ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ
РАЗЛИЧИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В КОНФЛИКТЕ 6
1.1. Гендерные особенности психического развития детей дошкольного
возраста 6
1.2. Определение «конфликта» в психологии, стратегии поведения в
конфликте 13
1.3. Детские конфликты: особенности поведения детей старшего дошкольного возраста 21
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Характеристика экспериментальных групп и методик исследования 28
2.2. Результаты исследования стратегий поведения в конфликте у детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Педагогические рекомендации для родителей и педагогов по
формированию конфликтной компетентности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 37
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Современные дети по ряду причин живут и развиваются в других условиях, отличных от тех, в которых жили их ровесники 20 лет назад: сильная занятость родителей, изобилие современных технологий, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье, все это негативно отражается на развитии и социализации детей. Так, эффективная социализация заключается в приобщении к общепринятым нормам, правилам и ценностям, что является одним из важнейших условий благополучной жизни ребенка в обществе.
На протяжении всей жизни нас сопровождают отношения между людьми. Какими они будут, зависит от многих аспектов развития каждой личности и влияния социума в целом. На поведение человека влияет множество факторов: его индивидуальные особенности, типы высшей нервной деятельности, воспитание, социальное окружение. Проведено множество исследований, которые доказывают, что люди разного пола по- разному воспринимают мир, чувствуют и переживают происходящее с ними, общаются и конфликтуют.
Изменения, произошедшие в современной общественной жизни повлекли за собой новые социальные условия, где изменилась система половых ролей и культурных стереотипов, что повлияло на взаимоотношения между людьми. Современные отцы зачастую перекладывают воспитание детей на женщин, так как считают, что их главная обязанность в обеспечении материального благополучия семьи. Матери в свою очередь совмещают семейные обязанности с работой и становятся во главе семьи, берут на себя мужские обязанности, а иногда в семье и вовсе есть один родитель. Происходящая реверсия иерархии в современной семье отражается на гендерной идентификации ребенка, а также на его поведении в конфликте.
Актуальность: Негативные проявления в поведении молодежи, которые мы сейчас наблюдаем, имеют свои истоки именно в дошкольном возрасте, так как формирование конфликтной компетенции происходит на первых этапах становления личности. Поэтому очень важно воспитать в личности готовность к решению любых, в том числе и конфликтных ситуациях, основываясь на гендерных особенностях психического развития детей.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Гендерные особенности поведения в конфликте детей старшего дошкольного возраста».
Объектом исследования является поведение в конфликте детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности поведения в конфликте мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выделить и описать гендерные особенности поведения в конфликте детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагаем, что девочки и мальчики старшего дошкольного возраста по-разному ведут себя в конфликте.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме гендерных различий поведения в конфликте детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический комплекс и провести исследование основных особенностей поведения в конфликте девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
3. Разработать педагогические рекомендации по формированию конфликтной компетентности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Методы:
-теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
-эмпирические (эксперимент и наблюдение в игровой деятельности (А.И. Анжарова)).
-количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теоретические представления о природе конфликта И.В. Гришиной, Н.И. Леоновой;
-теоретические представления о детских конфликтах Е.Е. Алексеевой, Л.С. Выготского, В.Я. Зедгенидзе, М.И. Лисиной.
-положение Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, С.Т. Якобсона о высокой восприимчивости детей к психолого-педагогическим воздействиям.
База исследования: МБДОУ Детский сад ХХ г. Железногорска, Красноярского края.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения и основной части, состоящей из теоретической и практической главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Таким образом, конфликт - это противоречия на основе которых возникают столкновения между людьми с различными мнениями, интересами, взглядами с вытекающими взаимодействиями, предъявленными в жесткой форме.
Существуют такие стратегии поведения в конфликте, как: соперничество, избегание, сотрудничество, компромисс, приспособление. Для человека у которого преобладает стратегия «соперничества» в конфликтном поведении характерны черты активного борца, который бескомпромиссно отстаивает свои интересы; при стратегии «избегания» человек предпочитает не ссориться, ставит отношения выше конфликта; стратегию «компромисса» люди чаще используют для временного устранения конфликта, до принятия какого-либо решения; при стратегии «приспособления» человек идет на уступки в ущерб своим интересам; стратегия «сотрудничества» отражает стремление людей, имеющих различные точки зрения, решать обоюдно возникшие проблемы.
Таким образом, конфликты у дошкольников 5-7 лет связаны с нарушением ребенком правил поведения в детском саду, возникающие в процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в форме столкновений, стычек, споров и ссор. Возникают конфликты у дошкольников в основном в игровой деятельности. Причинами возникновения конфликтов можно назвать: недостаточную инициативность ребенка при установлении контактов со сверстниками, отсутствие эмоционального контакта, различные умения и возможности. В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе. Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться.
На этапе констатирующего эксперимента, который проходил на базе дошкольного образовательного учреждения г. Железногорска, где приняли участие 20 детей старшей группы: 10 девочек и десять мальчиков, мы изучили стратегии поведения детей в конфликтной ситуации при помощи методики А.И. Анжаровой «Наблюдение в игре».
Где выявили, что причинами возникновения конфликтов стали в большей степени: выбор темы игры и нарушение правил игры.
Конфликты не являлись острыми и длительными, быстро разрешались, когда вмешивался взрослый.
На основе выявленных стратегий поведения был проведен эксперимент, где целью было узнать, какие стратегии поведения используют разные гендерные группы.
Результатом стало:
- девочки от 6 до 7 лет в конфликтных ситуациях чаще всего используют стратегии соперничества и сотрудничества. Им свойственны такие особенности в поведении, как: привлечение к себе внимания, концентрация на своих желаниях, но также и способны искать выходы, подходящие всем участникам споров, что является наиболее активной позицией и отчетливо показывает, что у девочек присутствуют черты мускулинности, присущие мужским проявлениям поведения.
- мальчики от 6 до 7 лет в конфликтных ситуация используют преимущественно стратегии приспособления, компромисса и избегания: искали решения за счет взаимных уступок, уделяли большое внимание к интересам других, в ущерб своим, либо уклонялись от принятия какого-либо решения, что говорит о наличии черт феминности, которые более склонны проявлять девочки.
В соответствии с полученными результатами, мы разработали рекомендации для родителей и педагогов, направленные на формирование конфликтной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Поскольку старший возраст детей является наиболее благоприятным для формирования основ коллективистских качеств и гуманного отношения к другим людям, и дети только учатся это делать, необходимо показывать им возможные варианты поведения для повышения качества жизни, развития дружелюбия и способности мирно решать любые вопросы.
Для детей старшего дошкольного возраста в конфликте характерно такое поведение как: недостаточная инициативность при установлении контактов между собой, различные умения и возможности в игровой деятельности и общении, что сказывается на межличностных отношениях и проявляется в форме стычек, споров, ссор, столкновений.
Подводя итог исследованию, можно сделать вывод о преобладании таких стратегий поведения в конфликте у девочек как сотрудничество и соперничество, у мальчиков - компромисс, приспособление и избегание. Это позволяет говорить о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Таким образом, предложенные нами педагогические рекомендации будут эффективными при развитии навыков конфликтной компетентности у детей старшего дошкольного возраста и могут быть использованы в образовательном процессе педагогами дошкольных образовательных учреждений
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. 528 с.
2. Алексеева Е.Е. У ребенка конфликты со сверстниками. Литера, С-П. 2014. 48 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Аспект Пресс, М.: 2000. 255 с.
4. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов 4-е изд., испр. и доп. М.: ЭКСМО, 2013. 512 с.
5. Анжарова А.И. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. 2005, №10. С. 25-30
6. Бреслов Г.М., Хасан Б.И. Пол и образование. Красноярск, 1996. 174с.
7. Бука Т.Л., Митрофанова М.Л. Психологический тренинг. М., Институт психотерапии, 2008. 144 с.
8. Васильев Н. Тренинг преодоления конфликтов. Речь, 2007. 172 с.
9. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2005. 235 с.
10. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек. М., 2015. 176 c.
11. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. ИнфаМ, М.: 2000.244 с.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения детей в детском возрасте. М., 2003. 355 с.
13. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. 1966., № 6. 306 с.
14. Выготский Л. С. Детская психология: Собрание сочинений в 6 томах. 4 том М., 2004. 512 с.
15. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб, 2008. 254 с.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как. Изд. АСТ, 2008. 240 с.
17. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология: учебное пособие. Красноярск, 2010. 108 с.
18. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 166 с.
19.Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. Айрис-Пресс, М.: 2009.104 с.
20. Зотова Л.Н. Общение без конфликтов. Саратов: 2014. 50 с.
21. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб: Речь, 2001. 143 с.
22. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет. 2000. №2. С. 65-69.
23. Кох И.А. Конфликты и их регулирование. Екатеринбург, 1997. 155 с.
24. КлецинаИ.С. Гендерная психология, М.: Питер, 2014. 496 c.
25. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. СПб: Питер, 2016. 479 c.
26. Клочко О. И. Гендерная психология и педагогика. М.: Издательство Юрайт, 2017. 404 с.
27. Козлов, В.В. Гендерная психология. В.В. Козлов, Н.А. Шухова. Москва: Высшая школа, 2016. 272 c.
28. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2003. 336 с.
29. Крылова Т. А. Формирование половой идентичности дошкольников в семье: Автореф. Вологда, 2001. 181 с.
30. Лыткина Т. С. Домашний труд и гендерное распределение власти в семье. СОЦИС. 2004. № 9. С. 85-90.
31. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. Смысл, М.: 2009. 423 с.
32. ЛеоноваН.И. Основы конфликтологии. УдГУ, И.: 2000. 355 с.
33. Леонова Н.И. Преодоление конфликта у дошкольников. Н.И. Леонова. Кишинёв, 2004. 199 с.
34. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. Педагогика, М.: 1986. 144с.
35. Магомедова, З.Ш. Педагогическая коррекция конфликтного поведения дошкольников. З.Ш. Магомедова. Педагогика. 2007. №6. С. 116¬118.
36. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. 323 с.
37. Подласый И. П. Педагогика: учебник для вузов. Юрайт, М., 2012. 574 с.
38. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М., 2005. 82 с.
39. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для учреждений высшего профессионального образования. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2012. 191 с.
40. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988. 365 с.
41. Рапацевич Е.С. Современное слово, Современный словарь по педагогике М., 2001. 928 с.
42. Репина Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М., 1987. 321 с.
43. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. 337 с.
44. Скотт Дж. Грехем. Конфликты. Пути их разрешения. Киев, 1991, 133 с.
45. Светлов В. А. Современный словарь по конфликтологии: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ» М., 2014. 520 с.
46. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 80 с.
47. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников, В.М. Холмогорова. М.: Владос, 2003. 160 с.
48. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М.: Эксмо, 2010. 176 с.
49. Тропынина С. Г. Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников. 2017. №3. С. 103-107.
50. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Генезис, 2003. 114 с.
51. Фурман В.А. Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста Дошкольная педагогика. 2010. №8. С. 50-52.
52. Хасан Б.И., Тюменева ЮЛ. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола. 1997. № 3.
53. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие. Доп. МО РФ, М., 2009. 384 с.