Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика оптимизации обучения лексике путем использования аудиоматериалов на младшем этапе основной школы

Работа №157091

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2021
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы обучения лексике в процессе обучения иностранному языку 9
1.1 Методологические принципы обучения лексике на иностранном языке....9
1.1.1 Использование игр на занятиях по иностранному языку 12
1.1.2 Использование компьютерных технологий в обучении лексике 17
1.1.3 Применение Интернета на уроках английского языка 19
1.2 Содержательная сторона применения аудиоматериалов как средства
оптимизации обучения лексике и принципы отбора аудиоматериалов 20
1.3 Методологический потенциал аудиоматериалов на уроках
иностранного языка 25
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Практические основы использования аудиоматериалов на уроке иностранного языка 31
2.1 Методические разработки по внедрению аудиоматериалов в процесс
обучения на младшем этапе в 4 классе 31
2.2 Проведение экспериментальной работы по обучению лексике на уроке
иностранного языка с использованием аудиоматериалов 38
2.3 Анализ полученных результатов опытно-экспериментального обучения 52
Выводы по Главе 2 55
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение А 63
Приложение Б 64
Приложение В 65
Приложение Г 66
Приложение Д 67
Приложение Е 68
Приложение Ж 69
Приложение И 70
Приложение К 71
Приложение Л 73

XXI век - это век высоких технологий, а также серьезных изменений в жизни и деятельности людей. В наши дни средне-специальное, высшее и дополнительное образование становится доступнее, происходит международный студенческий обмен и многие получают образование за границей, что потом дает возможность стажироваться там, работать по контракту или даже сменить страну проживания и получить хорошую, высокооплачиваемую работу. Люди становятся грамотнее во многих вопросах, меняется ритм и уровень жизни, работа занимает большую часть времени. Все это говорит о повышении компетентности населения по всему миру, конечно, речь в данном случае не идет о различных племенах в отдаленных уголках нашей планеты.
Еще каких-то 20 лет назад никто не представлял какая модернизация и проблемы ожидают нас в будущем. За эти годы Россия стала одной из самых влиятельных государств планеты с достаточно развитой инфраструктурой, экономикой и международными связями. Она успешно работает со многими партнерами из разных стран, а также инвестирует средства в иностранные проекты.
Современный мир характеризуется своей медийностью общества, а также различных сфер его жизни и деятельности, образованностью большей части населения планеты, стремлением к дальнейшему развитию и укреплением межкультурных связей между государствами. Для достижения целей, связанных с вышеперечисленными характеристиками, используются различные методы и средства и, как правило, работа в этом направлении начинается именно в школе. Известно, что английский является международным языком и общение на нем происходит во всем мире и именно поэтому данный язык изучается в Российских школах.
Процесс обучения в школе представляет собой достаточно сложное и многоаспектное явление, имеющее своей конечной целью вложить в ребенка необходимые знания и сформировать умения и навыки, которые будут ему необходимы в дальнейшей учебе, работе и жизни в целом. Нужно стремиться к тому, чтобы полученная информация осталась в памяти на долгое время и, будучи взрослым человеком, бывший выпускник школы имел возможность без труда помочь своим собственным детям в процессе их обучения.
Учебный процесс, как и все сферы деятельности и жизни людей в современном мире в век высоких технологий, претерпевает серьезные изменения, но главным остается вопрос как научить так, чтобы человек был интегрирован в дальнейшую трудовую деятельность. С этой целью применялись и применяются различные методы, а с появлением различных гаджетов и устройств, задача усложняется еще больше. Происходит постоянный поиск того, как правильно учить, подбираются различные методики с целью того, чтобы заинтересовать детей и, следовательно, научить, ведь то, что интересно, усваивается гораздо быстрее и надолго остается в памяти.
Как отмечалось выше, происходит процесс укрепления связей и различного рода отношений между государствами, что увеличивает актуальность изучения иностранных языков. Как известно, английский язык является международным и именно с его помощью происходит общение с иностранными партнерами и работа с различными международными документами. В нашей исследовательской работе мы рассмотрим процесс оптимизации обучения лексике путем использования аудиоматериалов на младшем этапе основной школы.
В наше время происходит постоянный поиск современных методик и средств обучения, которые будут интересны обучающимся и, следовательно, помогут сформировать у них необходимые знания, умения и навыки. Мы предполагаем, что работа над лексикой с использованием аудиоматериалов поможет обучающимся расширить свой словарный запас и без труда общаться на иностранном языке. В последствии, такие знания и умения пригодятся им для того, чтобы возможно, обучаться, стажироваться и даже жить за границей.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в наше время оптимизации обучения лексике путем использования аудиоматериалов на младшем этапе основной школы занимает одно из главных мест в системе современного образования и на наш взгляд данному вопросу посвящено недостаточное количество исследовательских работ.
Научная новизна нашего исследования состоит в том, что рассмотрение вопроса оптимизации обучения лексике путем использования аудиоматериалов на младшем этапе основной школы еще не рассматривалось в полной мере, а также не было разработано достаточное количество упражнений, направленных на формирование необходимого словарного запаса для последующего общения.
Объектом исследования выступает процесс оптимизации обучения лексике путем использования аудиоматериалов на младшем этапе основной школы.
Предметом данного исследования является методика оптимизации обучения лексике путем использования аудиоматериалов на младшем этапе основной школы.
Цель нашей исследовательской работы заключается в описании методики оптимизации обучения лексике путем использования аудиоматериалов, а также разработке уроков по УМК Spotlight для 4 класса.
Для того, чтобы достичь поставленную нами выше цель, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть лексику как аспект языка и как объект овладения обучающимися на занятиях по иностранному языку.
2. Изучить формирование лексического навыка в условиях оптимизации обучения лексике путем использования аудиоматериалов на младшем этапе основной школы.
3. Проанализировать УМК «Spotlight 4» по английскому языку для основной школы с точки зрения методической организации работы над лексикой в условиях ее оптимизации путем использования аудиоматериалов на младшем этапе основной школы.
Фактическим материалом для данного исследования стал текст УМК «Spotlight 4», авторы учебника - В. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Нами был проанализирован 41 источник научных трудов различных ученых и специалистов в области лингводидактики.
В процессе нашей исследовательской деятельности были использованы такие методы как: анализ литературы по изучаемой проблеме, интерпретационный анализ, сравнительный анализ, контекстный анализ. Также был использован метод непрерывной выборки примеров из фактического материала.
Полученные нами в ходе исследования результаты работы возможно использовать на лекциях в различных учебных заведениях, имеющих соответствующую направленность. Также они могут служить дополнительным материалом для подготовки студентов к занятиям по языковым дисциплинам и быть полезными в практике преподавания английского языка как в школе, так и за ее пределами и именно это характеризует практическую значимость проведенной нами работы.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что в ней проведен детальный анализ особенностей использования аудирования на уроках иностранного языка.
Наша исследовательская работа строится в соответствии с поставленной выше целью и задачами и включает: оглавление, введение, теоретическую и практическую главы, где рассматривается изучаемый материал, сделанные нами выводы по обоим блокам, заключение и список проанализированных источников и это представляет структуру работы.
В Главе 1 дается характеристика понятия аудирования и особенностей работы с ним.
В Главе 2 описывается проведенное нами исследование на материале УМК «Spotlight 4», даются дополнительные методические рекомендации и разработки к занятиям.
В выводах по главам и в заключении был подведен итог рассмотренного теоретического материала, а также проделанной исследовательской работе.
В списке литературы были перечислены использованные нами источники отечественных и зарубежных методистов, состоящий из 41 наименования.
Гипотеза исследования заключается в том, что аудиоматериалы могут способствовать оптимизации обучения лексике на уроках иностранного языка

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении нашей исследовательской работы следует отметить ее наиболее важные моменты.
Для общения, необходимо располагать запасам лексики. Лексический навык - это неотъемлемая часть речевой деятельности, так как последняя состоит из лексических единиц данного уровня языка, а именно, слов, словосочетаний, клише, устойчивых выражений. Работа по формированию этих навыков начинается с ознакомления, продолжается тренировкой и завершается речевой практикой. В ходе работы возникают денотативные, ситуативные, сигнитификативные и знаковые связи. Важным моментом является семантизация, то есть предъявление значения слова на этапе ознакомления и пояснение его значения, осуществляемое с помощью беспереводного введения значения, объяснения и использования наглядности.
Для лучшего запоминания новых слов, детей необходимо заинтересовать и в этом помогают игры. Они отвлекают детей от скучного заучивания, активизируют память и побуждают к участию в активной беседе даже слабых учеников. Они очень интересны и процесс запоминания превращается в веселое времяпрепровождение.
Современными способами работы над лексикой на уроке являются компьютерные технологии и Интернет. Всевозможные программы позволяют комплексно работать как с изображением, так и со звуком, что улучшает запоминание, а также сократить время на проверку и опросить всех детей. Проверка лексики в таком случае возможна у всех детей, так как это значительно сокращает время. Использование интернета для участия в беседах с иностранцами особо интересна обучающимся любого возраста и активизирует весь имеющийся у них словарный запас, побуждая к беседе.
Наравне с игровыми и компьютерными методами активно используются и привычные беседы, содержащие высказывание своего мнения по предложенной теме, продолжение предложений с аргументацией, поиск решения проблемы, участие в дискуссии, ролевое общение и интервью. Эти традиционные способы организации занятий также достаточно эффективны и побуждают детей к участию в беседе. В их ходе происходит постоянная языковая практика.
Аудирование представляет собой процесс восприятия иностранной речи на слух. Именно это умение способно помочь обучающимся в формировании навыка устной коммуникации на иностранном языке. Оно достаточно многогранно и его можно рассматривать как цель и как средство обучения иностранному языку. Стоит особо подчеркнуть тот факт, что научиться говорить без умения слушать нельзя, так как только комплексно они образуют акт речевого общения, то есть эти два вида активности всегда идут рядом друг с другом. Выделяют предтекстовый этап работы с аудированием, этап прослушивания и послетекстовый этап и каждый из них очень важен и имеет свою определенную цель.
При отборе текстов для аудирования необходимо обращать внимание на посильность материала, его коммуникативную ценность, интерес темы и, разумеется, аутентичность, то есть неподготовленность речи, а ее бытийность. Также необходимо помнить о цели процесса прослушивания, которое может быть с полным или выборочным пониманием.
Потенциал использования аудиоматериалов в процессе обучения иностранному языку огромен и увеличивается с каждым днем за счет сознательности восприятия информации, заинтересованности процесса аудирования. В процессе работы с аудиоматериалами реализуют принципы целенаправленности связи с жизнью, наглядности, а также положительного эмоционального фона педагогического процесса.
Применение аудиотекстов и различного рода наглядностей для снятия трудностей в процессе овладения иностранным языком положительно сказывается на организации всего учебного процесса, придает ему большую четкость и целенаправленность.
Эффективность усвоения новой лексики зависит от способа организации работы на уроке и детям должно быть интересно, что повысит результативность и эффективность усвоения материала. Проведя весь цикл запланированных нами уроков видно, что аудирование было использовано на каждом занятии, и средство, облегчающее работу над говорением и лексикой, в первую очередь, затем над чтением и даже письмом, так как у обучающихся сложился определенный визуальный и слуховой образ слов, что способствовало лучшему запоминанию.
Мы считаем, что наше исследование является актуальным и обусловлено необходимостью изучения методической организации лексической работы в условиях применения аудиоматериалов и наглядностей при обучения иностранному языку в связи с тем, что сегодня общение занимает лидирующие позиции в жизни. Мы считаем, что смогли выполнить задачи, поставленные в начале исследования, и можем сделать вывод, и подтвердить гипотезу о том, что аудиоматериалы способствуют активизации лексики.




1. Адамдаева, Ш.О. Коммуникативный аспект процесса обучения
иностранному языку. // Иностранный язык в школе. - 2003-№6. - 132 с.
2. Алматова, Н. А. К вопросу о подборе текстов для аудирования в преподавании русского как неродного // Инновационная наука. 2015. № 4. С. 75-77.
3. Андреева, Г. М. Принцип деятельности и исследование общения И Общение и деятельность. Прага, 1981.
4. Ахмадиева, А.М. Приемы активизации устной речи учащихся на уроках английского языка в рамках коммуникативной методики обучения [Текст] :/А.М. Ахмадиева// Иностранные языки в школе. 2007, №24. - 109 с.
5. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков [Текст]: Учебное пособие/ П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян-З-е издание, мн: тетрасистем, 2005. - 288с.
6. Березовиков В.И. Коммуникативный метод и его основные принципы //Иностранные языки в школах Казахстана. - 2004 - № 2. - 80 с.
7. Бим, И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам [Текст]:/И.Л. Бим// Иностранные языки в школе. 2001, №4.-98 с.
8. Бочарова, Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. №3 - 1996. - 121 с.
9. Бутусова, А. С. Обучение аудированию (слушанию) иноязычных текстов: методика и опыт // Изв. Юж. фед. ун-та. 2017. № 3. С. 185-192.
10. Вайсбурд, М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух/М.Л. Вайсбурд - М.: Просвещение. 1985.-184 с.
11. Ваулина, В, Дули, Д., Подоляко, О.Е., Эванс, В. «Spotlight - 4» (Английский в фокусе). Москва, Express Publishing, «Просвещение», 2017 год.
12. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] :Пособие для учителя-2-е издание переработано и дополнено-М: АРКТИ, 2003. - 199 с.
13. Гальскова, Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 245 с.
14. Тез, Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. - М.: Высш, шк.,1982. - 166
15. Тез, Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению/Н.И. Тез. - Ж.: «Иностранные языки в школе». - 1981 - №5 - с. 32.
16. Гульник, М. В., Кондратеня О. И. Отбор подкастов для развития у учащихся аудитивных умений // Актуальные проблемы филологических и педагогических наук: II Респ. студен, науч, -практ. конф, с междунар. участием. Барановичи, 23 нояб. 2016 г. Барановичи. 2017. С. 156-157.
17. Денисова, Л.Г., Мезенин, С.М., Snowball English - М., «Просвещение». 2000. - 265 с.
18. Елухина, Н.В. Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе/Н.В. Елухина. - Ж.: «Иностранные языки в школе». - 1986 - №5 - с. 15.
19. Елухина, Н.В Основные трудности аудирования и пути их преодоления/Н.В. Елухина: Ж. «Иностранные языки в школе». - 1987 - №1 - с. 18.
20. Елухина, Н.В. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М., 1987. 197 с, 115
21. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/И.А. Зимняя. -М.: Просвещение. - 1991.-212 с.
22. Ильина, В.Я. Некоторые характеристики кратковременной памяти, полученные в условиях аудирования/ В.Я. Ильина //Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та иностр, яз. им.М. Тореза. -МГПУ: МГПУ, 1988. - 44 с.
23. Киреева, Т.Н. Совершенствование и контроль разговорных навыков учащихся на уроках иностранного языка [Текст] :/Т.Н. Киреева// первое сентября. 2004, №33. - 157 с.
24. Колкер, Я.М. Устинова Е.С. Обучение восприятию на слух английской речи: Практикум/Я.М. Колкер И Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
25. Комков, И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. Минск, 1979
26. Мильруд, Р.П., Максимова, И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. // 2005, №7. -95 с.
27. Пантелеева, Т.В. Языковые знания и навыки [Текст]:/Т.В. Пантелеева// Первое сентября. 2004, №32. - 98 с.
28. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению. - М., 1985. - 208 с.
29. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному
говорению. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
30. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] :/Е.И. Пассов// Пособие для студентов высших учебных заведений 2-е издание-М.: Просвещение, 1991. - 117 с.
31. Рахманов, И.В. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX-XX вв. - М., 1972. - 231 с.
32. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе [Текст]: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
33. Савинов, С.Н. Обучение иностранному языку во внеклассной работе.: Пособие для учителей. - М.: Просвещение. 1991.
34. Сахарова, Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение., 1991
35. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей/Е.Н. Соловова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
36. Старков, А.П. Основы обучения устной иноязычной речи/А.П. Старков. - М.: Просвещение, 1988.
37. Ткаченко, Р.Г., Роговская Б.И. Карлайл М.С. «О речи учителей на уроке»: Ж. «Иностранные языки в школе». - 1984 - №2 - с. 57.
38. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и общеобразовательной школе [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей (под редакцией В.М. Филатова)/ серия «Среднее профессиональное образование» - Ростов Н /Д: «Феникс», 2004. -416с.
39. Щукина, И. В. Аутентичность как основа оптимизации развития рецептивных умений в языковой подготовке учителей иностранного языка: Сб. трудов конф. 2010. С. 365-370.
40. Rost М. Teaching and Researching Listening. Pearson Education: Limited second edition, 2011.
41. Research Notes Hayley Crawford “Examining learners’ attitudes towards pre-selected factors in listening texts”. 2017. № 68


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ