Введение 3
Глава 1. Теоретические основы подготовки старшеклассников в области сквозных цифровых технологий во внеурочной деятельности 7
1.1. Понятие и основные виды сквозных цифровых технологий 7
1.2. Особенности реализации внеурочной деятельности в старшей школе 23
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Практические аспекты реализации подготовки в области основных сквозных цифровых технологий 41
2.1. Результативно-целевая модель и содержание подготовки 41
2.2. Интерактивные и мультимедийные дидактические средства 51
2.3. Результаты оценки разработанных средств 80
Выводы по второй главе 88
Заключение 89
Библиографический список 91
В настоящее время цифровые технологии играют важную роль в каждой сфере жизни человека. Цифровые и телекоммуникационные технологии с каждым годом расширяют спектр возможностей, они стремительно развиваются и создают искусственную информационную среду, в которой мы находимся. Цифровые технологии стали уникальным явление, в котором человек может программировать свою деятельность, хранить и обрабатывать большие объёмы информации, большие данные, а также получать новую информацию из любой точки мира, используя всемирную сеть. Человек находится в окружении информационной реальности. В России широко распространены мобильные устройства, беспроводные технологии, сети связей, с помощью которых человеку предоставляется подключение к государственным и муниципальным услугам в электронной форме.
Цифровые технологии используются в отраслях науки, в промышленности, в отраслях экономики, в сферах государственного управления, образования и обороны страны. С помощью них можно создать условия для прогресса и развития цифровых проектов и образовательных платформ. Существует многочисленное количество образовательных платформ, которые помогают реализовать учебные задачи, повышают качество образования, дают эффективно использовать цифровые технологии с целью повышения образовательных результатов обучающихся.
Для поддержки развития цифровых технологий, применяются основные сквозные цифровые технологии, которые можно увидеть в Указе Президента Российской Федерации от 9 мая 2017г. №203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030». В указе говорится о том, как сквозные цифровые технологии, которые хранятся в цифровой форме, смогут помочь отделам кадров легче воспринимать информацию, проще искать информацию на свой вопрос, быстро обрабатывать большие объёмы и использовать результаты анализа без каких-либо ошибок. С помощью сквозных цифровых технологий можно расширить спектр знаний, предугадать по результатам анализов больших данных, что ждёт в будущем, какие риски ждут страну как в отраслях экономика, так и науки.
Для будущего прогресса информационной отрасли, для возникновения улучшений и совершенствований цифровых технологий необходимо знать ключевые научно-технические отрасли, которые оказывают существенное влияние на развитие рынков, высокотехнологических продуктов и на отрасли образования и науки. Основными научно-техническими отраслями являются сквозные цифровые технологии. Тема сквозных цифровых технологий актуальна в связи с обширным распространением облачных вычислительных технологий, всемирной сети «Интернет». В настоящее время используются методы искусственного интеллекта и широко распространяются технологии виртуальной реальности. Проводится внедрение сквозных цифровых технологий, которые смогут обеспечить возможность улучшения образования.
Обучение сквозным цифровым технологиям в старшей школе можно организовать во внеурочной деятельности, что позволит обучающимся стать частью информационной реальности, и поможет им самостоятельно организовать, планировать деятельность для своего будущего. С помощью сквозных цифровых технологий обучающиеся смогут развить компетенции для подготовки к современной профессии в будущем.
Основная идея: создать электронный курс на платформе «Красноярское образование» для школьников, где реализованы мультимедийный учебные материалы, средства закрепления и контроля образовательных результатов внеурочной деятельности старшеклассников. Основной целью курса является сформировать основные представления старшеклассников о сквозных цифровых технологиях экономики знаний в течение 18 ак. часов.
Проблема исследования заключается в разработке содержания и обосновании возможностей применения цифровых дидактических средств для формирования основных представлений старшеклассников о сквозных цифровых технологиях экономики знаний в условиях внеурочной деятельности по информатике.
Цель исследования - разработать структурированный комплекс интерактивных и мультимедийных дидактических средств для формирования основных представлений обучающихся 10-х классов о сквозных цифровых технологиях экономики знаний в условиях внеурочной деятельности по информатике на базе платформе «Красноярское образование».
Объект исследования: процесс реализации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в старшей школе.
Предмет исследования: комплекс интерактивных и мультимедийных дидактических средств подготовки в области основных сквозных цифровых технологий.
Основные задачи исследования:
1. Определить понятие и основные виды сквозных цифровых технологий;
2. Описать особенности реализации внеурочной деятельности в старшей школе;
3. Спроектировать результативно-целевую модель и содержание подготовки в области сквозных цифровых технологий старшеклассников;
4. Разработать комплекс интерактивных и мультимедийных дидактических средств подготовки в области основных сквозных цифровых технологий ;
5. Провести оценку разработанных средств и проанализировать ее результаты.
Область применения полученных результатов: в работе описаны сквозные цифровые технологии и реализация цифровых средств обучения информатике в старшей школе на базе онлайн-среды МБОУ СОШ №10. Возможное использование в качестве руководства для создания аналогичных онлайн ресурсов. Разработанный онлайн-курс может быть использован учителями информатики в 10-ом и 11-ом классах на внеурочной деятельности во время изучения тем «Большие данные», «Новые производственные технологии», «Искусственный интеллект», «Промышленный интернет», «Технологии беспроводной связи», «Компоненты робототехники и сенсорика», «Квантовые технологии», «Системы распределенного реестра», «Технологии виртуальной и дополненной реальностей».
В заключение представим выводы и результаты основной идеи и цели работы по созданию электронного курса на платформе «Красноярское образование» для школьников, где реализованы мультимедийный учебные материалы, средства закрепления и контроля образовательных результатов внеурочной деятельности старшеклассников. Основной целью курса является сформировать основные представления старшеклассников о сквозных цифровых технологиях экономики знаний в течение 18 ак. часов.
Основные результаты проделанной работы - следующие:
Во-первых, удалось проанализировать научно-педагогические источники и определить такие понятия, как «сквозные цифровые технологии», «Большие данные», «Новые производственные технологии», «Искусственный интеллект», «Промышленный интернет», «Технологии беспроводной связи», «Компоненты робототехники и сенсорика», «Квантовые технологии», «Системы распределенного реестра», «Технологии виртуальной и дополненной реальностей», определить виды сквозных цифровых технологий.
Во-вторых, были конкретизированы основные особенности проведения внеурочной деятельность в старшей школе, выделены основные понятия внеурочной деятельности, а также особенности обучающихся старшей школы.
В-третьих, спроектирована результативно-целевая модель и содержание подготовки в области сквозных цифровых технологий старшеклассников. Перечислены планируемые результаты в соответствии с ФГОС, а именно личностные, метапредметные и предметные результаты к каждому блоку сквозных цифровых технологий.
В-четвёртых, разработан комплекс интерактивных и мультимедийных дидактических средств подготовки в области основных сквозных цифровых технологий.
В-пятых, проведена оценка разработанных средств и анализ результатов, которые являются положительными, и которые предполагают полезность и значимость разработанных дидактических материалов для проведения внеурочной деятельности по информатике в старшей школе.
Исходя из вышеперечисленных результатов, можно сделать вывод о том, что все задачи исследования выполнены, и поставленная цель достигнута.
1. Абышева И. Г. Применение мультимедиа на занятиях информатики и информационных технологий / И. Г. Абышева, А. Г. Семенова // Теория и практика-устойчивому развитию агропромышленного комплекса. 2015. С. 302¬305.
2. Амирова Н. Р., Кондратьева Я. Э. Цифровые сквозные технологии: реалии и перспективы развития // ЦИТИСЭ. 2019. №. 4. С. 169-182.
3. Антоненкова И. Н. Практика применения аудиовизуальных средств в вузовском курсе «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» // Разработка учебно-методического обеспечения для внедрения инновационных методов обучения при реализации ФГОС. 2018. С. 8-11.
4. Барсукова Е.О. Программа эстетического воспитания
старшеклассников в процессе внеурочной деятельности [Текст] / Е. О. Барсукова // Психолого-педагогический журнал «Гаудефмус». - 2020.- Т.19.- №2(44).- С. 92¬98.
5. Бархатова Д. А., Ломаско П. С., Пак Н. И. Модель смарт-среды для подготовки будущих учителей информатики в области программирования в условиях сетевой кластерно-распределенной интеграции // Информатика и образование. 2018. №8. С. 11-19.
6. Волохова Е. А. Дидактика. Конспект лекций для студентов педагогических вузов / Е. А. Волохова, И. В. Юкина. Litres, 2017.196 c.
7. Ворончихина И. В. Цифровизация общего образования: приоритет внедрения новых технологий в школе // Инновационные развитие науки и образования. 2019. С. 136-138.
8. Жаркынбекова Ш. К. Мультимедиатехнологии и учебная мотивация в открытом образовании / Ш. К. Жаркынбекова, М. И. Кадеева, Ж. Б. Бектурова // Электронные ресурсы открытого образования по русскому языку: лучшие практики. 2018. С. 50-54
9. Каракозов С. Д., Уваров А. Ю. Успешная информатизация = трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде // Проблемы современного образования. 2016. № 2. С. 7-19.
10. Кутьев В.О. Ресурсы развития ценностных ориентаций обучающихся во внеурочной деятельности / В.О. Кутьев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - №4(75). - С.78-83.
11. Ломаско П. С. К вопросу о реализации ключевых принципов смарт- образования в системе онлайн-обучения // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий в образовании: материалы Всеросс. конф. с межд. участием, Красноярск, 23 апреля 2019 года. Красноярск. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2019. С. 192-196.
12. Ломаско П.С. Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн-обучения в современном университете // Современное образование. 2017. № 4. С. 143-151.
13. Лингевич О.В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях//Международный научный журнал «Символ науки» 2016. №9. С. 131-137.
14. Лямзин М. А. К проблеме классификации современных средств обучения / М. А. Лямзин, В. А. Сапронов // Проблемы эффективной интеграции инновационного потенциала современной науки и образования. 2018. С. 109-117.
15. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации: Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект»,
Москва 2019 [ Электронный источник]:https://digital .gov.ru/ru/documents/6658/
16. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Новые производственные технологии», Москва 2019 [ Электронный ресурс]:https://digital.gov.ru/ru/documents/6662/
17. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: Дорожная карта развития «сквозной» цифровой
технологии «Технологии виртуальной
реальности», Москва 2019 [ Электронный ресурс]: https://digital.gov.ru/ru/documents/6654/
18. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации: Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Технологии беспроводной связи», Москва 2019 [ Электронный
ресурс]:https://digital.gov.ru/ru/documents/6674/
19. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации: Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Квантовые технологии», Москва 2019 [ Электронный ресурс]:
https://digital.gov.ru/ru/documents/6650/
20. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации: Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Компоненты робототехники и сенсорика»,
Москва 2019 [ Электронный ресурс ]:https: //di gital. gov.ru/ru/documents/6666/
21. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Системы распределенного реестра», Москва 2019 [ Электронный ресурс ]:https://digital.gov.ru/ru/documents/6670/
22. Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования : письмо Министерства образования и науки от 12 мая 2011г. №03-296.
[Электронный источник]:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 114121/
23. Петровский А.В. Психологический словарь/Петровский А.В. -2-е изд., испр. и доп. -М,-494с.
24. Просвиркина И. И. Проблема передачи неявного знания при электронном обучении и возможность замены традиционного обучения электронным обучением / И. И. Просвиркина, Е. А. Давыдова, Е. М. Карабаева // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. №. 1-4 (67). С 63-65
25. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017г. №16 32р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный источник]:http: //government.ru/dep news/28653/
26. Сайковская Т. О. Теоретические и практические аспекты мультимедийного сопровождения преподавания психологии: мультимедийные презентации на учебных занятиях по психологии. Современное образование Витебщины. №1 (7) 2015. С. 33-37.
27. Снеткова Т. А. Актуальные методы обучения для формирования профессиональных умений и навыков экономиста / Т. А. Снеткова, С. Э. Маркарян // Учет и статистика. 2017. №. 3 (47). С. 60-68.
28. Солонцова Л. Методика обучения иностранным языкам. Часть 1: Общие вопросы. Базовый курс. Litres, 2019. 272 с.
29. Солпубашова А. Р. О возможностях использования дополнительных познавательных материалов при мультимедийной технологии обучения / А. Р. Солпубашова, Е. Е. Син, Б. Б. Мурзаибраимова // Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники. 2018. С. 194-200.
30. Сорочинский М.А. Психолого-педагогические особенности использования электронного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт» Т.6/ Кыргызская академия образования. Бишкек, 2017. С. 274-278.
31. Тажудинова Д. А. Онлайн-обучение как часть образовательной
среды: возможности, сильные и слабые стороны //Актуальные вопросы
современной науки. 2018. №4. С. 143-146.
32. Тангиров, Х. Э. Об использовании электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников / Х. Э. Тангиров, Т. Т. Абдусаломов // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 860-864.