Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ «НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МАШИННОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Работа №157081

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2021
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И МАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКЕ 7
1.1. Искусственный интеллект и машинное обучение как сквозная технология
цифровой экономики 7
1.2. Неклассические подходы к машинному обучению и практические задачи,
решаемые с их помощью 15
1.3. Анализ существующих средств обучения школьников по теме
«Неклассические подходы к машинному обучению» 21
II. ГЛАВА. РАЗРАБОТКА КУРСА ПО ВЫБОРУ «НЕКЛАССИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К МАШИННОМУ ОБУЧЕНИЮ» 30
2.1. Программа курса по выбору «Неклассические подходы к машинному
обучению» 30
2.2. Методические рекомендации по изучению курса по выбору
«Неклассические подходы к машинному обучению» 42
2.3. Апробация модуля и анализ ее результатов 53
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложения 67

Искусственный интеллект (ИИ) сегодня плотно вошёл в жизнь каждого человека. ИИ в виде сервисов присутствует практически в каждом новом программном обеспечении или сервисе. Человек, не обладающий соответствующими знаниями и не владеющий минимальными навыками применения ИИ, будет испытывать множество неудобств, начиная от низкой конкурентоспособности на рынке труда и заканчивая проблемами в социальной жизни. Поэтому необходимость понимания, что это такое и из чего состоит, для чего применяется, стала одной из особенностей современного постиндустриального общества с высокими требованиями к инженерной культуре выпускников.
Многие исследователи акцентируют внимание на то, что искусственный интеллект в общеобразовательной школе не должен быть только инструментом для обеспечения безопасности и эффективной работы в классе, но и изучаться в качестве темы, чтобы познакомить обучающихся с условиями работы в современном мире. В основном речь идёт о навыках использования готовых решений и компетенций, связанных с пониманием выбора сервисов и возможностей ИИ, и этики применения интеллектуальных алгоритмов [26].
В связи с этим, необходимо формировать представление у школьников о технологиях ИИ и сферах его применения уже на начальном этапе обучения в основной школе.
В школьных базовых учебниках по информатике для основной школы: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ(базовый и профильный уровни), Поляков К.Ю. Информатика (базовый и углубленный уровни), Семакин И.Г. Информатика (базовый и профильный уровни), тема «Введение в искусственный интеллект и машинной обучение» не раскрывается, ни теоретически не на практике. Единственный УМК для углубленного изучения информатики в 11 классе авторов Калинина И.А. и Самылкиной Н.Н [17], содержит главу «Интеллектуальные алгоритмы и искусственный интеллект» с разделами: «Интеллект и его моделирование», «Знания и их представление», «Экспертные системы»,
4 «Самообучающиеся технические системы». Для школьников, заинтересованных темой ИИ существует учебное пособие «Искусственный интеллект» Л.Н. Ясницкого [33], котором темы «Экспертные системы», «Нейронные сети», «Интеллектуальные игры», «Моделирование творчества» изучаются не только теоретически, но и на практике при выполнении лабораторных работ. Таким образом, имеющиеся учебники и учебные пособия, в которых уделяется внимание теме ИИ предназначены для старшей школы и, в основном, раскрывают тему теоретически. Нами не обнаружены теоретические материалы и, главное практические задания, связанные с темой ИИ в учебниках для основной школы.
В нашей стране функцию просвещения школьников в этом направлении реализует образовательные проекты, и дополнительное образование.
Так, всероссийский образовательный проект «Урок цифры» предлагает список уроков, одни из которых являются: «Персональные помощники» и «Искусственный интеллект и машинное обучение». «Урок цифры» — это возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Фирмы «1С», Яндекса, «Лаборатории Касперского» и Mail.Ru Group, а также Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Мероприятие имеет просветительскую направленность и способствует раннему профессиональному самоопределению школьников в области информационных технологий в условиях перехода к цифровой экономике. Оно ориентировано на школьников 1-11-х классов и включает элементы, универсальные для всех возрастов, так и дифференцированные по возрасту [12].
Онлайн курсы это доступный способ познакомить школьников с основами искусственного интеллекта и машинного обучения. Академия искусственного интеллекта для школьников при поддержке Сбербанка предлагает участие в олимпиаде по искусственному интеллекту. Цель проекта - формирование у школьников интереса к технологиям искусственного интеллекта и машинного обучения, а также развитие навыков программирования [11].
До олимпиады предлагается познакомится с вводными уроками, которые знакомят обучающихся с ролью искусственного интеллекта и расскажут, как он может создать первую нейросеть уже сейчас. И это не все, здесь также приложены задачи для подготовки к олимпиаде. После каждого видео урока представлены тренажеры для 1-4 классов и 5-9 классов.
Можно заметить, что в сети Интернет существуют ресурсы для школьников и учителей, предназначенные для начального ознакомления с технологиями искусственного интеллекта, однако эти источники представляют из себя разработки отдельных разрозненных занятий.
Таким образом, анализ методической литературы и информационных ресурсов для школьников по тематике, связанной с изучением технологий искусственного интеллекта позволил выделить противоречие между важностью формирования представления у школьников о технологиях искусственного интеллекта и сферах его применения на этапе обучения в основной школе и недостаточной разработанностью необходимого для этого методического обеспечения.
Указанное противоречие определило проблему исследования: каким должно быть организационно-методическое обеспечение курса по выбору для начального ознакомления обучающихся основной школы с основными методами машинного обучения, лежащими в основе технологий искусственного интеллекта?
Объект исследования: процесс обучения школьников основам технологий искусственного интеллекта.
Предмет исследования: организационно-методическое обеспечение курса по выбору «Неклассические подходы к машинному обучению» для обучающихся основной школы.
Цель исследования: разработка организационно-методического обеспечения курса по выбору «Неклассические подходы к машинному обучению» для обучающихся основной школы.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы рассмотреть понятие искусственного интеллекта и машинного обучения;
2. Рассмотреть теоретические основы неклассического машинного обучения;
3. Проанализировать имеющиеся в свободном доступе средства обучения для школьников по теме «Неклассические подходы к машинному обучению»;
4. Разработать программу курса по выбору «Неклассические подходы к машинному обучению»;
5. Разработать методические рекомендации по изучению курса по выбору «Неклассические подходы к машинному обучению»;
6. Частично апробировать курс по выбору и проанализировать результаты апробации.
Практическая значимость исследования: разработки занятий и методические рекомендации по их проведению могут быть использованы на уроках информатики, на занятиях курсов по выбору, связанных с изучением технологий искусственного интеллекта.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования являлась разработка организационно-методического обеспечения курса по выбору «Неклассические подходы к машинному обучению» для обучающихся основной школы.
В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы рассмотрены понятия искусственного интеллекта и машинного обучения: искусственный интеллект - это научная область информатики которая изучает модели мышления человека, ставит и решает задачи аппаратного и программного моделирования тех видов деятельности человека, которые традиционно считаются интеллектуальными; машинное обучение - совокупность методов искусственного интеллекта, характерной чертой которых является не прямое решение задачи обучения в процессе применения решения множества сходных задач, а искусственные нейронные сети множество методов машинного обучения.
2. Рассмотрены теоретические основы неклассического машинного обучения: нейронные сети и глубокое обучение - наиболее современный подход к машинному обучению; нейронные сети применяются там, где нужны распознавание или генерация изображений и видео, сложные алгоритмы управления или принятия решений, машинный перевод и подобные сложные задачи.
3. Проанализированы имеющиеся в свободном доступе средства обучения для школьников по теме «Неклассические подходы к машинному обучению»: ресурсы для ознакомления с машинным обучением есть, но они разрозненные, поэтому есть необходимость разработать курс по выбору для школьников - его задача дать начальное представление об области ИИ, машинного обучения, обработке больших данных, актуальных профессиях будущего в сфере ИИ.
4. Разработана программа курса по выбору «Неклассические подходы к машинному обучению», на основе выявленного ресурсного обеспечения. Программа курса по выбору содержит пояснительную записку, цели и задачи изучения курса, планируемые результаты, базовые понятия и дидактические
элементы курса, тематическое планирование и содержание курса по выбору,
требования к уровню знаний учащихся и учебно-методическое обеспечение.
5. Разработаны методические рекомендации по изучению курса по выбору «Неклассические подходы к машинному обучению»: планы занятий и некоторые методические рекомендации к ним, чтобы показать в какой последовательности и каким образом достигаются запланированные результаты курса.
6. Частично апробирован курс по выбору и проанализированы результаты апробации. В роли обучающихся и экспертов учебных материалов выступили студенты 2 курса. Отвечая на вопросы опроса по результатам частичной апробации, студенты отметили доступность теоретической информации информации, полезность практических заданий для понимания принципов работы таких методов машинного обучения как обучение с подкреплением и обучение нейросетей. Студенты положительно оценили возможность введения курса по выбору «Неклассические подходы к машинному обучению» в систему дополнительного образования школьников.
Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута.



1. Aimylogic — виртуальный конструктор чат-ботов [Электронный ресурс] / URL: https://aimylogic.com/(дата обращения: 21.04.2021)
2. AutoDraw — распознавание визуальных образов [Электронный ресурс] / URL: https://www.autodraw.com/(дата обращения: 21.04.2021)
3. Deepart.io — ИИ в искусстве [Электронный ресурс] / URL: https://deepart.io/(дата обращения: 21.04.2021)
4. Google Sematris — игры в ассоциации на базе искусственного интеллекта [Электронный ресурс] / URL: https://research.google.com/semantris/(дата обращения: 21.04.2021)
5. Google Teachable Machine — распознавание движений [Электронный ресурс] / URL: https://teachablemachine.withgoogle.com/(дата обращения: 21.04.2021)
6. Microsoft Azure - Распознавание объектов [Электронный ресурс] /
URL: https://azure.microsoft.com/ru-ru/services/cognitive-services/computer-
vision/#features (дата обращения: 21.04.2021)
7. Microsoft Azure - распознавание эмоций [Электронный ресурс] / URL: https://azure.microsoft.com/ru-ru/services/cognitive-services/face/(дата обращения: 21.04.2021)
8. MyHeritage инструмент Deep Nostalgia - «Оживление» фотографий [Электронный ресурс] / URL: https://www.myheritage.com/deep-nostalgia?lang=RU(дата обращения: 21.04.2021)
9. Quick Draw — распознавание рисунков нейронной сетью [Электронный ресурс] / URL: https://quickdraw.withgoogle.com/(дата обращения: 21.04.2021)
10. Yandex SpeechKit — озвучка, синтез и распознавание речи [Электронный ресурс] / URL: https://cloud.yandex.ru/services/speechkit(дата обращения: 21.04.2021)
11. Академия искусственного интеллекта для школьников - совместный проект Сбербанка и Благотворительного фонда «Вклад в будущее» [Электронный ресурс] / URL: https://ai-academy.ru/about/(дата обращения: 16.02.2021)
12. Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» [Электронный ресурс] / URL: https://xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai/(дата обращения: 16.02.2021)
13. Добрица В.П., Горюшкин Е.И. Применение интеллектуальной адаптивной платформы в образовании // Auditorium. 2019. №1 (21). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/primenenie-intellektualnoy-adaptivnoy-platformy-v-obr azovanii (дата обращения: 18.02.2021).
14. Дьяченко С.В., Мороз Д.С. Искусственный интеллект. применение глубокого обучения для решения прикладных задач // ЕГИ. 2018. №2 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-primenenie-glubokogo-obuchen iya-dlya-resheniya-prikladnyh-zadach (дата обращения: 11.02.2021).
15. Игра крестики-нолики на Python 3 [Электронный ресурс] / URL: https://all-python.ru/primery/krestiki-noliki.html(дата обращения: 16.02.2021)
16. Искусственные нейроные сети [Электронный ресурс] / URL: https://evergreens.com.ua/ru/articles/neural-network.html(дата обращения: 16.03.2021)
17. Калинин И.А., Самылкина Н.Н. «Информатика» , 10-11 классы.
Углубленный уровень [Электронный ресурс] / URL:
http://www.lbz.ru/books/744/7406/(дата обращения: 16.02.2021)
18. Компьютерное зрение от Почты Mail.ruреставравция старых фото [Электронный ресурс] / URL: https://9may.mail.ru/restoration/?lang=ru(дата обращения: 21.04.2021)
19. Обучение беспилотного автомобиля [Электронный ресурс] / URL: https://youtu.be/ryUEZAMI1DE(дата обращения: 27.03.2021)
20. Обучение бота для игры в packman [Электронный ресурс] / URL: https://youtu.be/QilHGSYbjDQ(дата обращения: 27.03.2021)
21. Обучение с подкреплением для манипуляторов роботов [Электронный ресурс] / URL: https://youtu.be/ZhsEKTo7V04(дата обращения: 27.03.2021)
22. Обучение с подкреплением на примере игры «крестики-нолики» [Электронный ресурс] / URL: https://habr.com/ru/post/327714/(дата обращения: 16.02.2021)
23. Обучение с подкреплением/ Р.С.Саттон, Э.Г.Барто — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
24. Развитие технологий искусственного интеллекта в России: цели и
реальность [Электронный ресурс] / URL:
https://carnegieendowment.org/2020/07/07/ru-pub-82173(дата обращения: 06.02.2021)
25. Сквозные технологии цифровой экономики [Электронный ресурс] / URL: http://www.tadviser.ru/index.php(дата обращения: 06.02.2021)
26. Салахова А.А. Искусственный интеллект в школе в россии и сша [Электронный ресурс]: сб. материалов Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ, 22 — 26 апреля 2019г.)
27. Типовые задачи и методы машинного обучения [Электронный ресурс]/ URL: https://youtu.be/gQ1_X7IyUII(дата обращения: 11.05.2021)
28. Что такое обучение с подкреплением? [Электронный ресурс] / URL: https://evergreens.com.ua/ru/articles/reinforcement-learning.html(дата обращения: 16.03.2021)
29. Яндекс Автопоэт — стихи, составленные роботом из поисковых запросов пользователей Яндекса [Электронный ресурс] / URL: https://yandex.ru/autopoet/poroshki/9(дата обращения: 21.04.2021)
30. Яндекс. Рефераты [Электронный ресурс] / URL: https://yandex.ru/referats, свободный. (дата обращения: 21.04.2021)
31. Яндекс.Диалоги — создание чат-ботов на платформе голосового помощника Алиса от Яндекса [Электронный ресурс] / URL: https://dialogs.yandex.ru/, свободный. (дата обращения: 21.04.2021)
32. Ясницкий Л.Н. Искусственный интеллект. Описание лабораторного практикума по ИИ [Электронный ресурс] / URL: http://www.lbai.ru/#;show;labs(дата обращения: 16.02.2021)
33. Ясницкий Л.Н. Искусственный интеллект: Элективный курс: Учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 240c
34. Ясницкий Л.Н., Черепанов Ф.М. Искусственный интеллект. Элективный курс: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. -216с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ