ВВЕДЕНИЕ 5
1. Имена в русском языке 8
1.1 Антропонимика как объект исследования 8
1.2 История происхождения личных имён 9
1.3 Официальные и неофициальные, полные и сокращённые
имена 12
1.4 Старые и новые русские имена 15
1.5 Мотивы выбора имени 16
1.1 Имена учащихся 2,3 и 7-ых классов в МБОУ БСОШ №1 в п. Балахта 17
1.1.1 Мотивы выбора имени учащихся 2,3 и 7-ых классов в МБОУ БСОШ №1 в
п. Балахта 17
1.1.2 Процентное соотношение мотивов выбора имени 19
1.1.3 Список имён учащихся 2,3 и 7-ых классов в МБОУ БСОШ №1 в
п.Балахта
20
1.1.4 Популярные мужские и женские имена учащихся 2,3 и 7-ых классов в
МБОУ БСОШ №1 в п. Балахта 21
1.1.5 Редкие мужские и женские имена учащихся 2,3 и 7-ых классов в МБОУ
БСОШ №1 в п.г.т. Балахта 21
Вывод по первой главе 23
2 Фамилии в русском языке 24
2.1 Из истории фамилий 24
2.2 Классификация фамилий по способу образования 25
2.3 Семантика фамилий 29
2.4 Женские фамилии 30
2.5 Нестандартные русские фамилии 31
2.6 Фамильные тайны 33
2.1 Фамилии учащихся 2,3 и 7-ых классов в МБОУ БСОШ №1 в п.
Балахта 36
2.1.1 Список фамилий учащихся 2,3 и 7-ых классов в МБОУ БССШ №1 в п.
Балахта 36
2.1.2 Классификация фамилий по способу образования учащихся 2,3 и 7-ых классов в МБОУ БССШ №1 в п.
Балахта 37
2.1.3 Процентное соотношение фамилий по способу образования 43
Вывод по второй главе 45
3 Годонимы (улицы) как разновидность топонимии 46
3.1 Годонимы 46
3.2 История возникновения п. Балахта 48
3.3Классификация названий улиц 49
3.1 Улицы и переулки п. Балахта 52
3.1.1 Классификация по названию улиц и переулков в п. Балахта 52
3.1.2 Процентное соотношение классификаций годонимов 54
3.2 Программа факультативного курса по лингвокраеведению
в старших классах 57
3.2.1 Образец факультативного занятия 66
Вывод по третьей главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Значение имён 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Неудачи выбора имен 86
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Интересные факты об именах по всему миру 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Значение фамилий 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Этимология ойконима Балахта 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Происхождение названий улиц и переулков п. Балахта 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Ё. Карта-схема п. Балахта 110
Имена людей связаны с историей народов. В них отражается быт, верования и исторические события нашей жизни. Наша страна многонациональна, и каждая национальность имеет свою базу оригинальных и красивых личных имён, воспевающих эту нацию. Имя обладает огромным социальным потенциалом. Личные имена имели все люди во все времена во всех цивилизациях.
Изучение фамилий людей также важно, как и изучение имён. На сегодняшний день каждый современный человек имеет свою фамилию. В конечном итоге, наличие фамилии для нас является настолько привычным, что мы и не задумываемся о том, что нам известно о фамилии. Фамилия несёт отпечаток истории нашего рода. По ней мы можем узнать о том, чем занимались наши предки, где они жили, какой у них был социальный статус и многое другое.
Актуальность выбора темы обусловлена тем, что каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок - город/посёлок, улица, дом, где он родился. Это его родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Улицы городов, сёл, деревень... Сколько их! И у каждой своё название, своё собственное имя. Как и люди, они получили их при рождении. Название улицы в чём-то похоже на имя человека. Оно может поведать её историю, рассказать о занятиях людей, которые здесь жили, а иногда — указать, куда эта улица ведёт.
Данная тема всегда остаётся актуальной для каждого человека, так как есть практическая потребность знать историю своей семьи, рода, и историю своей “малой” Родины.
Объектом исследования является мотив выбора личного имени обучающихся средней общеобразовательной школы п. Балахта; происхождение и значение их фамилий; история и значение годонимов п. Балахта
Предметом исследования стали личные имена и фамилии учащихся 2-ых, 3- их, 7-ого классов в п. Балахта; годонимы п. Балахта.
В данной дипломной работе определена цель: описание ономастикона п. Балахта.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1) провести сбор имен учащихся 2-ых, 3-их, 7-ого классов и анализ частотности;
2) проанализировать значение имён;
3) выявить наиболее популярные женские и мужские имена;
4) выявить основные мотивы выбора имени учащихся.
5) провести сбор фамилий учащихся 2-ых, 3-их, 7-ого классов и количественный анализ;
6) проанализировать особенности происхождения и значения фамилий учеников нашей школы.
7) собрать информацию об улицах п. Балахта и изучить их историю названия.
Для решения поставленных задач использовались методы:
1) интервьюирования,
2) беседы и опрос жителей села (родителей, друзей),
3) методы структурно-семантического и культурно-исторического описания имен собственных.
Источником материала стали прежде всего - списки учащихся 2-ых, 3-их, 7-ого классов , беседы с учащимися; список улиц в п. Балахта, беседы с жителями посёлка. Исследовательская база составила 122 единицы личных имён и фамилий учащихся 2-ых, 3-их , 7-ого классов, 114 наименований улиц в п. Балахта.
Исследовательскую базу составили труды А.В. Суперанской, А.В. Сусловой [Суслова, Суперанская,1991], В.А. Никонова [Никонов,1988], Ганжиной И.М., Федосюка Ю.А., Б.О. Унбегауна Б.О. [Унбегаун,1989].
Новизна данной работы связана с характером материала: мотив выбора личных имён и семантика фамилий, история названий улиц в п. Балахта Красноярского края не изучались.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список литературы и четыре приложения (1. Значение имён, 2. Неудачи выбора имен, 3. Интересные факты об именах по всему миру, 4.Значение фамилий, 5. Этимология ойконима Балахта 6. Значение улиц п. Балахта, 7. Карта-план п. Балахта).
В заключение проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы по теме.
В нашей работе было рассмотрено три типа имен собственных, или ономастикон п. Балахта: имена, фамилии и годонимы. В исследовательской части мы проанализировали имена и фамилии детей, проживающих и обучающихся в п. Балахта, названия улиц и переулков посёлка.
В процессе работы мы познакомились с разными этапами происхождения имен, подробно изучили официальные и неофициальные имена, также подробно рассмотрели грамматику обиходных имён. Мы узнали, какими способами образовались новые имена, далее показали, какие существовали и существуют мотивы выбора имени. В нашей работе описано разнообразие мужских и женских имён разных лет (красивые, неудачные, новые, старые и т.д.). Мы привели примеры, как не стоит называть своих будущих детей, ведь имя не должно вызывать у людей отрицательных для его носителя ассоциаций.
Изучив историю происхождения русских имен, мы пришли к выводу, что имена собственные активно реагируют на изменения, которые происходят в обществе, поэтому они могут служить источником информации о предпочтениях выбора имени в обществе в тот или иной исторический период.
В результате количественного и качественного анализа имен и фамилий учащихся 2,3 и 7-ых классов 2017-2018 учебного года в МБОУ БССШ №1 в п. Балахта было выявлено, что самыми популярными являются: женское имя - Виктория; мужские: Дмитрий и Максим. Наименее популярными: женские имена - Диана, Сабрина, Ева, Александра, Юлия, Евгения, Марина, Виолетта, Василиса, Полина Надежда; мужские - Владимир, Павел, Егор, Константин, Никита, Артур, Богдан, Сахил, Роман, Денис, Степан, Семён, Иван, Михаил, Савелий. И в результате интервьюирования учащихся и их родителей были выявлены основные мотивы выбора имен среди учащихся 2,3 и 7-ых классов 2017-2018 учебного года в МБОУ БССШ №1 в п. Балахта: 1) назвали в честь родственника,2) «просто понравилось», 3)имя, в честь известного человека, 4) нашли в специальном словаре имён, 5)по совету родственников/друзей ,6) редкое имя.
По способу образования фамилий учащихся 2,3 и 7-ых классов 2017-2018 учебного года в МБОУ БССШ №1 в п. Балахта наиболее многочисленным оказалась группа: от церковных и нецерковных имён (43). Наименее распространены фамилии, которые образованы от названия местности: их всего
4. 9 фамилий учащихся совпадают, оказалось, что носители 5 фамилий из этого перечня являются родственниками (родные братья и сёстры), а остальные являются однофамильцами.
В качестве рекомендации предлагаем школьникам рекомендацию.
Узнать происхождение евоей фамилий возможно самостоятельно. Если фамилия попадает под один из типов, которые приведены в нашей работе, то это очень просто. Если вашей фамилии среди этих списков нет, тогда можно обратиться к специалистам или попробовать провести самостоятельное исследование истории фамилии. Тайну фамилии можно узнать, если правильно проследить историю рода. И одно из таких исторических событий может прямо указать на значение фамилии.
Что касается годонимов п. Балахта, то в процессе исследования мы анализировали годонимы, нами рассмотрены классификации годонимов.
По результатам классификации годонимов выявлено, что наиболее многочисленной группой оказалась следующая: по именам людей, которые стали известны, благодаря своей профессиональной деятельности (24). Наименее распространены улицы и переулки следующих групп: по обозначению возраста человека (2), по именам, связанным с творческой деятельностью, и по именам героев Гражданской войны (3).
Подводя итог этого исследования можно сказать, что годонимы являются памятными языковыми знаками жизни наших предков. Улицы и переулки являются пространственными ориентирами, а их имена это не только знаки, но и показатели духовной культуры и оседлости жителей, в них заключена память и традиция. Мы должны бережно хранить историю происхождения названий улиц и переулков нашей “малой Родины”, чтобы в будущем передать эти знания молодому поколению. Они являются напоминанием о нашей богатой истории, связующим звеном с нашими предками.
Конечно, на этом не стоит ставить точку, ведь сколько ещё можно доследовать имён и фамилий жителей посёлка, и сам посёлок не останавливается в своём развитии. В скором времени появятся новые улицы и переулки, которые будут иметь свою небольшую историю. Поэтому можно написать книгу или справочник, чтобы история названий посёлка и имен и фамилий его жителей сохранились для потомков.
1. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. - М., 1983. - 224 с.
2. Васильева С.П. Имя собственное в языке и художественном тексте - Красноясрк, 2017. - 206 с.
3. Ворошилова Е.В. Ономастикон города Канска как отражение истории и культуры народа - Красноярск, 2007. - 240 с.
4. Врублевская О.В. Демонстративность личного имени: модные тенденции. // Вестник КГПУ, 2015, №2(32).
5. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. - М.: 2001. - 672с.
6. Горбаневский М. В. В мире имён и названий. 2-е изд., пераб. и доп. — М.: Знание, 1987. — 208 с.
7. Джахангири А.Х. Особенности русских фамилий с позиции носителей персидского языка. // Рус.Словесность, 2003, №5. - С. 74-77.
8. Как зовут.ш URL: http://www.kakzovut.ru/imena.html?c=1(дата обращения 5.02.2018).
9. Кольба В.И. На земле Балахтинской. // Красноярск: Горница, 1998. - 253 с.
10. Мохаммад Аль-Дурейд. Русские личные имена на фоне арабских имён.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/russkie-lichnye-imena-na-fone-arabskih-
imyon (дата обращения 13.04.2017).
11. Никонов В.А. Имя и общество. - М., 1974. - 265 с.
12. Никонов В.А. Ищем имя. - М., 1988. - 128 с.
13. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. - М.,1993. - 226 с.
14. Научные ведомости Серия Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). Выпуск 22С. В. Фуникова СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ ФАМИЛИЙ С ФОРМАНТАМИ НА - ОВ / - ЕВ И - ИН URL: http://pdf.knigi-x.ru/21raznoe/419292- 1-nauchnie-vedomosti-seriya- gumanitarnie-nauki-2014-184-vipusk-udk-811161-strukturnie-osoben.php (дата обращения: 23.12.2018).
15. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1978. 199 с.
16. Попов А.И. Географические названия (введение в топонимику).- Л.-М.: Наука, 1965.
17. Попова, Р. Годонимы Иркутска в пространстве городской культуры // Тальцы. - №2 (29). - 2006.
18. Рыжако В.Д. Гордость земли Балахтинской. - Красноярск,2005.- 144 с.
19. Рыжако В.Д. Открытая книга потомкам. - Красноярск, 2010.- 272 с.
20. Селищев А.М. Труды по русскому языку. Т. 1. Язык и общество - М., 2003. - 632 с.
21. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. -Л., Лениздат, 1991. - 220 с.
22. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. -М.: Наука, 1981. - 176 с.
23. Суперанская, А. В. Имя через века и страны / А. В. Суперанская. -М.: Наука, 1990.-188 с.
24. Суперанская, А. В. Как вас зовут? Где вы живете? / А. В. Суперанская. М., 1964 - 94 с.
25. Сызранова Г.Ю. Ономастика:учеб.пособие - Тольятти: издательство
ТГУ,2013.- 248 с.
26. Трубачев, О. Н. Из материалов для этимологического словаря фамилий России (Русские фамилии и фамилии, бытующие в России) / О. Н. Трубачев // Этимология 1966. Проблемы лингвогеоргафии и межъязыковых контактов. М., 1968. - С. 3 -53.
27. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. - М.: Прогресс,1989. - 267 с.
28. Успенский Л. Э. Загадки топонимики. - М.: «Молодая гвардия», 1969
29. Фамилии Информатион. URL: http://familii.info/family/b-2.html(дата обращения: 14.10.2018)
30. Федосюк Ю.А. Русские фамилии. Популярный этимологический словарь М.:Флинта.Наука, 2011. - 240 с.
31. Федосюк, Ю. А. Что обозначает ваша фамилия? / Ю. А. Федосюк. -М.: Дет. лит., 1969. - 80 с.
32. Цыганкин Д.В. Лексико-семантическая характеристика отдельных пластов топонимической системы Мордовской АССР // Ономастика Поволжья: Ономастика Поволжья. — Саранск, 1986. Вып. 5. - С. 4-20.
33. Шмелёва Т.В. Ономастика : учеб. пособие. - филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани, 2013. - 161 с.
34. UFOLOG.RU URL: http://www.ufolog.ru/names/order/%D0%A0%(дата обращения: 08.10.2018)