Введение 3
1. Теоретические аспекты реализации интерактивного обучения и средств облачных технологий при изучении информатики в общеобразовательной школе 8
1.1. Современный уровень и тенденции развития интерактивных методов обучения 8
1.2. Современные интернет-сервисы и облачные технологии, позволяющие решать задачи организации обучения информатике на основе использования интерактивных методов обучения
13
1.3. Модели организации обучения основному курсу информатики на основе использования
интерактивных методов обучения и средств облачных технологий 26
Модель 1 «Ориентир на самостоятельное формирование целостного представления по изучаемой темы» 28
Модель 2 «Ориентир на самостоятельное расширение знаний по изучаемой теме» 33
Модель 3 «Ориентир на выполнение комплексной работы по закреплению пройденного материала» 37
Модель 4 «Ориентир на практическую составляющую занятия» 42
2. Организация обучения основному курсу информатики на основе использования интерактивных методов обучения и средств облачных технологий 50
2.1. Учебные материалы для организации обучения основному курсу информатики на основе
использования интерактивных методов обучения и средств облачных технологий 50
2.2. Методические рекомендации по организации обучения основному курсу информатики на
основе использования интерактивных методов обучения и средств облачных технологий 58
Урок 1: Компьютерная графика 61
Урок 2: Технические средства компьютерной графики 67
Урок 3: Введение в программирование на языке Pascal 72
Урок 4: Операторы ветвления 76
Заключение 82
Список использованных источников 86
Приложения 89
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Неотъемлемой чертой развития современного образования является тесная взаимосвязь информационных и педагогических технологий обучения, благодаря удачному сочетанию которых появляется возможность раскрытия творческого потенциала и индивидуальности обучающегося. В дидактическую систему широко включаются электронные образовательные ресурсы. Информатизация образования объективно влечет за собой реорганизацию учебно -методической работы; возрастание роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей; изменение роли учебного заведения; резкое увеличение объема доступных информационных и образовательных ресурсов. Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных, профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к школе.
Структура содержания общеобразовательного курса информатики определяется тремя укрупнёнными разделами:
• информационные процессы;
• разработка алгоритмов и программирование;
• информационные технологии современного общества.
Необходимость разработки новой программы обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания общего образования в целом, с другой стороны, потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
На современном этапе образования, стоит задача формирования образовательных результатов, включающих в себя фундаментальные и практические знания о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей; о возможности достижения успеха в том или ином виде деятельности, ценностные ориентиры деятельности; умение и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды деятельности. При формировании предметных образовательных результатов чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески - критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъект жизнедеятельности.
В условиях растущего потока информации становится актуальным обучение детей умению учиться. Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяют интерактивные методы обучения [3].
Интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие) - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Интерактивное обучение носит развивающий характер. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, а его опыт служит основным источником учебного познания.
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Данная особенность находит свое отражение как в отборе содержания образования, реализуемого в рамках технологии интерактивного обучения, так и в подходах к отбору конкретных технологий интерактивного обучения.
Одним из средств организации такого обучения являются облачные технологии - технологии реализации информационной деятельности человека. Облачные технологии в школьном образовании сейчас очень востребованы. При выполнении творческих работ без них просто уже не обойтись.
В настоящее время существует незначительный опыт использования электронных образовательных ресурсов, и в частности облачных технологий, в образовательном процессе учебных заведений различных уровней. В ряде учебных заведений облачные технологии применяются лишь для хранения и редактирования документов, при этом не используются их педагогические и дидактические возможности.
В силу того, что в настоящее время существует противоречие между необходимостью изменения подходов к организации обучения информатике, продиктованное требованиями ФГОС к образовательным результатам учащихся, и недостаточной проработанностью методических аспектов применения современных средств ИКТ (в частности облачных технологий) для обучения информатике, возникает необходимость исследования особенностей организации обучения основному курсу информатики на основе использования интерактивных методов обучения и средств облачных технологий.
Такое применение облачных ресурсов в образовательном процессе школы, и отношение к ним в целом, порождает следующую проблему: какие модели организации обучения основному курсу информатики на основе интерактивных методов с использованием средств облачных технологий целесообразно применять в основной школе?
В соответствии с проблемой и противоречием сформулирована тема: «Организация интерактивного обучения информатике на основе использования облачных технологий».
Цель: разработать модели организации обучения основному курсу информатики на основе использования интерактивных методов обучения и средств облачных технологий и методические рекомендации по их практической реализации.
Объект: процесс обучения основному курсу информатики.
Предмет: модели организации обучения основному курсу информатики на основе использования интерактивных методов обучения и средств облачных технологий.
Задачи:
1. На основе анализа научной и научно -методической литературы выявить современный уровень и тенденции развития интерактивных методов обучения;
2. Описать современные интернет-сервисы и облачные технологии, применение которых позволяет решать задачи организации обучения информатике на основе использования интерактивных методов обучения;
3. Спроектировать модели организации обучения основному курсу информатики на основе использования интерактивных методов обучения и средств облачных технологий;
4. Разработать дидактические материалы для организации обучения основному курсу информатики на основе использования интерактивных методов обучения и средств облачных технологий;
5. Разработать методические рекомендации организации обучения основному курсу информатики на основе использования интерактивных методов обучения и средств облачных технологий.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке моделей организации обучения основному курсу информатики на основе использования интерактивных методов обучения и облачных технологий соотнесённых с достигаемыми образовательными результатами согласно требованиям ФГОС ООО.
Практическая значимость работы состоит в разработке дидактических материалов для обучения основному курсу информатики на основе использования интерактивных методов обучения и облачных технологий и методических рекомендаций по практической реализации теоретических моделей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (21 источник), приложений (8 шт.)
В процессе работы:
1. Выявлен современный уровень и тенденции развития интерактивных методов обучения, который характеризуется обеспечением максимальной активности самого учащегося в процессе формирования ключевых образовательных результатов, так как последние формируются только в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, внедрение которых, позволяет за достаточно короткий срок передать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения учащимися изучаемого материала и закрепление его на практике, осуществление интеграции информатики с другими науками.
2. Составлен перечень современных интернет-сервисов и облачных технологий, применение которых позволяет решать задачи организации обучения информатике на основе использования интерактивных методов обучения. Описанные в работе сервисы и технологии способствуют повышению интереса к обучению, расширению кругозора, дают разнообразные необходимые средства обучения, источники информации и удобный инструментарий для работы с этой информацией.
При анализе научно -методической литературы и опыта применения облачных технологий, были выделены дидактические возможности, подтверждающие целесообразность их применения при обучении школьников информатике:
• совместное использование и публикация документов различных видов и назначения;
• выполнение учащимися практических работ в условиях отсутствия на «время проведения занятий»;
• организация групповых, парных и индивидуальных работ не только на уроке, но и во внеурочное время;
• организация интерактивных занятий и коллективного преподавания; организация разных форм контроля.
3. Спроектированы модели организации обучения основному курсу информатики на основе использования интерактивных методов обучения и средств облачных технологий. Основным принципом реализации данных моделей являлась: максимальная активизация самостоятельной деятельности учащихся, с возможностью своевременного и достаточного контроля учебного процесса со стороны учителя.
Разнообразие разработанных моделей заключается в формах подхода к изучению темы урока:
В первой модели реализуется самостоятельное рассмотрение учащимися изучаемого материала. Ролью учителя является определение границ изучаемой темы, разграничение тематических информационных блоков и поддержка учащихся в рассмотрении затруднительных моментов. При реализации данной модели предполагается развитие у учащихся умения самостоятельной постановки задач и организации рабочего процесса, распределения трудовых обязанностей .
Вторая модель предполагает получения тех же результатов, что и в первой модели. Правда теперь, изучение учебного материала характеризуется переходом от общих положений, изложенных преподавателем, к самостоятельному познанию конкретных сторон рассматриваемой проблемы.
Третья, гибридная, модель предлагает возможный вариант проверки усвоения учебного материала и его практического закрепления, в условиях необходимости освоения большого объема знаний за короткий срок. Гибридность модели заключается в том, что этап теоретического изложения материала предполагает возможность встраивания иных моделей организации обучения.
Четвертая модель ориентирована на проведение уроков предполагающих формирование умений и навыков работы с какими-либо программно-техническими средствами. Личностные качества необходимые
для коллективного взаимодействия, самоорганизации и самосовершенствования предполагается формировать за счет коллективно - групповой отработки умений и навыков, а не формирования знаний, как это было в предыдущих моделях.
4. Разработаны дидактические материалы для организации обучения основному курсу информатики на основе использования интерактивных методов обучения и средств облачных технологий. Дополнительно с прототипами рабочих материалов описаны специфика разработки дидактических средств для проведения интерактивных занятий и основные принципы создания и работы с интерактивными дидактическими средствами.
В частности:
• централизация рабочего материала, теперь он не распределяется по подгруппам, а объединяет учащихся для групповой работы над общей задачей;
• внедрение интерактивных элементов, теперь материал не просто средство, но и рабочий инструмент;
• возможность внесения изменений в реальном времени, для корректировки и адаптации материала под конкретные условия;
• возможность приведения материала в начальное состояние с целью многократного использования.
5. Разработаны методические рекомендации организации обучения основному курсу информатики на основе использования интерактивных методов обучения и средств облачных технологий, представлены в виде:
• методического планирования с перечнем необходимых средств и учебных задач, необходимых для усвоения темы;
• методических рекомендаций по организации деятельности на занятии, работе с облачными ресурсами и по возможным затруднительным моментам, которые могут возникнуть в ходе урока;
• размещенных в приложении конспектов проведения уроков и дополнительных материалов.
Т аким образом, цель работы достигнута.
1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности.
- переиздание М., Правда, 1991.
2. Бобров В.В. Инновации в технологии высшего образования (социально-философский аспект). Дисс. ... канд. философ. наук. - Новосибирск, 1994.
3. Выготский Л. С. Проблема сознания // Психология грамматики. М.: переиздание МГУ, 2006 г.С. 178-196.
4. Газейкина, А. И. Кувина А. С. Применение облачных технологий в процессе обучения школьников / Газейкина, А. И. Кувина А. С // Педагогическое образование в России - 2012 /№ 6
5. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996 - 112 с.
6. Домрачев, В.Г. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий [Текст]/В.Г.Домрачев, И.В.Ретинская // Информационные технологии. - 1996. - № 2. - C.10-13.
7. Куликова Л.Н. Интерактивные методы в образовании: личностно - созидающие смыслы [Текст]: сб. науч ст. по материалам Международной науч.-практ. конф. / Л.Н Куликова; сост. H.H. Быстрова, Г.И. Пигуль; под ред. Л.Н. Куликовой. Хабаровск: ХГПУ, 2002. - 3-24 с.
8. Маркова А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Сайт научно-исследовательской лаборатории личностного и корпоративного развития 2013г.http ://psytolerance. info/
9. Маршалов Александр Программирование в облаке: Небольшой обзор Онлайн-IDE (перевод) [Электронный ресурс] // Хабрахабр. - 2.09.2011
- Режим доступа:http ://habrahabr.ru/post/127567/.
10. Пескова Л.А. Методы и средства интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей в интернет-обучении. Дисс. ... канд. пед. наук - Улан-Удэ, 2006.
11. Петренко М.А. Теория педагогической интеракции: Автореф. дисс. ... доктора пед. наук. Ростов-н/Д., 2010. — 8 с.
12. Пономарева Е.А. Сервисы web 2.0 для учителя [Электронный ресурс] // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. - 26.11.2014. - Режим доступа:http://www. openclass. ru/node/304449.
13. Методы обучения, Материал из Википедии - свободной
энцикло педииhttp://ru. wikipedia.org/wiki/Методы обучения
14. Методическая копилка Интернет-ресурсов [Электронный ресурс] // Портал электронных образовательных ресурсов БГУ. - 29.12.2014. - Режим доступа:http ://e.bsu. ru/mod/page/view. php?id=2337.
15. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ - V Студенческий научный форум (15 февраля - 31 марта 2013 года)http ://scienceforum.ru
16. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим- Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 157 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки Россииот17 мая 2012 г. № 413)
18. Обзор 10+ облачных хранилищ данных (облачные хранилища данных) [Электронный ресурс] // Топ обзор. - 11.03.2015. - Режим доступа: www.topobzor.com.
19. 10 сервисов совместной работы для управления проектами [Электронный ресурс] // coolwebmasters.comонлайн-журнал для профессиональных веб-дизайнеров и разработчиков - 11.09.2014 - Режим доступа:http ://www.coolwebmasters. com/project-management/5209- 10-servisov-sovmestnoy-raboty-dlya-upravleniya-proektami.html.
20. 20 сервисов для создания и редактирования презентаций [Электронный ресурс] // Лайкни. Все о Digital. - 21.04.2014 - Режим доступа: http://www. likeni.ru/analytics/20-servisov-dlya-sozdaniya-i-redaktirovaniya-prezentatsiy/.
21. Gliffy - подробное описание программы [Электронный ресурс] // Неофициальный сайт факультета ВолгГТУ. - 13.12.2011 - Режим доступа: http ://fevt. ru/load/gliffy diagrams/104-1 -0- 839.