Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Виды органических загрязнений воды 5
1.2. Влияние органических загрязнителей на флору и фауну вод 9
1.3. Сапробность и сапробионты 14
1.4. Метод Пантле-Бука 19
1.5. Методика проведения исследования 22
Глава 2. Методическая часть
2.1. Кружок как основной вид внеклассной учебной деятельности 34
2.2. Использование определения уровня органического загрязнения воды в
научно-исследовательской работе по биологии 36
2.3. Содержание программы кружка 41
Выводы 49
Список литературы 50
Приложения
Вода - это источник жизни. Ее чистота напрямую влияет на качество почвы, жизнь растений и животных, а также на здоровье человека. В связи с этим, в современном мире, очень остро стоит вопрос загрязнения воды и окружающей среды в целом.
Загрязнять воду могут не только неорганические вещества (минеральные соли, ртуть, железо и другие примеси), но и органические соединения природного и синтетического происхождения.
Открытые водоемы загрязняются различными веществами смываемыми атмосферными осадками, бытовыми сточными водами и стоками промышленных предприятий, таких как кожевенные заводы, фабрики по обработки шерсти и меха, предприятия микробиологической промышленности и бойни. Большую роль в загрязнении воды играют экологически неграмотные местные жители, сбрасывающие свои отходы в водоемы, что превратило некоторые из них в сточные канавы.
Органические загрязнения требуют большого количества кислорода для своего окисления, что, соответственно, приводит к уменьшению содержания растворенного кислорода в воде. Снижение уровня кислорода ведет к изменению количества и вида микроорганизмов, а иногда и к появлению болезнетворных.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в средней школе, включающий осуществление научно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении индекса сапробности.
Предмет исследования: влияние изучения индекса сапробности на развитие научно-исследовательской работы обучающихся по биологии.
Гипотеза исследования: проведение исследовательской деятельности по выявлению уровня сапробности водоёмов способствует формированию исследовательских навыков, и как следствие, развитие познавательной активности школьников.
Цель исследования: формирование научно-исследовательских навыков у обучающихся в процессе кружковой работы по теме «Экология водоемов».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по теме исследования.
2. Определить и оценить уровень сапробности в водоёмах окрестностей г. Красноярска.
3. Разработать и апробировать методику организации кружка на тему «Экология водоёмов» для обучающихся 8-9 классов.
1. Изучение специальной литературы по экологии и альгологии, методической литературы позволило определить теоретические основы для разработки и организации кружка по теме «Экология водоемов».
2. В результате исследования г Красноярска средний индекс сапробности: р. Енисей - 2.06 (0-мезосапробный); р. Кача - 2.42 ф-мезосапробный).
3. Разработанная программа кружка по теме «Экология водоёмов», имеет эколого-биологическую направленность, рассчитана на 28 часов в год, апробирована с обучающимися 9 класса МБОУ «СОШ №18» г. Красноярска.
1. Андрушайтис Г.П. Экологическая индикация качества вод малых рек / Г.П. Андрушайтис, П.А. Цимдинь, Э.А. Пареле, // Научные основы контроля качества поверхностных вод по гидробиологическим показателям. Гидрометеоиздат, 1981. - 219 с.
2. Баринова С.С., Медведева Л.А. Атлас водорослей - индикаторов сапробности / Дальнаука - Владивосток, 1996. - 365 с.
3. Баринова С.С., Медведева Л.А., Анисимова О.В. Эколого-географические характеристики водорослей-индикаторов / ВНИИ природы - Владивосток, 2000. - 150 с.
4. Безматерных Д.М. Зообентос как индикатор экологического состояния водных экосистем Западной Сибири: аналит. обзор / Гос. публич. науч.-техн. б.- ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, Ин-т вод. и экол. проблем. Новосибирск, 2007. 87 с.
5. Белякова Г.А., Дьяков Ю.Т., Тарасов К.Л. Ботаника. В 4 томах. Том 1. Водоросли и грибы / Academia. Естественные науки - Москва, 2010. - 320 с.
6. Беспалько В.П. Слогаемые педагогической технологии. М.: 1989. - 192 с.
7. Большая советская энциклопедия. — Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд.
— М. : Сов. энцикл., 1969 - 1978.
8. Вассер С.П., Кондратьева Н.В., Масюк Н.П. и др. Водоросли: Справочник. Киев: Наук. думка, 1989. - 608 с.
9. Веницианов Е.В., Кочарян А.Г Тяжелые металлы в природных водах. // Воды суши: проблемы и решения.-М.: Наука, 1994.-550с.
10. Воденеева Е.Л., Шарагина Е.М. Сравнительный сапробиологический анализ / Журнал. Труды Мордовского гос. прир. заповедника им. П.Г. Смидовича Выпуск № 12 / 2014. - 445 с.
11. Галкина Е.А. Теории обучения биологии: учебно-методическое пособие / Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноясрк, 2011. - 176 с.
12. Галкина Е.А., Прохорчук Е.Н. Рсраздел «Технологии и методики обучения биологии»: методические указания / Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноясрк, 2012. - 76 с.
13. Голикова Т.В, Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии : учебное пособие / Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноясрк, 2012. - 76 с.
14. ГОСТ 17.1.2.04-77 Охрана природы. Гидросфера. Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов.
15. Грин Н., Стаут У, Тейлор Д. Биология: в 3 т. 3-е изд. М.: 2004. Т.1. С. 454.
16. Дьяков Ю.А. Ботаника. Курс альгологии и микологи / Издат. МГУ - Москва, 2007. - 560 с.
17. Жмур. Н.С. Государственный и производственный тоссикологический контроль токсичности вод методами биотестирования в России.- М.: Международный Дом Сотрудничества, 1997.-114с.
18. Заслоновский, В.Н. Водно-экологические проблемы Читинской области и пути их решения // Водное хозяйство России. - 2004. - Т.6, №4. - С. 373-389.
19. Зданович В.В., Криксунов Е.А. Гидробиология и общая экология. Словарь терминов / Дрофа, 2004. - 192 с.
20. Зернов С.А. Общая гидробиология. / Издат. МГУ - Москва, 2013. - 508с.
21. Зилов Е. А. Химия окружающей среды: Учебное пособие / Иркут. ун-т - Иркутск 2006. - 148 с.
22. Ковальчук Л.А., Микшевич Н.В. Водная среда и безопасность человека: учебное пособие по курсу «Экология и безопасность жизнедеятельности» / ФГБОУ ВПО «Урал. гос.пед. ун-т». - Екатеринбург, 2014. - Ч. 1. - 128 с.
23. Кухарсико Т. А. Окисленные в пластах бурые и каменные угли. М., 1971. - 216 с.
24. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. - Таллин: 1980. - 334 с.
25. Лейкин Ю.Л. Основы экологического нормирования. / Форум, Инфра - Москва, 2014. - 368 с.
26. Лискова В.Л. Возможность использования темы «определение уровня органического загрязнения воды с помощью индекса сапробности» в научно-исследовательской работе учащихся по биологии // Молодежь и наука XXI века: XVII Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых / отв. ред. Н.М. Горленко; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016.
27. Лурье Ю.Ю. Унифицированные методы исследования качества вод / Химия - Москва, 1983. - 376 с.
28. Макаревич Т А., Остапеня А. П., Михеева Т М. Экспресс-метод оценки скорости роста продукционных характеристик перифитона // Гидробиол. журн. 1987. Т 23. №4. С. 31-35.
29. Макрушин, А.В. Биологический анализ качества вод / Л.: Зоол. ин-т, 1974. - 60 с.
30. Мансурова С.Е, Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. 9-11 классы. Школьный практикум / Владосток, 2001. - 112 с.
31. Москвин А.Г Экология водоемов России. 100 вопросов - 100 ответов: «География в школе» выпуск 1/ Школа-Пресс - Москва, 2001. - 160 с.
32. Оглы З.П. Структура фитопланктона разнотипных водоёмов Восточного Забайкалья // Водное хозяйство России - 2006 а. - № 5. - С. 94-103.
33. Оксиюк О.П. Жукинский В. Н. Комплексная экологическая классификация качества поверхностных вод суши / Гидробиол. журн. - 1993. - 29 с.
34. Опекунова М.Г. Биоиндикация загрязнений / СПбГУ - Санкт-Петербург, 2004. - 265 с.
35. Пакулова В.М., Иванова Н.В., Прохорчук Е.Н. Общая и частные методики обучения и воспитания биологии: учебное пособие / Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноясрк, 2014. - 168 с.
36. Современная энциклопедия. 2000 [Электронный
ресурс]:http://slovariki.blogspot.ru/2015/08/2000.html,свободный. - яз. Рус. URL.
37. Тетельмин В.В., Язев В.А. Основы экологического мониторинга. Учебное пособие / Интеллект - Долгопрудный, 2013. - 256 с.
38. Унифицированные методы исследования качества вод. / СЭВ. - Ч. III. - М.: 1977. - 228 с.
39. Фюрон Р Проблема воды на земном шаре / Гидрометеорологическое издательство, 1966. - 256 с.
40. Храмцов А.К. Альгология: метод. указания к лабораторным занятиям и КСР при изучении спецкурса / Минск: БГУ, 2010. - 30 с.
41. Черемных А.Н. Программа кружка по биологии по теме «Водоросли» // Инновации в естественнонаучном образовании / отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. С.140 - 142.