Организационное консультирование как средство формирования корпоративной преданности сотрудников
|
Реферат 3
Введение 10
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования корпоративной преданности 16
1.1. Анализ проблемы корпоративной преданности сотрудников в
отечественной и зарубежной литературе 16
1.2. Социально-психологические особенности формирования
корпоративной преданности сотрудников 28
1.3. Возможности применения организационного консультирования 48
как средства формирования корпоративной преданности сотрудников Выводы по Главе 1 58
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по формированию корпоративной преданности сотрудников 62
2.1. Методическая организация исследования и обсуждения
результатов констатирующего эксперимента 62
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 125
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 140
Выводы по Главе 2 187
Заключение 191
Список используемых источников 193
Приложения
Введение 10
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования корпоративной преданности 16
1.1. Анализ проблемы корпоративной преданности сотрудников в
отечественной и зарубежной литературе 16
1.2. Социально-психологические особенности формирования
корпоративной преданности сотрудников 28
1.3. Возможности применения организационного консультирования 48
как средства формирования корпоративной преданности сотрудников Выводы по Главе 1 58
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по формированию корпоративной преданности сотрудников 62
2.1. Методическая организация исследования и обсуждения
результатов констатирующего эксперимента 62
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 125
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 140
Выводы по Главе 2 187
Заключение 191
Список используемых источников 193
Приложения
Успех компании определяется не только профессионализмом работников, но и их отношением к делу. Здесь на первый план выдвигается феномен преданности работников. Руководство успешных компаний обращает внимание на показатели преданности, в связи с тем, что преданные работники используют все имеющиеся резервы и ресурсы для достижения максимальных результатов в работе. И это оказывает позитивное влияние на результаты работы предприятия в целом.
Бытующее мнение о том, что ключевым фактором к развитию приверженности работников выступает материальное стимулирования труда, может быть опровергнуто низкими показателями эмоциональной преданности работников в ключевых ресурсных государственных корпорациях. Сотрудники, обладающие продолжительным стажем работы 5 и более лет, принимают за норму высокий уровень дохода и периодическое материальное стимулирование в виде денежных премий. Таким образом наиболее важно обратить внимание к психологическим особенностям, формирующим корпоративную преданность работников.
Анализ литературы подтверждает то, что проблема преданности организации отображена в работах многих исследователей. В зарубежной психологии проблема преданности персонала организации разрабатывалась такими исследователями, как Н. Аллен, Х. Беккер, С. Бернард, Дж. Груб, Г. ван Дик, Г. Дунхем, М. Кастаньеда, Г. Кнуп, Д. Колемен, Ф. Лютенс, Дж. Мейер, П. Мучинськи, Т Саммерс, Л. Тейлор и другими.
В российской психологии проблема формирования преданности персонала организации является достаточно новой, и исследована она значительно меньше. Результаты исследования этой проблемы нашли отражение в трудах таких ученых, как Ю.Г. Васильева, В Д. Доминяк, А.К. Калабин, А. В. Ковров, С.А. Липатов, М.И. Магура, О. Г. Овчинникова, Б.Г. Ребзуев, К.В. Харский.
Проблематика зачастую связана с разным изложением и пониманием компонентов, составляющих структуру корпоративной преданности. В том числе новые условия организации труда по схеме «удалённая работа», происходит утрата такого важного элемента, как групповая сплоченность коллектива. Сотрудники, работающие из дома зачастую выключены из непосредственного вербального взаимодействия друг с другом и руководством компании. Вместе с тем, отсутствует возможность коллективного обсуждения проблемных вопросов на совещаниях. Происходит утрата работниками ценностей и традиций компаний, равно как норм и форм общения присущих корпоративной культуре компании. Работники не воспринимают в достаточной степени свою вовлеченность в дела компании и возможность свой реализации на работе за пределами должностных обязанностей, что определило актуальность данной работы.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности организационного консультирования работников как средства формирования корпоративной преданности.
Объект исследования - процесс формирования корпоративной преданности работников.
Предмет исследования - организационное консультирование работников как средство формирования корпоративной преданности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научных исследований в отечественной и зарубежной литературе по проблеме формирования корпоративной преданности работников.
2. Подобрать комплекс диагностических методик, которые позволили бы оценить уровень корпоративной преданности работников.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление актуального уровня корпоративной преданности работников.
внедрить программу организационного консультирования работников, позволяющую сформировать корпоративную преданность работников.
5. Проследить динамику изменения уровня корпоративной преданности работников.
6. Проверить гипотезу.
Гипотеза состоит в предположении о том, что организационное консультирование работников будет результативным средством формирования корпоративной преданности сотрудников, если:
1) на этапе опроса в процессе консультирования будет сформирована истинная модель проблемной ситуации и выявлены факторы, препятствующие формированию корпоративной преданности сотрудников;
2) психологическое воздействие будет направлено на создание «позитивного организационного поведения» работников через формирование соответствующих установок;
3) будет применен подход уважительного расспрашивания в целях перехода от фокусирования на проблемах и сложностях организации к выделению ее сильных, ресурсных сторон, визуализации желаемого будущего для организации и вовлечение в это исследование сотрудников.
Для реализации поставленных задач используются следующие методы:
1. Теоретические - анализ, синтез, обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические - опрос, наблюдение, тестирование, эксперимент (организационное консультирование).
3. Статистические - методы математической обработки данных (Т-критерий Вилкоксона).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе коммерческой организации, входящей в группу компаний ПАО «Газпром» ООО «Газпром газобезопасность». В исследовании принимали участие работники филиала Восточно-Сибирская ВЧ, расположенном в г. Красноярске. Количество работников, принявших 12
участие, в том числе в формирующем эксперименте, 15 человек в возрасте в возрасте от 27 до 56 лет.
Внедрение результатов исследования осуществлялось входе организации и проведения организационного консультирования на базе филиала Восточно-Сибирская ВЧ ООО «Газпром газобезопасность» г. Красноярска. Всего было проведено 7 занятий.
Теоретическую и методическую основу исследования составили:
• понятие и компоненты организационной лояльности (И.А. Андреева, В.И. Доминяк, О.С. Виханский, М.И. Магура, Е.В. Сидоренко, Н.А. Царева, Н. Аллен, Дж. Мейер и др.);
• социально-психологические особенности формирования
корпоративной преданности сотрудников (О.Н. Демушина, В.И. Доминяк, М.Б. Курбатова, М.И. Магура, В.И. Смирнова, К.В. Харский и др.);
• исследования в области организационного консультирования (Е.Г. Гребнюк, Л.В. Оконечникова, Х. Бекс, К. Левин, К. Роджерс, Б. Стефайер, Э. Шайн).
Научная новизна заключается в обобщении структуры корпоративной преданности, применении подхода к формированию корпоративной преданности сотрудников с опорой на поиск позитивных сторон, согласно методу Д. Куперрайдера «Appreciativeinguiry, Al».
Теоретическая значимость состоит во введении в научный оборот новых эмпирических данных о компонентах структуры корпоративной преданности работников, специфике ее формирования. Разработан и апробирован диагностический инструментарий по методике незаконченных предложений, направленный на изучение специфики формирования корпоративной преданности работников к компании.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы организационного психологического консультирования, направленного на формирование корпоративной преданности работников к компании, которая может в дальнейшем использоваться в практической 13
деятельности специалистов, работающих с проблемами удовлетворенности и лояльности работников. Результаты исследования могут быть использованы в организационном консультировании, на психологических занятиях, семинарах и учебных программах, направленных на формирования корпоративной преданности работников различных компаний.
Теоретическое значение исследования: теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о понятие и структуре корпоративной преданности работников к компании и подходах ее формирования у работников.
Практическое значение исследования: практическая значимость работы состоит в том, что провести анализ в заданном направление и разработать программу формирования корпоративной преданности у работников к компании для организационных психологов консультантов.
Структура диссертации: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Во Введении обоснована актуальность выбранной темы работы, сформулированы объект и предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, уточнены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
В Главе 1 описан анализ проблемы корпоративной преданности сотрудников в отечественной и зарубежной литературе, социально - психологические особенности формирования корпоративной преданности сотрудников, а также возможности применения организационного консультирования как средства формирования корпоративной преданности сотрудников. Представлены теоретические выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению организационного консультирования как средства формирования корпоративной преданности сотрудников. Описаны методическая организация исследования и его результаты, организация и проведение формирующего эксперимента и его результаты. Сделаны выводы.
В Заключении сформулированы основные результаты диссертационного исследования.
В Приложениях представлены таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты математической обработки данных и программа психологического консультирования
Бытующее мнение о том, что ключевым фактором к развитию приверженности работников выступает материальное стимулирования труда, может быть опровергнуто низкими показателями эмоциональной преданности работников в ключевых ресурсных государственных корпорациях. Сотрудники, обладающие продолжительным стажем работы 5 и более лет, принимают за норму высокий уровень дохода и периодическое материальное стимулирование в виде денежных премий. Таким образом наиболее важно обратить внимание к психологическим особенностям, формирующим корпоративную преданность работников.
Анализ литературы подтверждает то, что проблема преданности организации отображена в работах многих исследователей. В зарубежной психологии проблема преданности персонала организации разрабатывалась такими исследователями, как Н. Аллен, Х. Беккер, С. Бернард, Дж. Груб, Г. ван Дик, Г. Дунхем, М. Кастаньеда, Г. Кнуп, Д. Колемен, Ф. Лютенс, Дж. Мейер, П. Мучинськи, Т Саммерс, Л. Тейлор и другими.
В российской психологии проблема формирования преданности персонала организации является достаточно новой, и исследована она значительно меньше. Результаты исследования этой проблемы нашли отражение в трудах таких ученых, как Ю.Г. Васильева, В Д. Доминяк, А.К. Калабин, А. В. Ковров, С.А. Липатов, М.И. Магура, О. Г. Овчинникова, Б.Г. Ребзуев, К.В. Харский.
Проблематика зачастую связана с разным изложением и пониманием компонентов, составляющих структуру корпоративной преданности. В том числе новые условия организации труда по схеме «удалённая работа», происходит утрата такого важного элемента, как групповая сплоченность коллектива. Сотрудники, работающие из дома зачастую выключены из непосредственного вербального взаимодействия друг с другом и руководством компании. Вместе с тем, отсутствует возможность коллективного обсуждения проблемных вопросов на совещаниях. Происходит утрата работниками ценностей и традиций компаний, равно как норм и форм общения присущих корпоративной культуре компании. Работники не воспринимают в достаточной степени свою вовлеченность в дела компании и возможность свой реализации на работе за пределами должностных обязанностей, что определило актуальность данной работы.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности организационного консультирования работников как средства формирования корпоративной преданности.
Объект исследования - процесс формирования корпоративной преданности работников.
Предмет исследования - организационное консультирование работников как средство формирования корпоративной преданности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научных исследований в отечественной и зарубежной литературе по проблеме формирования корпоративной преданности работников.
2. Подобрать комплекс диагностических методик, которые позволили бы оценить уровень корпоративной преданности работников.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление актуального уровня корпоративной преданности работников.
внедрить программу организационного консультирования работников, позволяющую сформировать корпоративную преданность работников.
5. Проследить динамику изменения уровня корпоративной преданности работников.
6. Проверить гипотезу.
Гипотеза состоит в предположении о том, что организационное консультирование работников будет результативным средством формирования корпоративной преданности сотрудников, если:
1) на этапе опроса в процессе консультирования будет сформирована истинная модель проблемной ситуации и выявлены факторы, препятствующие формированию корпоративной преданности сотрудников;
2) психологическое воздействие будет направлено на создание «позитивного организационного поведения» работников через формирование соответствующих установок;
3) будет применен подход уважительного расспрашивания в целях перехода от фокусирования на проблемах и сложностях организации к выделению ее сильных, ресурсных сторон, визуализации желаемого будущего для организации и вовлечение в это исследование сотрудников.
Для реализации поставленных задач используются следующие методы:
1. Теоретические - анализ, синтез, обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические - опрос, наблюдение, тестирование, эксперимент (организационное консультирование).
3. Статистические - методы математической обработки данных (Т-критерий Вилкоксона).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе коммерческой организации, входящей в группу компаний ПАО «Газпром» ООО «Газпром газобезопасность». В исследовании принимали участие работники филиала Восточно-Сибирская ВЧ, расположенном в г. Красноярске. Количество работников, принявших 12
участие, в том числе в формирующем эксперименте, 15 человек в возрасте в возрасте от 27 до 56 лет.
Внедрение результатов исследования осуществлялось входе организации и проведения организационного консультирования на базе филиала Восточно-Сибирская ВЧ ООО «Газпром газобезопасность» г. Красноярска. Всего было проведено 7 занятий.
Теоретическую и методическую основу исследования составили:
• понятие и компоненты организационной лояльности (И.А. Андреева, В.И. Доминяк, О.С. Виханский, М.И. Магура, Е.В. Сидоренко, Н.А. Царева, Н. Аллен, Дж. Мейер и др.);
• социально-психологические особенности формирования
корпоративной преданности сотрудников (О.Н. Демушина, В.И. Доминяк, М.Б. Курбатова, М.И. Магура, В.И. Смирнова, К.В. Харский и др.);
• исследования в области организационного консультирования (Е.Г. Гребнюк, Л.В. Оконечникова, Х. Бекс, К. Левин, К. Роджерс, Б. Стефайер, Э. Шайн).
Научная новизна заключается в обобщении структуры корпоративной преданности, применении подхода к формированию корпоративной преданности сотрудников с опорой на поиск позитивных сторон, согласно методу Д. Куперрайдера «Appreciativeinguiry, Al».
Теоретическая значимость состоит во введении в научный оборот новых эмпирических данных о компонентах структуры корпоративной преданности работников, специфике ее формирования. Разработан и апробирован диагностический инструментарий по методике незаконченных предложений, направленный на изучение специфики формирования корпоративной преданности работников к компании.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы организационного психологического консультирования, направленного на формирование корпоративной преданности работников к компании, которая может в дальнейшем использоваться в практической 13
деятельности специалистов, работающих с проблемами удовлетворенности и лояльности работников. Результаты исследования могут быть использованы в организационном консультировании, на психологических занятиях, семинарах и учебных программах, направленных на формирования корпоративной преданности работников различных компаний.
Теоретическое значение исследования: теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о понятие и структуре корпоративной преданности работников к компании и подходах ее формирования у работников.
Практическое значение исследования: практическая значимость работы состоит в том, что провести анализ в заданном направление и разработать программу формирования корпоративной преданности у работников к компании для организационных психологов консультантов.
Структура диссертации: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Во Введении обоснована актуальность выбранной темы работы, сформулированы объект и предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, уточнены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
В Главе 1 описан анализ проблемы корпоративной преданности сотрудников в отечественной и зарубежной литературе, социально - психологические особенности формирования корпоративной преданности сотрудников, а также возможности применения организационного консультирования как средства формирования корпоративной преданности сотрудников. Представлены теоретические выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению организационного консультирования как средства формирования корпоративной преданности сотрудников. Описаны методическая организация исследования и его результаты, организация и проведение формирующего эксперимента и его результаты. Сделаны выводы.
В Заключении сформулированы основные результаты диссертационного исследования.
В Приложениях представлены таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты математической обработки данных и программа психологического консультирования
В настоящее время развитие и укрепление корпоративной преданности работников к компании необходимо для устойчивости трудовых отношений, повышения производительности, создания благоприятной корпоративной атмосферы, что в конечном итоге положительное скажется на успехе бизнеса. Низкий уровень корпоративной преданности работников может привести к нестабильности кадров, ухудшению производительности, негативному влиянию на командную работу, что негативно отразится на успехе и репутации компании.
Работники, преданные компании, обычно проявляют высокий уровень вовлеченности в дела организации, чаще проявляют инициативу, стремятся к качественному выполнению задач, демонстрируют готовность принимать на себя ответственность. Преданные сотрудники также часто проявляют лояльность, готовность сотрудничать с коллегами и делиться знаниями для достижения общих целей компании.
Организационное консультирование может способствовать формированию корпоративной преданности путем анализа и оптимизации рабочей среды, повышения уровня коммуникации в компании.
В данной работе были изучены теоретические основы проблемы формирования корпоративной преданности: описание различных определений, подходов к рассмотрению понятия, рассмотрение смежных понятий, факторов возникновения, возможности психологической поддержки.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления уровней проявления корпоративной преданности у работников коммерческой организации.
В результате констатирующего эксперимента было выявлено: у 80% работников средний уровень корпоративной преданности для 6,7% испытуемых характерен низкий уровень проявления преданности.
Работников с низким уровнем корпоративной преданности характеризует низкий уровень организационной лояльности, групповой сплоченности, удовлетворенности справедливостью принимаемых решений; средний уровень удовлетворенности рабочей средой, эмоциональной лояльности, социальной поддержки и доверия к компании; высокий уровень воспринимаемого престижа компании.
Для работников со средним уровнем корпоративной преданности характерен средний уровень групповой сплоченности, удовлетворенности рабочей средой, организационной и эмоциональной лояльности, воспринимаемой организационной и социальной поддержки, справедливости и доверия и высокий уровень воспринимаемого престижа компании.
С целью формирования корпоративной преданности у работников, была разработана и апробирована обучающая программа организационного консультирования. Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений уровня проявления корпоративной преданности работников. Это подтвердилось статистической проверкой различий.
Таким образом, мы экспериментально доказали, что организационное консультирование будет результативно в целях формирования корпоративной преданности на примере коммерческой организации.
Результаты исследования могут быть использованы корпоративными психологами, организационными психологами консалтинговых и иных организаций.
Работники, преданные компании, обычно проявляют высокий уровень вовлеченности в дела организации, чаще проявляют инициативу, стремятся к качественному выполнению задач, демонстрируют готовность принимать на себя ответственность. Преданные сотрудники также часто проявляют лояльность, готовность сотрудничать с коллегами и делиться знаниями для достижения общих целей компании.
Организационное консультирование может способствовать формированию корпоративной преданности путем анализа и оптимизации рабочей среды, повышения уровня коммуникации в компании.
В данной работе были изучены теоретические основы проблемы формирования корпоративной преданности: описание различных определений, подходов к рассмотрению понятия, рассмотрение смежных понятий, факторов возникновения, возможности психологической поддержки.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления уровней проявления корпоративной преданности у работников коммерческой организации.
В результате констатирующего эксперимента было выявлено: у 80% работников средний уровень корпоративной преданности для 6,7% испытуемых характерен низкий уровень проявления преданности.
Работников с низким уровнем корпоративной преданности характеризует низкий уровень организационной лояльности, групповой сплоченности, удовлетворенности справедливостью принимаемых решений; средний уровень удовлетворенности рабочей средой, эмоциональной лояльности, социальной поддержки и доверия к компании; высокий уровень воспринимаемого престижа компании.
Для работников со средним уровнем корпоративной преданности характерен средний уровень групповой сплоченности, удовлетворенности рабочей средой, организационной и эмоциональной лояльности, воспринимаемой организационной и социальной поддержки, справедливости и доверия и высокий уровень воспринимаемого престижа компании.
С целью формирования корпоративной преданности у работников, была разработана и апробирована обучающая программа организационного консультирования. Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений уровня проявления корпоративной преданности работников. Это подтвердилось статистической проверкой различий.
Таким образом, мы экспериментально доказали, что организационное консультирование будет результативно в целях формирования корпоративной преданности на примере коммерческой организации.
Результаты исследования могут быть использованы корпоративными психологами, организационными психологами консалтинговых и иных организаций.
Подобные работы
- Формирование предпринимательской культуры в корпоративных структурах
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Формирование и развитие корпоративной культуры предприятия
(на примере Общества с ограниченной ответственностью «Оптовик»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО СК «РОСГОССТРАХ»)
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



