26
82.2. Реализация визуальных поддержек направленных на развитие мелкой
моторики детей младшего возраста 36
82.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Важной особенностью организации учебной деятельности в начальной школе является факт, что младший школьный возраст является сенситивным для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, что требует определённой интеллектуальной готовности.
Современный процесс обучения требует от учащихся умения произвольно организовывать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов таких как: внимание, память, восприятие, мышление, речь. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Но всё чаще встречаются младшие школьники, испытывающие серьезные трудности при выполнении работ связанных с мелкой моторикой[8, с. 67]. К такой категории детей относятся дети с интеллектуальной недостаточностью.
Для детей с умственной отсталостью характерно, нетипичное развитие психических процессов. Процесс познания в отличие от детей с нормой происходит с затруднениями: искаженные представления об окружающем мире, замедленный темп восприятия, трудности в сосредоточении внимания на предмете или виде деятельности. Отмечается нарушения координации движений, ручной моторики, неспособности целенаправленно управлять 3
своими движениями, возникают трудности при воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения. Имеются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, часто не могут довести начатое дело до конца, характерно долгое определение ведущей руки, нет согласованности в действиях обеих рук.
У многих умственно отсталых учащихся с большим трудом формируется техника письма, характерна слабая степень нажима карандаша или ручки на бумагу, нечеткость проведения линий, смещение центра листа в стороны.
В. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» [25]. Развитие мелкой моторики у детей с легкой умственной отсталостью приобретает особую значимость в процессе обучения и воспитания.
Для развития мелкой моторики рук известно множество методов и приемов: оригами, складывание, обрывание, вырезание, выкладывание
узоров, наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант; используются разнообразные стимулирующие материалы: крупы, бисер, пуговицы, шнуровка, конструктор, пластилин, мозаика, обводки, различные типы бумаги.
Становление мелкой моторики важно еще и по той причине, что в жизни, когда ребенок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, для того чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. У большинства современных детей отмечается, как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Если много лет назад родителям вместе с детьми приходилось очень многое делать руками: стирать, полоскать, вязать, вышивать, штопать, чистить, подметать, готовить и мастерить, работать в огороде и еще многое другое. То в настоящее время на помощь пришли машины: кухонные комбайны, стиральные машины, пылесосы, что абсолютно не развивает ручную умелость. Детям перестали давать в руки пластилин и краски, не разрешают трогать предметы на прогулке, чтобы не испачкать руки. Цветные карандаши, которые «заставляют трудиться» детскую руку, плавно заменили яркими фломастерами. Все это самым непосредственным образом отражается на ручной умелости, на развитии детей в целом, особенно на развитии мелкой моторики.
...
В ходе проведенного нами исследования были решены поставленные задачи. Была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, что позволило определить суть и разработать структуру ключевого понятия «мелкая моторика рук». Под «мелкой моторикой рук» мы понимаем совокупность скоординированных действий мышечной, нервной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении точных и мелких движений кистями и пальцами рук.
В процессе экспериментальной работы мы диагностировали уровень сформированности мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Выявление уровня сформированности мелкой моторики рук младшего школьного раннего возраста на констатирующем и контрольном этапах эксперимента осуществлялось по показателям, выделенным на основе Мотометрический тест Н.И Озорецкого; методика «Ладошки» Н.В. Нижегородцево, В.Д. Шадрикова; методика «ДОМИК» Н.Н. Гудкиной; Методика «Теппинг-тест» Е.П. Ильина В соответствии с данными показателями были описаны уровни развития сформированности мелкой моторики рук детей раннего возраста (высокий, средний, низкий).
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о преобладании у детей младшего школьного возраста (как экспериментальной, так и контрольной групп) низкого и среднего уровней сформированности мелкой моторики рук.
На формирующем этапе эксперимента был разработан комплекс визуальной поддержки направленный на развитие мелкой моторики руки и при их реализации были соблюдены следующие условия:
учитывался уровень развития мелкой моторики рук детей младшего школьного возраста;
комплекс был направлен на укрепление мышц рук, точность движений пальцев рук, координацию движения и моторную ловкость согласованность движений рук;
Результаты проделанной работы нашли отражение в повышении уровня сформированности мелкой моторики рук детей раннего возраста: процент детей, имеющих низкий уровень развития сформированности движений пальцев рук, сократился.
Результаты экспериментального исследования доказывают
действенность использования визуальных поддержек в образовательном процессе. Цель достигнута, все задачи были решены, гипотеза доказана.
1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание. 2014. № 8. С. 62-65.
2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 2015. 486 с.
3. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. М., 2013. 352 с.
4. Асмолов А. Детство - это самоценный этап детства URL: http://mon- ru.livejournal.com/60611.html (дата обращения 05.11.2019).
5. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Тренируем вместе пальчики. М.: Дрофа,
2014. 350 с.
6. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 2016. 181с.
7. Берштейн Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. М., 2015. 234 с.
8. Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 19942014. 560 с.
9. Венгер Л.А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещенаие, 2015. 420 с.
10. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. М.: Просвещение, 2018. 142 с.
11. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / под ред. Р.В. Тонковой- Ямпольской. М.: Медицина, 2014. 207 с.
12. Волик О.Н. Состав и структура методического обеспечения информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования URL: http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v15_i4/pdf/2.pdf (дата обращения 05.12.2020)
13. Волосовец Т., Сазонова С. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. М.: Владос, 2014. 232 с.
14. Воспитание и развитие детей раннего возраста / под ред. Г.М. Ляминой. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 2012. 418 с.
... всего 54 источников