Введение 3-10
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения агрессивного поведения воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 11
1.1 Анализ проблемы агрессивного поведения в зарубежной и
отечественной психологии 11-19
1.2 Особенности формирования личности умственно отсталых
подростков 19-27
1.3 Проблема агрессивного поведения в подростковом возрасте 27-34
1.4 Особенности агрессивного поведения умственно отсталых подростков 34-39
1.5 Проявления агрессивного поведения у подростков с
умственной отсталостью 39-42
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по преодолению агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната 43
2.1 Диагностика агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью 43-45
2.2. Обоснование выбора диагностического инструментария для
проведения экспериментальной работы с подростками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 45-47
2.3. Характеристики подростков с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью, учувствовавших в эксперименте 47-49
2.4. Анализ результатов диагностического обследования 49-55
2.5. Организационно - педагогические условия, разработанные и
применяемые для снижения агрессии у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната 56-97
2.6. Анализ и обобщение результатов 97-103
Заключение 104-105
Библиографический список
Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности и характер человека, его нравственность. Духовно-нравственные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях родительской любви и заботы. Сегодня в нашей стране в детских домах и интернатах растёт более 600 тысяч детей и подростков, оставшихся без родительского тепла. Возросла вследствие усиления алкоголизма, потери духовных ценностей и морального разложения проблема сирот при живых родителях. У воспитанников, оказавшихся в условиях материнской депривации, чаще всего наблюдаются искажения в личностном развитии - они становятся трудными для себя и других, а нестабильность экономической, социальной, политической жизни, провоцирует у подрастающего поколения рост различных дезадаптаций поведения.
Проблема агрессивного поведения детей и подростков остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Прогрессирующая отчужденность и повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, их цинизм, жестокость являются следствием их возможной агрессивности, наиболее проявляющейся на рубеже перехода ребенка из детства в подростковость. Особое внимание уделяется подросткам, которые имеют отклонения в умственном развитии. Изменения системы отношений во всех сферах современного социума и их стремительный темп ставят эту возрастную группу в позицию слабой психологической защищенности, снижают ее адаптивные возможности, повышают психологическую ранимость. Основаниями для этого являются представления о человеке, как о биосоциальном существе, возрастные особенности подростки, среди которых на первое место выдвигаются несбалансированность и незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики и личностных характеристик. Изучали эту проблему различные исследователи. Так за последние годы психологами и педагогами был проведен ряд исследований по изучению, диагностике, предупреждению агрессивного поведения детей подросткового возраста. Это работы Абрамовой Г.С, Алемаскина М.А., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др. Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактических мероприятий не в полной мере решает задачи предупреждения агрессивности в поведении детей. В профилактике агрессивного поведения детей имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.
Важное место в данной проблеме занимает тема агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушениями интеллектуального развития.
Ребенок с нарушением интеллекта — это особый ребенок. Он в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов и неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности и конфликты.
Тема эффективности психологических методов воздействия на проявления агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста на сегодняшний день актуальна.
В последние годы в системе специального образования стали появляться воспитанники (ПСУ-получатели социальных услуг) [Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступивший в силу с 01.01.2015], которые считались ранее «необучаемыми» и помещались в учреждения социальной защиты населения. Лишь с момента вступления в силу закона «Об образовании» от 29.12.2012г [Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ] начинают открываться специальные классы для воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (F71 - умеренная умственная отсталость, F72 - тяжелая умственная отсталость по медицинскому классификатору болезней (МКБ) 10-го пересмотра) Введен в действие приказом Минздрава Российской Федерации от 27.05.97 N 170. Дата введения: 01.01.99 г. [Международный статистический классификатор болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, принятый 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения МКБ - 10 - 1989г.], кроме того, они продолжают получать помощь в психоневрологических интернатах. Они не только страдают выраженным снижением интеллектуальных функций, но во многом проведение коррекционной работы с ними осложняется наличием нарушений в поведении, в том числе агрессивности.
В контексте умеренной и тяжелой умственной отсталости феномен агрессивности изучен крайне недостаточно, встречаются лишь отдельные ссылки на ее симптомы [Л.О. Бадалян, Е.К. Грачева, Н.Ф. Дементьева, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Н. Исаев, А.Р. Маллер, Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, Л.М. Шипицына и другие]. В большом количестве исследований описывается раннее развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, особенности формирования у них навыков самообслуживания, привитие им трудовых навыков, в то же время, практически нет ни одного комплексного исследования, направленного на изучение у детей и подростков феномена агрессивности, встречаются лишь фрагментарные указания на это.
Известны ранние работы по этой проблеме в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, таких авторов, как: Г.Г. Запрягаев, 1986; Д.Н.Исаев, 1982; Е.С.Иванов, 1989; Коробейников И.А., 2002; Г.К. Поппе, 1989; Л.М. Шипицына, 2000 и другие. Проблема умственной отсталости уже сама по себе является одной из ведущих в специальной психологии. Прежде всего, все это связано с увеличением количества детей с таким диагнозом. Клинико-психологические типологии умственной отсталости рассматривают ее как один из видов дизонтогенеза, в качестве основных проявлений при котором выступают нарушения познавательной, эмоционально-волевой сфер, личностная незрелость (Сухарева Г.Е., 1965; Власова Т.А., Певзнер М.С., 1967; Лебединская К.С., 1988; Выготский Л.С., 1994; Забрамная С.Д., 1995; Рубинштейн С.Я., 1986; Занков Л.В., 1954; Иванов Е.С., 2000; Исаев Д.Н., 2003; Матасов Ю.Т., 1986; Шипицына Л.М. 2002), что приводит к дезадаптации поведения и повышенному проявлению агрессии.
В результате анализа работ, указанных выше авторов нами, была выявлена необходимость дальнейшего поиска эффективных и научно обоснованных механизмов снижения уровня агрессивности у воспитанников с интеллектуальными нарушениями с использованием ранее существующих и новых средств для их сохранения здоровья, обучения и успешной социализации.
К данному выводу нас привело противоречие между государственным заказом социально-экономического развития, который находит свое отражение в плане программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан», уставе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Родничок» и реальной обстановкой дел в КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Родничок».
На уровне государства существует определенный заказ - концепция долгосрочного социально-экономического развития, прописанная в Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662 -р (ред. от 28.09.2018) в ней указаны различные направления развития социальной сферы и в нашем конкретном случае реабилитация воспитанников с умственной отсталостью, а именно:
- Создание системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания.
- Реабилитация и социальная интеграция инвалидов
- Формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, в том числе интеграция лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, внедрение моделей и программ развития навыков и умений самостоятельной жизни у людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации.
В Постановлении Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан» прописан план повышения уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей -инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости, инвалидов, в том числе детей -инвалидов, развития сопровождаемого проживания инвалидов в Красноярском крае, что так же подразумевает под собой социализацию воспитанников проживающих в стационарных учреждениях и установление их коммуникации и адекватного взаимодействия с социумом.
Основными направлениями реабилитации в работе КГБУ СО ПНИ «Родничок», согласно его уставу, являются
■ Организация обучения самостоятельному проживанию
■ Обучение социально-коммуникативной деятельности
■ Формирование и развитие навыков самореализации и нормализации жизни в отпуске
■ Успешная социальная адаптация и самореализация воспитанников.
В свою очередь многолетняя практика работы с воспитанниками проживающими в психоневрологических интернатах выявила неуклонный рост проявления их агрессии. Зачастую данная категория сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, педагогами, воспитателями, другими сотрудниками учреждения и другими воспитанниками, в результате чего возникают конфликты. Они начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.
Актуальность исследования определяется отсутствием глубоких теоретических разработок в отношении изучения и снижение агрессивности у воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с нарушением поведения, а также отсутствием практических разработок, направленных на коррекцию эмоционально -волевой сферы (ЭВС) и поведения, что в практике деятельности психоневрологического интерната для детей «Родничок» значительно затрудняет работу педагогов в части социализации данной категории и сохранении их психического и физического здоровья.
Проблема: какие организационно-педагогические условия (программа по диагностике, профилактике, коррекции) будут результативными в работе по снижению агрессии воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с нарушением поведения.
Объект исследования: агрессивное поведения воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия снижения агрессии у воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью проживающих в психоневрологическом интернате для детей.
Цель работы: разработать, обосновать и реализовать в опытно - экспериментальной работе организационно-педагогические условия, направленные на снижение агрессии сбережение здоровья у воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с нарушением поведения, проживающих психоневрологическом интернате.
Гипотеза исследования: Снижение случаев проявления агрессивного поведения воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с нарушением поведения даст лучшие результаты, если наряду с традиционными педагогическими воздействиями, будут применятся разработанные нами организационно-педагогические условия снижения агрессии, а именно: включение воспитанников подросткового возраста с умственной отсталостью в трудовую деятельность, осуществление кинотерапии, и реализация включающей в себя диагностику, коррекцию и профилактику проявления агрессивного поведения у названной категории воспитанников программы психолого-педагогических занятий, что в дальнейшем приведет к улучшению и сохранению их психического и физического здоровья и приведет к более результативной социализации.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретический материал по данной проблеме, в том числе изучить методы и методики, используемые для диагностики проявлений агрессивного поведения у воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
2. Провести диагностические мероприятия по выявлению проявлений агрессивного поведения у воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и проанализировать результаты диагностики;
3. Разработать и обосновать организационно-педагогические условия для проведения комплекса коррекционных мероприятий по снижению агрессивного поведения у воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с нарушением поведения.
4. Апробировать выделенные организационно-педагогические условия.
5. Проанализировать полученные результаты и на их основе составить рекомендации по коррекции и профилактике проявлений агрессивного поведения у воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с нарушением поведения.
При выполнении данной работы использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение данных литературы по теме исследования;
- включенное наблюдение;
- беседа;
- диагностические методики;
- педагогический эксперимент.
- методы математической обработки данных.
Методы и методики исследования.
Методы: математической обработки, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа.
Методики: «Опросник BPAQ-24» методика «Тест руки», проективная методика «Кактус» и методика «Шкала агрессивности».
Экспериментальной базой проводимого исследования является Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Психоневрологический интернат для детей "Родничок" (КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Родничок»). В исследовании было задействовано 15 педагогов и 30воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что
- обобщены психологические, философские, педагогические подходы к пониманию сущности, механизмов агрессивности у воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и необходимости ее профилактики;
- обоснованы совокупность факторов, условий и предпосылок процесса профилактики агрессивного поведения воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната;
- определены критерии и эмпирические показатели эффективности процесса профилактики агрессивного поведения воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната ;
- сформулированы специфические закономерности и принципы процесса профилактики агрессивного поведения воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната .
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
- логически соотнесены такие понятия, как «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», «профилактика агрессивного поведения воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью »;
- рассмотрена сущность педагогического процесса профилактики подростковой агрессивности воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
- теоретически обоснованы и выявлены типологические особенности агрессивного поведения воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью ;
- доказано положительное влияние дифференцированного подхода в профилактике агрессивного поведения воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната.
Практическая значимость исследования заключается в разработке апробации в практике психоневрологического интерната для детей психолого-педагогических условий снижения агрессии у воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Положения выносимые на защиту
a) Агрессивное поведение у воспитанников подросткового возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
b) Структура агрессивного поведения умственно отсталых подростков, проживающих в условиях интерната характеризуется жесткими связями, составляющих ее компонентов: агрессии, конфликтности, эмоционального напряжения, тревоги в отношениях с окружающими и др.
c) Организационно-педагогические условия снижения уровня агрессии, а именно включение воспитанников подросткового возраста с умственной отсталостью в трудовую деятельность, осуществление кинотерапии, и реализация включающей в себя диагностику, коррекцию и профилактику проявления агрессивного поведения у названной категории воспитанников приведет к улучшению и сохранению их психического и физического здоровья и приведет к более результативной социализации.
Агрессивное поведение является деструктивной формой поведения. Оно характеризуется негативным воздействием на окружающих людей, на самого себя или на какой-либо предмет. Причины агрессивного поведения различны и связаны как с индивидуальными личностными особенностями человека, так и с условиями, в которых проходит жизнь. В современных условиях развития социума проявление агрессивности в у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью требует серьёзной педагогической работы.
Как правило, агрессивное поведение подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью выражается в драках, оскорблениях, телесных повреждениях, в повреждении имущества, нанесении вреда самому себе. Преодоление агрессивного поведения подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью состоит из нескольких этапов.
На первом этапе необходимо представить проявление всех возможных отклонений.
На втором этапе выявляют и теоретически обосновывают условия жизнедеятельности подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. После этого разрабатывают эффективные организационно-педагогические условия, которые способствуют снижению агрессивного поведения подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Далее происходит реализация данных организационно-педагогических условий и анализ результатов этой реализации.
В данном исследовании были определены организационно-педагогические условия подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Эмпирическое преодоления агрессивности исследование состояло из трёх этапов. На констатирующем этапе была проведена диагностика агрессивности подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. На формирующем этапе применялись организационно-педагогические условия разработанные с целью снижения агрессивности поведения. На контрольном этапе исследования была определена эффективность разработанных организационно-педагогических условий, направленных на преодоление агрессивности подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Результаты диагностики, проведённой на констатирующем этапе, показали, что подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью контрольной и экспериментальной групп проявляют высокий уровень агрессивности почти по каждому исследуемому показателю.
Таким образом, диагностика выявила необходимость создания эффективных организационно-педагогических условий для преодоления агрессивного поведения подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
С данной целью были составлены и апробированы организационно-педагогические условия, способствующие нивелированию агрессивного поведения подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, включающие в себя систему трудовых, психолого-педагогических и терапевтических занятий.
После реализации организационно-педагогических условий в результате повторного проведения диагностических методик, а также с учётом мнений педагогов, воспитанников интерната и других его сотрудников было установлено, что различные виды агрессивности подростков с умеренно и тяжелой умственной отсталостью экспериментальной группы стали значительно ниже, при этом подростки контрольной группы значительных изменений в показателях агрессивности не показали. Следовательно, разработанные нами организационно-педагогические условия, направленные на снижение агрессивного поведения подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, являются эффективными.
1. Агрессия, у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н. М.
Платоновой. - СПб.: Речь, 2004. - 336 с.
https://fileskachat.com/view/28736 7bdf95330656fa1dee6b2e6fb312f573.html(да та обращения 25.11.2023) .
2. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская.- М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
3. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия: Изучение
влияния воспитания и семейных отношений (Перевод с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского) - М., 1999.- 237с.
4. Бажукова, О.А. Коррекция дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис ... канд. псих. наук. СПб.,
2006.
5. Березина О. Н. Роль социального интеллекта в формировании девиантного поведения у умственно отсталых подростков // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук - Санкт- Петербург, 2009 - 209 с.
6. Бисалиев, Р.В., Кубекова, А.С., Сарафрази, Т.Т., Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы/Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази. - Пенза: Академия Естествознания» - 2014 - 591с
7. Большевидцева И. Л., Депутат И. С. Анализ агрессивных проявлений у детей 10-12 лет с умственной отсталостью. Монография - Архангельск 2014.
8. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия (Перевод с английского С. Меленевская, Д. Викторова,С. Шпак) СПб: Питер., 2001.- 328 с. https://bookap.info/book/beron agressiva 2001/1oad/doc.shtm(дата обращения
25.11.2023) .
9. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. - М.: Педагогика, 1991. - 145 с. 110.
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Перспектива. 2018. - 224 с.
11. Дубровина, И.В., Рузская, А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. М.:«Просвещение», 1990. - 264 с.
12. Евлашкина Н. М. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением - Москва, 2012 - 224 с.
13. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева; под ред. Т. О. Епифанцева. - 2-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс,
2007. - 486 с.
14. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998 C 129.
15. Забрамная С. Д., Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин -тов / С. Д. Забрамная. - М.: Просвещение, 1988. - 94 с.
16. Заостровцева, М. Н. Агрессивность дошкольников: коррекция
поведения: пособие / М. Н. Заостровцева, Н. В. Перешеина. - М.: Сфера, 2006. - 112 с.
17. Зеленова И.В. Особенности агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости / И.В. Зеленова, Н.А. Пешкова // Молодой ученый. - 2019. - № 24 (262). - С. 427-429.
18. Зинченко, В.П., Мещерякова, Б.Г. Большой психологический словарь. - М., 2003. - 672 с.
19. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.
20. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
21. Иванов, Е.С., Исаев, Д.Н. Что такое умственная отсталость? Руководство для родителей, СПб., 2000. - 20 с.
22. Ившина, Е., Кущ, Н.В. Влияние телевидения на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста/ Е. Ившина, Н.В. Кущ, Вестник педагогического опыта. № 23. 2004. - С. 22-24.
23. Ильин, В.П. Мотивация и мотивы/ В.П. Ильин. СПб: Питер - 2011. -
123 с.
24. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003. - 391 с.https://knigolit.com/books/3156470-isaev-dn-umstvennaya-otstalost-u-detey-i-podrostkov-2007/read(дата обращения 25.11.2023).
25. Клайн, В., Как подготовить ребенка к жизни/ В. Клайн, М.: Прогресс - 1991 - 283 с.
26. Клейберг, Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. - М.: Сфера, 2004. - 192 с.
27. Колосова, С. Л. Детская агрессия/ С. Л. Колосова. - М.: Питер, 2004. - 244 с.
28. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: пособие для родителей и педагогов / Н. Л. Кряжева.- Ярославль : Академия развития, 1996. - 208 с.
29. Лучшие психологические тесты / Пер. с англ. Е.А. Дружининой. Харьков, 1994г. - 639 с.
30. Лоренц, К. Агрессия, так называемое зло (Перевод с немецкого Г. Ф. Швейника) - М.:Прогресс, 1994. -272 с.
31. Моцовкина Е.В. Поведенческие характеристики проявлений агрессии подростками с умственной отсталостью в образовательной среде / Е.В. Моцовкина, Ю.В. Бодрая // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сб. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф. - Симферополь, 2020. - С. 354-357.
32. Малышев, К. Профилактика и коррекция девиантного поведения / К. Малышев // ОБЖ. - 2008. - № 2. - С. 52-53.
33. Масагутов, Р.М. Детская подростковая агрессия. Уфа: Изд-во Уфин. гос. нефтяного тех. ун-та, 2002. - 101 с.
34. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
35. Мусина, О.И. Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста/ О.И. Мусина. Педагогический опыт: от теории к практике Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018. - С. 93-95.
36. Николаев, Е.В., Охлопкова, И.И. Влияние мультипликационных фильмов на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста/ Е.В. Николаев, И.И. Охлопкова. Международный студенческий научный вестник. № 6. 2016. - С. 116.
37. Николаенко, Я.Н. Агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта: Автореф. дис ... канд. психол. наук. СПб, 2009.
38. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А. А. Осипова. - М.: Сфера, 2002 - 510 с. 112.
39. Паренс, Г. Агрессия наших детей/ Г. Паренс. - М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1997. - 167 с.
40. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены М.,1959. - 486 с.
https://archive.org/details/1966 20210523/page/3/mode/2up(gaTa обращения
25.11.2023) .
41. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
42. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков [Текст]: Учебное пособие / Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
43. Попова, Ю.С., Арсенова, М.А.РОЛЬ Сказкотерапии в профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста/ Ю.С. Попова. Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XIX Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2019. - С. 283-285.
44. Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Дети без семьи. М: Педагогика, 1990. - 160 с.
45. Психологическая диагностика: учебное пособие / под ред. М. К. Акимовой — СПб. : Питер, 2005. — 304 с.
46. Ратинов, А.Р., Личность преступника. Психологические аспекты // Новая конституция и актуальные вопросы борьбы с преступностью. Тбилиси, 1979. С. 162-179; 2-е изд.: Юридическая психология: сб. науч. Тр. Вып. 4 / под науч. Ред. О.Д. Ситковской. М., 2009. С. 7-16.
47. Реан, А.А., Психология личности. Социализация, поведение и общение/ А.А. Реан - М.: АСТ; - 2007. - 407с.
48. Реан, А.А., Семья: психология. Педагогика. Социальная работа [Текст] /А. А. Реан. - М. : АСТ, 2010. - 476 с.
49. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности/ А. А. Реан. // Психологический журнал. - 1996. - № 5. - С. 3-18.
50. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: «Просвещение»,1986. - 176 с.
51. Румянцева, Т. Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке/ Т. Г. Румянцева. - М.: Высшая школа, 1991. - 320 с.
52. Самойлюк Л.А. Особенности проявлений агрессии у подростков с легкой умственной отсталостью / Л.А. Самойлюк, К.Г. Логунова, А.Э. Юшкова // Педагогический имидж. - 2021. - Т. 15, № 2 (51). - С. 247-259.
53. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции/ Л.М. Семенюк. Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 96 с. https://knigogid.ru/books/1814613-psihologicheskie-osobennosti-agressivnogo-povedeniya-podrostkov-i-usloviya-ego-korrekcii-uchebnoe-posobie/toread(gaTa обращения 25.11.2023).
54. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Просвещение, 2005. - 174 с.
55. Смирнова Т.С., Кондакова О.И. Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ/ Т.С. Смирнова, О.И. Кондакова. Вопросы дошкольной педагогики. № 6 (16). 2018.
- С. 25-27.
56. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей/ Т. П. Смирнова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 160 с. 113.
57. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.
Том 3 М., 1965. -336 с.https://ncpz.ru/lib/1/book/52(дaтa обращения
25.11.2023) .
58. Травина С. А. Работа учителя с семьей агрессивного ребенка младшего школьного возраста/ С. А. Травина. // Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога. - Тверь. 2003. - С. 76-79.
59. Тиганов, А. С. Руководство по психиатрии: в 2 т. / А. В. Снежневский, Д. Д. Орловская. и др: под ред. А. С. Тиганова. - М.: Медицина, 1999. Т. 2 / Тиганов, А. С., Снежневский А. В., Орловская Д. Д. и другие; под ред. А. С. Тиганова. - 1999. - 783 с.
60. Трунова, Н. М. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Н. М. Трунова. - М.: Новая школа, 1986. - 132 с.
61. Фатихова Л.Ф. Различия в структуре эмоционального компонента регуляции безопасного поведения учащихся с сохранным и нарушенным интеллектом // Психолого-педагогические исследования. - 2021. - Т. 3, № 1.
- С. 20-39.
62. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) / М.: Эксмо, 2018 - 146 с.
https://edu.sbor.ru/sites/default/files/FZ273 23.pdf(дaтa обращения 25.11.2023) .
63. Фигдор, И. А. Детская агрессивность / И. А. Фигдор. - М.: Проспект, 2000. - 200 с.
64. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция
- Минск, 1996г. - 96 .
65. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / К. Фопель. - М.: Генезис, 2001. - 500 с.
66. Фромм, Э. Агрессия [Электронный ресурс] / Э Фром. - URL:http://psychoanalysis.by/2018/01/07/fromme/(дата обращения 25.11.2023)
67. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. - Минск, 1996. - 447 с.
68. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и
коррекция[Текст]/ И.А. Фурманов - М.: Ильин, 1996. - 192 с.
69. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 351 с.
70. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность/ Х. Хекхаузен. - 2-е изд. -
СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.https://knigogid.ru/books/266306-
шо^туас1уа-1-Деуа1е1по^^/1огеад(дата обращения 25.11.2023).
71. Чижова, С. Ю. Детская агрессивность / С. Ю. Чижова. - Ярославль:
Владос, 2001. - 450 с.
https://vk.com/doc3152766 465890410?hash=YL1yGvZNLKaJJYdg7PfX58c2LZmtpKyU3tXWIxBxci8&d1=KdscrGHwzrT5vpZ9Dfrew7MVkJsagvVjoXqeVXzv8ZD(дата обращения 25.11.2023) .
72. Чупров, Л. Ф. Психологическое просвещение в системе
психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика [Текст] / Л. Ф. Чупров. - М., 2003. - URL:
http://window.edu.ru/resource/902/53902/files/2reader.html(дата обращения:
20.12.2023) . 114 с.
73. Чубаров, Б.А. Особенности межличностных отношений в подростковых коллективахвспомогательной школы // Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути ихпреодоления. Л., 1984. с. 25 -30.140
74. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: Социализация детей снарушением интеллекта. СПб., 2002. - 477 с.
75. Шипицына, Л.М., Иванов, Е.С., Виноградова, А.Д., Коновалова, Н.Л., Крючкова, Л.Л. Развитие личности в условиях материнской депривации / Под общ. ред. Л.М.Шипицыной.- СПб., 1997. - 156 с.
76. Шипицына, Л.М., Иванов, Е.С. Нарушение поведения учеников вспомогательной школы. Великобритания, 1992. - 119 с.
77. Психическое развитие детей-сирот / Под ред. Л.М. Шипицыной. Спб., 1996. (по результатам психологического мониторинга)
78. Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: методическое пособие / Э. Г. Эйдемиллер. - М.: Фолиум, 1996. - 45 с.
79. Юдина, И. Г. Когда не знаешь, как себя вести... Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу / И. Г. Юдина. - М.: АРКТИ, 2007. - 195 с.
80. Lorenz, К. "Das Zogenannte Bose: zurNaturgeschichte der Aggression" Wienn, 1963, 63-68
81. Philips, L. Human adaptation and his failures. Academic Press, N- Y&London, 1968.
82. Rutter, M. Changing Youth in a Changing Society. Cambridge, 1980.
83. Rutter, M. Helping troubled children. London, 1984.
84. Wechsler, D. Manual for the Wechsler Adult Inteligence Scale. N.Y., 1955.
85. Yarrow, L.Y. Maternal deprivation. - In: The child, his psychological and cultural development. I Normal development. Normal development and psychological assessment. V XIY.1972.