Введение 3
Глава I. Профессиональное «выгорание» социальных работников как психолого-педагогическая проблема 8
1.1. Профессиональное «выгорание» в комплексных исследованиях 8
1.2. Особенности проявлений профессионального «выгорания» социальных
работников в деятельности с пожилыми получателями социальных услуг.... 12
Выводы по 1 главе 19
Глава II. Организация профилактики профессионального «выгорания» социальных работников, сопровождающих пожилых людей, в условиях центра социального обслуживания 20
2.1. Изучение особенностей профессионального поведения социальных
работников отделения надомного обслуживания КЦСОН «Назаровский» 20
2.2. Разработка, реализация и проверка программы, направленной на
профилактику профессионального «выгорания» социальных работников, сопровождающих пожилых людей 42
Выводы по 2 главе 68
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложения 79
Актуальность выпускной квалификационной работы продиктована важностью и значимостью социальной защиты и социального обеспечения населения в современном российском государстве. В настоящее время социальная защита является частью большого механизма, позволяющего создать стабильность государства. В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации [ 26] наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальная работа реализуется в отношении наиболее социально незащищенных категорий граждан, однако, особое значение она имеет в отношении лиц старшего возраста. Для современной России характерен такой демографический феномен, как старение населения. Как свидетельствуют данные Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, за последний полувековой период в нашей стране стало 2,5 раза больше лиц пожилого возраста. Это повлекло за собой уменьшение в 2 раза лиц трудоспособного возраста. Наиболее кризисным периодом в данном вопросе является постперестроечный период, а именно 1990-е годы [29]. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2022 года в России было зарегистрировано 3690280 пожилых граждан, что составляет 25,2 % от общей численности населения страны. Этот показатель на 0,2 % больше, чем в 2021 году [Error! Reference source not found.].
Старение населения - проблема чрезвычайно важная и значимая для страны: пожилые люди нуждаются не только в материальной поддержке, для них необходима социальная помощь различного плана. Правительство Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации предпринимает необходимые меры, направленные на создание и внедрение различных инновационных методов и технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Особая роль в работе с лицами пожилого возраста принадлежит социальным работникам. Именно они напрямую контактируют с пожилыми гражданами, очень часто являясь единственной связующей нитью между обслуживаемым гражданином и социумом.
Зачастую в своей профессиональной деятельности социальные работники сталкиваются с неблагополучными, переживающими стресс, страдающими пожилыми людьми, за здоровье и жизнь которых они берут на себя моральную ответственность. Социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором». Все вышеперечисленное выступает предпосылкой к стрессу, нервному напряжению, деформациям, болезням и ведет к возникновению профессионального «выгорания» социального работника.
В связи с этим, социальные работники, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с работой с пожилыми гражданами, нуждаются профилактике и коррекции профессионального «выгорания» для сохранения психического здоровья и продления профессионального долголетия.
Проблемы профессионального «выгорания» выступили предметом исследования таких авторов, как М.В. Агапова, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, Л.Д. Демина, И.П. Ильин, И.В. Комаревцева, Г.А. Макарова, Л.М. Митина, В.Е. Орел, Д.Н. Орлов, С.А. Подсадный, И.А. Ральникова, Т.И. Ронгинская, А.А. Рукавишников, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк и других. Отдельные аспекты социального обслуживания граждан пожилого возраста нашли отражение в трудах таких исследователей, как М.Д. Александрова, В.Д. Альперович, Л.И. Анцыферова, Н.Ф. Басов, Э.Ф. Зеер, И.Г. Малкина-Пых, Г.А. Миннигалеева, Н.С. Пряжников, Д.Я. Райгородский и других.
Однако, исследования, посвященные профессиональному «выгоранию» социальных работников, немногочисленны. Это диссертации Н.В. Адаменко «Факторы формирования синдрома профессионального угасания: на примере коммуникативных и помогающих профессий» (2006 год), И.Н. Асеевой «Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у социальных работников» (2007 год), В.В. Кустовой «Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у студентов-социальных педагогов» (2007 год), О.П. Пономаревой «Научное обоснование системы профилактики профессионального выгорания у работников образовательных организаций» (2019 год), монография Ю.И. Кузьминой «Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности специалистов социальной работы: проявление и профилактика (2007 год).
Актуальность темы и ее недостаточная разработанность в научной литературе подчеркивает теоретическую и практическую значимость темы настоящего исследования.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить проблемы профессиональной деятельности, разработать и апробировать программу профилактики профессионального «выгорания» социальных работников КЦСОН СО «Назаровский» в деятельности с пожилыми получателями социальных услуг.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие профессиональное «выгорание» в комплексных исследованиях.
2. Исследовать особенности профессионального поведения социальных работников отделения надомного обслуживания КГБУ СО «КЦСОН» Назаровский».
3. Разработать и реализовать программу, направленную на профилактику профессионального «выгорания» социальных работников, сопровождающих пожилых людей.
Объект исследования: профессиональная деятельность социальных работников КЦСОН СО «Назаровский».
Предмет исследования: профилактика профессионального «выгорания» социальных работников в деятельности с пожилыми получателями социальных услуг.
Гипотеза исследования: профилактика профессионального «выгорания» социальных работников в деятельности с пожилыми получателями социальных услуг будет результативной если:
- изучены особенности профессионального поведения социальных работников и выявлены актуальные проблемы.
- разработана программа преодоления проблем с целью профилактики профессионального «выгорания» социальных работников;
- организован процесс реализации программы в условиях КЦСОН и проверена ее эффективность.
В работе использовались следующие методы:
- теоретические: анализ научной литературы, обобщение, систематизация;
- эмпирические: анкета «Особенности поведения в трудных
профессиональных и жизненных ситуациях», педагогический эксперимент, изучение и обобщение практического опыта деятельности сотрудников КГБУ СО «КЦСОН» Назаровский»;
- методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Экспериментальное исследование проводилось на базе КГБУ СО «КЦСОН» Назаровский». Выборка представлена 30 сотрудниками учреждения.
Этапы исследования:
На первом, теоретическом этапе осуществлялось изучение педагогической психологической, литературы и диссертационных исследований по проблеме профессионального «выгорания» социальных работников; разрабатывался категориальный аппарат, определялись исходные теоретические положения; уточнялись основные задачи, и разрабатывалась рабочая гипотеза исследования.
На втором, экспериментальном этапе , разрабатывалась методика и технология опытно-экспериментальной работы; создавался инструментарий для отслеживания результатов работы по профилактике профессионального «выгорания» социальных работников.
На третьем, обобщающем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, уточнялись выводы, оформлялся текст работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме профессионального «выгорания» социальных работников. Полученные в ходе исследования данные можно использовать социальным работникам для профилактики профессионального «выгорания». Также представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (55 наименований) и 5 приложений. В работе содержится 64 рисунка и 2 таблицы. Общий объем работы составляет 78 страниц.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Профессиональное «выгорание» представляет собой специфический синдром, который развивается у человека в процессе его профессиональной деятельности и выражается в состоянии эмоционального и физического истощения, отчуждении от людей, с которыми человек взаимодействует, в отсутствии профессиональных планов, крушении надежд, потери мотивации, развитии дисфункциональных установок.
Профессия социального работника насыщена общением, сопряжена с морально-психологическими нагрузками и высокой ответственностью, требует глубоких знаний в области правовых основ (постоянно изменяющихся в России), владения социальными, психологическими, коммуникативными, социально-медицинскими и другими технологиями. Это создает дополнительное напряжение и усиливает риск профессионального выгорания у социальных работников.
Профессиональное «выгорание» социальных работников, сопровождающих пожилых получателей социальных услуг, обусловлено необходимостью постоянного взаимодействия с данной категорией населения. Пожилым людям свойственны агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев), присуще упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности жизни, своей бесполезности и ненужности, психосоматические недомогания, бессонница, усталость, утомление, истощение, негативное отношение ко всему окружающему. Это создает дополнительные риски психоэмоциональной напряженности и профессионального выгорания социальных работников, сопровождающих пожилых получателей социальных услуг.
С целью выявления особенностей поведения социальных работников в трудных профессиональных и жизненных ситуациях проведено анкетирование сотрудников отделения надомного обслуживания Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Назаровский».
В соответствии с целью и задачами проводимого исследования использована анкета «Особенности поведения в трудных профессиональных и жизненных ситуациях». Результаты проведенного диагностического исследования показали, что в очень сложной ситуации (52,8%) респондентов использует конструктивные стратегии совладающего поведения, среди которых выраженный самоконтроль (19,8%) и планирование личностью путей решения проблемы (33%). (26,4%) респондентов используют относительно конструктивные модели, особое место среди них отводится положительной переоценке ситуации (13,2%) и принятию ответственности за происходящее (13,2%). (20,8%) респондентов используют неконструктивные стратегии, такие, как дистанцирование (7,6%), бегство-избегание (9,9%), конфронтация (3,3%).
Исходя из полученных данных, была разработана и реализована Программа профилактики профессионального «выгорания» социальных работников, сопровождающих пожилых людей. Был проведен комплекс из 8 занятий, направленных на освоение приемов диагностики и купирования синдрома «выгорания», овладение навыками диагностики признаков синдрома «выгорания», освоение методик трансформации профессионального «выгорания» в состояние стабильной активности и открытия новых возможностей личности, отработку возможных техник профилактики синдрома «выгорания», восстановления работоспособности, предупреждения потери мотивации.
На заключительном этапе исследовательской работы было проведено повторное диагностирование. По результатам проведенного анкетирования мы выяснили, что после реализации Программы профилактики профессионального «выгорания» социальных работников, сопровождающих пожилых людей , увеличилось число респондентов, использующих в сложных ситуациях конструктивные стратегии совладающего поведения (на констатирующем этапе - 52,8%, на контрольном этапе - 59,4%), среди которых выраженный самоконтроль (на констатирующем этапе - 19,8%, на контрольном этапе - 23,1%) и планирование путей решения проблемы (на констатирующем этапе - 33%, на контрольном этапе - 36,3%).
После реализации Программы профилактики профессионального «выгорания» социальных работников, сопровождающих пожилых людей, увеличилось число респондентов, использующих в сложных ситуациях относительно конструктивные модели совладающего поведения (на констатирующем этапе - 26,4%, на контрольном этапе - 33%), особое место среди них отводится положительной переоценке ситуации (на констатирующем этапе - 13,2%, на контрольном этапе - 16,5%) и принятию ответственности за происходящее (на констатирующем этапе - 13,2%, на контрольном этапе - 16,5%).
После реализации Программы профилактики профессионального «выгорания» социальных работников, сопровождающих пожилых людей, снизилось число респондентов, использующих в сложных ситуациях неконструктивные стратегии (на констатирующем этапе - 20,8%, на контрольном этапе - 7,6%), среди них дистанцирование (на констатирующем этапе - 7,6%, на контрольном этапе - 3,3%). бегство-избегание (на констатирующем этапе - 9,9%, на контрольном этапе - 3,3%).
Таким образом, сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования позволяет говорить о положительной динамике совладания социальных работников с синдромом профессионального «выгорания», что подтверждает эффективность разработанной и реализованной Программы.
1. Аверин, А. Н. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников и его предупреждение / А. Н. Аверин // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность : Сборник научных статей. - Ижевск : Издательский дом «Удмуртский университет», 2020. - С. 236-244.
2. Александрова, М. Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения / М.Д. Александрова // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. - М. : Академия, 2013. - С. 225-229.
3. Альперович, В.Д. Проблемы старения: Демография, психология, социология /
B. Д. Альперович. - М. : ООО «Издательство Астрель», 2004. - 341 с.
4. Анцыферова, Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л.И. Анцыферова // Учебное пособие по психологии старости / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. -Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2014. - 492 с.
5. Басов, Н.Ф. Учет психологических особенностей людей пожилого возраста в социальной работе / Н.Ф. Басов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2013. - № 3. -
C. 153-156.
6. Береснева, А. Н. Пути преодоления эмоционального выгорания социальных работников / А. Н. Береснева // Вестник магистратуры. - 2021. - № 2-2(113). - С. 50-53.
7. Бессонова, О. А. Предотвращение профессионального выгорания работников социальной сферы как один из способов преодоления профессиональных рисков / О. А. Бессонова, Е. О. Лунева, Г. В. Головин // Психосоциальные технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса в современном социальном пространстве : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Липецк, 06 октября 2021 года). - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. - С. 7-11.
8. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Речь, 2003. - 87 с.
9. Бочко, О.В. Важные расстройства здоровья, связанные со снижением индивидуальной жизнеспособности у людей пожилого и старческого возраста / О.В. Бочко, Е.А. Воронина, Э.В. Фесенко, М.В. Курмышев, А.А. Щекатуров, Т.В. Евдокимова // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2021. - № 1. - С. 385-395.
10. Буланова, М.А. Федеральный проект «Старшее поколение»: проблемы измерения и перспективы реализации / М.А. Буланова // Власть и управление на Востоке России. - 2019. - № 4. - С. 101-115.
11. Бутуева, З.А. Современные технологии социального обслуживания людей старшего возраста в условиях демографического старения / З.А. Бутуева // Logos et Praxis. - 2015. - № 4. - С. 74-80.
12. Васильева, Т. Н. Психогигиена эмоционального выгорания социальных работников / Т. Н. Васильева, И. В. Федотова, М. М. Некрасова // Безопасность и охрана труда. - 2019. - № 3(80). - С. 42-46.
13. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2005. - 116 с.
14. Горошко, Н.В. Социально-демографические процессы современной России как индикатор рынка гериатрических услуг и социальной поддержки граждан пожилого возраста / Н.В. Горошко, Е.К. Емельянова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2019. - № 2. - С. 241-258.
15. ГОСТ Р 53058-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1181 - ст) // СПС «Консультант Плюс».
16. Григорьева, И.А. Трансформация социальной политики в России в контексте старения населения / И.А. Григорьева, Ю.В. Уханова, Е.О. Смолева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2019. - № 5. - С. 124-140.
17. Даниелян, Е.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста: формы и услуги / Е.В. Даниелян // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. - 2016. - № 5. - С. 34-39.
18. Данковцев, О.А. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у специалистов социозащитных учреждений / О.А. Данковцев, С.А. Маскалянова, Е.В. Саранча // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - № 9. - С. 99-104.
19. Жигулина, М.А. Профессиональное выгорание как объект исследования в психологической науке / М.А. Жигулина, А.И. Кононов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2021. - № 35. - С. 29-44.
20. Закон Красноярского каря от 16.12.2014 № 7-2023 (ред. от 24.12.2020) «Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае» // СПС «Консультант Плюс».
21. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования : учебник для академического бакалавриата / Э.Ф. Зеер. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. - 395 с.
22. Каменских, В. Н. Социально-психологический портрет пожилых людей / В.Н. Каменских // Педагогика и психология образования. - 2017. - № 1. - С. 45-48.
23. Кеся, А.А. Синдром профессионального выгорания в профессиональной деятельности специалиста / А.А. Кеся, Т.Н. Субботина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 6. - С. 40-44.
24. Киселева, Н.А. Люди пожилого возраста как объект социальной работы / Н.А. Киселева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - №
1. - С. 31-35.
25. Козловская, С. Н. Оценка формирования синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности специалиста социальной работы /С. Н. Козловская, М. Боровикова // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества : Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Горно-Алтайск, 12 декабря 2018 года). - Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2019. - С. 420-430.
26. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс».
27. Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Назаровский» // http://cso24.ru/
28. Малкина-Пых, И.Г. Кризисы пожилого возраста / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд- во Эксмо, 2005. - 368 с.
29. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации // Режим доступа: https://rosmintrud.ru/
30. Миннигалеева, Г.А. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.А. Миннигалеева. М., 2004. - 29 с.
31. Мосина, О.А. Педагогические аспекты социального сопровождения геронтов: ретроспективный анализ / О.А. Мосина, В.П. Шрам // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2019. - №
2. - С. 64-68.
32. Национальный проект «Демография» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018) // СПС «Консультант Плюс».
33. Неруш, Т. Г. Профессиональное выгорание как деструктивное направление профессионализации социального работника / Т. Г. Неруш, А. А. Неруш // Дыльновские чтения : Материалы IV международной научно-практической конференции (Саратов, 10 февраля 2017 года). - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2017. - С. 374-379.
34. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. - М. : Институт психологии РАН, 2005. - 329 с.
35. Осьмук, Л.А. Социальная активность пожилых людей, проживающих в крупном городе / Л.А. Осьмук, О.Б. Незамаева // Вестник Томского
государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2021.
- № 62. - С. 102-110.
36. Панчишко, А. Д. Профилактика профессионального выгорания работников социальной сферы в условиях трудовой деятельности / А. Д. Панчишко, О. А. Данковцев // Психосоциальные технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса в современном социальном пространстве : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Липецк, 06 октября 2021 года). - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян- Шанского, 2021. - С. 116-120.
37. Парфенова, О.А. Ключевые агенты заботы о пожилых в современной России / О.А. Парфенова // Петербургская социология сегодня. - 2019. - № 11. - С. 23-35.
38. Плаксина, О. Д. Эмоциональное выгорание как специфическая особенность
деятельности социального работника / О. Д. Плаксина, А. С. Чепунова, Е. Н. Львова // Инновационный потенциал молодежи - 2021 : сборник работ по
результатам Всероссийского фестиваля научного творчества (Ульяновск, 27-28 июня 2021 года. - Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2021.
- С. 186-189.
39. Пряжников, Н. С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте / Н.С. Пряжников // Мир психологии. - 1999. - № 2. - С. 111-123.
40. Райгородский, Д.Я. Психология личности. Хрестоматия / Д.Я. Райгородский. 2 - е изд., испр. и доп. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. - 448 с
41. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс».
42. Семейкина, Д. С. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у социальных работников / Д. С. Семейкина // Международный научный студенческий журнал. - 2020. - № 10. - С. 359-363.
43. Семенков, В.Е. Профилактика выгорания как условие повышения качества
работы сотрудников: факторы формирования, симптомы и методы профилактики / В.Е. Семенков, А.С. Черноиванова // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2021. - № 2. - С. 34-47.
44. Сушко, Н. Г. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников / Н. Г. Сушко, Н. А. Колобова // Ученые заметки ТОГУ. - 2018. - Т. 9. - № 2. - С. 411-416.
45. Татарова, С.П. Здоровьесберегающие технологии в социально -культурной работе с людьми пожилого возраста / С.П. Татарова, Н.А. Затеева // Педагогический ИМИДЖ. - 2019. - № 1. - С. 79-90.
46. Тимошенко, Н.А. Особенности решения социальных проблем и помощи во вторичной социализации пожилых граждан в Ставропольском крае / Н.А. Тимошенко // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1. - С.17-19.
47. Тихонова, Д. Ю. Синдром эмоционального «выгорания» как профессиональная проблема социального работника / Д. Ю. Тихонова, В. Р. Котова // Вопросы устойчивого развития общества. - 2020. - № 4-1. - С. 261-264.
48. Тюкин, О.А. Институт социальной работы как гарант повышения качества жизни людей пожилого возраста / О.А. Тюкин, И.Е. Лукьянова // Актуальные вопросы современной науки. - 2014. - № 37. - С. 37-50.
49. Федеральная служба государственной статистики // https://rosstat.gov.ru
50. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
51. Холостова, Е.И. Теория социальной работы: Учебник для магистров / Под общ. ред. Е.И. Холостовой, Е.Г. Студёновой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 474 с.
52. Чуканова, Т. В. Профилактика синдрома выгорания и стратегии преодоления стресса работников социальной сферы / Т. В. Чуканова // Отечественный журнал социальной работы. - 2019. - № 4(79). - С. 108-120.
53. Шайдукова, Л.Д. Социальная работа с пожилыми людьми. Новаторский Российский и зарубежный подход / Л.Д. Шайдукова // Инновационная наука. -
2016. - № 9. - С. 40-43.
54. Шестакова, Н.Н. Исследование человеческого капитала старших возрастов: постановка проблемы / Н.Н. Шестакова, И.Г. Васильев, Н.Е. Чистякова // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. - 2016. - № 4. - С. 31-48.
55. Ярхунова, Р. В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности социального работника / Р. В. Ярхунова, О. В. Шабанова // Современные тенденции прикладных исследований в психологии, педагогике и социологии : Сборник работ Всероссийской научно-практической конференции (Ульяновск, 07-08 сентября 2021 года). - Ульяновск: Издательский центр ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет», 2021. - С. 182-185.
56. CSCarver, MF. Scheier, JK. Weintraub, Assessing coping strategies: A theoretically based approach, “Journal of Personality and Social Psychology”, 56 1989, s. 267-283