Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Огневой рубеж - фактор резервных возможностей спортсменов - биатлонистов высокой квалификации

Работа №157092

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Огневой рубеж - сложная система взаимосвязи технической и психологической подготовки биатлонистов.
1.1. Исторический обзор возникновения и развития биатлона как вида спорта.
1.2. Характерные особенности процесса подготовки биатлонистов.
1.3. Психологическая подготовка биатлонистов.
1.4. Компоненты техники огневого рубежа и их характеристика
1.5. Объективные и субъективные факторы, влияющие на успешность
стрельбы.
1.6. Огневой рубеж как фактор повышения результативности
соревновательной деятельности биатлонистов
Глава 2 Организация и методика исследования.
2.1. Методы исследования.
2.2. Организация исследования.
Глава 3. Обоснование и разработка экспериментальной методики по совершенствованию техники компонентов огневого рубежа с учетом типичных ошибок и оценка ее эффективности
3.1. Обоснование экспериментальной методики по совершенствованию
техники, компонентов огневого рубежа с учетом типичных ошибок
3.2. Оценка эффективности экспериментальной методики по
совершенствованию техники компонентов огневого рубежа
Выводы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Приложения

Актуальность. Специфическая особенность биатлона заключается в комплексном сочетании в одном соревновании различных по физиологическому воздействию на организм видов спорта - лыжных гонок и стрельбы.
Если лыжные гонки (определяющий вид спорта в биатлоне) представляет собой продолжительную работу динамического характера, требующую проявления общей и специальной выносливости, то спортивно-пулевая стрельба- статический вид спорта, требующий сосредоточения внимания, абстрагирования от посторонних раздражителей. Такое сочетание делает эти компоненты биатлона взаимосвязанными и взаимозависимыми.
При подходе к огневому рубежу спортсмен перестраивает свою деятельность с лыжного хода на ведение стрельбы. Работа на огневом рубеже включает в себя следующие компоненты: подход, изготовка, коррекция изготовки, прицеливание, стрельба, уход.
Успешность стрельбы зависит от таких качеств как умения концентрировать внимания, умения рационально напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, управлять своими действиями и дыханием в момент прицеливания и производства выстрела, обладать спокойствием.
В этот же период необходимо научиться быстро снимать и надевать винтовку, принимать правильную изготовку, овладевать элементами перезарядки, вырабатывать оптимальный темп и ритм стрельбы. Прием целостного обучения и закрепления навыков является основным. Однако увлечение огромными объемами стрелковой подготовки приводит, особенно у молодых спортсменов, к нервной перегрузке и начинается глубокий «провал», срыв.
Стремительный рост достижений в мировом спорте требует постоянного поиска новых, все более эффективных средств и методов организации тренировочного процесса. Успешное выступление на соревнованиях по биатлону зависит от высокой скорости на дистанции и меткости стрельбы и что немало важно, от экономии времени пребывания на огневых рубежах. Сокращая время принятия изготовки перед стрельбой и время ведения стрельбы можно добиться повышения мастерства в данном виде спорта, что является актуальным в каждом соревновательном сезоне.
Проблема исследования определяется запросами практики, где накопленный опыт в подготовке биатлонистов не содержит окончательного ответа на вопрос о прогнозировании конечного результата. Обоснование проблемы данного исследования предполагает поиск наиболее эффективных средств и методов совершенствования техники огневого рубежа как фактора резервных возможностей соревновательной деятельности биатлонистов.
Цель исследования- обоснование и разработка методики тренировки огневого рубежа и экспериментальное доказательство ее эффективности в тренировочном процессе биатлонистов.
Объект исследования: тренировочный процесс биатлонистов высокой квалификации в круглогодичном цикле подготовки.
Предмет исследования: экспериментальная методика тренировки компонентов огневого рубежа на этапах подготовительного периода.
Гипотеза. Мы предположили, что соревновательные возможности биатлонистов будут иметь качественные изменения, если усовершенствовать методику тренировки компонентов огневого рубежа с учетом типичных ошибок.
В ходе эксперимента были поставлены и решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать систему многолетней подготовки биатлонистов высокой квалификации в России и за рубежом.
2. Разработать экспериментальную методику технической подготовки компонентов огневого рубежа.
3. Внедрить усовершенствованную методику в тренировочный процесс биатлонистов красноярского края на этапах подготовительного периода.
4. Установить эффективность предложенной методики технической методики тренировки компонентов огневого рубежа на основе полученных результатов в ходе эксперимента.
Новизна данного исследование заключаются в дополнении базы средств тренировки технических и тактических действий на огневом рубеже. С этой целью автором были разработаны комплексы упражнений для совершенствование компонентов огневого рубежа (подход, изготовка, коррекция изготовки, стрельба, уход). Упражнения были внедрены в тренировочные микроциклы на этапах подготовительного периода.
Исследования, проведенные с группой спортсменов - биатлонистов, имеют высокую практическую значимость. Следует сказать, что в ходе эксперимента были получены достоверные результаты на основании которых можно утверждать, что усовершенствованная методика тренировки огневого рубежа способствовала качественному изменению соревновательных результатов биатлонистов. Таким образом, мы полагаем что внедрение нашей методики целесообразна в тренировочный процесс биатлонистов высокой квалификации.
Положения, выносимые на защиту:
1. В современном моделировании соревновательной деятельности квалифицированных биатлонистов, где скорости передвижения на лыжах резко возросли, важное значения приобретает огневой рубеж как фактор резервных возможностей. Отсюда особо актуальной становится проблема разработки эффективных средств и методов тренировки компонентов огневого рубежа.
2. Спортивно - техническое мастерство биатлонистов на огневом рубеже находится в непосредственной зависимости от уровня двигательных и психических способностей таких как координационные, скоростные при стрельбе, специальной выносливости, концентрации внимания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании полученных результатов исследования в ходе эксперимента по применению усовершенствованной методики стрелковой подготовки можно сделать следующие выводы:
1. В биатлоне число факторов, снижающих результативность стрельбы, намного больше, чем в спортивной стрельбе, поскольку стрельба ведется на фоне значительного утомления, при высокой частоте пульса и дыхания, повышенной возбудимости нервной системы и часто меняющихся метеорологических условий. Эти факторы, а также определенный дефицит времени нахождения на огневых рубежах, предельно усложняют выполнение стрельбы в соревновательных условиях, что ощутимо сказывается на результатах. Временные характеристики стрельбы на огневом рубеже складываются обычно из трех основных показателей: времени, затраченном на изготовку, скорострельности и времени ухода с рубежа. Анализ действий спортсмена на подходе к рубежу и на нем позволил определить типичные ошибки. К ним следует отнести следующие:
- неумение сразу выбрать место и оптимальную позу;
- неправильная изготовка;
- нарушение оптимального ритма скорострельности изменение позы в ходе стрельбы;
- нерациональное размещение палочек по отношению к своей позе;
- не отработанные до автоматизма действия по надеванию оружия.
2. Для решения поставленной цели исследования и обоснования гипотезы нами была разработана экспериментальная методика по совершенствованию технических действий прицельной стрельбы и сокращению времени нахождения в зоне огневого рубежа.
Были разработаны специальные комплексы упражнений, которые вносили изменения в микроциклы тренировочного процесса биатлонистов Красноярского края, составивших группу испытуемых. За основу экспериментальной методики была взята система тренировки К.П. Иванова, заслуженного тренера России, которая традиционно применялось на весеннем - летних этапах подготовительного периода.
3. Усовершенствованная методика тренировки компонентов огневого рубежа была внедрена в тренировочный процесс биатлонистов Красноярского края на этапах подготовительного периода. Тренировочное мероприятия проходили городе Красноярске на базе Академии биатлона с мая по август 2015 года.
Для отслеживания качественного изменения под влиянием экспериментальной методики испытуемым было предложено выполнения контрольных упражнений. Упражнения выполнялись до начало применения целенаправленной методики и далее в ходе эксперимента. Так, изменения в специальной подготовке биатлонистов измерялись при помощи упражнения «Кроссовый спринт»; уровень развития координационных способностей при помощи метания мяча в цель; быстрота технических действий на огневом рубеже упражнением «Дорожка»; в развитии психической выносливости измерялась концентрация внимания с использованием теста на внимания.
При обработке данных тестирования были получены достоверные результаты изменения психических и физических способностей биатлонистов, обеспечивающих качественное выполнения компонентов техники огневого рубежа.
Внедрение в тренировочный процесс методики целенаправленного воздействия на технику огневого рубежа и время нахождения на нем позволило улучшить соревновательные результаты в целом. В частности, произошло статистически значимое улучшение следующих показателей:
- точность стрельбы в среднем увеличилась на 15 %
- скорострельность увеличилась на 10 %
- время нахождения на огневом рубеже сократилась на 17 %
- общее время пребывания на дистанции уменьшилась на 5 %
4. Для обоснования эффективности экспериментальной методики по техническому совершенствованию действий биатлонистов высокой квалификации на огневом рубеже был проведен анализ как личных результатов испытуемых, так и командных. Так сумма личных мест, занятых на соревновательных дистанциях чемпионата России в 2016 году улучшилась у большинства биатлонистов в различной степени по сравнению с результатами 2015 года, в среднем от 15 до 70.
В общем зачете мужская команда так же значительно улучшила свои позиции в чемпионате России 2016 года заняв второе место, в то время как в 2015 году была только третьей.
Таким образом, на основании анализа полученных результатов исследования, можно утверждать, что целенаправленная методика совершенствования технических действий на огневом рубеже (подход, изготовка, скорострельность и точность, уход) имела положительное значение в соревновательной деятельности биатлонистов, особенно на спринтерских дистанциях.



1. Александров А.А. Аутотренинг: Справочник. Серия «Краткий справочник». СПб.: Питер, 2008. 272 с.
2. Биатлон : примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / М.И. Шикунов . - М.: Советский спорт, 2005. - 88 с.
3. Биомеханические технологии подготовки спортсменов. / И.П. Ратов, Г.И. Попов, А.А. Логинов, Б.В. Шмонин. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - 120 с.
4. Брюховских Т.В. Методика стрелковой подготовки квалифицированных специалистов [Электронный ресурс]. / Т.В. Брюховских. // Молодёжь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 155-летию со дня рождения К.Э. Циолковского. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2012. // http://conf.sfu-
kras. ru/sites/mn2012/thesis/s022/s022-018. pdf
5. Гельмут, В.Я. Оптимизация тренировочного процесса квалифицированных биатлонистов на основе формирования специальной подготовленности в годичном цикле тренировки : Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1993. - 170 с.
6. Гибадуллин И.Г. Управление тренировочным процессом биатлонистовв системе многолетней подготовки: Дис. докт. пед. наук. Иж., 2005. 368 с.
7. Гибадуллин, И.Г., Зверева, С.Н. Стрелковая подготовка юных биатлонистов . / И.Г. Гибадуллин, С.Н. Зверева. Ижевск: изд. ИжГТУ, 2005. - 108.
8. Грицаенко М.В. Оптимизация соревновательной эмоциональной устойчивости юных спортсменов (на примере стрелкового спорта): Дис. канд. . пед. наук. М., 2002. 196 с.
9. Дунаев К.С. Технология целевой физической подготовки высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле тренировки: Автореф. дис. докт. пед. наук. С. Петербург, 2008. 50 с.
10.Загайнов P.M. Психологическое мастерство тренера и спортсмена: Методическое пособие для олимпийцев. М.: Советский спорт, 2005. 106 с.
11.Зубрилов, Р.А. Стрелковая подготовка биатлониста . / Р.А. Зубрилов. - М.: Олимпийская литература, 2010. - 296 с.
12.Загурский Н.С., Гурьев Л. А., Панков Е.А. Современные тенденции развития биатлона и пути оптимизации процесса подготовки биатлонистов высокой квалификации // Спортивная и оздоровительная направленность занятий лыжным спортом. Омск, 2001. С. 60-69.
13.Загурский, Н.С. Модельные характеристики соревновательной деятельности биатлонисток различной квалификации / Н.С. Загурский, А.Н. Степнов, А.Г. Одиноков // Тезисы докладов к VIII науч. конф. молодых ученых. - Омск, 1990. - С. 20 - 22.
14. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 252с.
15. Кедяров, А.П. Обучение стрельбе в биатлоне: пособие для тренеров и спортсменов. Науч.-исслед. Ин-т физ. культуры и спорта Республики Беларусь. / А.П. Кедяров. - Минск: «Полирек», 2007. - 104 с.
16. Кочеткова С.В. Соотношение результативности и надежности соревновательной деятельности стрелков винтовочников // Теория и практика физической культуры. 2003. № 2. С. 34-35.
17. Малкин В.Р., Рогалев Л.Н. Использование средств психической саморегуляции в спорте итоги и перспективы // Журнал спортивного психолога. М.: РГУФК. 2003, спецвыпуск. С. 36-43.
18. Маматов, В.Ф. Обучение и совершенствование навыков стрельбы в биатлоне. - 2-е изд. / В.Ф. Маматов. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2011. - 90 с.
19. Носкова Л.Н. Средства и методы психологического воздействия лыжниками гонщиками и биатлонистами // Спорт. Физкультура и перспективы совершенствования: Вып. 2. Тюмень, 2000. С. 174-184.
20. Новиков, Л.В. Тактика прохождения огневых рубежей биатлонистками старших разрядов / Л.В. Новиков // Ежегодник: Научные труды. - Омск, 1995. - С. 109 - 111.
21. Носкова Л.Н. Характеристика биатлона // Лыжные гонки. Биатлон: 4.1. Тюмень, 2002. С. 76-83.
22. Потапов В.Н. Формирование индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов вышей квалификации (на примере биатлонистов): Дис. . док. пед. наук. Тюмень, 2002. 280 с.
23. Потапов В.Н., Исаев А.П. Теория прикладные аспекты формирования интегрального стиля у биатлонистов высшей квалификации в процессе соревновательного периода // Спорт, физическая культура и здоровье. Вып. 2. Тюмень, 2002. С. 106-115.
24. Проволоцкий, Н.П. Скорость прохождения трассы по стрельбищу у биатлонистов высокой квалификации / Н.П. Проволоцкий // Науч. обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту. - Мн., 1996. - С. 103 - 104.
25. Родионов А.В. Проблема психологии спорта // Теория* и практика физической культуры. 2006. № 6. С. 2-4.
26. Романина Е.В., Грицаенко М.В. Эмоциональная устойчивость как фактор успешности соревновательной деятельности юных спортсменов (на материале стрелкового спорта) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 3. С. 58-63.
27. Скорохватова, Г.В. Стрелковая подготовка биатлонисток 16-18 лет в соревновательном периоде . / Г.В. Скорохватова, В.В. Фарбей, А.Н. Куракин. - СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена 2000. - 166 с.
28. Селюнин, Е.А. Некоторые специфические особенности распределения меткости попаданий в серии стрельбы биатлонистов в спринтерской гонке на 10 км / Е.А. Селюнин, М.И. Корбит // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. Тезисы докладов IV республиканской конф. - Мн., 1976. - С. 109 - 111.
29. Смирнов П.Г., Шишелякин A.M. Инновации! в повышении эффективности учебно-тренировочного процесса биатлонистов. // Формирование здорового образа жизни. Тюмень, 2004. С. 53-57.
30. Смоленцева В.Н. Развитие навыков психорегуляции у спортсменов в процессе спортивного совершенствования // Теория и практика физической культуры. 2004. № 2. С. 41-45.
31. Сорокин С.Г. Стрелковая подготовка биатлонистов с использованием технических средств обучения : учеб. пособие / Сорокин С.Г., Загурский Н.С. СибГУФК. Омск: Изд-во СибГУФК, 2007. 51 с.
32. Справочник по спортивной стрельбе / Безержан Ж.; пер. с франц. Исаковой Е. Ростов Н/Д: Феникс, 2006. 192с.
33. Спортивная стрельба /Бордунова М.В. М.: Вече, 2002. 381с.
34. Стамбулова Н.Б. О формировании спортивно важных психических свойств спортсмена // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. И редакция И.П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. С. 6472.
35. Стольников, В.И. Кошкин, А.А. Усаков, В.И. Стрелковая подготовка в круглогодичном цикле тренировок квалифицированных биатлонистов . М., 2008. - 145 с.
36. Фарбей, В.В. Подготовка биатлонистов 13-16 лет в переходном и подготовительном периодах тренировки с использованием технических средств обучения : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Фарбей В.В. - СПб., 2000. - 23 с.
37. Фарбей, В.В. Специальная стрелковая подготовка биатлонистов в тире с использованием технических средств обучения и ритмо-структурных комплесов . / В.В. Фарбей. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 9. - 2008.
38. Фарбей, В.В. Управление стрелковой подготовкой биатлонистов на основе применения технических средств с аутоконтролем движений . / В.В. Фарбей. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 11. - 2012.
39. Хекалов Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Советский спорт, 2003. 64 с.
40. Шалаев, М.М. Эффективность стрелковой подготовленности квалифицированных биатлонистов . / М.М. Шалаев, Г.А. Хрисанфов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 9.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ